Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа
Цель квалификационной работы: исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение психолого – педагогической литературы;
2) Выявление страхов у детей;
3) Осуществление коррекции страхов у детей старшего дошкольного
возраста посредством песочной терапии;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «страх», виды страхов………………………………6
1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте……………………18
Вывод…………………………………………………………………………..….29
Глава II. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста, проведенное в МДОУ № 24 «Дельфин» г. Октябрьский РБ
2.1. Организация и описание методов исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….32
2.2. Анализ результатов исследования………………...………………………..37
2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов
2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии……………...51
2.3.2. Программа коррекции страхов методом песочной терапии…………….61
2.3.3.Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………66
Вывод……………………………………………………………………………...73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список использованной литературы…………………………………………….79
Характеристика выборки: В исследовании принимали участие контрольная группа детей 30 человек 5-7 лет и экспериментальная группа детей 30 человек 5-7 лет.
Материал и оборудование: Лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисточки.
Процедура обследования: Методика проводилась в рамках коррекционно - профилактического занятия, направленного на знакомство с чувством страха и поиском путей преодоления страха [55].
Проведение теста: После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление с защиты на конструктивный процесс личностных изменений. После этого детям было предложено прогнать свои страхи (смятие рисунка и выбрасывание его в урну) [28].
Анализ результатов: Для начала обратим внимание на размер и местоположение фигур и предметов на рисунке. Слишком большие – так же, как и слишком маленькие фигуры требуют особого внимания. Если ребенок спокоен и уверен в себе, изображения не заполнят собой весь лист, и не будут ютиться где-нибудь в уголке. Подобные изображения указывают на неуверенность, робость, тревогу и ощущение. Слишком большие, заполняющие собой пространство листа фигуры могут свидетельствовать о скрытой агрессии, внутренней потребности «увеличиться в размерах». Когда ребёнок внешне спокоен и кроток, а на бумаге в течение длительного времени появляются невозможно зубастые и клыкастые монстры, то это конечно повод разобраться. В непринуждённой обстановке, задайте ребёнку вопросы о тех чудищах, которые обитают в его альбоме для рисования – где они живут, чем занимаются, кто их друзья, есть ли у них родные и близкие. Вполне возможно это чудовища увиденные в мультиках. Для многих детей этот персонаж может являться олицетворением, какого-нибудь возрастного страха (например, семилетки, начиная задаваться вопросом о смерти, часто представляют её себе в виде монстра). Это может быть и сам ребёнок, пытающийся справиться со своей проблемой (довольно часто этим хрупким малышам требуется сила настоящих монстров, чтобы преодолеть свою застенчивость или страхи, эти ресурсы они и черпают из своих рисунков). Но не стоит успокаиваться, когда рисунки весёлые и яркие, а ребёнок постоянно находиться в состоянии угнетённом, часто капризничает, раздражается. Вполне возможно, что ребёнок «прячется», убегает в нарисованный мир, и есть большая вероятность того, что в окружающем мире ребёнка есть дискомфортная ситуация, с которой ребёнок не может справиться [8].
3. Методика «Лесенка» (автор Щур В.Г.)
Целью данной методики
является выявления системы представлений
ребёнка о том, как он оценивает себя сам,
как, по его мнению, его оценивают другие
люди и как соотносятся эти представления
между собой.
Определить особенности самооценки ребёнка
(как общего отношения к себе).
Характеристика выборки: В исследовании принимали участие контрольная группа детей 30 человек 5-7 лет и экспериментальная группа детей 30 человек 5-7 лет.
Материал и оборудование: Нарисованная лесенка, фигурка человечка
лист бумаги, карандаш (приложение 3.1).
Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Проведение теста: Ребёнку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают
Анализ результатов: Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах [45].
4. Методика на тревожность (автор Теммпл Р., Дорки М., Амен В.)
Целью данной методики является определить уровень тревожности ребенка.
Характеристика выборки: В исследовании принимали участие контрольная группа детей 30 человек 5-7 лет и экспериментальная группа детей 30 человек 5-7 лет.
Материал и оборудование: 14 рисунков размером 8,5x 11см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на риcyнкe изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное (приложение 4.1).
Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.
Анализ результатов: Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать. Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = Число эмоциональных негативных выборов 100 %
14
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (ИТ от о до 20%) [58].
(автор Беллак Л., Беллак С.).
Целью данного теста является исследования динамических значений индивидуальных различий в восприятии стандартных стимулов. Эта методика разработана, чтобы облегчить понимание детского отношения к наиболее значимым фигурам и стимулам.
Процедура исследования: Для настоящей инструкции может быть лучше сказать ребенку, что мы собираемся провести игру, в которой он должен рассказывать историю на картинке, что он должен рассказать, что происходит, что животные делают сейчас. Подходящим замечанием будет вопрос к ребенку о том, что было в рассказе до того и что случится после. Вероятно, побуждения и поощрения необходимы, заминки допускаются. Какие-либо побуждения не должны быть внушающими. После того, как все истории рассказаны, следует изучить в деталях каждого из них, спрашивая по тщательно разработанным определенным пунктам таким как: кто иногда получает определенные имена, соответственные именам места, возраст и т.д. и даже вопросы, связанные с определенным типом исхода истории. Все стороны высказываний и деятельности должны быть записаны по отношению к рассказанным историям.
Нами была использована карточка № 9, которая отражает внутренние переживания ребенка с возможными страхами.
Проведение теста: После установления контактов с ребенку предъявляют картинку. Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Если ребенок отказывается от ответа, говорит что не знает, что здесь нарисовано, или что он устал. Можно предположить, что нервное напряжение ребенка усиливается от того, что он считает данное качество отрицательным и не хочет признавать его наличие у себя.
Анализ результатов: Проводится качественный анализ ответов ребенка по картинке А9. На которой изображена темная комната, которая просматривается из освещенной комнаты через открытую дверь. В темноте - кролик, сидящий в детской кровати, смотрящий в дверь [37].
2.2. Анализ результатов исследования
По результатам исследования на предмет выявления возрастных страхов можно провести следующий анализ, который выявляет наличие страхов в различных сферах.
Результаты исследования опросника
«Страхи у детей» (автор Захаров А.И.)
В соответствии с опросником Захарова А.И. «Страхи у детей», направленного на выявление наиболее значимых страхов, можно констатировать следующие результаты (приложение 1.3 и 1.4):
Таблица 1.1
Результаты опросника Захарова А.И. «Страхи у детей» в контрольной группе
П/п |
Имя ребенка |
Количество страхов (баллы) |
Возрастная норма |
1 |
Аделина Заминова |
11 |
Соответствует возр. норме |
2 |
Агата Устюкова |
12 |
Соответствует возр. норме |
3 |
Азамат Нургалеев |
8 |
Соответствует возр. норме |
4 |
Артем Самсонов |
8 |
Соответствует возр. норме |
5 |
Арсений Чредников |
17 |
Выше нормы |
6 |
Альберт Гайнутдиноа |
9 |
Соответствует возр. норме |
7 |
Арина Хайруллина |
8 |
Соответствует возр. норме |
8 |
Артур Набиуллин |
24 |
Выше нормы |
9 |
Артур Насретдинов |
15 |
Выше нормы |
10 |
Валерия Кузеева |
17 |
Выше нормы |
11 |
Дамир Асанов |
18 |
Выше нормы |
12 |
Диана Зиннатулина |
15 |
Выше нормы |
13 |
Даниэль Махмудов |
14 |
Выше нормы |
14 |
Егор Коптилин |
7 |
Соответствует возр. норме |
15 |
Зарина Нурлыгаянова |
11 |
Соответствует возр. норме |
16 |
Иван Шипилов |
7 |
Соответствует возр. норме |
17 |
Ильвир Ширяев |
3 |
Соответствует возр. норме |
18 |
Ильвина Сахабутдинова |
12 |
Соответствует возр. норме |
19 |
Катя Рудакова |
10 |
Соответствует возр. норме |
20 |
Радмир Абдуллин |
4 |
Соответствует возр. норме |
21 |
Ринат Хамзин |
9 |
Соответствует возр. норме |
22 |
Роман Булатов |
9 |
Соответствует возр. норме |
23 |
Роберт Ханнанов |
9 |
Соответствует возр. норме |
24 |
Лена Даутова |
12 |
Соответствует возр. норме |
25 |
Матвей Харин |
8 |
Соответствует возр. норме |
26 |
Максим Скороходов |
20 |
Выше нормы |
27 |
Максим Вяткин |
3 |
Соответствует возр. норме |
28 |
Урал Шарапов |
7 |
Соответствует возр. норме |
29 |
Эдик Зайнетдинов |
9 |
Соответствует возр. норме |
30 |
Ярослав Залеев |
9 |
Соответствует возр. норме |
Обработка результатов:
Проявление страхов у 8 испытуемых из 30 превышает контрольное количество страхов и составляет 27%.
Проявление страхов у 22 испытуемых
из 30 не превышает контрольное
Таблица 1.2
Результаты опросника Захарова А.И. «Страхи у детей»
в экспериментальной группе
N П/п |
Фамилия, имя испытуемого |
Количество страхов (баллы) |
Уровень страхов |
1 |
Артем Петрухин |
9 |
Соответствует возр. норме |
2 |
Аня Брюханова |
12 |
Соответствует возр. норме |
3 |
Аня Юртаева |
9 |
Соответствует возр. норме |
4 |
Ангелина Юсупова |
10 |
Соответствует возр. норме |
5 |
Алена Петрова |
13 |
Выше нормы |
6 |
Альбина Хайруллина |
18 |
Выше нормы |
7 |
Вероника Кац |
16 |
Выше нормы |
8 |
Вадим Хаматов |
7 |
Соответствует возр. норме |
9 |
Владик Мокшин |
24 |
Выше нормы |
10 |
Владик Муслюков |
16 |
Выше нормы |
11 |
Виталик Колесников |
25 |
Выше нормы |
12 |
Данил Ванеев |
4 |
Соответствует возр. норме |
13 |
Данил Кравченко |
4 |
Соответствует возр. норме |
14 |
Даша Баданова |
23 |
Выше нормы |
15 |
Даша Козулькина |
16 |
Выше нормы |
16 |
Дима Михайлов |
22 |
Выше нормы |
17 |
Коля Иванцов |
6 |
Соответствует возр. норме |
18 |
Никита Колесников |
17 |
Выше нормы |
19 |
Олег Гараев |
20 |
Выше нормы |
20 |
Маргарита Уразова |
12 |
Соответствует возр. норме |
21 |
Милена Миниханова |
6 |
Соответствует возр. норме |
22 |
Ралина Гардеева |
21 |
Выше нормы |
23 |
Радик Сулейманов |
22 |
Выше нормы |
24 |
Радмир Хайруллин |
20 |
Выше нормы |
25 |
Регина Байбетова |
12 |
Соответствует возр. норме |
26 |
Рина Еникеева |
16 |
Выше нормы |
27 |
Руслан Муслухов |
16 |
Выше нормы |
28 |
Руслан Мухаметов |
12 |
Выше нормы |
29 |
Саша Кизимов |
9 |
Соответствует возр. норме |
30 |
Яна Горшкова |
24 |
Выше нормы |
Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте