Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:53, курсовая работа
Цель работы – разработка педагогической системы использования театрализованных игр в повседневной жизни ДОУ, как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………............3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития воображения в дошкольном возрасте
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития воображения дошкольников……………………………………6
1.2. Организация театрализованных игр в педагогическом процессе………13
1.3. Анализ современных образовательных программ ДОУ по проблеме исследования………………………………………………………………..19
Глава 2. Педагогическая система работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх
2.1. Диагностическая схема исследования …………………………………...23
2.2. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников и театрализованных игр…………………………………………………...29
2.3. Система работы по развитию творческого воображения старших
дошкольников в театрализованных играх………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….39
Литература………………………………………………………………………..40
Приложение……………………………………………………………………….43
Результаты, полученные в ходе диагностики,
позволяют сделать вывод о том, что
внешние условия развития театрализованной
деятельности детей в группе и дошкольном
образовательном учреждении созданы.
Таким образом, работа в данном направлении,
на наш взгляд ведется, но является недостаточно
полной для максимального развития творческого
воображения детей старшего дошкольного
возраста. И это будет служить основанием
для планирования работы по развитию театрализованной
деятельности детей старшего дошкольного
возраста. Результаты констатирующего
эксперимента, наблюдения, а также анализ
календарных планов, свидетельствуют
о необходимости определить педагогические
условия для повышения уровня развития
творческого воображения в театрализованных
играх и предложить в практику методические
рекомендации по данной проблеме для воспитателей
и родителей.
2.3. Система работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх
На основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов констатирующего эксперимента появилась необходимость в разработке системы работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх.
Цель формирующего эксперимента - разработать систему работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх у детей старшего дошкольного возраста.
Данная система будет способствовать решению следующих задач:
На основе анализа отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, большой работы мы пришли к выводу, что для полноценного развития детей в театрализованной деятельности необходим новый подход как к организации, так и к содержанию и методам работы с детьми.
Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию
творческого воображения в театрализованных играх будет состоять из четырех блоков: ритмопластика, театральная игра, культура речи, основы актерского мастерства т.к. всё это в системе способствуют развитию игрового поведения детей, развитию творческого воображения, фантазии, эстетического чувства, умению общаться со сверстниками, сочинять небольшие рассказы и сказки, участвовать в их инсценировке.
Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
- развитие
двигательных способностей
- развитие
пластической выразительности (
- развитие
воображения (способность к
свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией; игры со словом, развивающие творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Перспективный план работы на квартал
Виды деятельности | Программные задачи | Содержание занятия |
1.Ритмопластика | Развивать умение
использовать разнообразные жесты,
пантомимические навыки.
Развивать воображение и способность к пластической импровизации. Учить
создавать образы живых существ
с помощью выразительных Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. |
Игры
и упражнения:
- Первая потеря; - Осенние листья; -Бабочки, ежик, подарок; - Муравьи; - Не ошибись; - Поймай хлопок; -Ритмический этюд; Жесты: Приглашающий (прошу); Вопрошающий (что это?); Отстраняющий (уберите это!); Негодующий (да что же это!). |
2.Театральная игра | Развивать находчивость,
воображение, фантазию.
Готовить
детей к действиям с Развивать воображение и веру в сценический вымысел. Учить сочинять этюды с нафантазированными обстоятельствами. Учить детей сочинять этюды по сказкам и импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок. |
Игры:
-«Дружные звери»; - «Передай позу»; - «Телепаты»; - «День рождения»; -«Веселые обезьянки». Сочинение этюдов: Знакомство, просьба, угощение, благодарность, поздравление. Этюды на эмоции: Радость, гнев, грусть, удивление, страх. |
3. Культура речи | Учить пользоваться
интонациями, произнося фразы
грустно, радостно, удивленно, сердито. Учить детей сочинять коллективно сказку, по очереди добавляя свое предложение. Представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев. Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах. |
Скороговорки,
стихи:
-«Веселый пятачок»; -«Часики», «Змея»; - «Колокольчик»; -«Удивленный бегемот» -«Фыркающая лошадка» |
4. Актерское мастерство |
Игры
и упражнения:
-Самолеты и бабочки; -Мыльные пузыри; - Вопрос – ответ; -Волшебная корзинка; - Вкусные слова; - Ручной мяч. |
В течение трех месяцев с детьми экспериментальной группы проводился цикл занятий, целью которых было развитие у детей творческого воображения посредством театрализованных игр.
С детьми экспериментальной
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание
разнообразных сказок и
- игры,
этюды и упражнения по
- упражнения
по социально-эмоциональному
Для более яркого воплощения
изображаемого образа
Большое внимание уделялось
Таким образом, большое
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, они развивают фантазию, способность работать с воображаемыми предметами, формируют необходимый запас эмоций и впечатлений, активизируют интерес к театральному искусству (игры на превращения, игры на действия с воображаемыми предметами, игры-драматизации, игры-спектакли, игры в кукольный театр).
Дети учились самостоятельно
придумывать сюжет к
Театр является одним из самых ярких, эмоциональных, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства, это психотерапевтическое средство, средство эмоционально-эстетического воспитания. Велась большая работа по знакомству детей с различными видами театра (пальчиковый, теневой, кукольный, настольный и др.), детям предоставлялась творческая свобода, которая способствовала развитию в ребенке самостоятельности, инициативы, фантазии.
В результате проведенной работы были найдены интересные методические приемы: это и самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его; и чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами и т.д. В старшей группе мы действуем и с помощью косвенных методов педагогического руководства, активизируя восприятие и воображение детей, давая простор для выхода их творческой энергии.
Приглашение родителей, сверстников, детей младших групп на театрализованные представления: «Петушок и бобовое зернышко», «Зимовье зверей». К постановке спектаклей, изготовлению декораций и кукол были привлечены родители. Педагог работал над разучиванием текста, соответствующих действий, выразительностью речи и т.д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению и само проведение спектакля сближает участников творческого процесса. В результате получались интересные, яркие, запоминающиеся представления.
После
проведенного нами формирующего эксперимента
было выявлено, что работа по развитию
творческого воображения в театрализованной
деятельности приносит ощутимые результаты.
Заключение
Таким образом, результаты практической части исследования позволили сформулировать вывод о том, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Мы доказали, что развитие творческого воображения старших дошкольников средствами театрализованных игр возможно, если система работы будет включать в себя следующие условия: