Психологические особенности общения в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание

В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным полом, и развиваются определенные характеристики личности – маскулиные или феминые. При этом они могут не совпадать с полом – мужчины могут обладать фемиными чертами, а женщины – маскулиными, а так же встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная идеология – бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и женщины.

Содержание

1. Гендерные различия:__________________________________
- Внимание и память_________________________________________
- Эмоциональные состояния___________________________________
- Личностные характеристики_________________________________
- Гендерные отношения______________________________________
- Дружеские и интимные отношения___________________________
2. Психология общения:________________________________
- Стили общения____________________________________________
- Эффективные технологии общения:__________________________
* Технология безпроблемного общения Т.Гордона__________
* Технология подлинного общения Э.Берна________________
* Технология спонтанности Ф.Перлза_____________________
* Технология моделирования успеха в общении Р.Бэндлера и Дж.Гриндера_______________________________________________
- Стиль взаимодействия______________________________________
- Личностные смыслы________________________________________
- Инструменты коммуникации________________________________
3. Психология юношеского возрата (Психическое развитие и формирование личности в юношеском возрасте):___________
- Взаимоотношения со сверстниками__________________________
- Взаимоотношения в семье__________________________________
- Взаимоотношения полов (Ухаживание и любовь)______________

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 4 курс_ Психологические особенности общения в юношеском возрасте ( на примере студентов вуза).doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)
  1. Степень открытости во взаимоотношениях;
  2. Реакция на обратную связь;
  3. Стресс, связанный с отношениями с близкими людьми;
  4. Защитные механизмы (компенсаторное поведение, стратегии самопрезентации и самоусиления).[1;209]
 

     Открытость. Мальчики не рассказывают своих личных мыслей и чувств родителям и сверстникам так легко, как это делают девочки (данные Равенбака). Самым правдоподобным объяснением, пожалуй, является связь с освоением гендерных ролей. 

     Реакция на обратную связь. Молодые мужчины  не реагируют на негативную обратную связь (когда им сообщают, что их социальная сензитивность недостаточно развита), но реагируют на позитивную (в этом случае их сензитивность подобного рода увеличивается). Женщины в этом плане более чувствительны и уязвимы – они реагируют и на позитивную, и на негативную обратную связь (данные Игли), здесь мы снова наблюдаем, что и та и другая позиции имеют свои плюсы и минусы. Нечувствительность дает более мощную защиту от обид и неудач, но зато может приводить к проблемам во взаимоотношениях (например, из-за ошибок восприятия). Зато высокая сензитивность к мнению других людей (которая позволяет быстро повышать коммуникативную компетентность) может причинять страдания ее обладателю.

     Мотивация достижения и аффилиации. Обычно считается, что мальчики с детства имеют  большую потребность достижений в областях, связанных с неодушевленными предметами и не связанных с личностью, причем они мотивированы на него ради самого достижения. Женщины же имеют меньшую мотивацию достижения в областях, связанных с взаимодействием людей, и их усилия направлены не на сам успех, а на желание нравиться другим или избегать осуждения (Маккоби и Джаклин, 1978). 

     Заботливость. В ряде исследований женщины превосходили мужчин по эмоциональной открытости (которую иногда считают признаком способности к эмпатии). Так, женщины, пытаясь понравиться мужчинам, были более спонтанны и с удовольствием делились своими мыслями и чувствами, мужчины же были более рациональны: они использовали открытость как инструмент для управления взаимоотношениями. С физически привлекательными женщинами они были более эмоционально открыты, надеясь, что это поможет им продвинуться в развитии отношений. С непривлекательными женщинами они  не делились своими мыслями (Cross, Madson,1997). 

     Взаимодействие  с партнером своего и противоположного пола. Считается, что мальчики и девочки, мужчины и женщины меняют свое поведение в зависимости от того, с кем они взаимодействуют – с представителями своего пола или противоположного.

     Большая напряженность отношений внутри женских пар и большей кооперативности мужчин. При этом в общении с мужчинами кооперативность женщин возрастает.

     Мужчинам  для улучшения своей продуктивности необходима специальная стимуляция: сравнение себя с конкурентом  или борьба за лидерство, а женщины  в ней не нуждаются.

     Мужчины особенно жестко борются за лидерство  в присутствии женщин, поскольку  это повышает их сексуальную привлекательность, женщины же отказываются от лидерства, так как у них оно эту  привлекательность снижает. 

     Гендерные отношения. Две тенденции:

а) половой или гендерной сегрегации (общение с представителями своего пола) и б) конвергенции полов (общение с представителями противоположного пола).

     В повседневном общении мы должны уметь  общаться не только с представителями  своего (к этому мы привыкли с  детства), но и противоположного пола. 

     Гендерная агрессия. Дружба мальчиков основана на интересах (любовь к компьютеру, бейсболу), их дружба менее интимна: они меньше раскрываются, не склоны к физическим прикосновениям и контакту глаз. 

     Дружеские и интимные отношения. Дружба взрослых – женщин с женщинами, мужчин с мужчинами и уж тем более женщин с мужчинами (последнее обычно считается скрытой формой сексуальных отношений – Келли, 2000) – очень актуальные проблемы гендерных отношений.

     Дружба (как правило, обнополая) обычно предполагает интимность. Она проявляется в доверии, раскрытии какого-то личного секрета, самораскрытие, предоставление партнеру личной информации о себе.

     Выделяют 2 вида такого самораскрытия (Мортон, цит. по: Cross, Madson, 1997):

  1. «Описательное»: собеседник рассказывает о себе, но сообщает только факты;
  2. «оценочное»: партнер сообщает о своих мыслях и чувствах, оценках и взглядах (этот вид ведет к большей интимности, чем первый).

     По  данным многих авторов, для мужчин более  характерно описательное, а для женщин – эмоциональное самораскрытие.

     Необходимой предпосылкой дружбы для женщины  является сходство взглядов и ценностей, а для мужчин – сходство интересов  и предпочитаемой деятельности (Хилл и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997).

     Когда создается пара влюбленных, оказывается, что участники ждут от отношений различных вещей. Мужчины ориентированы на получение удовольствия – от самого секса и от возможности весело проводить время с партнершей. Женщины же ориентированы на создание долговременных прочных отношений, которые именуются любовью (Роской и другие).

     Во  взрослости женщины и мужчины  нередко демонстрируют приверженность к различным любовным стилям. Рассмотрим это явление более подробно. Типология  любовных стилей, которую в 1986г. разработали  К. и С.Хендрик. Она включает шесть типов любви:

  1. Эрос – чувственная любовь (страстность, преданность, физическое влечение);
  2. Людус – любовь-игра (множество партнеров, легкое, безответное отношение к любви как к игре);
  3. Мания – болезненная зависимость от партнера, желание безраздельно обладать им (одержимость, страстность и ревность);
  4. Прагма – любовь, основанная на разумном, практическом выборе партнера;
  5. Агапэ – альтруистическая, жертвенная любовь (гланая цель – счастье любимого человека);
  6. Сторге – любовь, основанная на прочной дружбе и уважении к партнеру.[1;302]

     У одного и того же человека может  наблюдаться сочетание различных  стилей.

     Мужчины предпочитают Эрос и Людус и отвергают  Агапэ и Манию.

     Женщины в своих отношениях с мужчинами  стремятся к Агапэ и отрицательно относятся к Людус. (М.Дэвис, 2001).

     Длительные  счастливые отношения невозможны без  того, чтобы мужчина и женщина  не учились друг у друга. 

     Предпочтительные  способы разрешения конфликта. Женщины  выбирают те стратегии, которые способствуют сохранению существующих взаимоотношений, а не достижению личных целей (например, сделку, компромисс, уменьшение враждебности). Мужчины же используют давление и стараются доминировать над партнером, чтобы добиться своего (Линда и коллеги).

     Американские  психологи С.Кросс и Л.Мэдсон объясняют эти данные наличием различных Я-концепций у женщин и мужчин: у первых она «взаимозависимая», т.е. построена на связи с другими людьми, а у последних – «независимая», когда взаимоотношения с другими людьми служит лишь средством к достижению индивидуалистических целей. 

     Использование различных речевых патеров. И  в деловых и в интимных разговорах мужчины больше говорят и чаще перебивают партнера, а женщины задают много вопросов, часто их повторяя.

     Добавлю и другие данные (цит. по: Hustone, Aschmore, 1986). В гетеросексуальных интимных парах разного пола используют различные речевые стратегии. Мужчины, чтобы добиться своего, прибегают к директивному стилю: они настойчивы, дают указания, настаивают, торгуются, убеждают женщин. Женщины же прибегают к деликатной стратегии: используют намеки, советы, уходы, отказ от общения (Фабло и коллеги).

     Такое различие речевых патеров может  вызвать раздражение и непонимание  у обоих полов.

     Настаивание на своей правоте у обоих партнеров может быть препятствием для улегурирования взаимоотношений.

     Таким образом, гендерные отношения между  полами формируются и развиваются  в сложных условиях. На протяжении всей жизни и в различных ситуациях  во взаимодействии полов проявляются  тенденции половой сегрегации или  конвергенции, которые ведут либо к конфронтации полов, либо к их хорошим взаимоотношениям. Две субкультуры (мужская и женская), которые вначале являются следствием половой сегрегации, в дальнейшем усиливают взаимное непонимание и конфронтацию полов. Однако ситуация не безнадежна. Достижения гендерной психологии могут помочь подлинному пониманию мужчинами и женщинами друг друга и установлению замечательных гармоничных отношений между ними. 

 

      Психология общения

     Проходя через жизненные испытания, человек  извлекает уроки из ошибок, подмечает положительные или отрицательные результаты и в дальнейшем использует свой опыт, хотя и не всегда осознанно.

     Экзистенциальная  психология (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, К.Роджерс, Э.Фромм, Э.Эриксон, К.Хорни, Р.Мэй и др.) – опирается в своих исследованиях в первую очередь на знания, полученные экспериментальным путем, а не на абстрактные категории.

     Экзистенциалисты, как известно, делают акцент на предельном одиночестве и единственности человека. И именно эта идея придает остроту  проблеме контакта, взаимодействия, взаимопроникновения в общении. Вербальная коммуникация не может решить проблему «связи между людьми в их единственности». Понимание возможно посредством «интуиции и сопереживания, любви и альтруизма, отождествления себя с другими и гомономии в целом». [4;39]

     Трудности на пути к взаимопониманию:

     Первая  трудность – мизонеизм – страх  перед новым и неизвестным. Психологи  используют термин сопротивление. В настоящее время в психиатрии мизонеизм понимают в клиническом смысле. Наблюдается при депрессивных состояниях, психастении, при характерологических изменениях у больных эпилепсией и церебральным атеросклерозом.

     Вторая  трудность – раздвоенность сознания. Выражается во внутриличностных и межличностных конфликтах в общении. Многие полагали, что каждый человек помимо обычной души имеет еще и так называемую «лесную душу», воплощенную в том звере и растении, с которым он имеет определенное психическое родство.

     Источник  внутреннего конфликта личности между стремление отстоять свою собственную сущность и стремлением соответствовать или противостоять требованиям и нормам социума. Эти две тенденции всегда присутствуют в личностной мотивации и определяют выбор, который совершает личность, общаясь с другими.

     Концептуальные  основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М.Безтерева, Л.С.Выгодского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, М.М.Бахтина и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

     Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой  замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

     Поскольку человек существо социальное, он постоянно  испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

     Общение и речь.

     Понимание механизмов преобразования общения  в сознание личности открывается  при исследовании Л.С.Выгодским проблем  мышления и речи. Итак, культурно-историческая психология побуждает нас в поисках механизмов преобразования общения в индивидуальный мир личности и порождения в процессе развития личности мира общения обратиться к проблемам языкознания. И это не случайно: человеческий резонанс исторической и культурной эволюции сконцентрирован прежде всего в языке того или иного народа, в его особенностях общения. «Язык есть орган, образующий мысль» [5;27]

      

     Невербальное  общение. Невербальная коммуникация является важнейшим наряду со звуковой речью средством общения людей.

     Невербальная  коммуникация – это выразительные  движения (мимика и пантомимика), жесты, использование предметов.

     В процессе воспитания и обучения, а  затем в профессиональном развитии каждый человек овладевает определенной системой вербальной и невербальной коммуникации и использует ее в общении. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Через жесты осуществляется обратная связь, которая играет определенную роль в целостном процессе взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Мы сможем понять, как встречено то, что мы говорим, - с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

Информация о работе Психологические особенности общения в юношеском возрасте