Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:53, курсовая работа
Цель работы – разработка педагогической системы использования театрализованных игр в повседневной жизни ДОУ, как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………............3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития воображения в дошкольном возрасте
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития воображения дошкольников……………………………………6
1.2. Организация театрализованных игр в педагогическом процессе………13
1.3. Анализ современных образовательных программ ДОУ по проблеме исследования………………………………………………………………..19
Глава 2. Педагогическая система работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх
2.1. Диагностическая схема исследования …………………………………...23
2.2. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников и театрализованных игр…………………………………………………...29
2.3. Система работы по развитию творческого воображения старших
дошкольников в театрализованных играх………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….39
Литература………………………………………………………………………..40
Приложение……………………………………………………………………….43
• планирование игры — организация спектакля.
Графа «Роль» позволяет определить детей «актерского» типа, у которых:
• принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом;
• передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), соответствующих атрибутов;
• возможна импровизация.
Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к «зрительскому» типу. Их основные характеристики:
• внимание — ребенок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле;
• сопереживание — ребенок сочувствует, сопереживает героям спектакля, эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в целом;
• воспроизведение впечатлений — выражает свое эмоциональное состояние,
настроение любыми доступными средствами детской художественной
деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.).
Имя ребенка | Структурные компоненты игры-драматизации | Ведущий мотив игры | ||||||||
Замысел |
Роль |
Восприятие | ||||||||
Интерпретация |
Комбинирование | Планирование | Принятие | Передача смысла образа | Импровизация | Внимание | Сопереживание | Воспроизведение впечатлений | ||
Обратите
внимание на ведущий мотив игры-
Дети, которых
условно можно отнести к
• интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, выраженное в детских рисунках;
• комбинирование замысла — создание декораций спектакля;
• передача смысла образа литературного персонажа через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов.
С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.
Актерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характер выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
Режиссерские умения — понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими.
Оформительские умения — художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; подготовка игровой среды.
Зрительские умения — умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично); выражение мнения по поводу игры актеров.
Диагностика состояния игровой среды для театрализованной деятельности
Проведение исследования. Проводится опрос воспитателей старшей группы.
Инструкция. Определите, соответствует или не соответствует выделенным критериям игровая среда в Вашей группе, в дошкольном образовательном учреждении. При заполнении таблицы используйте следующие оценки: «+» - да; «—» - нет; «+—» - частично.
Результаты, полученные в ходе диагностики, позволят сделать вывод о том, насколько эффективны внешние условия развития театрализованной деятельности детей в вашей группе и дошкольном образовательном учреждении в целом.
Внешние условия игровой среды, способствующей развитию театрализованной деятельности детей | Оценка |
В
детском саду
1. Специальное
помещение для |
|
2.Устройство
театра: сцена занавес зрительный зал декорации музыкальное оснащение осветительные приборы |
|
3.Специальные помещения:
мастерская режиссера костюмерная гримерная мастерская оформителя место для хранения декораций |
|
4.Театральный
реквизит:
наборы кукол ширмы для кукольного театра костюмы маски игровые атрибуты |
|
В
группе детского сада
1. Наличие уголка (уголков) театрализованной деятельности детей |
|
2.
Различные виды театров:
«бибабо» настольный теневой пальчиковый театр на фланелеграфе марионеточный |
|
3. Реквизит для разыгрывания сценок и
спектаклей: наборы кукол
ширмы для кукольного театра костюмы элементы костюмов маски игровой реквизит |
|
4. Наличие в театральных уголках атрибутов
для различных игровых позиций:
«актер»:
костюмы маски куклы |
|
Внешние условия игровой среды, способствующей развитию театрализованной деятельности детей | |
а)
грим
элементы костюмов |
|
б)
«режиссер»:
декорации различные материалы для изготовления театральных атрибутов стул режиссера сценарии, алгоритмы их составления книги образцы музыкальных произведений (кассеты с записью музыки) |
|
в)
«зритель»:
места для зрителей афиши программки театральная касса билеты в театр бинокль «деньги» номерки в гардероб реквизит для буфета |
|
г)
«оформитель»
различные виды бумаги, ткани краски фломастеры клей карандаши нитки, пуговицы, коробки, жестяные банки подручный материал природный материал |
В совокупности
полученная информация будет служить
основанием для планирования работы
по развитию театрализованной деятельности
детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников и театрализованных игр
Констатирующий эксперимент проводился в МОУ ДСКВ №76 «Подснежник» с 30 детьми старшего дошкольного возраста (по 15 человек экспериментальная и контрольная группы).
Изучая уровень развития воображения у детей, мы получили следующие результаты (Приложение, таблицы 1,2):
Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Высокий уровень - 0 | Высокий уровень – 1 реб. (7%) |
Средний уровень – 10 дет. (67%) | Средний уровень – 9 дет. (60%) |
Низкий уровень – 5 дет. (33%) | Низкий уровень – 5 дет. (33%) |
Из полученных результатов можно сделать вывод, что 33% детей старшего дошкольного возраста показали низкий уровень развития воображения. Дети не могут придумать сказку, с трудом рисуют к ней картинку или не рисуют вообще. Они рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторной инструкции, что говорит о необходимости проведения работы по развитию воображения. Дети с трудом планируют свою деятельность.
Наблюдая в естественных условиях за игрой-драматизацией старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп, мы определили ведущий мотив игры и получили следующие результаты (Приложение, таблица 3, протокол 1):
Экспериментальная группа | Контрольная группа |
ребенок-«режиссер»- 2 ребенка (13%); | ребенок-«режиссер»- 2 ребенка (13%); |
ребенок- «зритель» - 10 детей (67%); | ребенок- «зритель» - 10 детей (67%); |
ребенок-«актер» - 3 ребенка (20%). | ребенок-«актер» - 3 ребенка (20%). |
Только
Зарина Ч. и Катя П. быстро воспринимают
литературный текст, осознанно понимают
поступки героев, устанавливают причинно-
Юля А., Маша Т. и Карина Ф. хорошо проявили актерские умения. Они коммуникабельны, понимают эмоциональные состояния персонажа и в соответствии с этим выбирают соответствующие выразительные средства для передачи образа персонажа, это голос, мимика, пантомимика. В речи изменяют интонацию, тон и темп голоса. Проявляют самостоятельность в выполнении заданий, владеют вербальными и невербальными средствами выразительности, готовы к импровизации.
Десять
детей проявили зрительские умения,
т.е. они умеют понимать чужие
эмоциональные состояния и
Полученные результаты дают
Определяя состояние игровой среды для театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста, мы получили следующие результаты
Внешние условия игровой среды, способствующей развитию театрализованной деятельности детей | Оценка |
В
детском саду
1. Специальное
помещение для |
«-» |
2.Устройство
театра: сцена занавес зрительный зал декорации музыкальное оснащение осветительные приборы |
«-» |
3.Специальные
помещения:
мастерская режиссера костюмерная гримерная мастерская оформителя место для хранения декораций |
«-» |
4.Театральный
реквизит:
наборы кукол ширмы для кукольного театра костюмы маски игровые атрибуты |
«+» |
В
группе детского сада
1. Наличие уголка (уголков) театрализованной деятельности детей |
«+» |
2. Различные виды театров:
«бибабо» настольный теневой пальчиковый театр на фланелеграфе марионеточный |
«+» |
3.Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей:
наборы кукол
ширмы для кукольного театра костюмы элементы костюмов маски игровой реквизит |
«+» |
4. Наличие в театральных уголках атрибутов
для различных игровых позиций:
«актер»:
костюмы маски куклы |
«+» |
Внешние условия игровой среды, способствующей развитию театрализованной деятельности детей | оценка |
а)грим
элементы костюмов |
«-»
«+» |
б)
«режиссер»:
декорации различные материалы для изготовления театральных атрибутов стул режиссера сценарии, алгоритмы их составления книги образцы музыкальных произведений (кассеты с записью музыки) |
«+» «+» «-» |
в)
«зритель»:
места для зрителей афиши программки театральная касса билеты в театр бинокль «деньги» номерки в гардероб реквизит для буфета |
«+» «+» «-» «-+» «+» «-» |
г)
«оформитель»
различные виды бумаги, ткани краски фломастеры клей карандаши нитки, пуговицы, коробки, жестяные банки подручный материал природный материал |
«+» «+» «+» «+» «+» |