Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа

Описание

Цель квалификационной работы: исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение психолого – педагогической литературы;
2) Выявление страхов у детей;
3) Осуществление коррекции страхов у детей старшего дошкольного
возраста посредством песочной терапии;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «страх», виды страхов………………………………6
1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте……………………18
Вывод…………………………………………………………………………..….29
Глава II. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста, проведенное в МДОУ № 24 «Дельфин» г. Октябрьский РБ
2.1. Организация и описание методов исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….32
2.2. Анализ результатов исследования………………...………………………..37
2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов
2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии……………...51
2.3.2. Программа коррекции страхов методом песочной терапии…………….61
2.3.3.Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………66
Вывод……………………………………………………………………………...73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список использованной литературы…………………………………………….79

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 933.50 Кб (Скачать документ)

 

Обработка результатов:

Проявление страхов у 18 испытуемых из 30 превышает контрольное количество страхов и составляет 60%.

Проявление страхов у 12 испытуемых из 30 не превышает контрольное количество страхов и соответствует возрастной норме приведенной Захаровым А.И. и составляет 40 %.

По результатам данных таблицы 1.1 и 1.2 составляется гистограмма проявления страхов у детей (приложение 1.5 и 1.6).

Вывод.

По результатам опросника наиболее значимыми страхами для детей  старшего  дошкольного возраста являются: страх войны, нападения, смерти, смерти родителей, животных, глубины,  страшных снов, перед засыпанием, огня, пожара, заболеть и страх наказания.

 

Результаты исследования по рисуночному тесту «Мои страхи»

В соответствии с рисуночным тестом «Мои страхи», предназначенного для распознавания страхов у детей дошкольного возраста, можно констатировать следующие качественные результаты (приложение 2.1 и 2.2):

Таблица 2.1.

Результаты по рисуночному тесту «Мои страхи» в контрольной группе

N П/п

Фамилия, имя испытуемого

Виды страхов

1

Аделина Заминова

Темнота

2

Агата Устюкова

Паук

3

Азамат Нургалеев

Змея

4

Артем Самсонов

Тигр, медведь

5

Арсений Чредников

Паук

6

Альберт Гайнутдиноа

Крокодил

7

Арина Хайруллина

Пчела

8

Артур Набиуллин

Крокодил

9

Артур Насретдинов

Чудовище

10

Валерия Кузеева

Змея, пчела, паук

11

Дамир Асанов

Приведение

12

Диана Зиннатулина

Пчела

13

Даниэль Махмудов

Чудовище, приведение

14

Егор Коптилин

Зубной врач

15

Зарина Нурлыгаянова

Змея

16

Иван Шипилов

Высота

17

Ильвир Ширяев

Высота

18

Ильвина Сахабутдинова

Высота

19

Катя Рудакова

Высота

20

Радмир Абдуллин

Приведение

21

Ринат Хамзин

Медведь

22

Роман Булатов 

Великан

23

Роберт Ханнанов

Пчела

24

Лена Даутова

Высота

25

Матвей Харин

Приведение

26

Максим Скороходов

Темнота

27

Максим Вяткин

Змея

28

Урал Шарапов 

Робот

29

Эдик Зайнетдинов

Темнота

30

Ярослав Залеев

Высота


 

Обработка результатов:

Виды страхов среди детей  старшего дошкольного возраста распределились следующим образом: самыми распространенными видами страхов по результатам методики является – страх пауков, змей, пчел и составляет 35% . Второе месте занимает страх высоты – 18% и страх ночных приведений, крупных хищных животных -12%. Менее 10% от всех видов страхов, по полученным данным, является страх чудовищ, темноты, роботов, зубных врачей.

Таблица 2.2

Результаты по рисуночному тесту «Мои страхи»

 в экспериментальной группе

N П/п

Фамилия, имя испытуемого

Виды страхов

1

Артем Петрухин

Пришельцев с другой планеты

2

Аня Брюханова

Высоты

3

Аня Юртаева

Темноты

4

Ангелина Юсупова

Высоты

5

Алена Петрова

Крокодила

6

Альбина Хайруллина

Молнии, темноты

7

Вероника Кац

Чудовищ, темноты

8

Вадим Хаматов

Акул, пчел, приведений

9

Владик Мокшин

Крокодила

10

Владик Муслюков

Оставаться один дома

11

Виталик Колесников

Динозавра

12

Данил Ванеев

Приведения

13

Данил Кравченко

Змей 

14

Даша Баданова

Змей, медведей, насекомых

15

Даша Козулькина

Темноты

16

Дима Михайлов

Темноты

17

Коля Иванцов

Высоты

18

Никита Колесников

Темноты

19

Олег Гараев

Темноты

20

Маргарита Уразова

Темноты

21

Милена Миниханова

Змей

22

Ралина Гардеева

Змей

23

Радик Сулейманов

Молнии

24

Радмир Хайруллин

Бандитов

25

Регина Байбетова

Темноты, приведений, чудовищ

26

Рина Еникеева

Огня

27

Руслан Муслухов

Приведений

28

Руслан Мухаметов

Змей

29

Саша Кизимов

Темноты

30

Яна Горшкова

Огня


 

Обработка результатов:

Виды страхов среди детей  старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе распределились следующим образом: самыми распространенными видами страхов по результатам методики является – темноты и составляет 30% . Второе месте занимает страх крупных хищных животных – 16% и страх высоты, ночных приведений, змей, насекомых -10%. Менее 10% от всех видов страхов, по полученным данным, является страх НЛО, молнии, чудовищ, оставаться одному, бандитов, огня.

По результатам данных таблицы  2.1 и 2.2 составляется гистограмма видов страхов (приложение 2.3 и 2.4).

 

 

Вывод.

По полученным результатам рисуночного  теста, можно сделать вывод о  том, что типичными страхами в старшем дошкольном возрасте являются: страх темноты, высоты, хищных животных, насекомых, сказочных персонажей, ночных приведений, огня. Проанализировав ответы детей, и сравнив их с результатами методики «Лесенка», направленной на выявление уровня самооценки, можно предположить, что дети с более низкой самооценкой, больше подвержены различным страхам.

 

Результаты исследования по методике «Лесенка» (автор Щур. В.Г.)

В соответствии с методикой «Лесенка», предназначенной для определения особенности самооценки ребёнка, можно констатировать следующие результаты (приложение 3.2 и 3.3):

Таблица 3.1.

Результаты по методике «Лесенка» Щур. В.Г.

 в контрольной группе

N П/п

Фамилия, имя испытуемого

Номер ступеньки

Уровень самооценки

1

Аделина Заминова

5

Высокий

2

Агата Устюкова

5

Высокий

3

Азамат Нургалеев

5

Высокий

4

Артем Самсонов

5

Высокий

5

Арсений Чредников

5

Высокий

6

Альберт Гайнутдиноа

5

Высокий

7

Арина Хайруллина

5

Высокий

8

Артур Набиуллин

5

Высокий

9

Артур Насретдинов

5

Высокий

10

Валерия Кузеева

3

Низкий

11

Дамир Асанов

5

Высокий

12

Диана Зиннатулина

5

Высокий

13

Даниэль Махмудов

3

Низкий

14

Егор Коптилин

5

Высокий

15

Зарина Нурлыгаянова

5

Высокий

16

Иван Шипилов

5

Высокий

17

Ильвир Ширяев

5

Высокий

18

Ильвина Сахабутдинова

5

Высокий

19

Катя Рудакова

5

Высокий

20

Радмир Абдуллин

5

Высокий

21

Ринат Хамзин

5

Высокий

22

Роман Булатов 

4

Высокий

23

Роберт Ханнанов

5

Высокий

24

Лена Даутова

5

Высокий

25

Матвей Харин

5

Высокий

26

Максим Скороходов

5

Высокий

27

Максим Вяткин

5

Высокий

28

Урал Шарапов 

5

Высокий

29

Эдик Зайнетдинов

4

Высокий

30

Ярослав Залеев

5

Высокий


 

Обработка результатов:

Высокий показатель уровня самооценки по результатам методики наблюдается  у 28 испытуемых из 30 и составляет 93%.

Низкий показатель уровня самооценки, говорит об не адекватности оценки себя, по результатам методики наблюдается у 2 испытуемых из 30 и составляет 7%.

Таблица 3.2.

Результаты по методике «Лесенка» Щур. В.Г.

 в экспериментальной группе

 

N П/п

Фамилия, имя испытуемого

Номер ступеньки

Уровень оценки себя

1

Артем Петрухин

5

Высокий

2

Аня Брюханова

5

Высокий

3

Аня Юртаева

5

Высокий

4

Ангелина Юсупова

5

Высокий

5

Алена Петрова

5

Высокий

6

Альбина Хайруллина

4

Высокий

7

Вероника Кац

1

Низкий

8

Вадим Хаматов

5

Высокий

9

Владик Мокшин

1

Низкий

10

Владик Муслюков

5

Высокий

11

Виталик Колесников

5

Высокий

12

Данил Ванеев

5

Высокий

13

Данил Кравченко

5

Высокий

14

Даша Баданова

4

Высокий

15

Даша Козулькина

1

Низкий

16

Дима Михайлов

5

Высокий

17

Коля Иванцов

5

Высокий

18

Никита Колесников

5

Высокий

19

Олег Гараев

5

Высокий

20

Маргарита Уразова

4

Высокий

21

Милена Миниханова

5

Высокий

22

Ралина Гардеева

5

Высокий

23

Радик Сулейманов

4

Высокий

24

Радмир Хайруллин

5

Высокий

25

Регина Байбетова

3

Низкий

26

Рина Еникеева

5

Высокий

27

Руслан Муслухов

5

Высокий

28

Руслан Мухаметов

5

Высокий

29

Саша Кизимов

5

Высокий

30

Яна Горшкова

5

Высокий


Обработка результатов:

Высокий показатель уровня самооценки по результатам методики наблюдается  у 26 испытуемых из 30 и составляет 86%

Низкий показатель уровня самооценки, говорит об не адекватности оценки себя, по результатам методики наблюдается у 4 испытуемых из 30 и составляет 14%.

По результатам данных таблицы 3.1 и 3.2 составляется гистограмма уровня самооценки детей (приложение 3.4 и 3.5).

Вывод.

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что в контрольной и экспериментальной выборке у детей достаточно высокая самооценка. Уже само это является позитивным признаком, так как любой страх имеет свои причины и низкая самооценка, вполне может быть одной из причин.

Результаты исследования методики на тревожность 

(автор Теммпл Р., Дорки М., Амен В.)

В соответствии с методикой Теммпл Р., Дорки М., Амен В., предназначенной для определения уровня тревожности, можно констатировать следующие результаты (приложение 4.2 и 4.3):

Таблица 4.1.

Результаты исследования по методике Теммпл Р., Дорки М., Амен В.

в контрольной группе

N П/п

Фамилия, имя  испытуемого

Число эмоционально негативных выборов

Индекс тревожности

%

Уровень тревожности

1

Аделина Заминова

2

14

Низкий

2

Агата Устюкова

3

20

Низкий

3

Азамат Нургалеев

3

20

Низкий

4

Артем Самсонов

2

14

Низкий

5

Арсений Чредников

8

57

Высокий

6

Альберт Гайнутдиноа

6

42

Средний

7

Арина Хайруллина

1

7

Низкий

8

Артур Набиуллин

11

78

Высокий

9

Артур Насретдинов

7

50

Средний

10

Валерия Кузеева

9

64

Высокий

11

Дамир Асанов

9

64

Высокий

12

Диана Зиннатулина

6

42

Средний

13

Даниэль Махмудов

4

28

Средний

14

Егор Коптилин

0

0

Низкий

15

Зарина Нурлыгаянова

5

35

Средний

16

Иван Шипилов

1

7

Низкий

17

Ильвир Ширяев

4

28

Средний

18

Ильвина Сахабутдинова

2

14

Низкий

19

Катя Рудакова

3

20

Низкий

20

Радмир Абдуллин

1

7

Низкий

21

Ринат Хамзин

6

42

Средний

22

Роман Булатов 

4

28

Средний

23

Роберт Ханнанов

3

20

Средний

24

Лена Даутова

5

35

Средний

25

Матвей Харин

4

28

Средний

26

Максим Скороходов

1

7

Низкий

27

Максим Вяткин

0

0

Низкий

28

Урал Шарапов 

1

7

Низкий

29

Эдик Зайнетдинов

4

28

Средний

30

Ярослав Залеев

7

50

Средний

Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте