Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа
Цель квалификационной работы: исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение психолого – педагогической литературы;
2) Выявление страхов у детей;
3) Осуществление коррекции страхов у детей старшего дошкольного
возраста посредством песочной терапии;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «страх», виды страхов………………………………6
1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте……………………18
Вывод…………………………………………………………………………..….29
Глава II. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста, проведенное в МДОУ № 24 «Дельфин» г. Октябрьский РБ
2.1. Организация и описание методов исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….32
2.2. Анализ результатов исследования………………...………………………..37
2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов
2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии……………...51
2.3.2. Программа коррекции страхов методом песочной терапии…………….61
2.3.3.Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………66
Вывод……………………………………………………………………………...73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список использованной литературы…………………………………………….79
Обработка результатов:
Высокий показатель уровня тревожности по результатам методики наблюдается у 4 испытуемых из 30 и составляет 14%
Средний показатель уровня тревожности по результатам методики наблюдается у 13 испытуемых из 30 и составляет 43%
Низкий показатель уровня тревожности по результатам методики наблюдается у 13 испытуемых из 30 и составляет 43%.
Таблица 4.2.
Результаты исследования по методике Теммпл Р., Дорки М., Амен В.
в экспериментальной группе
N П/п |
Фамилия, имя испытуемого |
Число эмоционально негативных выборов |
Индекс тревожности % |
Уровень тревожности |
1 |
Артем Петрухин |
5 |
35 |
Средний |
2 |
Аня Брюханова |
6 |
42 |
Средний |
3 |
Аня Юртаева |
1 |
7 |
Низкий |
4 |
Ангелина Юсупова |
3 |
20 |
Низкий |
5 |
Алена Петрова |
8 |
57 |
Высокий |
6 |
Альбина Хайруллина |
6 |
42 |
Средний |
7 |
Вероника Кац |
7 |
50 |
Средний |
8 |
Вадим Хаматов |
1 |
7 |
Низкий |
9 |
Владик Мокшин |
13 |
92 |
Высокий |
10 |
Владик Муслюков |
10 |
71 |
Высокий |
11 |
Виталик Колесников |
14 |
100 |
Высокий |
12 |
Данил Ванеев |
0 |
0 |
Низкий |
13 |
Данил Кравченко |
1 |
7 |
Низкий |
14 |
Даша Баданова |
10 |
71 |
Высокий |
15 |
Даша Козулькина |
8 |
57 |
Высокий |
16 |
Дима Михайлов |
10 |
71 |
Высокий |
17 |
Коля Иванцов |
2 |
14 |
Низкий |
18 |
Никита Колесников |
9 |
64 |
Высокий |
19 |
Олег Гараев |
5 |
35 |
Средний |
20 |
Маргарита Уразова |
6 |
42 |
Средний |
21 |
Милена Миниханова |
2 |
14 |
Низкий |
22 |
Ралина Гардеева |
6 |
42 |
Средний |
23 |
Радик Сулейманов |
9 |
64 |
Высокий |
24 |
Радмир Хайруллин |
10 |
71 |
Высокий |
25 |
Регина Байбетова |
1 |
7 |
Низкий |
26 |
Рина Еникеева |
5 |
35 |
Средний |
27 |
Руслан Муслухов |
6 |
42 |
Средний |
28 |
Руслан Мухаметов |
8 |
57 |
Высокий |
29 |
Саша Кизимов |
2 |
14 |
Низкий |
30 |
Яна Горшкова |
8 |
57 |
Высокий |
Обработка результатов:
Высокий показатель уровня тревожности по результатам методики наблюдается у 12 испытуемых из 30 и составляет 40%
Средний показатель уровня тревожности по результатам методики наблюдается у 9 испытуемых из 30 и составляет 30%
Низкий показатель уровня
тревожности по результатам
По результатам данных таблицы 4.1 и 4.2 составляется гистограмма уровня тревожности у детей (приложение 4.4 и 4.5).
Вывод.
Проанализировав ответы детей по методике на тревожность Теммпл Р., Дорки М., Амен В. и сравнив их с результатами, полученными по методике «Страхи у детей» и методике «Лесенка», мы можем сделать вывод о том, что высокий уровень тревожности, характерен для детей с высоким уровнем страхов и низкой самооценкой.
Результаты исследования по детскому апперцептивному тесту
( автор Беллак Л., Беллак С.)
В соответствии с методикой Детский апперцептивный тест Беллака Л., Беллака С., предназначенной для определения уровня тревожности и проявлений страхов, можно констатировать следующие результаты (приложение 5.1 и 5.2):
Таблица 5.1.
Результаты исследования по детскому апперцептивному тесту
в контрольной группе
N П/п |
Фамилия, имя испытуемого |
Высказывания ребенка |
1 |
Аделина Заминова |
Ему приснился страшный сон |
2 |
Агата Устюкова |
Боится диких зверей и невидимок |
3 |
Азамат Нургалеев |
Зайке страшно, потому что темно |
4 |
Артем Самсонов |
Грустно зайчику, он один |
5 |
Арсений Чредников |
Все смотрят телевизор, а зайчика наказал папа |
6 |
Альберт Гайнутдиноа |
Зайка боится, что выключат свет в коридоре |
7 |
Арина Хайруллина |
Страшный сон ему приснился |
8 |
Артур Набиуллин |
Зайке страшно, потому что шторы шевелятся |
9 |
Артур Насретдинов |
Зайка боится, чтобы дверь не закрыли |
10 |
Валерия Кузеева |
От свечки появляются тени, страшно |
11 |
Дамир Асанов |
Не знаю |
12 |
Диана Зиннатулина |
Услышала звук какой-то, испугался |
13 |
Даниэль Махмудов |
Страшный сон приснился |
14 |
Егор Коптилин |
Ждет когда мама придет |
15 |
Зарина Нурлыгаянова |
Зайчик боится, что под кроватью прячется бабайка |
16 |
Иван Шипилов |
В комнате темно |
17 |
Ильвир Ширяев |
Лежит, ждет, когда мама приедет, сказку почитать |
18 |
Ильвина Сахабутдинова |
Услышал что-то испугался |
19 |
Катя Рудакова |
Приснился страшный сон |
20 |
Радмир Абдуллин |
Может он приведение увидел |
21 |
Ринат Хамзин |
Все ушли, а он один остался |
22 |
Роман Булатов |
Под кроватью монстры живут |
23 |
Роберт Ханнанов |
Свет забыли включить |
24 |
Лена Даутова |
В зеркале увидел кого-то |
25 |
Матвей Харин |
Родители смотрят телевизор, а зайку отправили спать |
26 |
Максим Скороходов |
Брат его напугал, рассказал страшную историю |
27 |
Максим Вяткин |
Страшно зайке, гром гремит |
28 |
Урал Шарапов |
Зайке страшно, потому что он смотрел страшный фильм |
29 |
Эдик Зайнетдинов |
Пауков зайчик испугался |
30 |
Ярослав Залеев |
Зайчик улыбается |
Обработка результатов:
Проанализировав ответы детей, выявились конкретные страхи – темноты, страшных снов, крупных зверей, чудовищ, явлений природы, одиночества, приведений, наказаний и других опасностей.
Таблица 5.2.
Результаты исследования по детскому апперцептивному тесту
в экспериментальной группе
N П/п |
Фамилия, имя испытуемого |
Высказывания ребенка |
1 |
Артем Петрухин |
Зайка никого не боится |
2 |
Аня Брюханова |
Он лежит один в темной комнате, боится |
3 |
Аня Юртаева |
Мама выключила свет, ему страшно |
4 |
Ангелина Юсупова |
Сейчас мама будет читать ему сказку |
5 |
Алена Петрова |
Он лежит и боится, что за окнами бандиты |
6 |
Альбина Хайруллина |
Он боится, в комнате темно |
7 |
Вероника Кац |
Он увидел в темноте приведение и испугался, заплакал |
8 |
Вадим Хаматов |
Чего-то испугался |
9 |
Владик Мокшин |
Зайка испугался, услышал какой-то шум, зовет маму, а она ругается |
10 |
Владик Муслюков |
Ему страшно одному, вдруг что-то случится |
11 |
Виталик Колесников |
Зайку наказали родители и оставили одного в комнате |
12 |
Данил Ванеев |
Зайка боится, но сейчас мама зайдет и включит свет |
13 |
Данил Кравченко |
Зайка боится приведений, которые живут под кроватью |
14 |
Даша Баданова |
Родители смотрят телевизор, а он один в комнате лежит |
15 |
Даша Козулькина |
Зайка услышал, как лают собаки и испугался |
16 |
Дима Михайлов |
Боится один в темноте спать |
17 |
Коля Иванцов |
Я тоже с игрушкой сплю |
18 |
Никита Колесников |
Страшно боится он темноты, вдруг кто-то его напугает |
19 |
Олег Гараев |
Без света спать боится |
20 |
Маргарита Уразова |
Он зовет маму |
21 |
Милена Миниханова |
Боится, что под кроватью кто-то прячется |
22 |
Ралина Гардеева |
Зайка ждет маму |
23 |
Радик Сулейманов |
Он никого не боится, выпрыгнет с кровати и будет играть |
24 |
Радмир Хайруллин |
Боится, что бандиты влезут в окно |
25 |
Регина Байбетова |
Боится монстров в темноте |
26 |
Рина Еникеева |
Не знаю |
27 |
Руслан Муслухов |
Просит маму оставить дверь открытой |
28 |
Руслан Мухаметов |
Боится, плачет, хочет с мамой спать |
29 |
Саша Кизимов |
Боится темноты |
30 |
Яна Горшкова |
Вдруг что-то случится с ним |
Обработка результатов:
Проанализировав ответы детей, выявились конкретные страхи – темноты, приведений, собак, бандитов, наказаний и других опасностей.
Вывод.
В рассказах детей проявились страхи темноты, приведений, собаки лающие за окнами, бандиты, которые влезают в окно и другие опасности, которые угрожают зайке, что, говорит о высокой тревожности. Дети, страдающие от отчужденности, холодности родителей, говорят, что зайчика наказали и оставили одного в комнате, что взрослые находятся в другой комнате, а он лежит и плачет один. Асоциальные дети, говорят, что зайка не боится, пойдет играть, то есть в любом случае речь идет о нарушениях правил. В случае вытесненной тревоги, рассказ не соответствует картинке, либо ребенок просто отказывается от ответа.
2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов в старшем дошкольном возрасте
2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, сами его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка [47].
Игра с песком как консультативная методика была описана в 1989 году английским педиатром Маргарет Ловекфельд. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса (один наполовину наполненный песком, а другой водой) и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты Института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловекфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой» [5].
Формированием концепции «песочной терапии» занимались в основном представители юнгианской школы, например, швейцарский аналитик Дора Калфф, Основное действие песочной терапии было направлено на понимание клиентом собственных внутренних процессов как разрушительного, так и созидательного порядка. Проявленные внутренние процессы рассматривались с точки зрения стадиальности психического развития и проявления архетипов в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок [19].
В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для коррекционно-развивающих занятий [47].
С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм. Применяются юнгианские, психоаналитические, психодраматические, арт-терапевтические, гештальтистские, психосинтетические и другие техники под общей идеей «главное, чтобы человеку помогло». Здесь явно проявляется интуитивное начало специалиста. Такой подход несколько удивителен для западного мира, но у нас оказывается весьма эффективным [19]
Таким образом, недоработанность российской концепции песочной терапии (с учетом российского менталитета, особенностей восприятия и характера) создает, с одной стороны, немало трудностей для использования песочной терапии и сертификации песочных терапевтов. С другой стороны, каждый специалист, отважившийся практиковать работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска и получает возможность внести свой уникальный вклад в процесс развития песочной терапии в России. [47].
Главное достоинство Песочницы в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом. Как всё просто, удобно и рационально в этой игре; отшлифовано многими поколениями маленьких человечков [20].
Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали - уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и гуманными [32].
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:
- развить более позитивную Я-
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте