Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа
Цель квалификационной работы: исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение психолого – педагогической литературы;
2) Выявление страхов у детей;
3) Осуществление коррекции страхов у детей старшего дошкольного
возраста посредством песочной терапии;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «страх», виды страхов………………………………6
1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте……………………18
Вывод…………………………………………………………………………..….29
Глава II. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста, проведенное в МДОУ № 24 «Дельфин» г. Октябрьский РБ
2.1. Организация и описание методов исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….32
2.2. Анализ результатов исследования………………...………………………..37
2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов
2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии……………...51
2.3.2. Программа коррекции страхов методом песочной терапии…………….61
2.3.3.Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………66
Вывод……………………………………………………………………………...73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список использованной литературы…………………………………………….79
- снижение психоэмоционального напряжения
- создание активной установки на психокоррекционную работу.
Методы:
- упражнение «Здравствуй песок»
- упражнение «Песочный дождик»
- упражнение «Песочный ветер»
- упражнение «Песочный круг»
2. Коррекционный блок
Цели:
- Проигрывание и снятие страхов
- Снижение уровня тревожности
- Развитие уверенности в себе
Методы:
- упражнение «Победитель страха»
- техника «Создай свой мир»
- упражнение «Медитация»
3. Блок оценки эффективности
Цели:
- оценка эффекта коррекционной работы.
Методы:
- проективный опрос на тему: «Удалось ли победить свой страх?»
Установочный блок
Цель: знакомство с правилами работы в песочнице, снижение психофизического напряжения.
Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...». Затем дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Целесообразно познакомить ребенка
с правилами поведения
«Песочная фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:
Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался — покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
Песчинки, очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики, поиграл с песком -помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу» [47].
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями [6].
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу [19].
Цель: создание активной установки на психокоррекционную работу.
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем» [22].
Коррекционный блок
Цель: выявление страхов, осознание страхов, уменьшение тревожности, снятие страхов.
Песочная фея. Сегодня мы поговорим о страхах. «Когда я была такой маленькой, как вы, то...» Затем задает вопрос: «А у вас такое бывало?», «А кто еще боится чего-то, расскажите! «Все ли страхи плохие? Бояться — это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошим»? Например, если мама боится за тебя — это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится — дети или взрослые?». Давай сегодня прогоним наши страхи. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственный страх, а потом победить его. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.).
Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твой страх». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем страх». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свой страх. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке [47].
Цель: помощь в преодолении негативных переживаний, повышение уверенности в себе.
Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с “коллекцией” фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и “злые” фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Бессознательное уже “ощупывает” фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве - сейчас ему важно “проработать” имеющееся внутри напряжение.
Взрослый в таинстве выбора не участвует. Он как - будто “растворяется”, но обращает внимание на то, что и как выбирает ребенок. Далее, ребенок приглашается к ящику с песком и ему дается “сказочная” инструкция: “Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь”.
Игра продолжается до тех пор, пока испуганный поначалу персонаж не попадет в более благоприятную ситуацию или же пока ребенок не скажет, что страх ушел [22].
Цель: релаксация.
- рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля.
- рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом (методом соскребания).
- создание мандалы на песке с использованием мелких предметов (ракушек, фасоли, макарон, бусинок и др.).
- создание мандалы на песке с использованием разноцветного, разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук.
- Создание мандалы на листе бумаги, промазанной клеем, с использованием разноцветного, разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук. После высыхания мандала может долго сохраняться.
- пересыпание песка из разных емкостей.
- строительство замков из очень мокрого песка (методом натекания).
Во всех вариантах она проводится с использованием медитативной музыки [20].
Блок оценки эффективности
Субъективный отчет получают от проективных опросов детей на тему: «Удалось ли победить свой страх?»
После проведения коррекционных занятий методом песочной терапии с детьми экспериментальной группы, мы провели повторное тестирование по методике «Страхи у детей» (автор Захаров А.И.) (приложение 1.7).
Через месяц после предыдущего исследования были получены данные, представленные в сравнительной таблице.
Результаты сравнительного анализа анкетирования по методике
«Страхи у детей» А.И. Захарова (экспериментальная группа)
П/п |
Имя ребенка |
Кол-во страхов до проведения коррекц. работы |
Уровень страхов |
Кол-во страхов после проведения коррекц. работы |
Уровень страхов |
1 |
Артем Петрухин |
9 |
Соответ. возр. норме |
11 |
Выше нормы |
2 |
Аня Брюханова |
12 |
Соответ. возр. норме |
11 |
Соответ. возр. норме |
3 |
Аня Юртаева |
9 |
Соответ. возр. норме |
9 |
Соответ. возр. норме |
4 |
Ангелина Юсупова |
10 |
Соответ. возр. норме |
10 |
Соответ. возр. норме |
5 |
Алена Петрова |
13 |
Выше нормы |
14 |
Выше нормы |
6 |
Альбина Хайруллина |
18 |
Выше нормы |
14 |
Выше нормы |
7 |
Вероника Кац |
16 |
Выше нормы |
11 |
Соответ. возр. норме |
8 |
Вадим Хаматов |
7 |
Соответ. возр. норме |
7 |
Соответ. возр. норме |
9 |
Владик Мокшин |
24 |
Выше нормы |
18 |
Выше нормы |
10 |
Владик Муслюков |
16 |
Выше нормы |
18 |
Выше нормы |
11 |
Виталик Колесников |
25 |
Выше нормы |
20 |
Выше нормы |
12 |
Данил Ванеев |
4 |
Соответ. возр. норме |
4 |
Соответ. возр. норме |
13 |
Данил Кравченко |
4 |
Соответ. возр. норме |
4 |
Соответ. возр. норме |
14 |
Даша Баданова |
23 |
Выше нормы |
20 |
Выше нормы |
15 |
Даша Козулькина |
16 |
Выше нормы |
12 |
Соответ. возр. норме |
16 |
Дима Михайлов |
22 |
Выше нормы |
17 |
Выше нормы |
17 |
Коля Иванцов |
6 |
Соответ. возр. норме |
7 |
Соответ. возр. норме |
18 |
Никита Колесников |
17 |
Выше нормы |
10 |
Соответ. возр. норме |
19 |
Олег Гараев |
20 |
Выше нормы |
20 |
Выше нормы |
20 |
Маргарита Уразова |
12 |
Соответ. возр. норме |
13 |
Выше нормы |
21 |
Милена Миниханова |
6 |
Соответ. возр. норме |
6 |
Соответ. возр. норме |
22 |
Ралина Гардеева |
21 |
Выше нормы |
15 |
Выше нормы |
23 |
Радик Сулейманов |
22 |
Выше нормы |
14 |
Выше нормы |
24 |
Радмир Хайруллин |
20 |
Выше нормы |
22 |
Выше нормы |
25 |
Регина Байбетова |
12 |
Соответ. возр. норме |
12 |
Соответ. возр. норме |
26 |
Рина Еникеева |
16 |
Выше нормы |
12 |
Соответ. возр. норме |
27 |
Руслан Муслухов |
16 |
Выше нормы |
9 |
Соответ. возр. норме |
28 |
Руслан Мухаметов |
12 |
Выше нормы |
10 |
Выше нормы |
29 |
Саша Кизимов |
9 |
Соответ. возр. норме |
8 |
Соответ. возр. норме |
30 |
Яна Горшкова |
24 |
Выше нормы |
19 |
Выше нормы |
Обработка результатов:
Результаты повторного исследования распределились следующим образом:
Проявление страхов у 15 испытуемых из 30 превышает контрольное количество страхов и составляет 50%.
Проявление страхов у 15 испытуемых из 30 не превышает контрольное количество страхов и соответствует возрастной норме приведенной Захаровым А.И. и составляет 50 %.
Полученные данные сравнительного анализа можно представить в виде таблицы:
Уровень проявления страхов |
Количественный выбор до проведения коррекционной работы |
% итого |
Количественный выбор после проведения коррекционной работы |
% итого |
Выше нормы |
18 |
60% |
15 |
50% |
Соответветствует возр. норме |
12 |
40% |
15 |
50% |
По результатам сравнительной таблицы составляется гистограмма проявления страхов у детей (приложение 1.8).
Таким образом, мы можем предположить, что в результате коррекции страхов методом песочной терапии, произошли положительные изменения.
Проверим с помощью Т-критерий Вилкоксона для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом, по формуле:
Т = ∑Rr [50]
где Rr – ранговые значения сдвигов с более редким знаком.
Далее рассчитываем эмпирическое значение Т-критерий Вилкоксона.
Сформулируем гипотезы:
Н0 – интенсивность положительных сдвигов не превосходит интенсивности отрицательных сдвигов.
Н1 - интенсивность положительных сдвигов превосходит интенсивности отрицательных сдвигов.
Расчет критерия Т при сопоставлении количества страхов в экспериментальной группе.
П/п |
Имя ребенка |
Кол-во страхов до проведения коррекц. работы |
Кол-во страхов после проведения коррекц. работы |
Разность (t после –t до) |
Абсолютное значение разности |
Ранговый номер разности |
1 |
Артем Петрухин |
9 |
11 |
2 |
2 |
7,5 |
2 |
Аня Брюханова |
12 |
11 |
-1 |
1 |
3 |
3 |
Аня Юртаева |
9 |
9 |
0 |
0 |
- |
4 |
Ангелина Юсупова |
10 |
10 |
0 |
0 |
- |
5 |
Алена Петрова |
13 |
14 |
1 |
1 |
3 |
6 |
Альбина Хайруллина |
18 |
14 |
-4 |
4 |
12 |
7 |
Вероника Кац |
16 |
11 |
-5 |
5 |
15,5 |
8 |
Вадим Хаматов |
7 |
7 |
0 |
0 |
- |
9 |
Владик Мокшин |
24 |
18 |
-6 |
6 |
18,5 |
10 |
Владик Муслюков |
16 |
18 |
2 |
2 |
7,5 |
11 |
Виталик Колесников |
25 |
20 |
-5 |
5 |
15,5 |
12 |
Данил Ванеев |
4 |
4 |
0 |
0 |
- |
13 |
Данил Кравченко |
4 |
4 |
0 |
0 |
- |
14 |
Даша Баданова |
23 |
20 |
-3 |
3 |
10 |
15 |
Даша Козулькина |
16 |
12 |
-4 |
4 |
12 |
16 |
Дима Михайлов |
22 |
17 |
-5 |
5 |
15,5 |
17 |
Коля Иванцов |
6 |
7 |
1 |
1 |
3 |
18 |
Никита Колесников |
17 |
10 |
-7 |
7 |
20,5 |
19 |
Олег Гараев |
20 |
20 |
0 |
0 |
- |
20 |
Маргарита Уразова |
12 |
13 |
1 |
1 |
3 |
21 |
Милена Миниханова |
6 |
6 |
0 |
0 |
- |
22 |
Ралина Гардеева |
21 |
15 |
-6 |
6 |
18,5 |
23 |
Радик Сулейманов |
22 |
14 |
-8 |
8 |
22 |
24 |
Радмир Хайруллин |
20 |
22 |
2 |
2 |
7,5 |
25 |
Регина Байбетова |
12 |
12 |
0 |
0 |
- |
26 |
Рина Еникеева |
16 |
12 |
-4 |
4 |
12 |
27 |
Руслан Муслухов |
16 |
9 |
-7 |
7 |
20,5 |
28 |
Руслан Мухаметов |
12 |
10 |
-2 |
2 |
7,5 |
29 |
Саша Кизимов |
9 |
8 |
-1 |
1 |
3 |
30 |
Яна Горшкова |
24 |
19 |
-5 |
5 |
15,5 |
Сумма |
Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте