Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа

Описание

Цель квалификационной работы: исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение психолого – педагогической литературы;
2) Выявление страхов у детей;
3) Осуществление коррекции страхов у детей старшего дошкольного
возраста посредством песочной терапии;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «страх», виды страхов………………………………6
1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте……………………18
Вывод…………………………………………………………………………..….29
Глава II. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста, проведенное в МДОУ № 24 «Дельфин» г. Октябрьский РБ
2.1. Организация и описание методов исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….32
2.2. Анализ результатов исследования………………...………………………..37
2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов
2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии……………...51
2.3.2. Программа коррекции страхов методом песочной терапии…………….61
2.3.3.Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………66
Вывод……………………………………………………………………………...73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список использованной литературы…………………………………………….79

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 933.50 Кб (Скачать документ)

- снижение психоэмоционального  напряжения

- создание активной установки  на психокоррекционную работу.

Методы:

- упражнение «Здравствуй песок»

- упражнение «Песочный дождик»

- упражнение «Песочный ветер»

- упражнение «Песочный круг»

2. Коррекционный блок

Цели:

- Проигрывание и снятие страхов

- Снижение уровня тревожности

- Развитие уверенности в себе

Методы:

- упражнение «Победитель страха»

- техника «Создай свой мир»

- упражнение «Медитация»

3. Блок оценки эффективности

Цели:

- оценка эффекта коррекционной  работы.

Методы:

- проективный опрос на тему: «Удалось ли победить свой страх?»

 

Установочный блок

  1. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель: знакомство с правилами работы в песочнице, снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному  «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает  кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной  стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую  игрушку: «С тобой захотел поздороваться  один из обитателей песка — ...». Затем дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Целесообразно познакомить ребенка  с правилами поведения песочнице. Так как часть песка при  игре обычно высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка  на это факт.

 «Песочная фея загрустила, потому  что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок  высыпался — покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно  в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

Песчинки, очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики, поиграл с песком -помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу» [47].

  1. Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная фея. В моей стране может  идти необычный песочный дождик и  дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями [6].

  1. Упражнение «Песочный ветер»

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям  постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу [19].

  1. Упражнение «Песочный круг»

Цель: создание активной установки на психокоррекционную работу.

Ребенок на песке рисует любыми способами  круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем» [22].

 

Коррекционный блок

  1. Упражнение «Победитель страха»

Цель: выявление страхов, осознание страхов, уменьшение тревожности, снятие страхов.

Песочная фея. Сегодня мы поговорим  о страхах. «Когда я была такой маленькой, как вы, то...» Затем задает вопрос: «А у вас такое бывало?», «А кто еще боится чего-то, расскажите! «Все ли страхи плохие? Бояться — это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошим»? Например, если мама боится за тебя — это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится — дети или взрослые?». Давай сегодня прогоним наши страхи. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственный страх, а потом победить его. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.).

Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором  обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет  твой страх». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем страх». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свой страх. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке [47].

  1. Техника «Создай свой мир»

Цель: помощь в преодолении негативных переживаний, повышение уверенности в себе.

Ребенку предлагается взять плоскую  корзинку или поднос, подойти к  столу или стеллажу с “коллекцией” фигурок и выбрать те, к которым  тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и “злые” фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Бессознательное уже “ощупывает” фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве - сейчас ему важно “проработать” имеющееся внутри напряжение.

Взрослый в таинстве выбора не участвует. Он как - будто “растворяется”, но обращает внимание на то, что и как выбирает ребенок. Далее, ребенок приглашается к ящику с песком и ему дается “сказочная” инструкция: “Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь”.

Игра продолжается до тех пор, пока испуганный поначалу персонаж не попадет  в более благоприятную ситуацию или же пока ребенок не скажет, что страх ушел [22].

  1. Упражнение «Медитация»

Цель: релаксация.

- рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля.

- рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом (методом соскребания).

- создание мандалы на песке с использованием мелких предметов (ракушек, фасоли, макарон, бусинок и др.).

- создание мандалы на песке с использованием разноцветного, разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук.

- Создание мандалы на листе бумаги, промазанной клеем, с использованием разноцветного, разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук. После высыхания мандала может долго сохраняться.

- пересыпание песка из разных емкостей.

- строительство замков из очень мокрого песка (методом натекания).

Во всех вариантах она проводится с использованием медитативной музыки [20].

Блок оценки эффективности

Субъективный отчет получают от проективных опросов детей на тему: «Удалось ли победить свой страх?»

2.3.3. Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

После проведения коррекционных занятий методом песочной терапии с детьми экспериментальной группы, мы провели повторное тестирование по методике «Страхи у детей» (автор Захаров А.И.) (приложение 1.7).

Через месяц после предыдущего исследования были получены данные, представленные в сравнительной таблице.

Результаты сравнительного анализа анкетирования по методике

«Страхи у детей» А.И. Захарова (экспериментальная группа)

П/п

Имя ребенка

Кол-во страхов до проведения     коррекц. работы

Уровень страхов

Кол-во страхов после проведения коррекц. работы

Уровень страхов

1

Артем Петрухин

9

Соответ. возр. норме

11

Выше нормы

2

Аня Брюханова

12

Соответ. возр. норме

11

Соответ. возр. норме

3

Аня Юртаева

9

Соответ. возр. норме

9

Соответ. возр. норме

4

Ангелина Юсупова

10

Соответ. возр. норме

10

Соответ. возр. норме

5

Алена Петрова

13

Выше нормы

14

Выше нормы

6

Альбина Хайруллина

18

Выше нормы

14

Выше нормы

7

Вероника Кац

16

Выше нормы

11

Соответ. возр. норме

8

Вадим Хаматов

7

Соответ. возр. норме

7

Соответ. возр. норме

9

Владик Мокшин

24

Выше нормы

18

Выше нормы

10

Владик Муслюков

16

Выше нормы

18

Выше нормы

11

Виталик Колесников

25

Выше нормы

20

Выше нормы

12

Данил Ванеев

4

Соответ. возр. норме

4

Соответ. возр. норме

13

Данил Кравченко

4

Соответ. возр. норме

4

Соответ. возр. норме

14

Даша Баданова

23

Выше нормы

20

Выше нормы

15

Даша Козулькина

16

Выше нормы

12

Соответ. возр. норме

16

Дима Михайлов

22

Выше нормы

17

Выше нормы

17

Коля Иванцов

6

Соответ. возр. норме

7

Соответ. возр. норме

18

Никита Колесников

17

Выше нормы

10

Соответ. возр. норме

19

Олег Гараев

20

Выше нормы

20

Выше нормы

20

Маргарита Уразова

12

Соответ. возр. норме

13

Выше нормы

21

Милена Миниханова

6

Соответ. возр. норме

6

Соответ. возр. норме

22

Ралина Гардеева

21

Выше нормы

15

Выше нормы

23

Радик Сулейманов

22

Выше нормы

14

Выше нормы

24

Радмир Хайруллин

20

Выше нормы

22

Выше нормы

25

Регина Байбетова

12

Соответ. возр. норме

12

Соответ. возр. норме

26

Рина Еникеева

16

Выше нормы

12

Соответ. возр. норме

27

Руслан Муслухов

16

Выше нормы

9

Соответ. возр. норме

28

Руслан Мухаметов

12

Выше нормы

10

Выше нормы

29

Саша Кизимов

9

Соответ. возр. норме

8

Соответ. возр. норме

30

Яна Горшкова

24

Выше нормы

19

Выше нормы


 

Обработка результатов:

Результаты повторного исследования распределились следующим образом:

Проявление страхов у 15 испытуемых из 30 превышает контрольное количество страхов и составляет 50%.

Проявление страхов у 15 испытуемых из 30 не превышает контрольное количество страхов и соответствует возрастной норме приведенной Захаровым А.И. и составляет 50 %.

Полученные данные сравнительного анализа можно представить в  виде таблицы:

 

Уровень проявления страхов

Количественный

выбор до

проведения коррекционной

работы

% итого

Количественный

выбор после

проведения коррекционной

работы

% итого

Выше нормы

18

60%

15

50%

Соответветствует возр. норме

12

40%

15

50%


По результатам сравнительной  таблицы составляется гистограмма  проявления страхов у детей (приложение 1.8).

Таким образом, мы можем предположить, что в результате коррекции страхов методом песочной терапии, произошли положительные изменения.

Проверим с помощью Т-критерий Вилкоксона для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом, по формуле:

Т = ∑Rr [50]

где Rr – ранговые значения сдвигов с более редким знаком.

Далее рассчитываем эмпирическое значение Т-критерий Вилкоксона.

Сформулируем гипотезы:

Н0 – интенсивность положительных сдвигов не превосходит интенсивности отрицательных сдвигов.

Н1 - интенсивность положительных сдвигов превосходит интенсивности отрицательных сдвигов.

Расчет критерия Т при сопоставлении  количества страхов  в экспериментальной группе.

П/п

Имя ребенка

Кол-во страхов до проведения     коррекц. работы

Кол-во страхов после проведения коррекц. работы

Разность 

(t после –t до)

Абсолютное значение разности

Ранговый номер разности

1

Артем Петрухин

9

11

2

2

7,5

2

Аня Брюханова

12

11

-1

1

3

3

Аня Юртаева

9

9

0

0

-

4

Ангелина Юсупова

10

10

0

0

-

5

Алена Петрова

13

14

1

1

3

6

Альбина Хайруллина

18

14

-4

4

12

7

Вероника Кац

16

11

-5

5

15,5

8

Вадим Хаматов

7

7

0

0

-

9

Владик Мокшин

24

18

-6

6

18,5

10

Владик Муслюков

16

18

2

2

7,5

11

Виталик Колесников

25

20

-5

5

15,5

12

Данил Ванеев

4

4

0

0

-

13

Данил Кравченко

4

4

0

0

-

14

Даша Баданова

23

20

-3

3

10

15

Даша Козулькина

16

12

-4

4

12

16

Дима Михайлов

22

17

-5

5

15,5

17

Коля Иванцов

6

7

1

1

3

18

Никита Колесников

17

10

-7

7

20,5

19

Олег Гараев

20

20

0

0

-

20

Маргарита Уразова

12

13

1

1

3

21

Милена Миниханова

6

6

0

0

-

22

Ралина Гардеева

21

15

-6

6

18,5

23

Радик Сулейманов

22

14

-8

8

22

24

Радмир Хайруллин

20

22

2

2

7,5

25

Регина Байбетова

12

12

0

0

-

26

Рина Еникеева

16

12

-4

4

12

27

Руслан Муслухов

16

9

-7

7

20,5

28

Руслан Мухаметов

12

10

-2

2

7,5

29

Саша Кизимов

9

8

-1

1

3

30

Яна Горшкова

24

19

-5

5

15,5

Сумма

         

Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте