Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:53, курсовая работа
Цель работы – разработка педагогической системы использования театрализованных игр в повседневной жизни ДОУ, как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………............3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития воображения в дошкольном возрасте
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития воображения дошкольников……………………………………6
1.2. Организация театрализованных игр в педагогическом процессе………13
1.3. Анализ современных образовательных программ ДОУ по проблеме исследования………………………………………………………………..19
Глава 2. Педагогическая система работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх
2.1. Диагностическая схема исследования …………………………………...23
2.2. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников и театрализованных игр…………………………………………………...29
2.3. Система работы по развитию творческого воображения старших
дошкольников в театрализованных играх………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….39
Литература………………………………………………………………………..40
Приложение……………………………………………………………………….43
ПРОТОКОЛ 1
Выявление актерских, режиссерских, зрительских умений
детей
в играх-драматизациях (экспериментальная
группа).
Имя ребенка |
Ответы
и реакции детей
на предложенные задания |
Юля А. | Девочка легко
справилась с заданием прочесть
предложение с разными |
Катя Г. | Катя стеснительная, предложенные задания не вызывают у ребенка никакого интереса. Из-за стеснительности, замкнутости этюды и упражнения на выявление актерских и режиссерских умений выполнять отказалась. У ребенка проявляются зрительские умения, девочка понимает чужие эмоциональные состояния и проявляет эмпатию к персонажам произведения, любит смотреть, наблюдать за происходящим, сочувствует, сопереживает героям спектакля. |
Кирилл В. | Кирилл замкнутый, стеснительный ребенок. Предложенные задания выполняет не выразительно (в пантомимике доминирует скованность, медлительность; в мимике – бедность, вялость), отсутствует интерес. Из-за стеснительности, замкнутости этюды и упражнения на выявление актерских и режиссерских умений выполнял без особого желания). У ребенка проявляются зрительские умения, мальчик понимает чужие эмоциональные состояния и проявляет эмпатию к персонажам произведения, любит смотреть, наблюдать за происходящим, сочувствует, сопереживает героям спектакля. |
Семен Л. | Мальчик не имел
особого желания выполнять |
Оля Р. | Оля спокойная, стеснительная девочка. Предложенные задания выполняет не выразительно (в пантомимике доминирует скованность, медлительность; в мимике – бедность, вялость), отсутствует интерес к предложенной деятельности. Из-за стеснительности, замкнутости этюды и упражнения на выявление актерских и режиссерских умений выполнял без особого желания). У ребенка проявляются зрительские умения, девочка понимает чужие эмоциональные состояния и проявляет эмпатию к персонажам произведения, любит смотреть, наблюдать за происходящим, сочувствует, сопереживает героям спектакля, выражает мнение по поводу увиденного |
Влад Т. | Влад проявляет
зрительские умения – понимает чужие
эмоциональные состояния и |
Маша Т. | Девочка с большим желанием и интересом выполняла предложенные задания. Ребенок открытый, выразительная речь, эмоциональна выразительна. Справилась с заданием прочесть текст с разными интонациями, проиграть пантомимические этюды (особый интерес и желание проявляет в перевоплощении в животных, выразительно передает повадки и особенности). Легко изменяла тембр голоса в предложенном диалоге. У девочки доминируют актерские умения, т.к. она легко передает образ персонажа, в пантомимике естественна, богатая мимика, речь выразительна, отсутствуют стереотипы. |
Ира О. | Влад проявляет
зрительские умения – понимает чужие
эмоциональные состояния и |
Сережа С. | Сережа проявляет
зрительские умения – понимает чужие
эмоциональные состояния и |
Вова З. | Ребенок не проявил желания в выполнении этюдов и упражнений на выявление актерских умений. Испытывает трудности в передаче содержания фразы, в чтении предложения с разными интонациями. Пантомимические этюды выполнял скованно, неестественно, в мимике отсутствует живость проявлений. Не может подобрать выразительные средства для передачи образа героя. Вова проявляет зрительские умения – понимает чужие эмоциональные состояния и проявляет эмпатию к персонажам произведения. Присутствует активная зрительская позиция, может выразить мнение по поводу увиденного. |
Зарина Ч. | Зарина выполняла предложенные задания с большим желанием и интересом. У девочки присутствуют режиссерские умения. Прекрасно понимает поступки героев, устанавливает причинно-следственные связи, понимает последовательность событий, умеет распределить роли среди детей, подготовить игровую среду, организовать спектакль. Девочка понимает эмоциональное состояние персонажа, умеет его передать. Справилась с этюдами и упражнениями на выявление режиссерских умений. Девочка без особого труда смоделировала литературные сюжеты по картинкам для постановки спектакля. |
Карина Ф. | Карина легко справилась с заданием прочесть предложение с разными интонациями голоса (удивленно, радостно, сердито и т.д), проговаривание скороговорок. С большим желанием исполнила пантомимические этюды (превращение в котят, котенок спит, зовет маму, боится собаку). Выполнила ритмические упражнения (простучать, прохлопать. протопать свое имя). Трудности вызвали упражнения на выявление режиссерских умений (не может сочинить сказку, выстроить интересный сюжет). У девочки проявляются актерские умения, т.к. она понимает эмоциональное состояние героя и в соответствии с этим выбирает выразительные средства для передачи образа персонажа (голос, мимика, пантомимика). Принятие роли у девочки сопровождается активностью, радостью, интересом. |
Коля Ж. | Коля проявляет зрительские умения – понимает чужие эмоциональные состояния и проявляет эмпатию к персонажам произведения. Присутствует активная зрительская позиция, может выразить мнение по поводу увиденного. Возникают трудности в выборе выразительных средств для передачи образа персонажа – голоса, мимики, пантомимики. Вызывает трудности установление причинно-следственных связей, понимание последовательности событий). Принятие роли не сопровождается активностью, интересом, действия стереотипны. |
Радик Ц. | Ребенок не проявил желания в выполнении этюдов и упражнений на выявление актерских умений. Испытывает трудности в передаче содержания фразы, в чтении предложения с разными интонациями. Пантомимические этюды выполнял скованно, неестественно, в мимике отсутствует живость проявлений. Не может подобрать выразительные средства для передачи образа героя. Радик проявляет зрительские умения – понимает чужие эмоциональные состояния и проявляет эмпатию к персонажам произведения. Присутствует активная зрительская позиция, может выразить мнение по поводу увиденного. |
Катя П. | Девочка выполняла
предложенные задания с большим
желанием и интересом. У Кати присутствуют
режиссерские умения. Прекрасно понимает
поступки героев, устанавливает причинно- |
Этюды на развитие воображения
ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ
Педагог. Далеко, за семью морями, за горами и лесами, поселилось, дети, необычное животное. Такое на Земле не существует.
Как вы его себе представляете?
Какого оно размера? С дом? С дерево? С большую тучу? Как море? Как океан? А может, во всю Землю? Раз оно доброе, чего у него нет? (Шипов, клыков, острого панциря и т.п.) А чем же оно питается? Какую пользу приносит природе? Как передвигается? Как спит? С кем из животных дружит? Чем покрыто его тело? Какого цвета глаза? Тело? Хвост? Давайте станем таким добрым необычным большим животным.
Вставайте в круг и беритесь за руки. Это животное, пока оно спит, глаза его закрыты. Давайте присядем и закроем глаза.
Солнышко взошло, животное открыло глаза, потянулось, подставило ладони солнышку, погрело их. Улыбнулось всем вокруг. Подошло к речке, умылось. Расчесало коготками длинные волосы. Полакало водички из ручья. Пощипало травки, заодно понюхало прекрасные цветы. Почесало один бочок, второй, животик. Село на землю и начало смотреть на бабочек, которые летают вокруг. Ему так захотелось быть бабочкой! Оно разбежалось и попробовало взлететь. Но ничего не получилось. Село и заплакало: «Я такое большое, что не могу летать!» Но тут пошел дождь. Под могучее тело животного сбежались все жители лесов, полей. Все благодарили животное. И оно улыбнулось. Сердечко его забилось так часто. Покажем как.
Дети (идут в круг). Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.
Педагог. Потом оно успокоилось и забилось медленнее.
Дети (из круга). Тук-тук, тук-тук, тук-тук.
Педагог. Животное глубоко вдохнуло запах цветов, и огромные легкие наполнились воздухом.
Дети растянули круг.
А потом резко выдохнуло. Да так, что деревья закачались.
Круг резко сужается.
Ему так стало весело, что оно запрыгало. Попробуйте все прыгнуть сразу вместе. Даже земля затряслась!
А потом животное запело песенку: «Ля-ля-ля». Оно большое и поет так громко!
Но
все животные сразу разбежались.
Им стало страшно. Тогда животное запело
тише, чтобы никого не пугать. А потом ему
в голову пришла мысль — заплести косички
из своих длинных волос. Давайте попробуем.
Косички длинные-предлинные. Оглядело
животное себя со всех сторон, посмотрелось
в гладь озера, осталось довольно. И пошло
гулять. А нам пора превращаться в ребяток.
Нарисуйте животное, которым мы были.
ЛЕСНЫЕ МЫШКИ
Педагог. Дети, к нам в гости сегодня пришли лесные мышки. Они живут в маленьких норках в лесу со своей мамой. Хотите вместе с ними поиграть? Но пока мышки спят, глазки у них закрыты, ладошки под щечкой. И мы с ними. Посапывают мышки, дышат глубоко.
Мама-мышка вошла в комнату, погладила каждого мышонка по головке и сказала: «Доброе утро, мышата, пора вставать!»
А мышки: «Не хотим, мы еще не выспались». Крутят головкой. И опять на бочок. Тогда мама-мышка принесла кусочек сыра, который мышки очень любят. Запах сыра мышки сразу учуяли. Стали нюхать, морщить носики. Пропищали: «Пи-пи-пи». Открыли глазки. Потерли их, чтобы окончательно проснуться. Посмотрели в разные стороны. Откуда идет запах? Потянулись, зевнули. На кроватке сделали несколько упражнений лапками, упражнение «велосипед».
Окончательно проснулись. Попрыгали, побегали на месте. (Под песню «На зарядку становись!».)
Захотелось мышкам погулять. Открыли они окошко, а там...
Я буду читать стихотворение, а вы показывать, что увидели мышки и какие эмоции у них это вызвало.
Сначала они удивились.
Потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех.
С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись,
И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи,
В глазах опечаленный вечер,
И слезы вот-вот побегут.
Но тут лучик солнца украдкой
По щечке скользнул нежно-гладкой,
И все засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись,
Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали:
— Ура! Мы веселыми стали!
Что
же мышки увидели за окном? На улице
шел дождь. Какие эмоции вызвали
у мышек дождь и солнышко? Как
обрадовались мышки солнышку! Начали
прыгать, бегать, веселиться! Помните песенку
мышонка из мультфильма — «Какой чудесный
день, какой чудесный пень, какой чудесный
я и песенка моя!»?
ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Педагог. Дети, я вчера прочла одно стихотворение про веселых человечков. Их так странно звали — Хи-Хи, Ха-Ха, Хо-Хо. Почему их так звали?
Давайте представим каждого из них: в какой одежде они ходят, какого цвета, какая у каждого прическа, какую еду они любят, во что играть, в какой кроватке каждый спит, какие песни любит, какое время года и суток больше нравится, какая погода, что каждый из них больше любит из сладкого, из фруктов и т.п.?
Вы так ярко описали человечков, что теперь я их представляю очень хорошо. Мне они нравятся. А вам? Вы бы хотели с ними дружить?
Давайте покажем, какие они смешные. Вместе со мной читайте стихотворение и ритмично выполняйте движения.
Человечки
в доме жили,
Меж собой они дружили. Звали их совсем чудно — Хи-Хи, Ха-Ха, Хо-Хо. Удивлялись человечки: — Хо-хо, хо-хо, хо-хо! Им собака шла навстречу И дышала глубоко. Засмеялись человечки: Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи. Ты похожа на овечку! Почитать тебе стихи? Разобиделась собака И ушами затрясла. Человечки же хохочут: — Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха! |
Ритмично хлопают. Ритмично
пожимают плечами. Ритмично
делают пружинку. Ритмично
покачивают головой. Ритмично топают ногами. |
Дети,
давайте придумаем, что еще могло
случиться с веселыми человечками?
Каждый придумает один эпизод из их жизни,
а мы его разыграем.
Игры на превращение
ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;
в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.
Например,
большой деревянный куб может
быть превращен в королевский
трон, клумбу, памятник, костер и т.д.
ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры. Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.
Возможные
варианты, предложенные детьми: магазин,
театр, берег моря, поликлиника, зоопарк,
замок Спящей красавицы, пещера дракона
и т.д.
ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д.
Педагог
может сам превратиться в злую
волшебницу и превращать детей по своему
желанию.