Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа
Цель квалификационной работы: исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение психолого – педагогической литературы;
2) Выявление страхов у детей;
3) Осуществление коррекции страхов у детей старшего дошкольного
возраста посредством песочной терапии;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «страх», виды страхов………………………………6
1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте……………………18
Вывод…………………………………………………………………………..….29
Глава II. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста, проведенное в МДОУ № 24 «Дельфин» г. Октябрьский РБ
2.1. Организация и описание методов исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….32
2.2. Анализ результатов исследования………………...………………………..37
2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов
2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии……………...51
2.3.2. Программа коррекции страхов методом песочной терапии…………….61
2.3.3.Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………66
Вывод……………………………………………………………………………...73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список использованной литературы…………………………………………….79
Обработка результатов:
Проявление страхов у 18 испытуемых из 30 превышает контрольное количество страхов и составляет 60%.
Проявление страхов у 12 испытуемых из 30 не превышает контрольное количество страхов и соответствует возрастной норме приведенной Захаровым А.И. и составляет 40 %.
По результатам данных таблицы 1.1 и 1.2 составляется гистограмма проявления страхов у детей (приложение 1.5 и 1.6).
Вывод.
По результатам опросника
Результаты исследования по рисуночному тесту «Мои страхи»
В соответствии с рисуночным тестом «Мои страхи», предназначенного для распознавания страхов у детей дошкольного возраста, можно констатировать следующие качественные результаты (приложение 2.1 и 2.2):
Таблица 2.1.
Результаты по рисуночному тесту «Мои страхи» в контрольной группе
N П/п |
Фамилия, имя испытуемого |
Виды страхов |
1 |
Аделина Заминова |
Темнота |
2 |
Агата Устюкова |
Паук |
3 |
Азамат Нургалеев |
Змея |
4 |
Артем Самсонов |
Тигр, медведь |
5 |
Арсений Чредников |
Паук |
6 |
Альберт Гайнутдиноа |
Крокодил |
7 |
Арина Хайруллина |
Пчела |
8 |
Артур Набиуллин |
Крокодил |
9 |
Артур Насретдинов |
Чудовище |
10 |
Валерия Кузеева |
Змея, пчела, паук |
11 |
Дамир Асанов |
Приведение |
12 |
Диана Зиннатулина |
Пчела |
13 |
Даниэль Махмудов |
Чудовище, приведение |
14 |
Егор Коптилин |
Зубной врач |
15 |
Зарина Нурлыгаянова |
Змея |
16 |
Иван Шипилов |
Высота |
17 |
Ильвир Ширяев |
Высота |
18 |
Ильвина Сахабутдинова |
Высота |
19 |
Катя Рудакова |
Высота |
20 |
Радмир Абдуллин |
Приведение |
21 |
Ринат Хамзин |
Медведь |
22 |
Роман Булатов |
Великан |
23 |
Роберт Ханнанов |
Пчела |
24 |
Лена Даутова |
Высота |
25 |
Матвей Харин |
Приведение |
26 |
Максим Скороходов |
Темнота |
27 |
Максим Вяткин |
Змея |
28 |
Урал Шарапов |
Робот |
29 |
Эдик Зайнетдинов |
Темнота |
30 |
Ярослав Залеев |
Высота |
Обработка результатов:
Виды страхов среди детей старшего дошкольного возраста распределились следующим образом: самыми распространенными видами страхов по результатам методики является – страх пауков, змей, пчел и составляет 35% . Второе месте занимает страх высоты – 18% и страх ночных приведений, крупных хищных животных -12%. Менее 10% от всех видов страхов, по полученным данным, является страх чудовищ, темноты, роботов, зубных врачей.
Таблица 2.2
Результаты по рисуночному тесту «Мои страхи»
в экспериментальной группе
N П/п |
Фамилия, имя испытуемого |
Виды страхов |
1 |
Артем Петрухин |
Пришельцев с другой планеты |
2 |
Аня Брюханова |
Высоты |
3 |
Аня Юртаева |
Темноты |
4 |
Ангелина Юсупова |
Высоты |
5 |
Алена Петрова |
Крокодила |
6 |
Альбина Хайруллина |
Молнии, темноты |
7 |
Вероника Кац |
Чудовищ, темноты |
8 |
Вадим Хаматов |
Акул, пчел, приведений |
9 |
Владик Мокшин |
Крокодила |
10 |
Владик Муслюков |
Оставаться один дома |
11 |
Виталик Колесников |
Динозавра |
12 |
Данил Ванеев |
Приведения |
13 |
Данил Кравченко |
Змей |
14 |
Даша Баданова |
Змей, медведей, насекомых |
15 |
Даша Козулькина |
Темноты |
16 |
Дима Михайлов |
Темноты |
17 |
Коля Иванцов |
Высоты |
18 |
Никита Колесников |
Темноты |
19 |
Олег Гараев |
Темноты |
20 |
Маргарита Уразова |
Темноты |
21 |
Милена Миниханова |
Змей |
22 |
Ралина Гардеева |
Змей |
23 |
Радик Сулейманов |
Молнии |
24 |
Радмир Хайруллин |
Бандитов |
25 |
Регина Байбетова |
Темноты, приведений, чудовищ |
26 |
Рина Еникеева |
Огня |
27 |
Руслан Муслухов |
Приведений |
28 |
Руслан Мухаметов |
Змей |
29 |
Саша Кизимов |
Темноты |
30 |
Яна Горшкова |
Огня |
Обработка результатов:
Виды страхов среди детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе распределились следующим образом: самыми распространенными видами страхов по результатам методики является – темноты и составляет 30% . Второе месте занимает страх крупных хищных животных – 16% и страх высоты, ночных приведений, змей, насекомых -10%. Менее 10% от всех видов страхов, по полученным данным, является страх НЛО, молнии, чудовищ, оставаться одному, бандитов, огня.
По результатам данных таблицы 2.1 и 2.2 составляется гистограмма видов страхов (приложение 2.3 и 2.4).
Вывод.
По полученным результатам рисуночного теста, можно сделать вывод о том, что типичными страхами в старшем дошкольном возрасте являются: страх темноты, высоты, хищных животных, насекомых, сказочных персонажей, ночных приведений, огня. Проанализировав ответы детей, и сравнив их с результатами методики «Лесенка», направленной на выявление уровня самооценки, можно предположить, что дети с более низкой самооценкой, больше подвержены различным страхам.
Результаты исследования по методике «Лесенка» (автор Щур. В.Г.)
В соответствии с методикой «Лесенка», предназначенной для определения особенности самооценки ребёнка, можно констатировать следующие результаты (приложение 3.2 и 3.3):
Таблица 3.1.
Результаты по методике «Лесенка» Щур. В.Г.
в контрольной группе
N П/п |
Фамилия, имя испытуемого |
Номер ступеньки |
Уровень самооценки |
1 |
Аделина Заминова |
5 |
Высокий |
2 |
Агата Устюкова |
5 |
Высокий |
3 |
Азамат Нургалеев |
5 |
Высокий |
4 |
Артем Самсонов |
5 |
Высокий |
5 |
Арсений Чредников |
5 |
Высокий |
6 |
Альберт Гайнутдиноа |
5 |
Высокий |
7 |
Арина Хайруллина |
5 |
Высокий |
8 |
Артур Набиуллин |
5 |
Высокий |
9 |
Артур Насретдинов |
5 |
Высокий |
10 |
Валерия Кузеева |
3 |
Низкий |
11 |
Дамир Асанов |
5 |
Высокий |
12 |
Диана Зиннатулина |
5 |
Высокий |
13 |
Даниэль Махмудов |
3 |
Низкий |
14 |
Егор Коптилин |
5 |
Высокий |
15 |
Зарина Нурлыгаянова |
5 |
Высокий |
16 |
Иван Шипилов |
5 |
Высокий |
17 |
Ильвир Ширяев |
5 |
Высокий |
18 |
Ильвина Сахабутдинова |
5 |
Высокий |
19 |
Катя Рудакова |
5 |
Высокий |
20 |
Радмир Абдуллин |
5 |
Высокий |
21 |
Ринат Хамзин |
5 |
Высокий |
22 |
Роман Булатов |
4 |
Высокий |
23 |
Роберт Ханнанов |
5 |
Высокий |
24 |
Лена Даутова |
5 |
Высокий |
25 |
Матвей Харин |
5 |
Высокий |
26 |
Максим Скороходов |
5 |
Высокий |
27 |
Максим Вяткин |
5 |
Высокий |
28 |
Урал Шарапов |
5 |
Высокий |
29 |
Эдик Зайнетдинов |
4 |
Высокий |
30 |
Ярослав Залеев |
5 |
Высокий |
Обработка результатов:
Высокий показатель уровня самооценки по результатам методики наблюдается у 28 испытуемых из 30 и составляет 93%.
Низкий показатель уровня самооценки, говорит об не адекватности оценки себя, по результатам методики наблюдается у 2 испытуемых из 30 и составляет 7%.
Таблица 3.2.
Результаты по методике «Лесенка» Щур. В.Г.
в экспериментальной группе
N П/п |
Фамилия, имя испытуемого |
Номер ступеньки |
Уровень оценки себя |
1 |
Артем Петрухин |
5 |
Высокий |
2 |
Аня Брюханова |
5 |
Высокий |
3 |
Аня Юртаева |
5 |
Высокий |
4 |
Ангелина Юсупова |
5 |
Высокий |
5 |
Алена Петрова |
5 |
Высокий |
6 |
Альбина Хайруллина |
4 |
Высокий |
7 |
Вероника Кац |
1 |
Низкий |
8 |
Вадим Хаматов |
5 |
Высокий |
9 |
Владик Мокшин |
1 |
Низкий |
10 |
Владик Муслюков |
5 |
Высокий |
11 |
Виталик Колесников |
5 |
Высокий |
12 |
Данил Ванеев |
5 |
Высокий |
13 |
Данил Кравченко |
5 |
Высокий |
14 |
Даша Баданова |
4 |
Высокий |
15 |
Даша Козулькина |
1 |
Низкий |
16 |
Дима Михайлов |
5 |
Высокий |
17 |
Коля Иванцов |
5 |
Высокий |
18 |
Никита Колесников |
5 |
Высокий |
19 |
Олег Гараев |
5 |
Высокий |
20 |
Маргарита Уразова |
4 |
Высокий |
21 |
Милена Миниханова |
5 |
Высокий |
22 |
Ралина Гардеева |
5 |
Высокий |
23 |
Радик Сулейманов |
4 |
Высокий |
24 |
Радмир Хайруллин |
5 |
Высокий |
25 |
Регина Байбетова |
3 |
Низкий |
26 |
Рина Еникеева |
5 |
Высокий |
27 |
Руслан Муслухов |
5 |
Высокий |
28 |
Руслан Мухаметов |
5 |
Высокий |
29 |
Саша Кизимов |
5 |
Высокий |
30 |
Яна Горшкова |
5 |
Высокий |
Обработка результатов:
Высокий показатель уровня самооценки по результатам методики наблюдается у 26 испытуемых из 30 и составляет 86%
Низкий показатель уровня самооценки, говорит об не адекватности оценки себя, по результатам методики наблюдается у 4 испытуемых из 30 и составляет 14%.
По результатам данных таблицы 3.1 и 3.2 составляется гистограмма уровня самооценки детей (приложение 3.4 и 3.5).
Вывод.
Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что в контрольной и экспериментальной выборке у детей достаточно высокая самооценка. Уже само это является позитивным признаком, так как любой страх имеет свои причины и низкая самооценка, вполне может быть одной из причин.
Результаты исследования методики на тревожность
(автор Теммпл Р., Дорки М., Амен В.)
В соответствии с методикой Теммпл Р., Дорки М., Амен В., предназначенной для определения уровня тревожности, можно констатировать следующие результаты (приложение 4.2 и 4.3):
Таблица 4.1.
Результаты исследования по методике Теммпл Р., Дорки М., Амен В.
в контрольной группе
N П/п |
Фамилия, имя испытуемого |
Число эмоционально негативных выборов |
Индекс тревожности % |
Уровень тревожности | ||
1 |
Аделина Заминова |
2 |
14 |
Низкий | ||
2 |
Агата Устюкова |
3 |
20 |
Низкий | ||
3 |
Азамат Нургалеев |
3 |
20 |
Низкий | ||
4 |
Артем Самсонов |
2 |
14 |
Низкий | ||
5 |
Арсений Чредников |
8 |
57 |
Высокий | ||
6 |
Альберт Гайнутдиноа |
6 |
42 |
Средний | ||
7 |
Арина Хайруллина |
1 |
7 |
Низкий | ||
8 |
Артур Набиуллин |
11 |
78 |
Высокий | ||
9 |
Артур Насретдинов |
7 |
50 |
Средний | ||
10 |
Валерия Кузеева |
9 |
64 |
Высокий | ||
11 |
Дамир Асанов |
9 |
64 |
Высокий | ||
12 |
Диана Зиннатулина |
6 |
42 |
Средний | ||
13 |
Даниэль Махмудов |
4 |
28 |
Средний | ||
14 |
Егор Коптилин |
0 |
0 |
Низкий | ||
15 |
Зарина Нурлыгаянова |
5 |
35 |
Средний | ||
16 |
Иван Шипилов |
1 |
7 |
Низкий | ||
17 |
Ильвир Ширяев |
4 |
28 |
Средний | ||
18 |
Ильвина Сахабутдинова |
2 |
14 |
Низкий | ||
19 |
Катя Рудакова |
3 |
20 |
Низкий | ||
20 |
Радмир Абдуллин |
1 |
7 |
Низкий | ||
21 |
Ринат Хамзин |
6 |
42 |
Средний | ||
22 |
Роман Булатов |
4 |
28 |
Средний | ||
23 |
Роберт Ханнанов |
3 |
20 |
Средний | ||
24 |
Лена Даутова |
5 |
35 |
Средний | ||
25 |
Матвей Харин |
4 |
28 |
Средний | ||
26 |
Максим Скороходов |
1 |
7 |
Низкий | ||
27 |
Максим Вяткин |
0 |
0 |
Низкий | ||
28 |
Урал Шарапов |
1 |
7 |
Низкий | ||
29 |
Эдик Зайнетдинов |
4 |
28 |
Средний | ||
30 |
Ярослав Залеев |
7 |
50 |
Средний |
Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте