Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание

Цель работы – разработка педагогической системы использования театрализованных игр в повседневной жизни ДОУ, как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………............3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития воображения в дошкольном возрасте
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития воображения дошкольников……………………………………6
1.2. Организация театрализованных игр в педагогическом процессе………13
1.3. Анализ современных образовательных программ ДОУ по проблеме исследования………………………………………………………………..19
Глава 2. Педагогическая система работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх
2.1. Диагностическая схема исследования …………………………………...23
2.2. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников и театрализованных игр…………………………………………………...29
2.3. Система работы по развитию творческого воображения старших
дошкольников в театрализованных играх………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….39
Литература………………………………………………………………………..40
Приложение……………………………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая раб.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

Факультет педагогики и психологии

Кафедра методик дошкольного и начального образования 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

РАЗВИТИЕ  ВООБРАЖЕНИЯ У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

Нижневартовск, 2007 

Оглавление

         с.

  Введение……………………………………………………………………............3                                                                                                              

Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития      воображения в дошкольном возрасте      

    1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

            развития воображения дошкольников……………………………………6                                                          

    1.      Организация театрализованных игр в педагогическом процессе………13        
    2.     Анализ современных образовательных программ ДОУ по проблеме              исследования………………………………………………………………..19

Глава 2. Педагогическая система работы по развитию творческого            воображения в театрализованных играх

    1.     Диагностическая схема исследования …………………………………...23                                                   
    2.    Особенности развития творческого воображения старших дошкольников и театрализованных игр…………………………………………………...29                                      
    3.    Система работы по развитию творческого воображения старших

         дошкольников в театрализованных играх………………………………..33

  Заключение……………………………………………………………………….39                                                                                                              

 Литература………………………………………………………………………..40                                                                                                               

 Приложение……………………………………………………………………….43                                                                                                               
 
 
 

                                                 
 
 
 
 
 

Введение

     В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.                 Современные дети знают больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из актуальных задач современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Актуальность данной проблемы на современном этапе обусловлена постепенным вытеснением игры – одного из ведущих видов детской деятельности – из педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, а значит, и из жизни ребенка. В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, дошкольник создает новые образы, а самое главное, причудливо комбинирует старые. В игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжете, разыгрывании роли, замещении предметов.  

     В курсовой работе введено ограничение. Нами рассматриваются театрализованные игры как средство развития творческого воображения старших дошкольников.       

     Существуют  различные виды детской игровой деятельности, одним из которых является театрализованная игра. Значение данного вида игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста велико. Они всесторонне обогащают опыт ребенка, активизируют его интерес к искусству, общению с ним, развивают способности. Эти игры, направлены на развитие творчества у ребенка, в них ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, игрового поведения, эстетического вкуса, способности творчески относится к любому делу. [9].

     Известный детский психолог А.В. Запорожец  утверждал, что театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность. [16,с.13]. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость.[52,с.3]. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

  В теории дошкольного образования существует много разработок, посвященных использованию разных средств развития воображения, однако на практике педагоги недостаточно уделяют внимания использованию театрализованной деятельности в повседневной жизни детского сада, так как не хватает знаний, опыта.

      Цель работы – разработка педагогической системы использования театрализованных игр в повседневной жизни ДОУ, как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

         Объект исследования: Процесс развития творческого воображения у старших дошкольников.

    Предмет исследования: Организация театрализованных игр как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

      Гипотеза: Процесс развития творческого воображения старших дошкольников средствами театрализованных игр будет эффективней, если педагогическая система работы будет включать в себя следующие условия:

    1) целесообразный отбор и использование театрализованных игр, этюдов, упражнений развивающих воображение;

    2) взаимосвязь театрализованной деятельности с изобразительной и конструктивной в едином педагогическом процессе;

    3) определение времени и места для проведения  театрализованных игр в режиме дня.

Задачи:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения у  старших дошкольников и организации театрализованных игр в педагогическом процессе.
  2. Выявление уровня развития творческого воображения и театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработка и частичная апробация системы использования театрализованных игр с целью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Методы  исследования: теоретический анализ литературы, формулировка гипотезы; педагогический эксперимент, который включает в себя следующие методы: наблюдение, беседа,  продуктивная деятельности детей.

База  проведения исследования: Исследование проводилось в МОУ ДСКВ №76 «Подснежник», г. Нижневартовска. В экспериментальной части принимали участие 30 детей 5-6 лет. 

                                                                                                                                                                    
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

развития  воображения дошкольников

          Одной из наименее разработанных является проблема механизмов творческого воображения дошкольников.

     Творческой  деятельностью  называют такую деятельность, которая создает нечто новое. Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Воображение складывается из опыта, а опыт ребенка растет и складывается постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.

     Психологи и педагоги признают, что именно в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла. Не случайно К.С. Станиславский призвал актеров учиться у детей искусству игры, искусству вживания в образ и органичного в нем существования. [13, с.118] Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и его характера как чего-то необычного и совершенно исключительного.

     Всякая  деятельность воображения имеет  очень длинную историю. То, что  мы называем творчеством, есть обычно только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень  долгого внутреннего вынашивания  и развития плода. В самом начале этого процесса, стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребёнок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого в последствии будет строить его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление, представляет сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Для того чтобы соединять впоследствии различные элементы, человек должен раньше всего нарушить ту естественную связь элементов, в которой они были восприняты.  Выделение отдельных черт и оставление без внимания других и может быть по праву названо диссоциацией. Этот процесс крайне важен во всём умственном развитии человека, он лежит в основе абстрактного мышления, в основе образования понятий. Это умение выделить отдельные черты сложного целого имеет значение для всей решительно творческой работы человека над впечатлениями. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших нервных внутренних возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, они движутся, изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребёнка в частности процесс преувеличения преуменьшения отдельных элементов впечатлений. Страсть детей к преувеличению, заключается большей частью в том влиянии, которое оказывает наше внутреннее чувство на внешние впечатления. Страсть детей к преувеличению прекрасно запечатлелось в сказочных образах. Преувеличение, как и воображение вообще, одинаково нужно в искусстве, как и в науке. Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных измененных элементов. Как уже указывалось выше, эта ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы – от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, географическим представлениям. И, наконец, заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Основная сущность творческого изобретения оказывается во всех случаях двигательной. Потребности и желания сами по себе ничего создать не могут. Они являются только стимулами и движущими пружинами. Для изобретения необходима, кроме того, наличность ещё и другого условия, а именно: самопроизвольного воскрешения образов. Самопроизвольным воскрешением я называю такое, какое происходит внезапно, без явных вызывающих его причин. Причины эти фактически существуют, но их действие облекается в скрытую форму мышления по аналогии, аффективного настроения, бессознательной мозговой работы. Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, даёт материал для его работы. Эти два условия необходимы и достаточны для того, чтобы понять деятельность воображения и всех входящих в его состав процессов.

     Деятельность  воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых  эти потребности выражаются. Всякий изобретатель, даже гений, является всегда растением своего времени и своей  среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне его. Вот почему мы замечаем строгую последовательность в историческом развитии техники и науки. Никакое изобретение и научное открытие не появляются раньше, чем создаются материальные и психологические условия, необходимые для их возникновения. Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими.

     Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть у ребёнка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребёнок. Мы видели, что воображение зависит от опыта, а опыт ребёнка складывается и растёт постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребёнка отличается от взрослого. Интересы ребёнка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребёнка работает иначе, чем у взрослого. Чем же отличается воображение ребёнка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте? До сих пор существует ещё мнение, что у ребёнка воображение ещё богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребёнка его воображение и сила его фантазии идут на убыль.  Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии даёт повод для такого вывода. Дети могут из всего сделать всё, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже не свободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. Продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. Ребёнок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, вульгарном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является ненастоящим, вымышленным, у ребёнка, конечно, больше, чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строится воображение, у ребёнка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. [10; 253-259]

Информация о работе Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности