Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа
Цель квалификационной работы: исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение психолого – педагогической литературы;
2) Выявление страхов у детей;
3) Осуществление коррекции страхов у детей старшего дошкольного
возраста посредством песочной терапии;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «страх», виды страхов………………………………6
1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте……………………18
Вывод…………………………………………………………………………..….29
Глава II. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста, проведенное в МДОУ № 24 «Дельфин» г. Октябрьский РБ
2.1. Организация и описание методов исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….32
2.2. Анализ результатов исследования………………...………………………..37
2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов
2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии……………...51
2.3.2. Программа коррекции страхов методом песочной терапии…………….61
2.3.3.Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………66
Вывод……………………………………………………………………………...73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список использованной литературы…………………………………………….79
Ближе к 7 годам
при большом количестве неразрешимых
и идущих из более раннего возраста
страхов можно уже говорить о
развитии тревожности как определенном
эмоциональном настрое с
Поэтому страх быть не тем чаще всего встречается не только у эмоционально чувствительных детей с развитым чувством собственного достоинства, но именно у тех из них кто внутренне ориентирован на социальные нормы и стремится соблюдать их [42].
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий [29].
Навязчивый страх опоздать — это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок "эмоционально перегорает" до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например прихода гостей, посещения кино и т. д. Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. [11].
Если социально опосредованный страх быть не тем возникает уже в старшем дошкольном возрасте, то он, как большое число страхов, будет больше выражен при тревожно-мнительных характерах родителей и соответствующем стиле их отношений с детьми [18].
Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов [18].
Выделим факторы, участвующие в возникновении страхов [15]:
Страх - неприятное и очень мучительное чувство, которое возникает из-за какой-то смутной угрозы или неминуемой опасности [17].
Опасность страхов заключается в том, что в сознании человека отражение страхов разнообразно, и нет ни одной психической функции, которая в этом состоянии не претерпевала бы изменений. Главным образом это относится к эмоциональной сфере, где каждое чувство окрашивается тревожной окраской. Обычно страх поглощает большую часть эмоций, и их начинает просто не хватать для выражения других чувств. Все это ведет к потере положительных эмоций - смеха, радости, спокойствия, чувства удовлетворенности от жизни. В таком состоянии у ребенка возникает постоянная тревожность, неуверенность, неспособность радоваться чему-либо, замкнутость. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и каждому. Из-за постоянного эмоционального потрясения у ребенка проявляются не только раздражительность и вспыльчивость, но и непредсказуемость в действиях, он все преломляет через призму тревожности, мнительности [17].
Постоянное присутствие
Таким образом, сам страх постепенно подрывает уверенность в себе, в своих силах, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Человек как бы заранее программирует себя на неудачу и часто терпит поражения, все больше и больше убеждаясь в своей неспособности и никчемности. Все это выявляет несостоятельность ребенка и отражается как острая психическая травма [3].
Детство ребенка эмоционально насыщено, и пережитое в этот период приобретает силу обязательных правил, которым он следует всю жизнь. В этом случае самое страшное то, что человек, не справившийся со своими детскими страхами, вырастая, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и наверняка передаст свои страхи, тревоги своему ребенку [14].
Страх также влияет и на мышление. В состоянии тревоги оно становится все более быстрым, беспорядочным, а при чувстве страха заторможенным и медлительным. Мышление теряет свою гибкость и постоянно подвергается каким-либо сомнениям и опасениям. В такие моменты главные вещи становятся незаметными, а на первый план выдвигаются второстепенные [43].
Постоянная эмоциональная
Устав от постоянных страхов, ребенок становится менее инициативным, все более равнодушным и безразличным ко всем и ко всему происходящему. Такое поведение вызвано некоей защитной реакцией головного мозга человека на постоянные эмоциональные стрессы. Эффектом «торможения» мозг предохраняет психику ребенка от дальнейших эмоциональных перегрузок. Но есть и обратная сторона этого эффекта: торможение может стать настолько устойчивым и труднообратимым процессом, что человек словно умирает. Оставаясь еще молодым, превращается в собственную незаметную серую тень [42].
Ребенок, который живет в страхе, постоянно оглядывается только назад, опирается на свое травмирующее прошлое и не видит будущего. В этих условиях возникающий тревожный и пессимистический настрой ребенка ведет к тому, что все случайное и непонятное приобретает роковое значение и происходит с ощущением постоянной опасности. Ребенок уже не способен там, где надо, идти на риск, изучать новые пути: он пугается и открытий, и всего неизученного. В результате он не способен и ко всему тому, что составляет основу творчества, фантазий [33].
При постоянном воздействии страха искажаются и эмоциональная сфера человека, и мышление, отношение окружающих самим ребенком уже воспринимается все более неадекватным образом. У ребенка создается ощущение, что его видят не таким, какой он есть на самом деле, его не понимают и постоянно осуждают. Все это указывает не только на тревожное состояние человека, но и на его мнительность [40].
Все выше перечисленные психические изменения ведут к тому, что ребенок становится замкнутым и как бы изолирует, закрывает, серя от окружающих его людей. Порой такие ситуации бывают настолько сложными, что найти выход очень трудно или почти невозможно, несмотря на желание ребенка быть вместе со всеми и жить полноценной; активной и насыщенной жизнью [38].
Следовательно, для избежания формирования каких-либо страхов необходимы внешние благополучные условия для жизни ребенка [53].
Вывод. Жизнь без эмоций не возможна. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [59].
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта [60].
Известно, что страх является
причиной многих нарушений
Все качества человека, и плохие и хорошие, не даются ему с рождения, все они формируются в процессе воспитания в течение жизни. Природным является только тип нервной системы, темперамент, но и он может видоизменяться в зависимости от внешних условий. И боязливость ребенка в подавляющем большинстве случаев является не врожденной, а приобретенной [35].
Глава II. Эмпирический подход к исследованию страхов у детей старшего дошкольного возраста
Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда, если учесть напряженность, беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ о наличии страха. Так, подавляющее большинство возрастных страхов существуют только тогда, когда ребенок представляет их по какому – либо поводу или ему напоминают окружающие[31].
Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Страхи, которые проявляются в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений страхов. Поэтому выяснить весь спектр страхов можно только проведя проективные методики и специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта [13].
Эмпирическая часть нашей
Целью работы является доказать гипотезу: посредством песочной терапии имеется возможность эффективно осуществить коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании было использовано 5 диагностических методик:
2.1. Организация и описание
методов исследования
1. Опросник «Страхи у детей» (автор Захаров А.И.)
Целью данной методики является выявление наиболее значимых страхов.
Характеристика выборки: В исследовании принимала участие контрольная группа детей 30 человек 5-7 лет и экспериментальная группа детей 30 человек 5-7 лет.
Материал и оборудование: Анкета с 29 вопросами, лист бумаги, карандаш (приложение 1.2).
Процедура проведения: Методика проводится индивидуально. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывал его.
Проведение теста: Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да".
Анализ результатов: Утвердительные ответы ребенка на вопросы засчитываются как один балл. Захаров А.И. выделил возрастные нормы страхов для детей старшего дошкольного возраста. Для пятилетних – семилетних мальчиков 8-9 страхов являются возрастной нормой, а для пятилетних – семилетних девочек 11-12 страхов [59].
2. Рисуночный тест «Мои страхи»
Целью данной методики является распознавание страхов у детей дошкольного возраста.
Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте