Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 15:45, курсовая работа
ЮНЕСКО провозгласило XXI в. веком полиглотов. Это означает признание того факта, что знание даже не одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности, фактором, существенно влияющим на успешное продвижение в разных сферах деятельности в новом постиндустриальном обществе. Знание иностранных языков – важнейшее требование к уровню и качеству образования любого специалиста, помимо, разумеется, профессиональной области.
На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в Республике Беларусь. Значительно возросла образовательная и самообразовательная
Введение 3
Глава 1.Подходы к изучению памяти в когнитивной психологии. 8
Глава 2. О механизмах вербальных процессов человека. 20
2.1. Механизмы вербальных процессов и их исследование методом тестирующего стимула. 20
2.2. Модель функционирования целостного речеязыкового механизма. 25
Глава 3. Экспериментальное исследование влияние кинофильма на владение иностранным языком. 28
3.1. Аппаратура, материалы и процедура проведения эксперимента. 28
3.2. Результаты исследования и их психологическая интерпретация. 29
Заключение. 39
Библиография. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
В рамках такой модели, как модель Р. Аткинсона и Р. Шиффрина, действие выше отмеченных факторов получает следующее объяснение: эффект недавности обусловлен извлечением информации из вербально-акустической кратковременной памяти, а эффект первичности – из семантического хранилища долговременной памяти. В пользу гипотезы о фонематической основе кратковременного сохранения информации говорило также то, что даже в случае зрительного предъявления буквенного материала, ошибки при его непосредственном воспроизведении имеют характер акустического, а не зрительного смешения [6,с.80,81]. «С помощью одной модели, - замечает В.М. Величковский, - получают объяснения данные о форме репрезентации (перцептивная, вербально-акустическая, семантическая), о продолжительности различных видов памяти и об объеме хранящейся информации» [6,с.81]. Р. Аткинсон и Р. Шиффрин создали также математическую модель функционирования системы переработки информации с тремя блоками памяти. Аппарат этой модели был заимствован ими из математической теории обучения У. Эстеса, получившей развитие в 50-е годы.
Экспериментальная критика показала, что в рамках трехкомпонентных моделей типа модели Р. Аткинсона и Р. Шиффрина сделана неправомерная попытка редукции качественно различных явлений к одной упрощенной структурной схеме. Как отмечает Величковсикй, «мифом оказалась, в конце концов, и конвергенция методических процедур» [6,с.84]. Х. Редигер и Р.Краудер обнаружили эффект края в таких условиях, при которых весь материал должен был бы заведомо находиться в долговременной памяти [6]. Когда они просили испытуемых вспомнить президентов США, то в позиционных кривых полного воспроизведения наблюдался выраженный эффект края. В других исследованиях было показано, что эффект недавности сохраняется при полной нагрузке на кратковременную память, хотя согласно блочным моделям, он должен был бы исчезать .
Гипотеза об изменении
специфики репрезентации в
В другом исследовании было установлено, что испытуемые могут успешно (89% правильных ответов) узнавать отдельные звуки из прослушанного ими ранее набора 194 знакомых звуков: плач ребенка, скрип двери, лай собаки и т.д. В свою очередь Т. Энген и Б. Росс аналогичные результаты получили в отношении к элементам набора из 48 синтетических запахов, хотя для такого рода стимулов сложно придумать вербальные обозначения. Л. Стэндинг обнаружил исключительные возможности испытуемых, не обладающих феноменальными мнемическими способностями. В одном из исследований испытуемым предъявлялось 10000 слайдов и, тем не менее, успешность их узнавания в ситуации вынужденно выбора составила через месяц после ознакомления 73% правильных ответов.
Эксперименты, которые демонстрируют
значимую роль перцептивных образов
в качестве мнемотехнических средств
при кратковременном и
Результаты многочисленных исследований так и не позволили точно определить время хранения информации в кратковременной памяти. Одни авторы полагают, что кратковременная память сохраняет информацию от нескольких секунд до нескольких минут. Другие ограничивают время хранения несколькими часами [5].
Работы, непосредственно
касающиеся вопроса объема
Таким образом, одни эмпирические
данные говорят о том, что в
кратковременной памяти хранятся продукты
элементарного фонематического
описания материала (физические характеристики
стимуляции), тогда как другие свидетельствуют
о сложной когнитивной
Кроме этого примера дифференциации кратковременной памяти, существуют и другие попытки улучшить трехкомпонентные теории. Например, некоторые исследователи, связывая перцептивную и мнемическую деятельность в единое концептуальное целое, вводят в описание когнитивной структуры дополнительные блоки (например, блок «зрительной памяти»). Нередко пересматривается последовательность включения в работу отдельных блоков. Некоторые авторы считают, что долговременная память должна включаться раньше кратковременной.
Б.М. Величковский на основании
анализа современных подходов к
исследованию памяти приходит к выводу,
что «теоретическая ситуация, сложившаяся
в когнитивной психологии в результате
осознания недостатков
Работы Д. Нормана и его сотрудников представляют собой попытку создания теории понимания, исходя из представлений о смысловой природе памяти.
Структурный подход к исследованию
памяти не позволяет правдоподобно
описать многие очевидные эмпирические
факты. Критикуя структурные модели
памяти, отечественные когнитивные
психологи справедливо
Общей характерной тенденцией,
которая объединяет большинство
современных подходов к описанию
памяти человека, является стремление
уйти от описания линейных звеньев
в процессе когнитивной переработки
информации, «линейных цепочек управления»
(Б.М. Величковский) и перейти к
представлению мнемической
Эта тенденция согласуется
со многими теоретическими построениями
отечественной психологии, например
с положением теории А.Н. Леонтьева
об иерархическом строении деятельности,
представлениями Н.А. Бернштейна [3]
и Л.М. Веккера [4] об уровневом построении
психических процессов, концепции
уровневой структуры
Одной из наиболее известных теорий, в которых постулируется иерархическая организация, является концепция, разработанная канадским психологом Ф. Крейком.
Согласно теории Крейка,
след памяти является побочным продуктом
«перцептивно-концептуальной переработки»,
а его прочность и сохранность
– функцией глубины этой переработки.
Когнитивная обработка
Наряду с обработкой, ведущей
к более глубокому когнитивному
анализу, существует, по мысли Крейка,
и другой способ запечатления материала
– временная циркуляция информации
на одном уровне переработки, или, иначе
говоря, «удержание в поле внимания».
Такая циркуляция осуществляется центральным
процессором, который имеет ограниченную
пропускную способность. При этом способе
запечатления можно говорить о кратковременной
памяти. Ее объем определяется, с
одной стороны –
Лучшему пониманию работы
механизмов памяти значительно способствовали
исследования непроизвольного запоминания
П.И. Зинченко [11] и А.А. Смирнова [17]. Во
многих экспериментальных
В результате многолетних
сравнительных исследований произвольной
и произвольной форм памяти П.И. Зинченко
сформулировал следующий вывод:
«Общей единицей структурного, генетического
и функционального анализа
Информация о работе Роль и место иноязычного фильма в процессе обучения иностранным языкам