Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа

Описание

Цель квалификационной работы: исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение психолого – педагогической литературы;
2) Выявление страхов у детей;
3) Осуществление коррекции страхов у детей старшего дошкольного
возраста посредством песочной терапии;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «страх», виды страхов………………………………6
1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте……………………18
Вывод…………………………………………………………………………..….29
Глава II. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста, проведенное в МДОУ № 24 «Дельфин» г. Октябрьский РБ
2.1. Организация и описание методов исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….32
2.2. Анализ результатов исследования………………...………………………..37
2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов
2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии……………...51
2.3.2. Программа коррекции страхов методом песочной терапии…………….61
2.3.3.Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………66
Вывод……………………………………………………………………………...73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список использованной литературы…………………………………………….79

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 933.50 Кб (Скачать документ)

Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, и количество наблюдений n уменьшается на количество этих нулевых сдвигов.

Теперь отметим те сдвиги, которые  не являются нетипичными, в данном случае – положительные. Сумма рангов этих «редких» сдвигов и составляет эмпирическое значение критерия Т:

Т = ∑Rr

Тэмп = 7,5 + 3 +7,5 +3 +3+7,5 = 31,5

Определяем критические значения Т для n = 22:

Тэмп < Ткр.             Тэмп < 55

 

Таким образом, при сравнении результатов  по двум тестированиям количества проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста до и после проведения психокоррекционной работы, мы получили: Т-критерий Вилкоксона для количества проявления страхов  детей старшего дошкольного возраста равен 31,5.

Н0 отвергается. Принимается Н1. Преобладание положительных сдвигов в проявлении страхов является не случайным ( р< 0,01). Таким образом, мы можем предположить, что в результате коррекции страхов методом песочной терапии, произошли положительные изменения.

Следовательно, результаты по двум тестированиям  статистически достоверно отличаются друг от друга.

В контрольной группе, мы аналогично провели повторное тестирование по методике «Страхи у детей» Захарова А.И. с тем же интервалом времени (приложение 1.9).

Полученные данные сравнительного анализа можно представить в  виде таблицы:

Уровень проявления страхов

Количественный

выбор до

проведения коррекционной

работы

% итого

Количественный

выбор после

проведения коррекционной

работы

% итого

Выше нормы

8

27%

10

33%

Соответветствует возр. норме

22

73%

20

64%


 

По результатам сравнительной  таблицы составляется гистограмма проявления страхов у детей (приложение 1.10).

Проверим с  помощью Т критерий Вилкоксона, произошли ли положительные изменения в контрольной группе, которая не подвергалась экспериментальному воздействию.

Н0 – интенсивность положительных сдвигов не превосходит интенсивности отрицательных сдвигов.

Н1 - интенсивность положительных сдвигов превосходит интенсивности отрицательных сдвигов.

 

Расчет критерия Т при сопоставлении  количества страхов 

в контрольной группе.

П/п

Имя ребенка

Кол-во страхов первичное тестирование

Кол-во страхов повторное тестирование

Разность 

(t после –t до)

Абсолютное значение разности

Ранговый номер разности

1

Аделина Заминова

11

12

1

1

3,5

2

Агата Устюкова

12

12

0

0

-

3

Азамат Нургалеев

8

8

0

0

-

4

Артем Самсонов

8

8

0

0

-

5

Арсений Чредников

17

15

-2

2

7,5

6

Альберт Гайнутдиноа

9

9

0

0

-

7

Арина Хайруллина

8

8

0

0

-

8

Артур Набиуллин

24

24

0

0

-

9

Артур Насретдинов

15

15

0

0

-

10

Валерия Кузеева

17

16

-1

1

7,5

11

Дамир Асанов

18

19

1

1

3,5

12

Диана Зиннатулина

15

15

0

0

-

13

Даниэль Махмудов

14

14

0

0

-

14

Егор Коптилин

7

7

0

0

-

15

Зарина Нурлыгаянова

11

11

0

0

-

16

Иван Шипилов

7

8

1

1

3,5

17

Ильвир Ширяев

3

4

1

1

3,5

18

Ильвина Сахабутдинова

12

12

0

0

-

19

Катя Рудакова

10

10

0

0

-

20

Радмир Абдуллин

4

4

0

0

-

21

Ринат Хамзин

9

9

0

0

-

22

Роман Булатов 

9

10

1

1

3,5

23

Роберт Ханнанов

9

9

0

0

-

24

Лена Даутова

12

10

-2

2

7,5

25

Матвей Харин

8

8

0

0

-

26

Максим Скороходов

20

20

0

0

-

27

Максим Вяткин

3

3

0

0

-

28

Урал Шарапов 

7

7

0

0

-

29

Эдик Зайнетдинов

9

9

0

0

-

30

Ярослав Залеев

9

9

0

0

-

Сумма

       

40


 

Из таблицы мы видим, что наиболее типичными являются «нулевые сдвиги», то есть отсутствие сдвига в проявлении страхов. Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, и количество наблюдений n уменьшается на количество этих нулевых сдвигов.

Теперь отметим те сдвиги, которые  не являются нетипичными, в данном случае – отрицательные. Сумма рангов этих «редких» сдвигов и составляет эмпирическое значение критерия Т:

Тэмп = 18,5

Определяем критические значения Т для n = 8:

Тэмп > Ткр.             Тэмп  > 5

Таким образом, при сравнении результатов  по двум тестированиям количества проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе, которая не подвергалась экспериментальному воздействию, мы получили: Т-критерий Вилкоксона для количества проявления страхов  детей старшего дошкольного возраста равен 18,5.

Н1 отвергается. Принимается Н0. Преобладание сдвигов в проявлении страхов является случайным. Таким образом, мы можем предположить, в контрольной группе не произошли положительные изменения.

Вывод.

Эмпирическим исследованием были выявлены типичные страхи детей старшего дошкольного возраста.

Нами была разработана и проведена  коррекционная программа, направленная на формирование эмоциональной стабильности детей, снятие страхов, уменьшение тревожности, повешение уверенности в себе. Через месяц было проведено повторное тестирование в контрольной и экспериментальной группах. После чего полученные результаты подверглись статистической обработке. Выяснилось, что у группы детей, с которыми была проведена коррекция страхов методом песочной терапии, наблюдались положительные изменения. А в контрольной группе, которая не подвергалась экспериментальному воздействию, положительных изменений не было выявлено. Нужно отметить, что в частных случаях, когда количество страхов превышает возрастную норму в 1,5-2 раза требуется увеличить продолжительность курса песочной терапии по коррекции страхов.

На основании полученных данных мы можем сделать заключение, что гипотеза о том, что посредством песочной терапии имеется возможность эффективно осуществить коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась эмпирическим исследованием.

Поэтому, учитывая все выше сказанное, необходимо выделить следующие основные параметры в работе с детскими страхами педагогам и родителям:

  • Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть.
  • Педагогам и родителям решившим помочь детям избавиться от страха, можно использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик [14].
  • Признавайте существование страха. Дайте понять своему ребенку, что вы его хорошо понимаете, и что, когда вы сами были ребенком, вы тоже боялись некоторых вещей. Помните, что дошкольники с трудом отличают реальный мир от воображаемого. Поэтому бесполезно говорить дошкольнику «Монстров не существует!», для него они также реальны, как и все остальное. Помогите ребенку облечь его страхи в слова. Чем лучше он поймет свой собственный страх, тем менее угрожающим он будет казаться ребенку.
  • Не принижайте значение этого страха для ребенка. Не отмахивайтесь от него в надежде, что с возрастом все пройдет. Говоря «Но это же глупо!» или «Такой большой мальчик боится такой ерунды!», вы заставляете ребенка чувствовать себя виноватым. А появившийся стыд может помешать ребенку, в дальнейшем говорить об этих страхах, что только усугубит ситуацию, поскольку страх только загоняется глубже [53].
  • Уверьте ребенка в его безопасности. Он должен верить, что вы знаете, что делать, и не позволите случиться с ним чему-либо плохому. Ничто так не способствует усилению страхов, как чувство, что взрослый растерян и не знает, что делать.
  • Обсудите с ребенком его страхи. Родители должны помочь ребенку осознать, что же действительно его беспокоит, и предложить решения, как можно с этим справиться. Но помните, что, в конце концов, ребенок должен научиться справляться со своими страхами сам [54].
  • Во время приступов паники постарайтесь поддержать ребенка, обнять его, поговорите с ним, успокойте. А потом отвлеките его внимание с помощью знакомых ему и любимых вещей. Можно почитать ему любимую книжку или поиграть в любимые игрушки [58].
  • Не идите у страхов на поводу. Обеспечьте ребенку поддержку и уверенность, но не стоит специально менять весь свой жизненный уклад или окружающую обстановку. Такие радикальные перемены могут временно облегчить его беспокойство, но в долгосрочном плане они на подсознательном уровне внушают ребенку, что его страхи оправданы и реальны, и в дальнейшем его страхи могут возобновиться с двойной силой, или возникнут новые [54].
  • Посетите детского психолога или психотерапевта, если страх усугубляется и сопровождается такими симптомами, как: ночное или дневное недержание мочи, бессонница, потеря аппетита, слезливость. Обратиться за помощью стоит также тогда, когда вы не знаете, как самостоятельно справится с детскими страхами [11].

  

Заключение

На основании теоретического анализа  литературных источников можно сделать  следующие выводы:

  1. Страх можно определить как аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия. По характеру страхов выделяют – природные, социальные, ситуативные, личностные. По степени реальности – реальные, воображаемые. По степени интенсивности – острые, хронические. По уровню – возрастные, патологические.
  2. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Возрастными страхами для детей 5-7 лет являются страхи: войны, нападения, страшных снов, животных, глубины, огня, пожара, наказания.

На основании эмпирических результатов исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Наиболее значимыми страхами для детей старшего  дошкольного возраста являются: страх войны, нападения, смерти, смерти родителей, животных, глубины,  страшных снов, перед засыпанием, огня, пожара, заболеть и страх наказания.
  2. Дети с более низкой самооценкой, больше подвержены различным страхам.
  3. Высокий уровень тревожности, характерен для детей  с высоким уровнем страхов и низкой самооценкой.
  4. Песочная терапия является эффективным способом избавления ребенка от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Негативные эмоции, страхи находят своё выражение в песочных картинках в символическом виде.
  5. Посредством песочной терапии имеется возможность эффективно осуществить коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем  характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности [57].

Детские    страхи,   если    к    ним   правильно   относиться,    понимать  причины   их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное  время, то это служит  признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном    поведении   родителей, конфликтных  отношений в  семье.  Для того чтобы воздействовать  на  ребёнка,  помочь избавиться ему от страхов, преподавателям необходимо  также знать,  что такое  страх,   какую   функцию   он  выполняет,  как  возникает  и  развивается,  чего больше всего боятся дети и почему. В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция [26].

 Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, такой беззащитный и несчастный, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам              [31].

Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как  можно более раннего устранения с целью предупреждения появления  неврозов как психогенного заболевания  формирующейся личности ребенка [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Арефьева Т.А. Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей.-М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.-288 с., ил.
  2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста.- СПб.: Речь, 2006.- 224 с.
  3. Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000
  4. Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. - М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 c.
  5. Березина Т. Арт-терапия в преодолении трудностей во взаимоотношениях детей дошкольного возраста со сверстниками.// Детский сад, 2007 №1.
  6. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников.// Психолог в детском саду, 2006 №3.
  7. Введение в психологию. / Под. ред. А.В.Петровского. - М.: Академия, 1998. - 576 с.
  8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство.- М.: Изд-во Владос – Пресс, 2005.- 159 с.
  9. Венгер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей.-М., 1985
  10. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
  11. Гарбузов В.И. Нервные дети.- М.-Л., 1990
  12. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн., кн. 4. - М.: «Русский язык», 1982.
  13. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
  14. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. – С.20-27.
  15. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». – СПБ: 2000. – 448 с.
  16. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986. – 112 с.
  17. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1993. – 115с.
  18. Захаров А.И. Неврозы у детей. – СПб.: Дельта, 1996
  19. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003
  21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Тренинг по сказкотерапии. — М.: Речь, 2007.- 176 с.
  22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии - СПб.: Речь , 2005.
  23. Зубкова А.С. Зубанова С.Г. Детские страхи. -Ярославль.: Академия развития, 2007.- 128 с.
  24. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
  25. Ильин И.П. Эмоции и чувства - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
  26. Каптерев П.Ф. О детском страхе//Народное образование.2000 № 3
  27. Крайг Г.Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.-992 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
  28. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Генезис, 2003.- 204с.
  29. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- Спб.: Речь, 2006.- 160 с.
  30. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карненко. Ред. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
  31. Куленцова И. Прогоним детские страхи. // Детский сад, 2007 №4
  32. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.- 202с.
  33. Лебедева Л. Страх – дело серьезное.// Школьный психолог, 2000, №21.
  34. Лешли Д. Работа с маленькими детьми. М.: Просвещение, 1991.
  35. Лаврентьева Т.В., Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников.- М., Эксмо-Пресс, 2007- 176 с.
  36. Макарова Е.Г. Преодолеть страхи или искусство терапии. - М., «Школа-Пресс», 2000 – 298 с.
  37. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей.- М.: Линка – Пресс, 1997 – 176 с. илл.
  38. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. - СПб., 1998.
  39. Ольшанский Д. Наши страхи// Школьный психолог, 2002, №1
  40. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.
  41. Пасечник Л. Тревожный ребенок. // Дошкольное воспитание, 2007, № 9
  42. Петрунюк В.П., Таран Л.Н. Нервные дети и их воспитание. – М.: «Знание», 1971.
  43. Прихожан А. О тревожности к уверенности.// Школьный психолог, 2001 №15.
  44. Психологический словарь. / Под. ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 604 с.
  45. Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 384 с.
  46. Семиотика страха. Сборник статей. - М.: Русский институт: Европа, 2005.- 456с.
  47. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.
  48. Сорокина А.И. Психологическое исследование конфликтности в детском возрасте. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.-456с.
  49. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. –М., 1991
  50. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 350с.
  51. Флэйк - Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: АСТ- Пресс, 1998.- 314с.
  52. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989. – 296 с.
  53. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997. – 250 с.
  54. Щербатый Ю. Психология страха. - М.: Эксмо-Пресс, 2001
  55. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 1990.-128 с.
  56. Шишова Т. Страхи –это серьезно.- М., 1997.
  57. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукоянова. – М.: Знание, 1981. – 192 с.
  58. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1987. – 264 с.
  59. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. - №4. – С. 12 - 16.
  60. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000. – 704 с.

Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте