Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа

Описание

Цель квалификационной работы: исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение психолого – педагогической литературы;
2) Выявление страхов у детей;
3) Осуществление коррекции страхов у детей старшего дошкольного
возраста посредством песочной терапии;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «страх», виды страхов………………………………6
1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте……………………18
Вывод…………………………………………………………………………..….29
Глава II. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста, проведенное в МДОУ № 24 «Дельфин» г. Октябрьский РБ
2.1. Организация и описание методов исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….32
2.2. Анализ результатов исследования………………...………………………..37
2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов
2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии……………...51
2.3.2. Программа коррекции страхов методом песочной терапии…………….61
2.3.3.Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………66
Вывод……………………………………………………………………………...73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список использованной литературы…………………………………………….79

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 933.50 Кб (Скачать документ)

 

Обработка результатов:

Высокий показатель уровня тревожности по результатам методики наблюдается у 4 испытуемых из 30 и составляет 14%

Средний показатель уровня тревожности  по результатам методики наблюдается  у 13 испытуемых из 30 и составляет 43%

 Низкий показатель уровня тревожности по результатам методики наблюдается у 13 испытуемых из 30 и составляет 43%.

Таблица 4.2.

Результаты исследования по методике Теммпл Р., Дорки М., Амен В.

в экспериментальной группе

N П/п

Фамилия, имя  испытуемого

Число эмоционально негативных выборов

Индекс тревожности

%

Уровень тревожности

1

Артем Петрухин

5

35

Средний

2

Аня Брюханова

6

42

Средний

3

Аня Юртаева

1

7

Низкий

4

Ангелина Юсупова

3

20

Низкий

5

Алена Петрова

8

57

Высокий

6

Альбина Хайруллина

6

42

Средний

7

Вероника Кац

7

50

Средний

8

Вадим Хаматов

1

7

Низкий

9

Владик Мокшин

13

92

Высокий

10

Владик Муслюков

10

71

Высокий

11

Виталик Колесников

14

100

Высокий

12

Данил Ванеев

0

0

Низкий

13

Данил Кравченко

1

7

Низкий

14

Даша Баданова

10

71

Высокий

15

Даша Козулькина

8

57

Высокий

16

Дима Михайлов

10

71

Высокий

17

Коля Иванцов

2

14

Низкий

18

Никита Колесников

9

64

Высокий

19

Олег Гараев

5

35

Средний

20

Маргарита Уразова

6

42

Средний

21

Милена Миниханова

2

14

Низкий

22

Ралина Гардеева

6

42

Средний

23

Радик Сулейманов

9

64

Высокий

24

Радмир Хайруллин

10

71

Высокий

25

Регина Байбетова

1

7

Низкий

26

Рина Еникеева

5

35

Средний

27

Руслан Муслухов

6

42

Средний

28

Руслан Мухаметов

8

57

Высокий

29

Саша Кизимов

2

14

Низкий

30

Яна Горшкова

8

57

Высокий


 

Обработка результатов:

Высокий показатель уровня тревожности по результатам методики наблюдается у 12 испытуемых из 30 и составляет 40%

Средний показатель уровня тревожности  по результатам методики наблюдается  у 9 испытуемых из 30 и составляет 30%

 Низкий показатель уровня  тревожности по результатам методики наблюдается у 9 испытуемых из 30 и составляет 30%.

По результатам данных таблицы  4.1 и 4.2 составляется гистограмма уровня тревожности у детей (приложение 4.4 и 4.5).

Вывод.

Проанализировав ответы детей по методике на тревожность Теммпл Р., Дорки М., Амен В. и сравнив их с результатами, полученными по методике «Страхи у детей» и методике «Лесенка», мы можем сделать вывод о том, что высокий уровень тревожности, характерен для детей с высоким уровнем страхов и низкой самооценкой.

 

Результаты исследования по  детскому апперцептивному тесту

( автор Беллак Л., Беллак С.)

В соответствии с методикой Детский апперцептивный тест Беллака Л., Беллака С., предназначенной для определения уровня тревожности и проявлений страхов, можно констатировать следующие результаты (приложение 5.1 и 5.2):

Таблица 5.1.

Результаты исследования по детскому апперцептивному тесту

в контрольной группе

N П/п

Фамилия, имя  испытуемого

Высказывания ребенка

1

Аделина Заминова

Ему приснился страшный сон

2

Агата Устюкова

Боится диких зверей и невидимок

3

Азамат Нургалеев

Зайке страшно, потому что темно

4

Артем Самсонов

Грустно зайчику, он один

5

Арсений Чредников

Все смотрят телевизор, а зайчика  наказал папа

6

Альберт Гайнутдиноа

Зайка боится, что выключат свет в  коридоре

7

Арина Хайруллина

Страшный сон ему приснился

8

Артур Набиуллин

Зайке страшно, потому что шторы  шевелятся

9

Артур Насретдинов

Зайка боится, чтобы дверь не закрыли

10

Валерия Кузеева

От свечки появляются тени, страшно

11

Дамир Асанов

Не знаю

12

Диана Зиннатулина

Услышала звук какой-то, испугался

13

Даниэль Махмудов

Страшный сон приснился

14

Егор Коптилин

Ждет когда мама придет

15

Зарина Нурлыгаянова

Зайчик боится, что под кроватью прячется бабайка

16

Иван Шипилов

В комнате темно

17

Ильвир Ширяев

Лежит, ждет, когда мама приедет, сказку почитать

18

Ильвина Сахабутдинова

Услышал что-то испугался

19

Катя Рудакова

Приснился страшный сон

20

Радмир Абдуллин

Может он приведение увидел

21

Ринат Хамзин

Все ушли, а он один остался

22

Роман Булатов 

Под кроватью монстры живут

23

Роберт Ханнанов

Свет забыли включить

24

Лена Даутова

В зеркале увидел кого-то

25

Матвей Харин

Родители смотрят телевизор, а  зайку отправили спать

26

Максим Скороходов

Брат его напугал, рассказал  страшную историю

27

Максим Вяткин

Страшно зайке, гром гремит

28

Урал Шарапов 

Зайке страшно, потому что он смотрел  страшный фильм

29

Эдик Зайнетдинов

Пауков зайчик испугался

30

Ярослав Залеев

Зайчик улыбается


 

Обработка результатов:

              Проанализировав ответы детей,  выявились конкретные страхи  – темноты, страшных снов, крупных зверей, чудовищ, явлений природы, одиночества, приведений, наказаний и других опасностей.

 

 

Таблица 5.2.

Результаты исследования по детскому апперцептивному тесту

в экспериментальной группе

N П/п

Фамилия, имя  испытуемого

Высказывания ребенка

1

Артем Петрухин

Зайка никого не боится

2

Аня Брюханова

Он лежит один в темной комнате, боится

3

Аня Юртаева

Мама выключила свет, ему  страшно

4

Ангелина Юсупова

Сейчас мама будет читать ему  сказку

5

Алена Петрова

Он лежит и боится, что за окнами бандиты

6

Альбина Хайруллина

Он боится, в комнате темно

7

Вероника Кац

Он увидел в темноте приведение и испугался, заплакал

8

Вадим Хаматов

Чего-то испугался

9

Владик Мокшин

Зайка испугался, услышал какой-то шум, зовет маму, а она ругается

10

Владик Муслюков

Ему страшно одному, вдруг что-то случится

11

Виталик Колесников

Зайку наказали родители и оставили одного в комнате

12

Данил Ванеев

Зайка боится, но сейчас мама зайдет и  включит свет

13

Данил Кравченко

Зайка боится приведений, которые  живут под кроватью

14

Даша Баданова

Родители смотрят телевизор, а  он один в комнате лежит

15

Даша Козулькина

Зайка услышал, как лают собаки и  испугался

16

Дима Михайлов

Боится один в темноте спать

17

Коля Иванцов

Я тоже с игрушкой сплю

18

Никита Колесников

Страшно боится он темноты, вдруг кто-то его напугает

19

Олег Гараев

Без света спать боится

20

Маргарита Уразова

Он зовет маму

21

Милена Миниханова

Боится, что под кроватью кто-то прячется

22

Ралина Гардеева

Зайка ждет маму

23

Радик Сулейманов

Он никого не боится, выпрыгнет  с кровати и будет играть

24

Радмир Хайруллин

Боится, что бандиты влезут в  окно

25

Регина Байбетова

Боится монстров в темноте

26

Рина Еникеева

Не знаю

27

Руслан Муслухов

Просит маму оставить дверь открытой

28

Руслан Мухаметов

Боится, плачет, хочет с мамой  спать

29

Саша Кизимов

Боится темноты

30

Яна Горшкова

Вдруг что-то случится с ним


 

Обработка результатов:

               Проанализировав ответы детей, выявились конкретные страхи – темноты, приведений, собак, бандитов, наказаний и других опасностей.

Вывод.

В рассказах детей  проявились страхи темноты, приведений, собаки лающие за окнами, бандиты, которые  влезают в окно и другие опасности, которые угрожают зайке, что, говорит о высокой тревожности. Дети, страдающие от отчужденности, холодности родителей, говорят, что зайчика наказали и оставили одного в комнате, что взрослые находятся в другой комнате, а он лежит и плачет один. Асоциальные дети, говорят, что зайка не боится, пойдет играть, то есть в любом случае речь идет о нарушениях правил. В случае вытесненной тревоги, рассказ не соответствует картинке, либо ребенок просто отказывается от ответа.

 

2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов в старшем дошкольном возрасте

2.3.1. Теоретические и  исторические основы песочной  терапии

Принцип «терапии песком» был предложен  еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, сами его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка [47].

Игра с песком как консультативная  методика была описана в 1989 году английским педиатром Маргарет Ловекфельд. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса (один наполовину наполненный песком, а другой водой) и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты Института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловекфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой» [5].

Формированием концепции «песочной  терапии» занимались в основном представители юнгианской школы, например, швейцарский аналитик Дора Калфф, Основное действие песочной терапии было направлено на понимание клиентом собственных внутренних процессов как разрушительного, так и созидательного порядка. Проявленные внутренние процессы рассматривались с точки зрения стадиальности психического развития и проявления архетипов в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных                  фигурок [19].

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для коррекционно-развивающих занятий [47].

С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается  выраженный эклектизм. Применяются юнгианские, психоаналитические, психодраматические, арт-терапевтические, гештальтистские, психосинтетические и другие техники под общей идеей «главное, чтобы человеку помогло». Здесь явно проявляется интуитивное начало специалиста. Такой подход несколько удивителен для западного мира, но у нас оказывается весьма эффективным [19]

Таким образом, недоработанность российской концепции песочной терапии (с учетом российского менталитета, особенностей восприятия и характера) создает, с одной стороны, немало трудностей для использования песочной терапии и сертификации песочных терапевтов. С другой стороны, каждый специалист, отважившийся практиковать работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска и получает возможность внести свой уникальный вклад в процесс развития песочной терапии в России. [47].

Главное достоинство Песочницы  в том, что она позволяет ребёнку  или целой группе детей реально  создавать картину мира в живом  трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом. Как всё просто, удобно и рационально в этой игре; отшлифовано многими поколениями маленьких человечков [20].

Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали - уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и гуманными [32].

Задачи песочной терапии согласуются  с внутренним стремлением ребенка  к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более ответственным  в своих действиях и поступках;

Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте