Психологические особенности общения в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание

В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным полом, и развиваются определенные характеристики личности – маскулиные или феминые. При этом они могут не совпадать с полом – мужчины могут обладать фемиными чертами, а женщины – маскулиными, а так же встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная идеология – бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и женщины.

Содержание

1. Гендерные различия:__________________________________
- Внимание и память_________________________________________
- Эмоциональные состояния___________________________________
- Личностные характеристики_________________________________
- Гендерные отношения______________________________________
- Дружеские и интимные отношения___________________________
2. Психология общения:________________________________
- Стили общения____________________________________________
- Эффективные технологии общения:__________________________
* Технология безпроблемного общения Т.Гордона__________
* Технология подлинного общения Э.Берна________________
* Технология спонтанности Ф.Перлза_____________________
* Технология моделирования успеха в общении Р.Бэндлера и Дж.Гриндера_______________________________________________
- Стиль взаимодействия______________________________________
- Личностные смыслы________________________________________
- Инструменты коммуникации________________________________
3. Психология юношеского возрата (Психическое развитие и формирование личности в юношеском возрасте):___________
- Взаимоотношения со сверстниками__________________________
- Взаимоотношения в семье__________________________________
- Взаимоотношения полов (Ухаживание и любовь)______________

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 4 курс_ Психологические особенности общения в юношеском возрасте ( на примере студентов вуза).doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

     Такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата. 

     Общение как возможность совместной деятельности. В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлений. Согласно словарю С.И.Ожегова, взаимодействие – это взаимная (т.е. обоюдная, касающаяся обеих сторон) связь двух явлений. В философском словаре взаимодействие трактуется как «процесс взаимного влияния», «всякая связь и отношение между материальными объектами и явлениями». [6]

     Межличностное взаимодействие – это реально  функционирующая связь субъектов, обладающих сознанием и целенаправленной активностью, которая характеризуется их взаимной зависимостью. Понятие «межличностное взаимодействие» объединяет такие частные понятия, как «взаимопонимание», «взаимопомощь», «сопереживание», «взаимное влияние». Эти составляющие имеют свою противоположность: «взаимное непонимание», «противодействие» или «отсутствие действия», «отсутствие сопереживания, сочувствия, взаимного влияния». [3;21] 

     Общение и восприятие. Греческий философ – стоик Эпикрет утверждал: «Людей больше беспокоят не события, а то, как они воспринимают их».

     Восприятие  другого человека есть процесс, в  котором происходит отражение его  внешних признаков, соотнесение  их с личностными свойствами воспринимаемого  индивида и осуществление на этой основе понимания его внутреннего  мира и поведения. 

     Общение и память. Если чувство общности является врожденным свойством, то стремление к превосходству приобретается в ходе жизни и направленно на использование общности для достижения собственного престижа.

     Карл  Густав Юнг разработал известную  в истории прихологии идею об интроверсии и экстраверсии, положенную в основу знаменитой типологии характеров. Задавшись вопросом, как индивид реагирует на препятствия, К.Юнг утверждает, что каждый обладает своим, характерным для него способом реагирования. [7]

     Создавая  классификацию характеров, К.Юнг сначала делили людей на активных и пассивных. Затем предположил, что существуют натуры «задумывающиеся» и «незадумывающиеся». И, наконец, выделил людей, которые «в момент реакции на ту или иную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря «нет», и только вслед за этим реагируют; и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой же ситуации реагируют, непосредственно, пребывая, по-видимому, в полной уверенности, что их поступок, несомненно правильный. [8] Первый класс, который характеризуется негативным отношением к объекту, соответствует интровертированной установке, а второй – носитель экстравертированной установки.

     Склонность  интровертов отстраняться от контакта с окружением из-за присущей им внутренней настороженности, негативного отношения к себе и миру в целом и склонность экстравертов к непосредственному реагированию, открытому контакту, основанную на их безусловной уверенности в правильности людей своей реакции. Это наблюдение К.Юнга позволяет утверждать: отношение человека к себе является решающим фактором, определяющим его стиль взаимодействия с окружением. 

     Общение и мышление. Мышлению служат три процесса – обобщение, опущение, искажение. Это три фильтра, которые человек вместе с особенностями восприятия использует, создавая свои уникальные представления о мире. Сами по себе эти три операции весьма полезны, хотя и несут в себе не только позитивный, но и негативный аспект.

     Обобщение – процесс, в котором отдельные  части, свойства или качества предмета (явления или человека) «отрываются» от своего «носителя» и воспринимаются как целостная его характеристика. Так, однажды нагрубивший ребенок превращается в глазах некоторых взрослых в «грубияна».

     Ощущение  – это процесс, позволяющий нам  обращать внимание на одни аспекты  реальности и не замечать других. Именно благодаря этому механизму мы можем разговаривать в переполненной комнате с другом, не замечая окружающих.

     Искажение – это процесс, позволяющий определенным образом смещать восприятие чувственных  данных. Так, человек привыкший к критике и контролю, посчитает похвалу неискренним комплиментом.

     В мире нет и двух людей, опыт которых  полностью совпал бы.

     Механизмы обобщения, опущения и искажения  прежде всего проявляются в интерпретациях или изначальных предположениях, которые человек строит, что может означать то или иное поведение собеседника, сказанное слово, интонация или жест. 

     Общение и эмоции. Известно, что эмоции различаются по качеству (модальности), интенсивности, продолжительности, глубине, генетическому происхождению, сложности и другим признакам.

     В психологической науке известно и единодушно призвано положение  о том, что эмоции оценивают значимость происходящего и сигнализируют  об этом субъекту, указывая на потребность, актуальную для той или иной ситуации.

     На  основании указанного положения  мы можем говорить об оценивающей, сигнальной и побуждающей функциях эмоциональной составляющей стереотипов межличностного общения. Известно, что в критических условиях, в частности в опасных, травмирующих, неожиданных ситуациях, возникают эмоции, которые вынуждают человека к неконструктивным стереотипным действиям. Бегство, оцепенение, агрессия и т.п. – это своего рода «аварийные» способы разрешения ситуаций, усвоенные человечеством в ходе его эволюционного развития.  Состояния аффекта, провоцирующие такие способы общения, относятся специалистами к особому классу эмоциональных процессов. Однако не только аффекты, но и другие ситуативные эмоции (например, возмущение, гордость, обида, ревность и др.) могут служить «запускающими факторами» неконструктивных, часто нежелательных поступков. [9] 

     Общение в социальной работе. Общаясь, люди объединяются друг с другом, чтобы сообща выполнить необходимое дело, обменяться при этом информацией, ресурсами, эмоциями и т.п. общаясь, люди помогают друг другу преодолеть многие негативные ситуации, например страхи.

     Разделение  – главная проблема общения. Особенности  конфликта, в полной мере относится  и к разделению.

     Социальное  разделение нельзя уничтожить простым  перераспределением богатства или  власти. Оно неуничтожимо в силу своей необходимости человеку. Разделение или отличие выступает необходимым и чрезвычайно важным звеном в эволюции человека и человечества. 

     Стили общения.

     Стиль как константная характеристика общения.

     В общении всегда присутствуют два  компонента: содержание и стиль. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное общение. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими. В любом случае содержание общения – сила переменная, поскольку оно определяется конкретной деятельностью, объемом выполняемых заданий и многими другими переходящими условиями и обстоятельствами.

     К.Левиным  и его последователями были выделены и описаны три стиля лидерства: авторитарный, демократический и  анархический. В более поздних  классификациях стали использоваться и другие, синонимичные обозначения, например: «директивный», «коллегиальный», «либеральный» или «властный», «коллективный», «попустительский».

     Авторитарным (директивным, властным) называют стиль  лидерства, при котором лидер  действует властью, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, сосредотачивает основные функции управления у себя в руках.

     Демократичный (коллегиальный, коллективный) лидер  стремится управлять группой  совместно с подчиненными, давая  им достаточную свободу действий.

     Либеральный (анархический, попустительский) стиль  лидерства – форма руководства, при которой лидер отстраняется от активного управления группой, позволяя членам группы делать все, что им захочется. Экспериментальные исследования, осуществленные отечественными психологами, показывают, что эффективность стиля лидерства зависит не только от качеств руководителя, но и от уровня развития группы. [3;59]

     Проблема  продуктивности стиля общения. Так, Е.В.Субботский, определяя стиль как форму, в которую облекается обмен актами общения, выделяет прагматический (эгоистический) и альтруистический стили. В прагматическом стиле участник общения использует партнера как средство для достижения своих собственных целей. В альтруистическом стиле для одного или обоих участников общения (односторонний или двусторонний альтруистический стиль) интересы партнера стоят на первом месте (партнер выступает как «цель сама по себе»). [10;104-106]

     Яркий представитель психоаналитического  направления – Р.Дрейкурс, который  был в свое время учеником А.Адлера. «Чтобы правильно понять ребенка, - считает Р.Дрейкурс, - учитель должен помнить о том, что, во-первых, поведение ребенка – плохое или хорошее – во многом зависит от  отношений и действий самого учителя, и, во-вторых, ученик, который плохо себя ведет, - это, прежде всего, несчастный ребенок. Для того, чтобы учитель мог корректировать поведение ребенка, ему необходимо прежде всего узнать, какие цели лежат за действиями ребенка. Во всем возможном многообразии целей Р.Дрейкурс выделяет четыре, наиболее типичные и важные: 1) ребенок хочет обратить на себя внимание (завоевание внимания); 2) ребенок хочет одержать верх над учителем, так как не хочет подчиняться ему (борьба за власть); 3) ребенок мстит учителю за то, что он нелюбим и обижен (месть или реванш); 4) ребенок демонстративно показывает, что он ни на что не способен, с тем чтобы его оставили впокое (демонстрация неадекватности). 

     Эффективные технологии общения.

  1. Технология безпроблемного общения Т.Гордона

Концепция «владения  проблемой»

     Известный американский психотерапевт Томас  Гордон разработал технологию эффективного разрешения проблем, возникающих в  межличностном общении.

     Т.Гордон выделяет четыре различных варианта слушания, которые дают учителю возможность  помочь детям, когда у них есть проблемы.

     Пассивное слушание (тишина). Пассивное слушание – мощное невербальное сообщение, которое  может заставить ребенка почувствовать  себя искренне принимаемым и воодушевить  его на все большую откровенность.

     Реакции признания, подтверждения. Хорошо помогает, особенно в паузах, использование вербальных и невербальных реплик и намеков, которые означают, что вы действительно настроены на волну говорящего. Такие реплики и намеки можно назвать «реакциями подтверждения и признания». Кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмуривание, отзывающиеся на то, что говорит ребенок, дают ему знать, что его действительно слушают. Вербальные реплики «У-гу», «О-о», «Я понимаю» также сообщают: собеседник внимателен, он заинтересован – можно продолжать.

     «Открывание дверей». Иногда ребенку нужны дополнительные поощрения, чтобы начать говорить или стать более открытым. Такие замечания Т.Гордон называет «открыванием дверей». Например: «не хочешь ли ты рассказать побольше об этом?», «Мне интересно, что ты говоришь». Они не содержат в себе оценки того, о чем говорится.

     Три предыдущих способа слушания относительно пассивны, они лишь дают ребенку  подтверждение, что его понимают. Поэтому психологи предлагают еще  один метод, который они называют «активным слушанием».

     Активное  слушание помогает понять, что стоит за тем или иным высказыванием человека. Слушая, мы анализируем проблемы говорящего, пытаемся понять, какие потребности не удовлетворены. Речь может точно соответствовать возникшей потребности, может – весьма приблизительно, а иногда вообще скрывает истинную заботу.

     Например, когда человек голоден, он может  так и сказать: «Я голоден». Это  всем понятно; ошибок в восприятии не будет. Но он может сказать: «Который час?», имея в виду «Не пора ли работать?» - а слушатель решить, что у него не в порядке часы. Активное слушание показывает, что мы внимательны к ребенку, заинтересованы в нем, стараемся изо всех сил понять его.

  1. Технология подлинного общения Э.Берна

     Основные  понятия трансактного анализа.

     Общаясь, человек может обратиться к своему собеседнику из одного из трех эго-состояний. Тот, в свою очередь, отвечает тоже из одного из своих эго-состояний. Подобный обмен ходами в общении называется трансакцией (или взаимодействием).

     Эрик  Берн считал трансакцию основной единицей общения. При этом первая сказанная фраза, взгляд или жест называются побуждающим ходом-стимулом, а ответный ход партнера – реакцией. Самая простая трансакция состоит из обмена двумя ходами и очень напоминает торговую операцию с ее принципом «ты – мне, я – тебе». Именно поэтому обмен ходами часто называют сделкой (лат. transaction), откуда и происходит название «трансактный анализ».

     Сценарий  по сути дела можно рассматривать  как типичный стиль взаимодействия.

     Что такое сценарий и как он действует? Э.Берн определяет сценарий жизни как «бессознательный жизненный план», который составляется в детстве в форме драмы, имеющей четко обозначенные начало, середину и конец. Конец, или финал, сценария называют «расплатой».

     Природа и происхождение сценария жизни. На выбор сценария в раннем детстве большое влияние оказывают родители ребенка. С первых дней они передают ему «послания», на основе которых формируются у человека представления о себе, о других людях и о жизни в целом. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте он может быть пересмотрен.

Информация о работе Психологические особенности общения в юношеском возрасте