Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание

Цель работы – разработка педагогической системы использования театрализованных игр в повседневной жизни ДОУ, как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………............3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития воображения в дошкольном возрасте
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития воображения дошкольников……………………………………6
1.2. Организация театрализованных игр в педагогическом процессе………13
1.3. Анализ современных образовательных программ ДОУ по проблеме исследования………………………………………………………………..19
Глава 2. Педагогическая система работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх
2.1. Диагностическая схема исследования …………………………………...23
2.2. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников и театрализованных игр…………………………………………………...29
2.3. Система работы по развитию творческого воображения старших
дошкольников в театрализованных играх………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….39
Литература………………………………………………………………………..40
Приложение……………………………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая раб.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

   

       Результаты, полученные в ходе диагностики, позволяют сделать вывод о том, что внешние условия развития театрализованной деятельности детей в группе и дошкольном образовательном учреждении созданы. Таким образом, работа в данном направлении, на наш взгляд ведется, но является недостаточно полной для максимального развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. И это будет служить основанием для планирования работы по развитию театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего эксперимента, наблюдения, а также анализ календарных планов, свидетельствуют о необходимости определить педагогические условия для повышения уровня развития творческого воображения в театрализованных играх и предложить в практику методические рекомендации по данной проблеме для воспитателей и родителей. 
 
 
 

2.3. Система работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх

     На основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов констатирующего эксперимента появилась необходимость в разработке системы работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх.

      Цель формирующего эксперимента - разработать систему работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх у детей старшего дошкольного возраста.

      Данная  система будет способствовать решению  следующих задач:

  1. Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики, жестов).
  2. Развитие воображения, фантазии, творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль, действовать с воображаемыми предметами).
  3. Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, мини-сценок, сказок, литературных произведений.
  4. Способствовать обогащению театрального опыта (знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах).
  5. Привлекать детей и родителей к изготовлению и подбору атрибутов для театрализованной деятельности (изготовление кукол и игрушек, костюмов и т.д.).

   На  основе анализа отечественной и  зарубежной психолого-педагогической литературы, большой работы мы пришли к выводу, что для полноценного развития детей в театрализованной деятельности необходим новый подход как к организации, так и к содержанию и методам работы с детьми.

     Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию

творческого воображения в театрализованных играх будет состоять из четырех блоков: ритмопластика, театральная игра, культура речи, основы актерского мастерства т.к. всё это в системе способствуют развитию игрового поведения детей, развитию творческого воображения, фантазии, эстетического чувства, умению общаться со сверстниками, сочинять небольшие рассказы и сказки, участвовать в их инсценировке.

    1. Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

- развитие  двигательных способностей детей  (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

- развитие  пластической выразительности (ритмичности,  музыкальности, быстроты реакции,  координации движений);

- развитие  воображения (способность к пластической  импровизации).

    1. Театральная игра (игровое творчество) – развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Театральные игры развивают главным образом воображение и фантазию, они направлены на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. придуманной ситуации. Воображение и вера в сценические действия – главная отличительная черта театрального творчества. Наша задача – сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре. Для этого необходимо, прежде всего,  опираться на личный практический опыт ребенка и предоставить ему, как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения.
    2. Культура речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и

свободы речевого аппарата, умение владеть  правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией; игры со словом, развивающие творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

    1. Основы актерского мастерства – развитие памяти и фантазии детей, умения распознавать эмоциональное состояние другого человека по мимике, выразительным движениям, интонации; атмосферу события, места, времени года, дня и умение вживаться в эту атмосферу, находить адекватные способы содействия.

Перспективный план работы на квартал

Виды  деятельности Программные задачи Содержание  занятия
1.Ритмопластика Развивать умение использовать разнообразные жесты, пантомимические навыки.

Развивать воображение и способность к пластической импровизации.

Учить создавать образы живых существ  с помощью выразительных пластических  движений.

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Игры  и упражнения:

- Первая  потеря;

- Осенние  листья;

-Бабочки, ежик, подарок;

- Муравьи;

- Не  ошибись;

- Поймай  хлопок;

-Ритмический  этюд;

Жесты:

Приглашающий (прошу);

Вопрошающий (что это?);

Отстраняющий (уберите это!);

Негодующий (да что же это!).

2.Театральная игра Развивать находчивость, воображение, фантазию.

 Готовить  детей к действиям с воображаемыми предметами.

Развивать воображение  и веру в сценический вымысел.

Учить сочинять этюды с нафантазированными обстоятельствами.

 Учить детей  сочинять этюды по сказкам  и импровизировать

игры-драматизации на темы знакомых сказок.

Игры:

-«Дружные  звери»;

- «Передай  позу»;

- «Телепаты»;

- «День  рождения»;

-«Веселые  обезьянки».

Сочинение этюдов:

Знакомство, просьба,

угощение,  благодарность, поздравление.

Этюды на эмоции:

Радость, гнев, грусть, удивление, страх.

3. Культура       речи Учить пользоваться интонациями, произнося фразы 

грустно, радостно, удивленно, сердито.

Учить детей сочинять коллективно сказку, по очереди добавляя свое предложение.

Представлять  себя другим существом или предметом  и сочинять монолог от его имени.

Развивать умение рассказывать сказку от имени  разных героев.

Развивать умение строить диалог между героями  разных сказок в придуманных обстоятельствах.

Скороговорки, стихи:

-«Веселый  пятачок»;

-«Часики», «Змея»;

- «Колокольчик»;

-«Удивленный бегемот»

-«Фыркающая  лошадка»

 
4. Актерское мастерство
  Игры  и упражнения:

-Самолеты  и бабочки; 

-Мыльные  пузыри;

- Вопрос  – ответ;

-Волшебная  корзинка;

- Вкусные  слова;

- Ручной  мяч.

 

     В течение трех месяцев с детьми экспериментальной группы проводился цикл занятий, целью которых было развитие у детей творческого воображения посредством театрализованных игр.

     С детьми экспериментальной группы  занятия проводились два раза  в неделю (одно утором, другое  вечером), продолжительность занятий 30 минут. Содержание театрализованных занятий включает в себя:

- просмотр  кукольных спектаклей и беседы  по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание  разнообразных сказок и инсценировок;

- игры, этюды и упражнения по формированию  выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- упражнения  по социально-эмоциональному развитию  детей.

     Для более яркого воплощения  изображаемого образа проводилась  работа с детьми по подгруппам  и индивидуально. Ежедневно включались  театрализованные игры во все  формы организации педагогического процесса. Один раз в месяц организовывались театрализованные представления для родителей.

     Большое внимание уделялось развитию  творческого воображения детей  в театрализованном представлении.  Важнейшим в детском творческом  театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются творческое воображение. По мере развития самостоятельности у детей появляются все новые и новые замыслы театрализованных игр и толчком для этого служат сказки, рассказы, истории, мультфильмы, которые своими яркими сюжетами и образами вызывают у детей желание играть. Педагоги создавали обстановку свободы и раскованности, побуждали детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта.

     Таким образом, большое внимание  уделялось работе над этюдами  -упражнения на развитие воображения: «Доброе животное», «Лесные мышки», «Веселые человечки», «Оживи предмет», «Фантазеры», «Предположим что…»; этюды на выразительность жеста: «Ерема», «Пошла Маня на базар», «Иди сюда» и т.д.; этюды на выражение основных эмоций: «Егорушка - Егор», «Заяц, заяц, чем ты занят?», «Скачет галка»; этюды на сопоставление различных эмоций: «Я медведя поймал», «Ты мороз, мороз, мороз» и т.д.; этюды на воспроизведение отдельных черт характера: «Наша-то хозяюшка», «Никита – волокита», «У меня в кармане роза» и т.д.; игры на действия с воображаемыми предметами: «Что мы делаем, не скажем, но зато мы вам покажем», «День рождения» и т.д.

     Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, они развивают фантазию, способность работать с воображаемыми предметами, формируют необходимый запас эмоций и впечатлений, активизируют интерес к театральному искусству (игры на превращения, игры на действия с воображаемыми предметами, игры-драматизации, игры-спектакли, игры в кукольный театр).

     Дети учились самостоятельно  придумывать сюжет к воображаемым  игрушкам и обыгрывать его, придумывать сказку и обыгрывать ее.

          Театр является одним из самых ярких, эмоциональных, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства, это психотерапевтическое средство, средство эмоционально-эстетического воспитания. Велась большая работа по знакомству детей с различными видами театра (пальчиковый, теневой, кукольный, настольный и др.), детям предоставлялась творческая свобода, которая способствовала развитию в ребенке самостоятельности, инициативы, фантазии.

В результате проведенной работы были найдены интересные методические приемы: это и самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его; и чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами и т.д. В старшей группе мы действуем и с помощью косвенных методов педагогического руководства, активизируя восприятие и воображение детей, давая простор для выхода их творческой энергии.

     Приглашение родителей, сверстников, детей младших групп на театрализованные представления: «Петушок и бобовое зернышко», «Зимовье зверей». К постановке спектаклей, изготовлению декораций и кукол были привлечены родители. Педагог работал над разучиванием текста, соответствующих действий, выразительностью речи и т.д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению и само проведение спектакля сближает участников творческого процесса. В результате получались интересные, яркие, запоминающиеся представления.

     После проведенного нами формирующего эксперимента было выявлено, что работа по развитию творческого воображения в театрализованной деятельности приносит ощутимые результаты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, результаты практической части  исследования позволили сформулировать вывод о том, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Мы доказали, что развитие творческого воображения старших дошкольников средствами театрализованных игр возможно, если система работы будет включать в себя следующие условия:

Информация о работе Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности