Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание

Цель работы – разработка педагогической системы использования театрализованных игр в повседневной жизни ДОУ, как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………............3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития воображения в дошкольном возрасте
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития воображения дошкольников……………………………………6
1.2. Организация театрализованных игр в педагогическом процессе………13
1.3. Анализ современных образовательных программ ДОУ по проблеме исследования………………………………………………………………..19
Глава 2. Педагогическая система работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх
2.1. Диагностическая схема исследования …………………………………...23
2.2. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников и театрализованных игр…………………………………………………...29
2.3. Система работы по развитию творческого воображения старших
дошкольников в театрализованных играх………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….39
Литература………………………………………………………………………..40
Приложение……………………………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая раб.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

- целесообразный  отбор и использование театрализованных игр, этюдов, упражнений развивающих творческое воображение;

- взаимосвязь театрализованной деятельности с изобразительной и конструктивной  в едином педагогическом процессе;

- определение  времени и места для проведения  театрализованных игр в режиме дня.

В ходе выполнения курсовой работы:

      была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме развития творческого воображения у детей средствами театрализованной деятельности;

     выявлены уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста и уровни развития театрализованной игры, внешние условия игровой среды;

     разработана и частично апробирована педагогическая система использования театрализованных игр, с целью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.  
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005.
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.,1998.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
  4. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – М., 2000.
  5. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. – Ульяновск, 1993.
  6. Веселый театр. /Сост. А.Розанова. – М.: Детгиз,1960.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.
  8. Выготский Л.С. Писхология развития ребенка. – М., 2004.
  9. Горшкова В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. – М.,1993.
  10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
  11. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб., 1995.
  12. Доронова Т.Н., Голубева Л.Г., Гордова Н.А. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей  «Из детства в отрочество». – М., 1997.
  13. Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М., 1997.
  14. Доронова Т.Н. Играем в театр. – М., 2004.
  15. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.
  16. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник/под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.; 2004.
  17. Иванова Г.П. Театр настроений. – М., 2006.
  18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2002.
  19. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
  20. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996.
  21. «Красота, радость, творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет./Под редакцией Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной. – М.,2002.
  22. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного. – М., 2003.
  23. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2004.
  24. Менджерицкая  Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
  25. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.
  26. Недоспасова В.А. Растем играя. – М., 2003.
  27. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр //Дошкольное воспитание №1, 1989.
  28. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. – М.,1989.
  29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.
  30. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – М., 2003.
  31. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. – СПб., 1997.
  32. Подласый И.П. Педагогика. – М. 1996.
  33. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2004.
  34. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.,1991.
  35. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М., 1997.
  36. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2004.
  37. Сорокина Н.Ф. Театр – творчество – дети //Дошкольное воспитание №7, 2002.
  38. Сорокина Н.Ф. Театральные занятия в детском саду //Дошкольное воспитание №2, 2003.
  39. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. – М., 1997.
  40. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2001.
  41. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.
  42. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.
  43. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – СПб: 1998.
  44. Чистякова М. Психогимнастика. – М.,1990.
  45. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003.
  46. Эйнон Д. Творческая игра. – М., 1992.
  47. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
  48. Ярославцева И. Слагаемые успеха кукольной педагогики //Дошкольное образование №21, 2003.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Изучение уровня развития воображения

  у детей старшей  группы (экспериментальной).

    Ф.И. ребенка Уровень развития воображения
    1. Катя Г. средний
    2. Кирилл В. низкий
    3. Семен Л. средний
    4. Оля Р. средний
    5. Влад Т. средний
    6. Маша Т. средний
    7. Ира О. низкий
    8. Сережа С. низкий
    9. Вова З. средний
    10. Зарина Ч. средний
    11. Карина Ф. средний
    12. Коля Ж. низкий
    13. Радик Ц. низкий
    14. Катя П. средний
    15. Юля П. средний
 

         Высокий уровень -  0

        Средний уровень – 10 детей

         Низкий уровень – 5 детей 

 Таблица 2

Изучение  уровня развития воображения

  у детей старшей группы (контрольной)

      Ф.И. ребенка Уровень развития воображения
      1. Арина К. средний
      2. Богдан В. низкий
      3. Белла Л. высокий
      4. Валера С. средний
      5. Дима З. низкий
      6. Максим О. средний
      7. Ира В. средний
      8. Саша Л. низкий
      9. Костя Д. средний
      10. Лариса Н. низкий
      11. Марина Л. средний
      12. Руслан П. средний
      13. Ренат Ш. средний
      14. Яна Б. низкий
      15. Юля У. средний
 

    Высокий уровень -  1 ребенок

    Средний уровень – 9 детей

     Низкий уровень – 5

Таблица 3 

                Изучение актерских, режиссерских, зрительских умений

детей в играх-драматизациях (экспериментальная  группа).

Результаты  наблюдения фиксируются в таблице  знаками «+» и «-».

И. ребенка Структурные компоненты игры-драматизации Ведущий мотив игры
 
Замысел
 
Роль
 
Восприятие
 
Интерпретация
Комбинирование Планирование Принятие Передача смысла образа Импровизация Внимание Сопереживание Воспроизведение впечатлений
1. Юля А. - - - + + + - + + актер
2. Катя Г. - - - - - - + + - зритель
3. Кирилл В. + - + + + - + + + зритель
4. Семен Л. - - - + + - + + + зритель
5. Оля Р. + + - + + - + + + зритель
6. Влад Т. + - - + + - + + + зритель
7. Маша Т. + - + + + - + + - актер
8. Ира О. - - - - - - + + + зритель
9. Сережа С. - - - + - - + + + зритель
10. Вова З. - - - + + - + + + зритель
11. Зарина Ч. + + + + + - - + + режиссер
12. Карина Ф. + - + + + + + - + актер
13. Коля Ж. - - - - - - + + - зритель
14. Радик Ц. - - - + - - + + - зритель
15. Катя П. + + + + + - + + - режиссер
 
 

                                                                                                            
 

Таблица 4 
 

Изучение  актерских, режиссерских, зрительских умений

детей в играх-драматизациях (экспериментальная группа).

Результаты  наблюдения фиксируются в таблице  знаками «+» и «-».

И. ребенка Структурные компоненты игры-драматизации Ведущий мотив игры
 
Замысел
 
Роль
 
Восприятие
 
Интерпретация
Комбинирование Планирование Принятие Передача смысла образа Импровизация Внимание Сопереживание Воспроизведение впечатлений
1. Юля А. - - - + + + - + + актер
2. Катя Г. - - - - - - + + - зритель
3. Кирилл В. + + + + + - - + + режиссер
4. Семен Л. - - - + + + + + + актер
5. Оля Р. + + - + + - + + + зритель
6. Влад Т. + - - + + - + + + зритель
7. Маша Т. + - + + + - + + - актер
8. Ира О. + + + - + - + - + режиссер
9. Сережа С. - - + + - - + + + зритель
10. Вова З. - + - + + + - + + актер
11. Зарина Ч. + + + + + - - + + режиссер
12. Карина Ф. + - + + + + + - + актер
13. Коля Ж. - + - - - - + + - зритель
14. Радик Ц. - - - + + + + + - актер
15. Катя П. + + + + + - + + - режиссер

Информация о работе Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности