Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:53, курсовая работа
Цель работы – разработка педагогической системы использования театрализованных игр в повседневной жизни ДОУ, как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………............3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития воображения в дошкольном возрасте
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития воображения дошкольников……………………………………6
1.2. Организация театрализованных игр в педагогическом процессе………13
1.3. Анализ современных образовательных программ ДОУ по проблеме исследования………………………………………………………………..19
Глава 2. Педагогическая система работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх
2.1. Диагностическая схема исследования …………………………………...23
2.2. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников и театрализованных игр…………………………………………………...29
2.3. Система работы по развитию творческого воображения старших
дошкольников в театрализованных играх………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….39
Литература………………………………………………………………………..40
Приложение……………………………………………………………………….43
Таким образом, становится очевидным, что развитие театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста зависит от определенных условий. К ним относятся внутренние условия – индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности – и внешние условия, к которым относится семья ребенка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности детей.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый - типа петрушки – театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой. Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой. Кроме того, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы, научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
Таким
образом, все это стимулирует развитие
мышления, фантазии, воображения, умение
анализировать увиденное и прочитанное,
умение переживать и сопереживать, обогащает
детей художественными средствами передачи
образа.
1.3. Анализ программ современных программ ДОУ по проблеме исследования
В настоящее время существуют разнообразные программы для дошкольных учреждений. Педагогу предоставлен широкий простор для его творческой деятельности.
«Из детства в отрочество» - программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. (Т.Н.Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др.).
Для того чтобы дети могли полноценно развиваться в театрализованной деятельности, в семье и дошкольном учреждении необходимо решить следующие задачи.
В семье
В дошкольном образовательном учреждении
«Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева., Н.А. Ноткина).
Задачи:
свои движения с речью.
Цель воспитателя – обогащать игровой опыт каждого ребенка (упражнения по развитию диалогической и монологической речи, воображения и творчества), повышая тем самым влияние игры на его развитие. Руководя игрой, воспитатель помнит о том, что ее развивающий эффект проявляется в полной мере, когда ребенок проявляет в игре самостоятельность, творчество, инициативу.
Программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией Н.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой).
Задачи:
спектаклей.
В своей работе мы будем использовать рекомендации, данные Программой воспитания и обучения в детском саду. В настоящее время она является одной из альтернативных программ, которые можно внедрять в работу детского сада.
Выводы по первой главе:
Глава
2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ
ИГРАХ
2.1. Диагностическая схема исследования
Цель констатирующего эксперимента - выявить уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и уровни развития театрализованных игр.
Для этого используются методики Дьяченко О.М. «Изучение уровня развития воображения» и Деркунская В.А. «Изучение театрализованной игры у детей старшего дошкольного возраста» (игровые позиции детей в игре-драматизации и внешние условия игровой среды).
Изучение уровня развития воображения
Подготовка исследования. Подготовить листы бумаги и набор цветных карандашей.
Проведение исследования. Детей 6-7 лет просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). Напоминают, что в книгах в каждой сказке обычно есть картинки. Ребенку предлагают придумать свою сказку и нарисовать к ней одну картинку. А потом надо будет рассказать свою сказку. Если ребенок начнет рисовать или рассказывать знакомую сказку, инструкцию повторяют.
Уровни развития воображения
Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены. Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.
Средний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.
Низкий уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции.
Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях
Проведение исследования. Проводится наблюдение за деятельностью детей в играх-драматизациях.
Цель наблюдения – изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.
Наблюдение
проводится в естественных условиях
за самостоятельной игрой-
В таблице фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.
Графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссерского» типа, что проявляется в наличии таких умений, как:
• интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки;
• комбинирование замысла — соединение нескольких знакомых литературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, описание образов предполагаемой постановки;