Психологические особенности общения в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание

В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным полом, и развиваются определенные характеристики личности – маскулиные или феминые. При этом они могут не совпадать с полом – мужчины могут обладать фемиными чертами, а женщины – маскулиными, а так же встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная идеология – бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и женщины.

Содержание

1. Гендерные различия:__________________________________
- Внимание и память_________________________________________
- Эмоциональные состояния___________________________________
- Личностные характеристики_________________________________
- Гендерные отношения______________________________________
- Дружеские и интимные отношения___________________________
2. Психология общения:________________________________
- Стили общения____________________________________________
- Эффективные технологии общения:__________________________
* Технология безпроблемного общения Т.Гордона__________
* Технология подлинного общения Э.Берна________________
* Технология спонтанности Ф.Перлза_____________________
* Технология моделирования успеха в общении Р.Бэндлера и Дж.Гриндера_______________________________________________
- Стиль взаимодействия______________________________________
- Личностные смыслы________________________________________
- Инструменты коммуникации________________________________
3. Психология юношеского возрата (Психическое развитие и формирование личности в юношеском возрасте):___________
- Взаимоотношения со сверстниками__________________________
- Взаимоотношения в семье__________________________________
- Взаимоотношения полов (Ухаживание и любовь)______________

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 4 курс_ Психологические особенности общения в юношеском возрасте ( на примере студентов вуза).doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

     Есть  более тонкие бессознательные видимые реакции, специалисты НЛП делят на четыре группы: изменения цвета кожи, моментальные изменения мускулов, изменения нижней губы, изменения дыхания.

     Ресурсное состояние. Чтобы чувствовать себя достаточно уверенным и сильным, предлагать идеи, отстаивать свое мнение, претворять в жизнь свои планы  и решения, вам необходимо получить доступ к своим жизненным ресурсам, уметь восстанавливать силы всякий раз, когда это необходимо.

     Ресурсное состояние – это оптимальное  внутреннее состояние человека. Оно  основано на воспоминаниях о когда-то успешно выполненной работе и  может быть использовано для эффективного общения.

     Чтобы научиться входить в ресурсное состояние, необходимо освоить четыре шага: 1)поиск воспоминаний об успехе в своем прошлом опыте; 2)восстановление их в своем воображении; 3)установление «ресурсного якоря»; 4)вхождение в ресурсное состояние.

     Методология изменения. Для решения конкретной проблемы можно использовать многие инструменты.

     Используя НЛП на практике, очень важно помнить  о том, что мы бесконечно адаптируемся к нашему окружению: любое поведение, даже самое плохое, ориентировано  на адаптацию. Поэтому, изменяя один элемент в целом, мы изменяем всю систему. Изменяясь сами, мы инициируем изменения других.

     Надо  узнать у человека, которого мы хотим  изменить что на самом деле происходит, как и почему. Человек, который  ведет себя каким-то непродуктивным образом, настойчиво повторяет определенную реакцию, ограничивающую его реакцию, хочет отнюдь не того, о чем он продолжает утверждать изо дня в день: помощи, денег, любви… на самом деле он преследует другую цель.

     Метафоры. Метафоры – эффективный инструмент влияния, воздействующий на подсознание. Слушая анекдот или сказку, новеллу или стихи, басни или притчи, шутки или сплетни, мы невольно отождествляем себя с персонажами или событиями, испытываем сходные ощущения, проявляем интерес к тому, как завершится данная история. Способ, с помощью которого герой решает свою проблему, может подсказать решение человеку, оказавшемуся в аналогичной затруднительной ситуации.

     Метафорами  могут быть анекдот, история, фраза  главное – найти аналогичную  ситуацию и изменить конец в желаемом для нас направлении.

     Извлечение  уроков из ошибок. Если вы действительно  хотите стать гибкими, вы можете использовать для этого даже свои собственные  ошибки.

     Первый  шаг поможет вам осознать негативный результат и сопровождаемые им эмоции. Второй – установить причины, приведшие к ошибке. Третий шаг не менее ответственен: надо точно определить, какой результат вы хотите получить в будущем в сходной ситуации.

     Освойте метапозицию – это еще одна важная аксиома успешного взаимодействия. Метапозиция позволяет нам занять дистанцию, необходимую, чтобы не только справиться с трудной ситуацией, но и ее хозяином. Она позволяет нам «встать над» волнующими моментами ситуации и принять решение, которое недоступно человеку, когда он во власти сильных эмоций. Влияние – это процесс, воздействующий в первую очередь на подсознание.

     В заключение хочется сказать несколько  предостерегающих слов. Сама по себе философия  НЛП не несет опасности, но использование  его инструментария требует высокой  степени ответственности. Будем  помнить, что только изменение самого себя приведет к изменению окружающих. 

 

Психическое развитие и формирование личности  
в юношеском возрасте.

     Современная психология рассматривает развитие на всех возрастных ступенях как выполнение определенных задач. Эта концепция сменила учение о фазах и ступенях, однако такая точка зрения не нова и детально обсуждалась уже Шпрангером в 1926.

     Хавигхерст  определил следующие задачи развития в юношеском возрасте:

1. Принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела: необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно управлять своим телом во время спортивных занятий, на досуге, в работе и повседневной жизни.

2. Усвоение мужской или женской роли: молодые люди должны индивидуально избрать структуру полового поведения и «образ» своей половой роли.

3. Установление новых и более зрелых отношений с ровесниками обоих полов. Важным становится влияние группы.

4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Родителям нелегко признать за детьми право на независимость: как бы ни стремились они воспитать детей самостоятельными, им хотелось бы как можно дольше сохранить семейную структуру с взаимной зависимостью детей и родителей.

5. Подготовка к профессиональной карьере: обучение в юношеском возрасте прямо (у работающих молодых людей) или косвенно (в высшей школе) нацелено на освоение профессии.

6. Подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей. Удлинение времени учебы зачастую до третьего десятилетия жизни в связи с развитием общества вынуждает искать здесь новые решения.

7. Формирование социально-ответственного поведения: речь идет о подготовке к участию в деятельности на пользу общества и усвоении политической и общественной ответственности гражданина.

8. Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной «интернализированной» структуры ценностей как руководства к действиям.

     Задачи  развития формулируются сходным  образом и другими авторами. Некоторые  различают на основе их специфики  ранний и поздний периоды взросления с постепенным переходом от одного к другому, не носящим характера качественного скачка. С точки зрения самих молодых людей также существуют заметные различия в субъективном значении задач развития в зависимости от возраста и пола.

     Задачи  развития тесно взаимосвязаны с  принятием ролей. Врастание в  социальные роли -- исключительно важный компонент взросления. Под ролью подразумевается последовательность взаимозависимых форм поведения, согласованная с аналогичной последовательностью у других лиц.

     Роль  характеризуется тремя признаками:

-структурированность,  т. е. отличие от других ролей;

-настройка на  роли других лиц и зависимость  от них;

-независимость  от данного исполнителя: данную  роль, не меняя ее структуры,  может выполнять и кто-то другой.

     Принятие  определенной роли зависит, в частности, от ее признания обществом, соответствия индивидуальным ожиданиям и способностям, а также от предыдущего опыта, облегчающего соответствующее данной роли поведение. Роли, находящие признание в обществе, соответствующие индивидуальным потребностям и уже отчасти знакомые, усваиваются легче всего. Ролевые конфликты возникают в том случае, когда индивид должен сочетать в поведении две противоречивые роли. Такие конфликты особенно распространены именно в период взросления. При определенных обстоятельствах они могут вести к возникновению отклоняющегося поведения или даже к тому, что желанная, но недоступная роль вызывает враждебное отношение. Многие в период взросления не в состоянии принять однозначную роль. [11; 148].

     Взаимоотношения в семье.

     Одна  из целей развития молодых людей – постепенная эмоциональная и материальная эмансипация (приобретение профессии, собственного дома, наконец, собственной семьи). Однако переход к материальной независимости у большинства молодых людей все более замедляется из-за удлинения сроков школьного и профессионального обучения. Вследствие этого, а также по причине безработицы многим молодым людям все дольше приходится жить за счет доходов родителей. И все же процесс отделения от семьи, как правило, не вызывает конфликтов.

     Тем не менее, не у всех он происходит одинаково.

     У девушек он начинается раньше, чем  у юношей, но не заходит так далеко, как у последних. Отделение девушек  от своих матерей, по-видимому,  – особая проблема, остающаяся пока практически неизученной.

     В низших социальных слоях этот разрыв происходит раньше и резче, чем в высших. В рабочих семьях психосоциальная и экономическая самостоятельность тесно взаимосвязаны; в группах с более высоким достатком материальная эмансипация обычно наступает значительно позже психосоциальной и во многом независимо от нее.

     С ростом продолжительности школьного  обучения и более поздним началом  трудовой деятельности в связи с  отсутствием работы до и после  получения профессионального образования  пребывание детей (особенно в возрасте до 20 лет) в родительском доме затягивается. Одновременно они дольше остаются в финансовой зависимости от родителей. Из-за этого процесс отделения от семьи может затрудниться настолько, что станет вообще невозможным. В большинстве случаев родители допускают самостоятельность детей лишь в той степени, которая соответствует экономической независимости последних.

     В теориях психоанализа и интеракционизма  выделены наиболее важные составляющие процесса отделения от семьи:

     Психоанализ подчеркивает роль ребенка, запечатлевающего «внутри себя» (интроекция) родителей и их поведение; в результате процесс разрыва с семьей, подразумевающий частичный отказ от идентификации, происходит болезненно.

     Интеракционизм  подчеркивает роль родителей, которые  своими представлениями о ребенке  и его оценкой оказывают глубокое влияние на процесс разрыва.

     Сочетание этих подходов охватывает все многообразие отношений между родителями и  освобождающимися от их влияния детьми и позволяет различать связанные  с процессом отрыва от семьи механизмы, характерные как для родителей, так и для детей.

     Процесс разделения становится понятным лишь в том случае, если рассматривать  семью как систему. Такой подход предполагает, что изменение части  изменяет целое. Процесс отделения  индуцируется развитием подростка, включающим сильное стремление к  самостоятельности и автономии. Эти изменения вызывают у родителей реакцию в виде усиленной потребности в контроле, грусти по поводу отдаления детей, боязни их потерять или же спокойствия и понимания. Эмоциональное состояние родителей, в свою очередь, влияет на поведение как детей, так и родителей. Процесс выяснения отношений обостряется к концу фазы взросления и «разрешается» по-разному. Может восстановиться стабильная и прочная связь с родителями, наступить более продолжительный и непримиримый разрыв или же сохраниться амбивалентная связь, характеризующая затянувшееся расхождение.

     В процессе отделения от семьи выделяют различные компоненты или измерения. Вслед за Найдхардтом можно говорить о четырех областях взаимоотношений  между родителями и взрослеющими детьми:

- взаимодействия  в сфере общения;

- нормативный  контроль родителей над детьми;

- эмоциональная  связь и солидарность;

- экономическая  зависимость (или независимость)  [11; 135].

     Взаимоотношение со сверстниками.

     В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами отрочества. Понятно, что они ищут поддержки у тех, кто испытывает то же самое, то есть у сверстников.

     Чтобы определить, сколько времени подростки проводят в кругу сверстников, а сколько – с другими людьми, включая родителей, Ксикзентмихали и Ларсон придумали остроумный способ проследить и зафиксировать характер занятий тинэйджеров. Раздав старшеклассникам пейджеры, они звонили им несколько раз в течение дня и вечера, чтобы среди прочего узнать, кто находится в этот момент рядом с ними. Подростки проводили со сверстниками значительно больше времени, чем с взрослыми. И если с семьей, включая родителей, братьев и сестер, они находились около одной пятой своего времени, то половину его – в кругу сверстников, включая друзей и одноклассников. Четверть времени они оставались одни. По мнению исследователей, количество времени, отдаваемое сверстникам, к старшим классам школы увеличивается.

     Круг  ровесников играет основную роль в  развитии социальных навыков подростка. Характерные для тинэйджеров  отношения равенства помогают выработке  положительных реакций на различные  кризисные ситуации, с которыми сталкиваются молодые люди.

Информация о работе Психологические особенности общения в юношеском возрасте