Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:36, курсовая работа
В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным полом, и развиваются определенные характеристики личности – маскулиные или феминые. При этом они могут не совпадать с полом – мужчины могут обладать фемиными чертами, а женщины – маскулиными, а так же встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная идеология – бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и женщины.
1. Гендерные различия:__________________________________
- Внимание и память_________________________________________
- Эмоциональные состояния___________________________________
- Личностные характеристики_________________________________
- Гендерные отношения______________________________________
- Дружеские и интимные отношения___________________________
2. Психология общения:________________________________
- Стили общения____________________________________________
- Эффективные технологии общения:__________________________
* Технология безпроблемного общения Т.Гордона__________
* Технология подлинного общения Э.Берна________________
* Технология спонтанности Ф.Перлза_____________________
* Технология моделирования успеха в общении Р.Бэндлера и Дж.Гриндера_______________________________________________
- Стиль взаимодействия______________________________________
- Личностные смыслы________________________________________
- Инструменты коммуникации________________________________
3. Психология юношеского возрата (Психическое развитие и формирование личности в юношеском возрасте):___________
- Взаимоотношения со сверстниками__________________________
- Взаимоотношения в семье__________________________________
- Взаимоотношения полов (Ухаживание и любовь)______________
Гармония является результатом особого процесса – согласованного взаимодействия действий, мыслей и эмоций.
Итак, гармония и согласованность, гибкость, выбор, открытость и толерантность, ориентированность на результат, точность и позитивное видение мира. Эти основные положения отражены в базовых постулатах, или аксиомах, НЛП.
Термин «модель мира» означает наше видение мира. Его еще иногда называют «ментальной картиной». Модель мира – это наша личная концепция жизни. Именно благодаря ей каждый человек уникален. Когда мы говорим: «Это моя модель мира», речь идет о жизненной концепции личности.
Базой, на которой строятся и распределяются эти главные элементы, является структура субъекта, представленная тремя компонентами: внешним поведением, внутренним состоянием и внутренними процессами. Рассмотрим подробно эти важные понятия.
Внешнее поведение. Является невербальным индикатором коммуникации. Жесты, движения тела, рук, ног, тон голоса, скорость и ритм речи позволяют судить о наличии внутренних изменений. Если о чувствах или мыслях нашего собеседника мы можем лишь догадываться, то невербальные реакции мы видим и слышим, и это очень ценно для анализа коммуникации. Поэтому в НЛП важное место отводится наблюдению внешнего поведения человека.
Внутреннее состояние. В НЛП называют всю область ощущаемого – как внутреннего, так и внешнего. При этом используются специальные термины: внешняя и внутренняя кинестетика. К первой относятся ощущения внешнего происхождения, например тепла или холода, связанные с окружающей средой. Внутренняя кинестетика – это ощущения внутреннего происхождения, например боль в сердце или желудке.
Внутренние процессы. Это понятие обозначает комплекс процессов, связанных с функционированием мозга. Ими могут быть мысли, идеи и реакции. Когда мы думаем, мы подключаемся к своим внутренним процессам.
Три элемента: внешнее поведение, внутреннее состояние и внутренние процессы – образуют единую кибернетическую систему, т.е. они динамичны и взаимосвязаны между собой. Например, если я в гневе (внутреннее состояние), это будет проявляться во внешнем поведении: в быстрых резких движениях, в напряжении мышц и в интенсивной пигментации кожи. Гнев найдет отражение в мыслях: высказывания – слова и структура предложений – будут наполнены агрессией.
Итак, элементы в структуре субъекта взаимосвязаны и взаимозависимы. При изменении одного параметра изменяются и другие. У каждого субъекта – единая трехкомпонентная структура, включающая в себя внешнее поведение, внутреннее состояние и внутренние процессы.
Наше подсознание воспринимает окружающий мир, через органы чувств, по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации в единицу времени, чем сознание (кинестетик, аудиал, визуал, дигитал). У каждого человека есть тот орган чувств, которому мы доверяем больше, чем другим. Хочу предупредить: речь идет о ведущей, более развитой репрезентативной системе, но вовсе не о единственной.
«Для чего все это нужно?» - спросите вы. Для овладения искусством общения. Если вы угадаете модель восприятия вашего партнера по общению, вы сможете не только правильно его понять, но и действовать.
