Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа
Цель квалификационной работы: исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение психолого – педагогической литературы;
2) Выявление страхов у детей;
3) Осуществление коррекции страхов у детей старшего дошкольного
возраста посредством песочной терапии;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «страх», виды страхов………………………………6
1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте……………………18
Вывод…………………………………………………………………………..….29
Глава II. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста, проведенное в МДОУ № 24 «Дельфин» г. Октябрьский РБ
2.1. Организация и описание методов исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….32
2.2. Анализ результатов исследования………………...………………………..37
2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов
2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии……………...51
2.3.2. Программа коррекции страхов методом песочной терапии…………….61
2.3.3.Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………66
Вывод……………………………………………………………………………...73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список использованной литературы…………………………………………….79
Страх уродует и мышление, которое становится все более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях оно теряет гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями. Второстепенные детали заслоняют главное, а само восприятие лишается целостности и непосредственности. Из-за нарастающей эмоциональной напряженности и боязни показаться смешным, сделать не то и не так, как требуется, уменьшаются познавательная активность, любознательность, любопытство. Все новое, неизвестное воспринимается с известной долей настороженности и недоверия, а поведение приобретает пассивный и излишне осторожный характер. В некоторых случаях люди настолько устают от страхов, что отказываются от любых проявлений инициативы и внешне производят впечатление равно душных и безразличных людей. Фактически же это говорит о развитии защитного торможения, предохраняющего психику от дальнейших эмоциональных перегрузок [42].
Однако при сильном или длительном страхе торможение может стать настолько устойчивым и труднообратимым, что психологически человек начнет умирать еще молодым, превращаясь в свою тень [54].
По мнению Г.Эберлейна наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пугаются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить "разгулявшиеся" чувства. Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижая еще больше жизненный тонус, культивируя пассивность и пессимизм.
Тем самым страх, как мина замедленного действия, подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Без веры в свои силы человек уже не может эффективно бороться, отстаивать свои права, у него развивается пораженческая психология, он заранее настраивает себя на неудачу и часто терпит поражения, все больше и больше убеждаясь в своей неспособности и никчемности. В этих условиях возрастает потребность в успокаивающих средствах, в том числе заглушающих остроту переживаний [57].
Но самое главное — взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став мужем или женой, отцом или матерью, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и, скорее всего, передаст свои волнения, тревоги, страхи ребенку. Если, например, мать боится пожара, уколов, ездить в лифте, она старается предостеречь и ребенка, а на самом деле — передает ему испытанные в своем детстве страхи [56].
1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте
Формирование
чувства личной и культурной
идентичности, происходящее между
двумя и шестью годами, сопровождается
разнообразными сильными
В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей [31].
Известно, что дети очень боязливы. В старшем дошкольном возрасте возникает максимум страхов – это обусловлено и психологическими и физиологическими причинами; в возрасте, когда заметно уменьшается интенсивность связей между страхами, но когда страх более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший интеллектуальный заряд. Эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 5 годам, когда эмоции отличаются зрелостью и устойчивостью. Начиная с пяти лет, на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышления. Ребенок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться и избегать. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте наиболее часто выявляемых страхов, можно уже говорить не только об эмоциональной, но и об интеллектуальной основе страхов как особой психической структуре формирующейся личности человека [1].
В классическом исследовании детских страхов Джерсильд и Холмс обнаружили, что маленькие дети в большинстве случаев пугаются чего-то определенного, Напротив, дети пяти-шести лет сильнее боятся воображаемых и абстрактных вещей. Полвека спустя ученые обнаружили у дошкольников практически тот же самый набор страхов, за исключением страха темноты, боязни одиночества, чужих людей и незнакомых предметов, которые появляются теперь в более раннем возрасте [27].
По данным П. С. Зобова, в дошкольном возрасте преобладают мнимые (выдуманные, фантастические) страхи над реальными, в содержании которых фигурируют фантастические образы из прочитанных сказок, фильмов ужасов и т. п.; в последующие годы значимость мнимых опасностей снижается, а реальных – возрастает [2].
Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе место занимает страх, вызванный угрозой нападения животных. Боязнь животных обычно появляется у детей после трех лет, достигая, пика в четыре года, третье - боязнь падения с большой высоты и боязнь дорожно-транспортных происшествий.
Среди мнимых страхов выделяются боязнь темноты и недовольства взрослых. Дети часто боятся ходить в пустую, темную комнату и взять там какую-либо вещь; боятся выходить из дома на улицу или в поле, когда уже наступила ночь; боятся спускаться в темные погреба; боятся спать без огня или одни. Темнота, скрывающая от взора обычные предметы, производит сильное устрашающее впечатление на детей, вызывает в них даже какой-то мистический ужас. Немногие дети уберегаются от этого специального страха; напротив, очень многие дети не поддаются никаким разумным убеждениям относительно безвредности темноты в данном частном случае и с наступлением каждой ночи делаются необыкновенно боязливыми [26].
Обсуждая природу этого страха, К. Д. Ушинский писал: «Некоторые, как напр., Рид и отчасти Руссо, думают, что дети уже по природе боятся темноты. Темнота, скрывая от нас окружающее, может сильно способствовать развитию в нас всякого рода страхов, которые зависят уже от других причин, но сама по себе темнота едва ли может быть причиной страха. Вообще трудно решить, есть ли в природе предметы, внушающие страх человеку и животному даже и тогда, когда они видят эти предметы в первый раз. Кажется, что такие предметы есть для животных: голубь, никогда не видевший змеи, выказывает все признаки сильного страха, когда она наведет на него глаза свои. Но есть ли такие предметы для человека - мы не знаем. Кажется, мы можем принять за истину, что человек не боится ничего, пока собственные опыты или рассказы других не покажут ему, что у него не всегда станет сил для преодоления препятствий, и не познакомят его с душевным страхом, с чувством силы, отступающей от препятствий, вместо того чтобы кинуться на них...» [15].
Другим источником детского страха служат слуховые впечатления и, прежде всего, сильные шумы, вроде раската грома, выстрелов из пушки и ружья, разного рода взрывов, звона в большой колокол, падения тяжелых вещей и т.п. Но и звуки менее сильные легко возбуждают страх детей: например, если начать говорить ребенку что-либо очень низким голосом, если послышится писк, шипение, урчание собаки, если даже неожиданно раздастся бой часов. Трудно даже решить, что служит первоначальным возбудителем страха — зрительные или слуховые впечатления, потому что наблюдали таких детей, которые спокойно любовались картиной пламени и дыма при пожаре, беготней людей и вообще всей суматохой, обыкновенно бывающей при пожаре, но которых раздавшийся рожок пожарных и грохот их экипажей приводил в трепет [26].
По мере опыта ребенка, в его сознании отлагаются пережитые страдания и неприятности, а потому ребенок начинает бояться повторения подобных состояний. Лишь только он замечает что-либо похожее на предметы, причинившие ему страдания, как он решительно отказывается приблизиться к таким предметам и дотронуться до них. Вышеуказанные случаи ожога, укола, пореза и пр. суть примеры страха рассматриваемой категории. Во всех подобных случаях дети чрезвычайно увлекаются аналогией, из отдельных частных факторов выводят весьма обширные и общие заключения. Ребенок, подвергшееся на улице нападению какой-либо собаки или пьяного, упавшее нечаянно в воду, из этих случайных происшествий выводит руководящие правила: все собаки, пьяные страшны, по берегу реки ходить нельзя — можно утонуть и т.п. [16].
В старшем дошкольном возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки [9].
У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие — это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам [51].
Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти. Страх смерти — своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению. Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем — родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет [15].
А. И. Захаров, выделив 29 страхов детей, путем опроса выявил существенное увеличение их количества в старшем дошкольном возрасте. Кроме того, обнаружилось, что, у девочек количество страхов больше, чем у мальчиков.
У девочек не только большее число страхов, чем у мальчиков, но их страхи более тесно связаны между собой, т. е. в большей степени дополняют друг друга, как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Иными словами, страхи у девочек очень тесно связаны с формирующейся структурой личности и, главным образом, с ее эмоциональной сферой. Как у мальчиков, так и у девочек, насыщенность связей между страхами максимальная в 3-5 лет. Это возраст, когда страхи как бы составляют цепочку, одно целое - психологическую структуру тревоги. Так как это совпадает с бурным созреванием эмоциональной сферы личности, то многие психологи склоняются к предположению, что страхи в этом периоде наиболее зависят от эмоций, в большей степени определены ими. В этот период ребенок может испытывать страх одиночества; незнакомых людей, в том числе пьяных; наказаний; врачей; уколов; боли. Кроме того, только для мальчиков характерно появление в этом возрасте страха высоты, неожиданных, внезапных звуков. В младшем дошкольном возрасте страхи незнакомых людей и наказания малы, другие страхи продолжают иметь место. Но только у мальчиков возрастают страхи воды. У девочек и мальчиков в дошкольном возрасте в одинаковой степени развивается боязнь закрытого (замкнутого, тесного) пространства (вот почему ребенок может так сильно переживать существовавшую ранее угрозу помещения их в чулан или изолированную комнату), крови и темноты. Необходимо выделить стандартную для мальчиков и девочек этого возраста триаду страхов: боязнь одиночества, темноты и замкнутого пространства [16].
Итак, мы рассмотрели возрастные страхи, то есть страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенности их психического и личностного развития.
Кроме возрастных существуют невротические страхи, которые имеют существенные отличия: большая эмоциональная интенсивность и напряженность; длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненное заострение; взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями (то есть невротические страхи - это один из симптомов невроза как психогенного заболевания формирующейся личности); избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, то есть развитие реактивно-защитного типа поведения; более прочная связь с родительскими страхами; относительная трудность устранения страхов [18].
Невротическими страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками [54].
Страх смерти ввиду его распространенности в старшем дошкольном возрасте не имеют существенных количественных различий у детей с неврозами и у здоровых сверстников. Различия носят качественный характер и сводятся в основном к аффективному заострению тесно связанному с боязнью смерти страхов нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (у девочек); стихии (у мальчиков). Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, а не просто возрастной характер и представляют собой отражение лежащего в их основе страхе смерти. В своем невротическом звучании этот страх означает боязнь быть ничем, то есть не существовать, не быть вообще, поскольку можно бесследно исчезнуть и сгореть в огне, погибнуть во время стихийных бедствий, получить невосполнимое увечье и т.д. [17].
Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональным неприятием в семье или конфликтами и которые не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви. Поэтому лежащая в основе невроза страха боязнь смерти всегда свидетельствует о наличии серьезных эмоциональных проблем, которые не могут быть разрешены самими детьми. И прежде чем оказывать помощь таким детям, нужно разобраться в их переживаниях [18].
Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте