Психологические особенности общения в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание

В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным полом, и развиваются определенные характеристики личности – маскулиные или феминые. При этом они могут не совпадать с полом – мужчины могут обладать фемиными чертами, а женщины – маскулиными, а так же встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная идеология – бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и женщины.

Содержание

1. Гендерные различия:__________________________________
- Внимание и память_________________________________________
- Эмоциональные состояния___________________________________
- Личностные характеристики_________________________________
- Гендерные отношения______________________________________
- Дружеские и интимные отношения___________________________
2. Психология общения:________________________________
- Стили общения____________________________________________
- Эффективные технологии общения:__________________________
* Технология безпроблемного общения Т.Гордона__________
* Технология подлинного общения Э.Берна________________
* Технология спонтанности Ф.Перлза_____________________
* Технология моделирования успеха в общении Р.Бэндлера и Дж.Гриндера_______________________________________________
- Стиль взаимодействия______________________________________
- Личностные смыслы________________________________________
- Инструменты коммуникации________________________________
3. Психология юношеского возрата (Психическое развитие и формирование личности в юношеском возрасте):___________
- Взаимоотношения со сверстниками__________________________
- Взаимоотношения в семье__________________________________
- Взаимоотношения полов (Ухаживание и любовь)______________

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 4 курс_ Психологические особенности общения в юношеском возрасте ( на примере студентов вуза).doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание  сценария. Содержание сценария каждого  человека  уникально, словно отпечатки  пальцев. Однако все многообразные  по содержанию сценарии можно разделить  на три группы: победителя, побежденного и непобедителя.

     «Победитель» - это человек, достигающий своей  цели. «Победа» всегда соотносится  с  целями, которые человек ставит перед собой, и с чувствами, сопутствующими их достижению. «Победитель» всегда доволен  своими достижениями.

     «Побежденный» - это человек, который не достигает  своей цели. И опять дело заключается  не в победе самой по себе, а в  степени сопутствующего комфорта и  в характере эмоций.

     Человек, имеющий сценарий «непобедителя», изо  дня в день терпеливо несет  свою ношу, немного при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Он никогда не рискует, поэтому его сценарий часто называют «банальным».

     Подлинные чувства. Если мы в состоянии осознать подлинные чувства и позволить себе открыто их выражать, у нас всегда будет дополнительная информация, позволяющая точнее проанализировать ситуацию. Знание своих чувств – будь это страх или сомнение, обида или гнев – позволит точнее разобраться в том, что мы на самом деле хотим в той или иной ситуации, и найти выход, решение или необходимые аргументы.

     Окружающие  видят, что мы пытаемся спрятать от них свои чувства. Эмоции и чувства заразительны. Коллективные паники – тому подтверждение. Грусть героя или героини фильма находит свое воплощение в слезах некоторых зрителей. Люди нашего ближайшего окружения догадываются о наших сложностях, беспокойствах и радостях, даже если мы не желаем им это показывать. Помимо воли и сознания мы демонстрируем микроповедение, видимое невооруженным глазом. Покачивание головой, переминание с ноги на ногу, нахмуривание брови – вот далеко не полный перечень невербальных знаков, сообщающих окружающим об интимных чувствах человека.

     Если  бы, сталкиваясь с трудной проблемой, человек осмеливался выражать свои чувства, хороших решений было бы больше.

     Мы  закончили рассматривать трансактный анализ, в котором жизненные сценарии человека представляют собой типичный стиль взаимодействия с другими. Теперь, зная истоки сценариев, мы способны осознать деструктивную роль сценарных посланий и решений и знаем, как противостоять им. Мы можем стать экспериментами по вопросам содержания сценария и его процесса. Знаем, что, развивая подлинные чувства, можно навсегда расстаться с рэкетом, марками и «резиновыми лентами» и сделать шаг к продуктивному стилю взаимодействия.

  1. Технология спонтанности Ф.Перлза.

    Концепция гештальттерапии.

     Понятие «гештальт» трактуется как воспринимаемая целостность образа самого предмета и его значения как производного взаимодействия предмета, окружающей среды и конкретной ситуации.

     Возникшие потребности. Поведение человека – это сложное взаимодействие организма и окружающей среды, и оно всегда направлено на удовлетворение господствующей потребности. Когда потребность возникает, она выходит на первый план, удовлетворенная потребность удаляется на задний план, на ее месте появляется новая потребность, которая образует новый гештальт. Поведение человека всегда направленно на удовлетворение господствующей потребности. Для удовлетворения потребности нужны: сила (энергия) и способность отличать вредное от полезного.

     Осознание. Ключевым понятием гештальттерапии является awareness – многозначный термин, переводимый как осознание, осведомленность. Гештальт терапия ставит сознание в центр внимания. Адекватное действие сознания – главная причина болезни. Перлз утверждает, что осознание само по себе является лечебным средством.

     Осознавание у Фрица Перлза – род ненавязчивого  внимания. Оно направляется всегда на то, что происходит в настоящий момент, «здесь и сейчас». В «здесь и сейчас», как в капле воды, отражается личность человека и его проблема. Если он сможет воспользоваться своим осознаванием, происходит изменение к лучшему. Именно в этом и состоит целебная сущность осознавания.

     Поскольку человек обладает ограниченным количеством  энергии, которая ему необходима для реализации настоящей деятельности, то чем больше энергии вкладывается в заботы о прошлом и в тревогу за будущее, тем меньше остается энергии, чтобы справляться с проблемами в настоящем, т.е. ситуации «здесь и теперь». Кроме того, человек, живущий в настоящем, испытывает сильное влияние стереотипов поведения из прошлого и мечтаний о будущем. В результате индивид воспринимает ситуацию «здесь и теперь» неадекватно, интерпретируя то, что происходит, с существенными искажениями.

     Этот  основнойпроцесс формирования и  завершения гештальта повторяется изо дня в день бесконечное количество раз. Если же мы прерываем цикл, блокируя его на каком-то этапе, потребность остается неудовлетворенной, гештальт завершен. Когда прошлый опыт остается не завершенным, он накладывается на настоящий момент, препятствуя ясному формированию потребности, блокируя способность адекватно отвечать на сложившуюся «здесь и теперь» ситуацию, ограничивает движение и активность.

     Согласно  Ф.Перлзу, эта часть опыта консервируется, перестает участвовать в общем  развитии, но при этом сохраняет в себе часть психической энергии. Такая вытесненная «субличность» скрыто влияет на переживания и поведение человека и может стать причиной невротических симптомов.

     Взросление  не простой и отнюдь не легкий процесс. Часто оно сопровождается психологическим дистрессом, вызванным тем, что  постоянно человек сталкивается с необходимостью отказаться от ставшей привычной безопасной ситуации и решается предпринять нечто доселе несовершаемое, недоступное, пойти на риск, выйти за пределы привычного, надежного, то теперь уже недостаточного. Здесь борются две силы: некая готовность к новому и вместе с тем нерешительность, страх, желание остаться в старом качестве.

     Гештальт  терапия учит человека, переживающего  период отсоединения, отрыва от прошлого, просить о помощи и принимать ее.

     Аутентичная личность (т.е. личность, чей внутренний опыт согласован с внешними формами  выражения) способна признать ценность и своих собственных взглядов, и мнение социума, даже если они не совпадают. Это доступно человеку в том случае, если он преодолел незавершенные гештальты, сформированные в его прошлом опыте, и вместе с тем не имеет каких-либо нереальных ожиданий, т.е. он свободен от прошлого и будущего, живет в ситуации настоящего, осознавая процессы своего собственного организма и сохраняя хороший контакт с окружающей средой.

     С точки зрения гештальттерапии волнение и беспокойство – это умственные прыжки в прошлое или будущее, в то время как тело остается в настоящем. Тем не менее беспокойство влияет на настоящий момент, на все, что происходит в физической и психической сферах человека, на все его физиологические, мыслительные, вербальные и невербальные реакции. Интенсивное беспокойство заводит человека в «тупик», откуда выбраться от может сам или с помощью специалиста. Но в любом случае это будут два пути: либо подавление беспокойства и возвращение на уровень «ролей», либо «взрыв», т.е. освобождение от старых установок и восхождение к зрелости.

     В гештальттерапии существует четыре потенциально нездоровых психических процесса, которые представляют собой то или иное нарушение границ контакта Я с окружающим миром. Это интроекция, проекция, ретрофлексия, слияние. Ф.Перлз называл их невротическими защитными механизмами.

     При размытости этой границы работает невротический механизм слияния: человек отождествляется с группой, считает, что все думают и чувствуют так же, как и он, не может действовать на основе собственных побуждений, принимать на себя ответственность.

     Механизм  ретрофлексии означает такой дефект границы Я, когда эта граница смещается слишком близко к центру Я и человек начинает относиться к себе как к другому человеку. В этом случае типичны самообвинение, стыд за себя, постоянное предъявление требований к себе типа «я должен владеть собой». Негативные чувства по отношению к другим людям неправильно понимаются ретрофлексирующим человеком, как направленные на самого себя.

     Инстроекция – склонность присваивать и ощущать  как свои собственные установки, мнения, убеждения других людей без попытки их критики и изменения. Такие «интроекты» как бы не перевариваются, остаются чужеродными телами. В этом случае самостоятельной личности сформироваться очень трудно, потому что человек не успевает прислушаться к собственному мнению, будучи занят усваиванием чужих идей, их примирением. Самыми распространенными интроекциями являются родительские поучения о том, как «должно» себя вести, воспринятые без рассуждения.

     Проекция  прямо противоположна интроекции. Если последняя – попытка представить внешние для Я моменты как внутренние, то проекция, напротив, помещает причины и ответственность  за происходящее внутри Я во внешний мир. В этом случае человеку может казаться, что мир враждебен к нему, в то время как это он часто холодно относится к себе, или человек склонен обвинять другого в «плохих» чувствах по отношению к себе, в то время как он сам их испытывает. По словам Ф.Перлза, «интроектцирующий индивидуум делает то, что от него хотят другие, проецирующий в патологическом слиянии с миром, не знает, кто кому что делает, ретрофлексирующий делает себе то, что он хотел бы сделать другим». [3;159-160]

     Гештальттерапия исходит из убеждения: человек, осознавший свои проблемы, имеет все необходимое  для того, чтобы жить, расти и  изменяться, достигая своего собственного совершенства. И если он научился совершенным образом блокировать процесс саморегуляции, жить с незаконченными гештальтами в состоянии дискомфорта и волнения, он может точно так же в совершенстве овладеть здоровым образом жизни, осознав и удовлетворив потребность в изменении, совершенствовании своего взаимодействия с собой и другими.

     Люди  могут быть только такими, какие  они есть. Целиком погруженные  в настоящее, они не ощущают изменений  и тем не менее меняются. Это  очевидное, а на самом деле кажущееся противоречие, или парадокс, происходит из-за слияния двух контекстов: застывшего и движущегося в понимании изменения. Быть таким, какой ты есть в настоящий момент, отнюдь не означает, что ты не изменяешься каждую последующую минуту.

     Основное, самое доступное средство помощи – просто выслушать человека.

     Главное не навязывать своих собственных  суждений, а поставить человека перед  выбором: оставить все как есть или  изменить свои представления. Такая  позиция стимулирует изменения  установок и поведения, помогая человеку осознать возможность выбора и шаг за шагом изменять стиль его взаимодействия с миром и конкретными людьми.

     Каждый  человек нуждается в том, чтобы  быть уважаемым, значимым, ценимым другими, знать и воплощать в жизнь  свое собственное предназначение. Неудовлетворение этих потребностей ведет к заболеванию.

     Встреча со страхом, его трансформация – самая деликатная часть процесса взросления. Преодолеть свой собственный страх, научиться использовать его энергию в конструктивных целях – задача особая, сложная, но разрешимая. Добраться до сути своих переживаний удастся лишь тому, кто готов признать, что любое сильное чувство: вина, обида, раздражение – всегда перемешано со страхом.

     Гештальттерапия существенно отличается от других подходов своим пристальным вниманием к стратегиям и паттернам поведения человека. При этом наиболее сильными воздействиями считаются экзистенциальные, эмпирические и чувственные. Экзистенциальные воздействия – это воздействия на уровне «здесь-и-сейчас». Эмпирическое воздействие основано на знании, которое возникает в процессе осознания явлений. Чувственное воздействие помогает родиться убеждению, что самую важную правду о себе мы узнаем, только открывая ее сами.

     4.Технология моделирования успеха в общении Р.Бэндлера и Дж.Гриндера.

     Основные  понятия и аксиомы нейролингвистического  программирования

     Дух НЛП составляют его основные положения: гармония и согласованность; гибкость; выбор; открытость и толерантность; ориентированность на результат; точность и позитивное видение мира. Познакомимся с ними поближе.

     Гармония  и согласованность. Поскольку человек  – это целостная система, его  внешнее поведение (действия) воздействует на внутренние процессы (мысли) и внутренние состояния (эмоции). В то же самое  время внешнее поведение (действия) испытывает на себе влияние со стороны внутренних процессов (мыслей) и внутренних состояний (эмоций). Эта целостная система способна гармонично (конгруэнтно) функционировать при согласованном (когерентном) взаимодействии указанных элементов.

Информация о работе Психологические особенности общения в юношеском возрасте