Говорить на языке, соответствующем «любимой» модели восприятия человека, - значит сохранять с ним очень тесную связь. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, со слуховой и кинестетической – другие. Будете правильно выбирать и использовать слова в соответствии с предпочтениями собеседника – вас сочтут человеком, с которым приятно общаться и с которым легко установить контакт и взаимопонимание.
Стиль взаимодействия
В стиле взаимодействия появляется профиль личности, ее уникальность. Это происходит потому, что в сознании человека инсталлированы схемы (паттерны), которые определяют жизненную концепцию (модель мира) человека, и прежде всего способы его взаимодействия с другими людьми. В НЛП их называют метапрограммами.
Метапрограммы, являясь элементом структуры субъективного опыта, информируют, на что направленно внимание человека. Они одновременно – и фильтр опыта, и радар, который воспринимает и ретранслирует только определенный тип данных, запрограммированный заранее.
10 основных метапрограмм:
1. категория отбора (активность, личность, место, информация вещь) – фильтр первичной обработки информации, то на что направленно внимание субъекта, то о чем он говорит в первую очередь.
2. размер выделения (глобальный и специфический) – различные способы восприятия реальности, которые влияют на мышление и проявляются в том, какой масштаб – глобальный (обобщения) или специфический (точные) – люди придают своим представлениям.
3. референтная рамка (внутренняя и внешняя) – характеризуется двумя способами оценки окружающего: ситуацией, вещей, людей, и в том числе самого себя. Обладатели внутренней референтной рамки оценивают все со своей точки зрения. Они сами решают, что делать и как. С внешней используют оценки других. Они обычно ожидают, чтобы другие сказали, что им делать и как.
4. фильтры направления или ориентации (идти к… и удаляться от…) – две ориентации поведения: приближению к цели или отдалению от нее. Люди которые «идут к…», мотивированны на достижение, обладание. Ориентированы на позитивное видение мира. «Удаляться от…», действуют, чтобы избежать неудобств или рискованных ситуаций. Они сконцентрированы преимущественно на негативном аспекте ситуации, первоначально замечают только недостатки.
5. фильтр отношений (сходство и различие) – два момента: либо человек ищет сходство предметов, явлений, либо стремится обнаружить их различия. Речь идет о перцептивном фильтре отношений. Смысл его в том, что именно для меня значимо то, что идентично (их характеристикой является верность), или то, что изменяется (внимательно прислушиваются ко всему новому).
6. процесс отношений (согласие-несогласие, паритетность-непаритетность) – существует два способа взаимодействия с людьми, ответа на их вопросы или просьбы: быть согласным или несогласным.
7. модальные операторы (возможность-необходимость) – наши действия часто обусловлены необходимостью (считают, что в первую очередь надо соблюдать правила), но при этом мы учитываем еще и имеющиеся в нашем распоряжении возможности (считают, что они сами управляют своей жизнью).
8. модальность вовлеченности (активный-пассивный) – люди вовлеченные в какое-либо действие: активно (сами начинают действовать, глубоко вовлечены в то, что делают) или пассивно («плывут по течению», не начнут действовать по собственной инициативе, предпочитают более отстраненную позицию).
9. время – оно так или иначе присутствует в большинстве наших установок, мыслей, чувств. Прожитое время: ассоциированное (люди проживают свое настоящее, как если бы не было прошлого и будущего) и диссоциированное (проживают жзнь как нечто разделенное на отрезки: раньше, сейчас, после). Люди, ориентированные на прошлое, главной целью считают реализацию своих прошлых решений, испытывают зависимость от своих прежних привычек и не видят смысла в изменениях. Люди, ориентированные на настоящее, действуют исходя из ситуации «здесь и теперь». Все силы и внимание направлены на проживаемый момент. Ориентированные на будущее, действуют в надежде на грядущие результаты. В расчет принимается только день ожидаемый.
10. направление внимания (я сам-другой) – речь идет о глубине внимания, уделяемого себе и другим, и о том, каким именно образом человек обращает внимание на других, взаимодействуя с ними.
Личностные смыслы
Логику поведения человека можно понять, если мы знаем его личностные смыслы. Именно эти категории, отвечают на вопрос: «Почему?», раскрывают нам основы поведения, позволяющие не только в значительной мере предвидеть реакции индивида, но и влиять на него. Основными категориями личностных смыслов в НЛП являются верования человека.
Верования в НЛП представляют собой основанные на ценностях общие утверждения о причинах, значимости и границах окружающего мира, а так же о свойствах и способностях самого человека, т.е. о его личностной идентичности. Знакомство с верованиями открывает доступ к предвидению поведения. Зная их, мы можем в той или иной степени повлиять на человека.
Когда человеку удается познать собственные верования, он осознает те силы, которые могут оказать воздействие не него, и это позволяет быть гибким, адаптироваться к различным обстоятельствам. Верования определяют критерии, в соответствии с которыми строится поведение.
Тек, если вы считаете, что мир опасен, то вы соответственно действуете, воспринимая из реальности только то, что будет подкреплять это верование.
Верования не только детерминируют поведение, но и являются источником мотивации. Если мы знаем, что для человека значимо, мы можем понять суть его личности.
Существуют базовые и фундаментальные верования, которые составляют устойчивое ядро личности и не могут быть изменены. Вокруг этого ядра концентрируются другие, более или менее стабильные верования, которые уже поддаются изменению.
Научившись
видеть различия в паттернах репрезентативных
систем, метапрограмм и верований, можно
понять стиль коммуникации и реально изменить
его к лучшему.
Инструменты коммуникации
Определение целей. Ключевым моментом, позволяющим успешно осуществлять любую программу действий, является наличие цели. Цель – это желаемый результат, которого хотят достичь. Метод постановки целей, предлагаемый в НЛП, является мощным инструментом коммуникации. Чтобы обрести это умение, надо сначала четко определить цель для себя самого. Это не сложно, хотя чрезвычайно важно для любого взаимодействия.
На пути к ясной цели всего пять шагов:
Первый шаг. Уточнить цель – точно определить желаемую цель, и подумать о том, что будет полезным для ее осуществления, а что вредным. Проанализируйте свой прошлый опыт.
Второй и третий шаг. Формулировка цели в положительной форме и вычленение ее сенсорных показателей в терминах «вижу», «слышу», «чувствую» - взаимосвязаны. То, что мы хотим получить, а не то, чего мы хотели бы избежать (быть богатым - позитивная, не быть бедным – негативная).
Четвертый шаг. Согласование целей с партнером по общению. Большинство людей помогут вам в достижении ваших целей, если они одновременно будут достигать и свои. Согласование целей удваивает ваши шансы на победу.
Пятый шаг. Принятие ближних и дальних целей. Если человек знает свои ближние и дальние перспективы, процесс его мышления следует определенным программам, в свою очередь, влияют на поведение.
Установление доверительного контакта
Контакт
с партнером – самый важный
процесс в любом
В
НЛП существует специальная процедура
уточнения содержания и смысла сказанного.
Суть ее – в умнении задавать
вопросы. Пять вопросов-пойнтеров
Пойнтер I: точно узнать, что конкретно подразумевается под теми или иными словами в данный момент.
Пойнтер II: уточнение смысла глаголов. Давайте научимся задавать уточняющие вопросы, когда ваш собеседник использует неясные по значению глаголы.
Пойнтер III: человеку иногда стоит пересматривать принятые правила, сомневаясь в их необходимости и своевременности. Выражения в словах: «должен», «обязан», «не должен», «надо», «не сможешь». Третий пойнтер в НЛП как раз и предназначен для этих целей.
Пойнтер IV: обобщения. Избегание ошибок, которые возникают из-за обобщений. Обобщение – естественный процесс мышления. Так, однажды усвоив способ решения задачи, мы не задумываемся о других возможностях его решения. В НЛП считают, что обобщения искажают «картину реальности» человека и ограничивают его возможности. «Все», «каждый», «всегда», слова, которые, как правило, не соответствуют истине. Это – обобщающие слова, они ограничивают наше поведение.
Пойнтер V: сравнения. Используется для уточнения сравнений, таких, как «лучше», «хуже», «легче» и т.д., и иногда помогает получить очень полезную информацию.
Наблюдательность. Человек, компетентный в общении, знает, что внутренние мысли и эмоции говорят языком внешним: каждому душевному движению соответствует особое внешнее поведение; и ни всегда в паре у одного и того же человека. Это могут быть позытела, покачивания, подергивания, перенос тяжести тела, наклон головы, движение плеч, жестикуляция.
Информация о работе Психологические особенности общения в юношеском возрасте