Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:36, курсовая работа
В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным полом, и развиваются определенные характеристики личности – маскулиные или феминые. При этом они могут не совпадать с полом – мужчины могут обладать фемиными чертами, а женщины – маскулиными, а так же встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная идеология – бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и женщины.
1. Гендерные различия:__________________________________
- Внимание и память_________________________________________
- Эмоциональные состояния___________________________________
- Личностные характеристики_________________________________
- Гендерные отношения______________________________________
- Дружеские и интимные отношения___________________________
2. Психология общения:________________________________
- Стили общения____________________________________________
- Эффективные технологии общения:__________________________
* Технология безпроблемного общения Т.Гордона__________
* Технология подлинного общения Э.Берна________________
* Технология спонтанности Ф.Перлза_____________________
* Технология моделирования успеха в общении Р.Бэндлера и Дж.Гриндера_______________________________________________
- Стиль взаимодействия______________________________________
- Личностные смыслы________________________________________
- Инструменты коммуникации________________________________
3. Психология юношеского возрата (Психическое развитие и формирование личности в юношеском возрасте):___________
- Взаимоотношения со сверстниками__________________________
- Взаимоотношения в семье__________________________________
- Взаимоотношения полов (Ухаживание и любовь)______________
Есть более тонкие бессознательные видимые реакции, специалисты НЛП делят на четыре группы: изменения цвета кожи, моментальные изменения мускулов, изменения нижней губы, изменения дыхания.
Ресурсное состояние. Чтобы чувствовать себя достаточно уверенным и сильным, предлагать идеи, отстаивать свое мнение, претворять в жизнь свои планы и решения, вам необходимо получить доступ к своим жизненным ресурсам, уметь восстанавливать силы всякий раз, когда это необходимо.
Ресурсное состояние – это оптимальное внутреннее состояние человека. Оно основано на воспоминаниях о когда-то успешно выполненной работе и может быть использовано для эффективного общения.
Чтобы научиться входить в ресурсное состояние, необходимо освоить четыре шага: 1)поиск воспоминаний об успехе в своем прошлом опыте; 2)восстановление их в своем воображении; 3)установление «ресурсного якоря»; 4)вхождение в ресурсное состояние.
Методология изменения. Для решения конкретной проблемы можно использовать многие инструменты.
Используя НЛП на практике, очень важно помнить о том, что мы бесконечно адаптируемся к нашему окружению: любое поведение, даже самое плохое, ориентировано на адаптацию. Поэтому, изменяя один элемент в целом, мы изменяем всю систему. Изменяясь сами, мы инициируем изменения других.
Надо узнать у человека, которого мы хотим изменить что на самом деле происходит, как и почему. Человек, который ведет себя каким-то непродуктивным образом, настойчиво повторяет определенную реакцию, ограничивающую его реакцию, хочет отнюдь не того, о чем он продолжает утверждать изо дня в день: помощи, денег, любви… на самом деле он преследует другую цель.
Метафоры. Метафоры – эффективный инструмент влияния, воздействующий на подсознание. Слушая анекдот или сказку, новеллу или стихи, басни или притчи, шутки или сплетни, мы невольно отождествляем себя с персонажами или событиями, испытываем сходные ощущения, проявляем интерес к тому, как завершится данная история. Способ, с помощью которого герой решает свою проблему, может подсказать решение человеку, оказавшемуся в аналогичной затруднительной ситуации.
Метафорами могут быть анекдот, история, фраза главное – найти аналогичную ситуацию и изменить конец в желаемом для нас направлении.
Извлечение уроков из ошибок. Если вы действительно хотите стать гибкими, вы можете использовать для этого даже свои собственные ошибки.
Первый шаг поможет вам осознать негативный результат и сопровождаемые им эмоции. Второй – установить причины, приведшие к ошибке. Третий шаг не менее ответственен: надо точно определить, какой результат вы хотите получить в будущем в сходной ситуации.
Освойте
метапозицию – это еще одна
важная аксиома успешного
В
заключение хочется сказать несколько
предостерегающих слов. Сама по себе философия
НЛП не несет опасности, но использование
его инструментария требует высокой
степени ответственности. Будем
помнить, что только изменение самого
себя приведет к изменению окружающих.
Психическое
развитие и формирование
личности
в юношеском возрасте.
Современная психология рассматривает развитие на всех возрастных ступенях как выполнение определенных задач. Эта концепция сменила учение о фазах и ступенях, однако такая точка зрения не нова и детально обсуждалась уже Шпрангером в 1926.
Хавигхерст определил следующие задачи развития в юношеском возрасте:
1. Принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела: необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно управлять своим телом во время спортивных занятий, на досуге, в работе и повседневной жизни.
2. Усвоение мужской или женской роли: молодые люди должны индивидуально избрать структуру полового поведения и «образ» своей половой роли.
3. Установление новых и более зрелых отношений с ровесниками обоих полов. Важным становится влияние группы.
4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Родителям нелегко признать за детьми право на независимость: как бы ни стремились они воспитать детей самостоятельными, им хотелось бы как можно дольше сохранить семейную структуру с взаимной зависимостью детей и родителей.
5. Подготовка к профессиональной карьере: обучение в юношеском возрасте прямо (у работающих молодых людей) или косвенно (в высшей школе) нацелено на освоение профессии.
6. Подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей. Удлинение времени учебы зачастую до третьего десятилетия жизни в связи с развитием общества вынуждает искать здесь новые решения.
7. Формирование социально-ответственного поведения: речь идет о подготовке к участию в деятельности на пользу общества и усвоении политической и общественной ответственности гражданина.
8. Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной «интернализированной» структуры ценностей как руководства к действиям.
Задачи развития формулируются сходным образом и другими авторами. Некоторые различают на основе их специфики ранний и поздний периоды взросления с постепенным переходом от одного к другому, не носящим характера качественного скачка. С точки зрения самих молодых людей также существуют заметные различия в субъективном значении задач развития в зависимости от возраста и пола.
Задачи развития тесно взаимосвязаны с принятием ролей. Врастание в социальные роли -- исключительно важный компонент взросления. Под ролью подразумевается последовательность взаимозависимых форм поведения, согласованная с аналогичной последовательностью у других лиц.
Роль
характеризуется тремя
-структурированность, т. е. отличие от других ролей;
-настройка на роли других лиц и зависимость от них;
-независимость
от данного исполнителя:
Принятие определенной роли зависит, в частности, от ее признания обществом, соответствия индивидуальным ожиданиям и способностям, а также от предыдущего опыта, облегчающего соответствующее данной роли поведение. Роли, находящие признание в обществе, соответствующие индивидуальным потребностям и уже отчасти знакомые, усваиваются легче всего. Ролевые конфликты возникают в том случае, когда индивид должен сочетать в поведении две противоречивые роли. Такие конфликты особенно распространены именно в период взросления. При определенных обстоятельствах они могут вести к возникновению отклоняющегося поведения или даже к тому, что желанная, но недоступная роль вызывает враждебное отношение. Многие в период взросления не в состоянии принять однозначную роль. [11; 148].
Взаимоотношения в семье.
Одна из целей развития молодых людей – постепенная эмоциональная и материальная эмансипация (приобретение профессии, собственного дома, наконец, собственной семьи). Однако переход к материальной независимости у большинства молодых людей все более замедляется из-за удлинения сроков школьного и профессионального обучения. Вследствие этого, а также по причине безработицы многим молодым людям все дольше приходится жить за счет доходов родителей. И все же процесс отделения от семьи, как правило, не вызывает конфликтов.
Тем не менее, не у всех он происходит одинаково.
У девушек он начинается раньше, чем у юношей, но не заходит так далеко, как у последних. Отделение девушек от своих матерей, по-видимому, – особая проблема, остающаяся пока практически неизученной.
В низших социальных слоях этот разрыв происходит раньше и резче, чем в высших. В рабочих семьях психосоциальная и экономическая самостоятельность тесно взаимосвязаны; в группах с более высоким достатком материальная эмансипация обычно наступает значительно позже психосоциальной и во многом независимо от нее.
С
ростом продолжительности школьного
обучения и более поздним началом
трудовой деятельности в связи с
отсутствием работы до и после
получения профессионального
В теориях психоанализа и интеракционизма выделены наиболее важные составляющие процесса отделения от семьи:
Психоанализ подчеркивает роль ребенка, запечатлевающего «внутри себя» (интроекция) родителей и их поведение; в результате процесс разрыва с семьей, подразумевающий частичный отказ от идентификации, происходит болезненно.
Интеракционизм
подчеркивает роль родителей, которые
своими представлениями о ребенке
и его оценкой оказывают
Сочетание
этих подходов охватывает все многообразие
отношений между родителями и
освобождающимися от их влияния детьми
и позволяет различать
Процесс разделения становится понятным лишь в том случае, если рассматривать семью как систему. Такой подход предполагает, что изменение части изменяет целое. Процесс отделения индуцируется развитием подростка, включающим сильное стремление к самостоятельности и автономии. Эти изменения вызывают у родителей реакцию в виде усиленной потребности в контроле, грусти по поводу отдаления детей, боязни их потерять или же спокойствия и понимания. Эмоциональное состояние родителей, в свою очередь, влияет на поведение как детей, так и родителей. Процесс выяснения отношений обостряется к концу фазы взросления и «разрешается» по-разному. Может восстановиться стабильная и прочная связь с родителями, наступить более продолжительный и непримиримый разрыв или же сохраниться амбивалентная связь, характеризующая затянувшееся расхождение.
В процессе отделения от семьи выделяют различные компоненты или измерения. Вслед за Найдхардтом можно говорить о четырех областях взаимоотношений между родителями и взрослеющими детьми:
- взаимодействия в сфере общения;
- нормативный контроль родителей над детьми;
- эмоциональная связь и солидарность;
- экономическая
зависимость (или
Взаимоотношение со сверстниками.
В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами отрочества. Понятно, что они ищут поддержки у тех, кто испытывает то же самое, то есть у сверстников.
Чтобы определить, сколько времени подростки проводят в кругу сверстников, а сколько – с другими людьми, включая родителей, Ксикзентмихали и Ларсон придумали остроумный способ проследить и зафиксировать характер занятий тинэйджеров. Раздав старшеклассникам пейджеры, они звонили им несколько раз в течение дня и вечера, чтобы среди прочего узнать, кто находится в этот момент рядом с ними. Подростки проводили со сверстниками значительно больше времени, чем с взрослыми. И если с семьей, включая родителей, братьев и сестер, они находились около одной пятой своего времени, то половину его – в кругу сверстников, включая друзей и одноклассников. Четверть времени они оставались одни. По мнению исследователей, количество времени, отдаваемое сверстникам, к старшим классам школы увеличивается.
Круг ровесников играет основную роль в развитии социальных навыков подростка. Характерные для тинэйджеров отношения равенства помогают выработке положительных реакций на различные кризисные ситуации, с которыми сталкиваются молодые люди.
Информация о работе Психологические особенности общения в юношеском возрасте