Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание

Цель работы – разработка педагогической системы использования театрализованных игр в повседневной жизни ДОУ, как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………............3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития воображения в дошкольном возрасте
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития воображения дошкольников……………………………………6
1.2. Организация театрализованных игр в педагогическом процессе………13
1.3. Анализ современных образовательных программ ДОУ по проблеме исследования………………………………………………………………..19
Глава 2. Педагогическая система работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх
2.1. Диагностическая схема исследования …………………………………...23
2.2. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников и театрализованных игр…………………………………………………...29
2.3. Система работы по развитию творческого воображения старших
дошкольников в театрализованных играх………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….39
Литература………………………………………………………………………..40
Приложение……………………………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая раб.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

•  планирование игры — организация спектакля.

Графа «Роль» позволяет определить детей  «актерского» типа, у которых:

•  принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом;

•  передача образа происходит через использование  средств выразительности (слова, действия), соответствующих атрибутов;

•  возможна импровизация.

Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к «зрительскому» типу. Их основные характеристики:

•  внимание — ребенок любит смотреть, наблюдать  за происходящими событиями в спектакле;

•  сопереживание  — ребенок сочувствует, сопереживает героям спектакля, эмоционально реагирует  на происходящие события, спектакль  в целом;

•  воспроизведение впечатлений — выражает свое эмоциональное состояние,

настроение  любыми доступными средствами детской  художественной

деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.).

Имя ребенка Структурные компоненты игры-драматизации Ведущий мотив игры
 
Замысел
 
Роль
 
Восприятие
 
Интерпретация
Комбинирование Планирование Принятие Передача смысла образа Импровизация Внимание Сопереживание Воспроизведение впечатлений
                                 
                     
 

Обратите  внимание на ведущий мотив игры-драматизации. Если она возникает из-за замысла, то, очевидно, что ребенок — «режиссер», если из-за роли, то ребенок — «актер», если ведущий мотив — восприятие, то ребенок скорее «зритель». Данная таблица позволит увидеть, какие умения, способности развиты у ребенка лучше.

Дети, которых  условно можно отнести к позиции  «художник-оформитель», проявляются через графы «Замысел» и «Роль». Принципиальным в этом случае будет:

•  интерпретация  ребенком привлекательного литературного  сюжета, понимание идеи постановки, выраженное в детских рисунках;

•  комбинирование замысла — создание декораций  спектакля;

•  передача смысла образа литературного персонажа  через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов.

С помощью  таблицы можно определить, какую  позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.

Актерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характер выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

Режиссерские  умения — понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими.

Оформительские  умения — художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; подготовка игровой среды.

Зрительские умения — умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично); выражение мнения по поводу игры актеров.

Диагностика состояния игровой  среды для театрализованной деятельности

Проведение  исследования. Проводится опрос воспитателей старшей группы.

Инструкция. Определите, соответствует или не соответствует выделенным критериям игровая среда в Вашей группе, в дошкольном образовательном учреждении. При заполнении таблицы используйте следующие оценки: «+» - да; «—» - нет; «+—» - частично.

Результаты, полученные в ходе диагностики, позволят сделать вывод о том, насколько  эффективны внешние условия развития театрализованной деятельности детей  в вашей группе и дошкольном образовательном учреждении в целом.

Внешние условия игровой  среды, способствующей развитию театрализованной деятельности детей Оценка
В детском саду

1. Специальное  помещение для театрализованной  деятельности детей

 
2.Устройство театра:                                                              

сцена

занавес

зрительный  зал

декорации

музыкальное оснащение

осветительные приборы

 
3.Специальные помещения: 

мастерская  режиссера

 костюмерная 

гримерная

мастерская  оформителя

место для хранения декораций

 
4.Театральный  реквизит:

 наборы  кукол

 ширмы  для кукольного театра

 костюмы

маски

игровые атрибуты

 
В группе детского сада

1. Наличие  уголка (уголков) театрализованной  деятельности детей

 
2. Различные виды театров:

 «бибабо»

 настольный 

теневой

 пальчиковый 

театр на фланелеграфе

 марионеточный

 
3. Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: наборы кукол

 ширмы  для кукольного театра

 костюмы

 элементы  костюмов 

маски

игровой реквизит

 
  4. Наличие в театральных уголках атрибутов для различных игровых позиций:

«актер»: костюмы маски куклы театральный  реквизит

 
Внешние условия игровой  среды, способствующей развитию театрализованной деятельности детей  
а) грим

элементы  костюмов

 
б) «режиссер»:

 декорации

различные материалы для изготовления театральных  атрибутов

стул  режиссера

сценарии, алгоритмы их составления

книги

образцы музыкальных произведений (кассеты  с записью музыки)

 
в) «зритель»:

места для зрителей

 афиши

 программки

 театральная  касса

 билеты  в театр

 бинокль 

«деньги»

номерки в гардероб

 реквизит для буфета

 
г) «оформитель»

различные виды бумаги, ткани

краски

фломастеры

клей

карандаши

нитки, пуговицы, коробки, жестяные банки

подручный материал

природный материал

 
 

В совокупности полученная информация будет служить  основанием для планирования работы по развитию театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Особенности развития  творческого воображения  старших дошкольников и театрализованных игр

    Констатирующий эксперимент проводился в МОУ ДСКВ №76 «Подснежник» с 30 детьми старшего дошкольного возраста (по 15 человек экспериментальная и контрольная группы).

Изучая  уровень развития воображения у  детей, мы получили следующие результаты (Приложение, таблицы 1,2):

Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий уровень - 0     Высокий уровень  – 1 реб. (7%)    
Средний уровень – 10 дет. (67%) Средний уровень  – 9 дет. (60%)
Низкий  уровень – 5 дет. (33%) Низкий уровень  – 5 дет. (33%)

Из полученных результатов можно сделать вывод, что 33% детей старшего дошкольного возраста показали низкий уровень развития воображения. Дети не могут придумать сказку, с трудом рисуют к ней картинку или не рисуют вообще.  Они рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторной инструкции, что говорит о необходимости проведения работы по развитию воображения. Дети с трудом планируют свою деятельность.

     Наблюдая  в естественных условиях за игрой-драматизацией  старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп,  мы определили ведущий мотив игры и получили следующие результаты (Приложение, таблица 3, протокол 1):

Экспериментальная группа Контрольная группа
ребенок-«режиссер»- 2 ребенка (13%); ребенок-«режиссер»- 2 ребенка (13%);
ребенок- «зритель» - 10 детей (67%); ребенок- «зритель» - 10 детей (67%);
ребенок-«актер» - 3 ребенка (20%). ребенок-«актер» - 3 ребенка (20%).
 

Только  Зарина Ч. и Катя П. быстро воспринимают литературный текст, осознанно понимают поступки героев, устанавливают причинно-следственные связи, понимают последовательность событий. Девочки активно участвуют в  распределении ролей между сверстниками, участвуют в подготовке игровой среды. Это говорит о том, что у девочек хорошо развиты режиссерские умения.

Юля А., Маша Т. и Карина Ф. хорошо проявили актерские умения. Они коммуникабельны, понимают эмоциональные состояния персонажа и в соответствии с этим выбирают соответствующие выразительные средства для передачи образа персонажа, это голос, мимика, пантомимика. В речи изменяют интонацию, тон и темп голоса. Проявляют самостоятельность в выполнении заданий, владеют вербальными и невербальными средствами выразительности, готовы к импровизации.

Десять  детей проявили зрительские умения, т.е. они умеют понимать чужие  эмоциональные состояния и проявляют  эмпатию к персонажам произведения. Дети выражают мнение по поводу увиденного, по поводу игры актеров, проявляют свое отношение к увиденному. Большинство детей предпочитают быть зрителями, боятся брать на себя планирование игры, стесняются в выражении эмоций, предпочитают наблюдать за происходящим, а не участвовать в спектакле. Сережа С., Катя Г., Коля Ж. отказываются брать на себя роль актера или режиссера, т.к. не уверены в своих силах, стеснительны, не умеют передать настроение и основные характерные черты того или иного героя.

       Полученные результаты дают нам  возможность увидеть, какие умения, способности развиты у ребенка лучше и, на что обратить внимание в своей дальнейшей работе.

      Определяя состояние игровой среды для театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста, мы получили следующие результаты

Внешние условия игровой  среды, способствующей развитию театрализованной деятельности детей Оценка
В детском саду

1. Специальное  помещение для театрализованной  деятельности детей

«-»
2.Устройство театра:                                                              

сцена

занавес

зрительный  зал

декорации

музыкальное оснащение

осветительные приборы

«-»
3.Специальные  помещения:

мастерская режиссера

костюмерная

гримерная

мастерская оформителя

место для хранения декораций

«-»
4.Театральный  реквизит:

наборы кукол

ширмы для кукольного театра

костюмы

маски

игровые атрибуты

«+»
В группе детского сада

1. Наличие  уголка (уголков) театрализованной  деятельности детей

 
 
«+»
  2. Различные виды театров:

 «бибабо»

 настольный 

теневой

 пальчиковый 

театр на фланелеграфе

 марионеточный

«+»
3.Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: наборы кукол

 ширмы  для кукольного театра

 костюмы

 элементы  костюмов 

маски

игровой реквизит

«+»
  4. Наличие в театральных уголках атрибутов для различных игровых позиций:

«актер»: костюмы маски куклы театральный реквизит

«+»
Внешние условия игровой  среды, способствующей развитию театрализованной деятельности детей  
оценка
а)грим

элементы  костюмов

«-»

«+»

б) «режиссер»:

 декорации

различные материалы для изготовления театральных  атрибутов

стул  режиссера

сценарии, алгоритмы их составления 

книги

образцы музыкальных произведений (кассеты  с записью музыки)

 
«+» 

«+»

«-»

в) «зритель»:

места для зрителей

 афиши

 программки

 театральная  касса

 билеты  в театр

 бинокль 

«деньги»

номерки в гардероб

 реквизит для буфета

 
«+»

«+»

«-»

«-+»

«+»

«-»

г) «оформитель»

различные виды бумаги, ткани

краски

фломастеры

клей

карандаши

нитки, пуговицы, коробки, жестяные банки

 подручный материал

природный материал

 
«+»

«+»

«+»

«+»

«+»

Информация о работе Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности