Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа
Цель квалификационной работы: исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение психолого – педагогической литературы;
2) Выявление страхов у детей;
3) Осуществление коррекции страхов у детей старшего дошкольного
возраста посредством песочной терапии;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «страх», виды страхов………………………………6
1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте……………………18
Вывод…………………………………………………………………………..….29
Глава II. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста, проведенное в МДОУ № 24 «Дельфин» г. Октябрьский РБ
2.1. Организация и описание методов исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….32
2.2. Анализ результатов исследования………………...………………………..37
2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов
2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии……………...51
2.3.2. Программа коррекции страхов методом песочной терапии…………….61
2.3.3.Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………66
Вывод……………………………………………………………………………...73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список использованной литературы…………………………………………….79
Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, и количество наблюдений n уменьшается на количество этих нулевых сдвигов.
Теперь отметим те сдвиги, которые не являются нетипичными, в данном случае – положительные. Сумма рангов этих «редких» сдвигов и составляет эмпирическое значение критерия Т:
Т = ∑Rr
Тэмп = 7,5 + 3 +7,5 +3 +3+7,5 = 31,5
Определяем критические
Тэмп < Ткр. Тэмп < 55
Таким образом, при сравнении результатов по двум тестированиям количества проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста до и после проведения психокоррекционной работы, мы получили: Т-критерий Вилкоксона для количества проявления страхов детей старшего дошкольного возраста равен 31,5.
Н0 отвергается. Принимается Н1. Преобладание положительных сдвигов в проявлении страхов является не случайным ( р< 0,01). Таким образом, мы можем предположить, что в результате коррекции страхов методом песочной терапии, произошли положительные изменения.
Следовательно, результаты по двум тестированиям статистически достоверно отличаются друг от друга.
В контрольной группе, мы аналогично провели повторное тестирование по методике «Страхи у детей» Захарова А.И. с тем же интервалом времени (приложение 1.9).
Полученные данные сравнительного анализа можно представить в виде таблицы:
Уровень проявления страхов |
Количественный выбор до проведения коррекционной работы |
% итого |
Количественный выбор после проведения коррекционной работы |
% итого |
Выше нормы |
8 |
27% |
10 |
33% |
Соответветствует возр. норме |
22 |
73% |
20 |
64% |
По результатам сравнительной таблицы составляется гистограмма проявления страхов у детей (приложение 1.10).
Проверим с помощью Т критерий Вилкоксона, произошли ли положительные изменения в контрольной группе, которая не подвергалась экспериментальному воздействию.
Н0 – интенсивность положительных сдвигов не превосходит интенсивности отрицательных сдвигов.
Н1 - интенсивность положительных сдвигов превосходит интенсивности отрицательных сдвигов.
Расчет критерия Т при сопоставлении количества страхов
в контрольной группе.
П/п |
Имя ребенка |
Кол-во страхов первичное тестирование |
Кол-во страхов повторное тестирование |
Разность (t после –t до) |
Абсолютное значение разности |
Ранговый номер разности |
1 |
Аделина Заминова |
11 |
12 |
1 |
1 |
3,5 |
2 |
Агата Устюкова |
12 |
12 |
0 |
0 |
- |
3 |
Азамат Нургалеев |
8 |
8 |
0 |
0 |
- |
4 |
Артем Самсонов |
8 |
8 |
0 |
0 |
- |
5 |
Арсений Чредников |
17 |
15 |
-2 |
2 |
7,5 |
6 |
Альберт Гайнутдиноа |
9 |
9 |
0 |
0 |
- |
7 |
Арина Хайруллина |
8 |
8 |
0 |
0 |
- |
8 |
Артур Набиуллин |
24 |
24 |
0 |
0 |
- |
9 |
Артур Насретдинов |
15 |
15 |
0 |
0 |
- |
10 |
Валерия Кузеева |
17 |
16 |
-1 |
1 |
7,5 |
11 |
Дамир Асанов |
18 |
19 |
1 |
1 |
3,5 |
12 |
Диана Зиннатулина |
15 |
15 |
0 |
0 |
- |
13 |
Даниэль Махмудов |
14 |
14 |
0 |
0 |
- |
14 |
Егор Коптилин |
7 |
7 |
0 |
0 |
- |
15 |
Зарина Нурлыгаянова |
11 |
11 |
0 |
0 |
- |
16 |
Иван Шипилов |
7 |
8 |
1 |
1 |
3,5 |
17 |
Ильвир Ширяев |
3 |
4 |
1 |
1 |
3,5 |
18 |
Ильвина Сахабутдинова |
12 |
12 |
0 |
0 |
- |
19 |
Катя Рудакова |
10 |
10 |
0 |
0 |
- |
20 |
Радмир Абдуллин |
4 |
4 |
0 |
0 |
- |
21 |
Ринат Хамзин |
9 |
9 |
0 |
0 |
- |
22 |
Роман Булатов |
9 |
10 |
1 |
1 |
3,5 |
23 |
Роберт Ханнанов |
9 |
9 |
0 |
0 |
- |
24 |
Лена Даутова |
12 |
10 |
-2 |
2 |
7,5 |
25 |
Матвей Харин |
8 |
8 |
0 |
0 |
- |
26 |
Максим Скороходов |
20 |
20 |
0 |
0 |
- |
27 |
Максим Вяткин |
3 |
3 |
0 |
0 |
- |
28 |
Урал Шарапов |
7 |
7 |
0 |
0 |
- |
29 |
Эдик Зайнетдинов |
9 |
9 |
0 |
0 |
- |
30 |
Ярослав Залеев |
9 |
9 |
0 |
0 |
- |
Сумма |
40 |
Из таблицы мы видим, что наиболее типичными являются «нулевые сдвиги», то есть отсутствие сдвига в проявлении страхов. Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, и количество наблюдений n уменьшается на количество этих нулевых сдвигов.
Теперь отметим те сдвиги, которые не являются нетипичными, в данном случае – отрицательные. Сумма рангов этих «редких» сдвигов и составляет эмпирическое значение критерия Т:
Тэмп = 18,5
Определяем критические
Тэмп > Ткр. Тэмп > 5
Таким образом, при сравнении результатов по двум тестированиям количества проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе, которая не подвергалась экспериментальному воздействию, мы получили: Т-критерий Вилкоксона для количества проявления страхов детей старшего дошкольного возраста равен 18,5.
Н1 отвергается. Принимается Н0. Преобладание сдвигов в проявлении страхов является случайным. Таким образом, мы можем предположить, в контрольной группе не произошли положительные изменения.
Вывод.
Эмпирическим исследованием
Нами была разработана и проведена коррекционная программа, направленная на формирование эмоциональной стабильности детей, снятие страхов, уменьшение тревожности, повешение уверенности в себе. Через месяц было проведено повторное тестирование в контрольной и экспериментальной группах. После чего полученные результаты подверглись статистической обработке. Выяснилось, что у группы детей, с которыми была проведена коррекция страхов методом песочной терапии, наблюдались положительные изменения. А в контрольной группе, которая не подвергалась экспериментальному воздействию, положительных изменений не было выявлено. Нужно отметить, что в частных случаях, когда количество страхов превышает возрастную норму в 1,5-2 раза требуется увеличить продолжительность курса песочной терапии по коррекции страхов.
На основании полученных данных мы можем сделать заключение, что гипотеза о том, что посредством песочной терапии имеется возможность эффективно осуществить коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась эмпирическим исследованием.
Поэтому, учитывая все выше сказанное, необходимо выделить следующие основные параметры в работе с детскими страхами педагогам и родителям:
Заключение
На основании теоретического анализа литературных источников можно сделать следующие выводы:
На основании эмпирических результатов исследования можно сделать следующие выводы:
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности [57].
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция [26].
Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, такой беззащитный и несчастный, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам [31].
Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка [11].
Список использованной литературы
Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте