Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 15:45, курсовая работа
ЮНЕСКО провозгласило XXI в. веком полиглотов. Это означает признание того факта, что знание даже не одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности, фактором, существенно влияющим на успешное продвижение в разных сферах деятельности в новом постиндустриальном обществе. Знание иностранных языков – важнейшее требование к уровню и качеству образования любого специалиста, помимо, разумеется, профессиональной области.
На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в Республике Беларусь. Значительно возросла образовательная и самообразовательная
Введение 3
Глава 1.Подходы к изучению памяти в когнитивной психологии. 8
Глава 2. О механизмах вербальных процессов человека. 20
2.1. Механизмы вербальных процессов и их исследование методом тестирующего стимула. 20
2.2. Модель функционирования целостного речеязыкового механизма. 25
Глава 3. Экспериментальное исследование влияние кинофильма на владение иностранным языком. 28
3.1. Аппаратура, материалы и процедура проведения эксперимента. 28
3.2. Результаты исследования и их психологическая интерпретация. 29
Заключение. 39
Библиография. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
В завершение необходимо отметить, что при колоссальном эмпирическом материале, который накоплен в психологии памяти, и существовании к настоящему времени десятков теоретических моделей, обращает на себя внимание то обстоятельство, что в этой сфере психологического знания фактически не открыты законы функционирования памяти, хотя и обнаружено несколько интереснейших экспериментальных фактов.
Современные представления о психофизиологическом речеязыковом механизме могут составить общую основу изучения памяти как компонента речемыслительной деятельности. Обращение к психофизиологической плоскости анализа дает возможность объединения разноаспектных данных по проблеме: психологические(описывающие основные мнемические закономерности, процессуальную сторону явления) и лингвистические(учитывающие особенности организации языка и речи и направленные в основном на изучение структуры словесной памяти) материалы могут быть рассмотрены в их обусловленности работой порождающего речь механизма. Изучением данной проблематики занимался известный российский ученый Е.И. Бойко и занимаются в настоящее время его ученики и последователи.
Эти исследования не
рядоположны, хотя и
В связи с проведением исследований методом тестирующего стимула потребовалось решение вопроса об, условно говоря, “пространстве”, на котором в когнитивной сфере протекают вербальные операции. Был проведен цикл экспериментальных и теоретических работ по анализу области, связанной с исследованиями вербальных ассоциаций, “семантических полей”, “вербальных сетей” (Ушакова, 1976, 1979, с. 22-75; Ушакова, Раевский, 1974; Чуприкова, 1985, 1989 с. 109-114). Полученные материалы привели к заключению, что таким “оперативным пространством” вербальных актов можно считать “вербальную сеть”, понимаемую как стабильно поддерживаемую мозгом обширную структуру, фиксирующую значения каждого слова усвоенного языка и множественные межсловесные связи разной степени “близости” или “удаленности”. Вербальная сеть - психофизиологическое образование, вырабатываемое в детстве (при усвоении других языков – в любом возрасте) и затем стабильно существующее в мозге человека в течение времени пользования данным языком. Все известные человеку слова включаются в её структуру. Существует довольно большая литература и, соответственно, история экспериментального изучения психофизиологии межсловесных связей (Ушакова, 1979, с. 22–75).Часть исследований, инициированных в лаборатории Н.И. Красногорского, проведена с использованием экспериментальных приемов психофизиологического характера, другая—при изучении вербальных ассоциаций (Караулов и др., 1994–1999). Показано существование разного рода связей: более сильных между семантически близкими словами (синонимами, антонимами, омофонами) и меньшей силы (вплоть до отсутствия влияния) при семантических различиях слов. Связи слов в сети не ограничиваются бинарными или даже множественными ассоциациями. Слова языка при накоплении языкового опыта классифицируются и образуют в вербальной сфере классы, сформированные по разным основаниям: логическому, эмоциональному, мнемическому, практическому опыту, языковым установлениям, что дает основание называть эту сеть вербально-понятийной. Круг явлений, связанных по мнемическому основанию, оказывается неограниченно широким. В него входят словесные связи, соответствующие пережитым ситуациям, заученные на память тексты, разного рода словесные клише.
Другим не менее важным теоретическим вопросом была разработка понятия «слова» применительно к представлениям о его функционировании в нервной системе говорящего человека. В психической деятельности слово — многогранный объект. Оно имеет форму сложного акустического сигнала в устной речи и форму зрительного образа в письменной речи; оно соотносится с действительностью и имеет психологическое содержание (семантику); оно может быть знаком эмоций говорящего человека, орудием передачи его намерений, средством общения. Слово составляет один из основных компонентов человеческого языка, а также физиологический механизм, обеспечивающий вербальную деятельность. При нормальном владении языком особенности каждого слова оказываются представленными в следовой многокомпонентной структуре, соответствующей каждому усвоенному слову. В литературе эта структура получила название логоген. Этим термином обозначаются психофизиологические образования, с одной стороны, функционирующие в составе живой ткани мозга, а с другой —
выполняющие психологические, в частности семантические, операции.
Термин «логоген» предложен Дж. Мортоном , его содержание близко понятию нервной модели стимула, по Е.Н. Соколову . Основное содержание понятия в том, что характеризуется «след стимула, формирующегося в пластичных нейронах под влиянием его многократных повторений» . След словесного стимула, как отмечено, обеспечивается фиксацией многих качеств и сторон слова: его звучания, признаков обозначаемого словом объекта, моторных программ произнесения слова, производимых данным объектом действий, сцен, связанных с восприятием объекта и др. Взрослый грамотный человек приобретает также графический образ слова, моторный навык его написания, грамматические варианты слова. Соответственно, логоген — весьма сложная психофизиологическая структура, в анатомическом плане можно предполагать ее распределение по различным структурам мозга человека.
Особенно важным и
глубоким оказывается вопрос
о содержательной стороне
В соответствии с разработками
Т.Н. Ушаковой, «материализация» субъективности
в слове осуществляется при поддержке
и включении таких факторов, как
следы физиологических
Еще один аспект «материализации
семантики» в вербальной сфере человека
реализуется через системные
отношения слов, т. е. «межлогогенные
связи». Семантика многих (а может
быть, и большинства) слов языка у
воспитанного в современной европейской
культуре человека раскрывается через
взаимоотношения с другими
целом: это семантика не столько локальная, сколько системная. Обнаруживается, что семантика слова — это элемент в понятийной системе; меняющаяся, подвижная реальность, зависящая от текущих условий и индивидуального опыта. Эта сложность возрастает по мере более совершенного владения языком. В то же время она приобретает структуру, что делает ее более компактной и экономной.
На основе обозначенного
представления о вербальной
Рис 3.2.1.Образец фрагмента вербальной сети.
Функционирование вербальной сети при заучивании испытуемыми ограниченного по лексике искусственного языка изучалось в кандидатской диссертации И. Зачесовой(Зачесова, 1984; Ушакова, Павлова, Зачесова, 1989, с. 66–74). Показано, что новые вербальные элементы входят в ассоциативные связи с элементами вербальной паутины родного языка и используют в своем функционировании уже готовые семантические структуры.
В совокупности полученные данные показали, что исследуемые вербальные по характеру реакции протекают как процесс установления систем нейродинамических взаимоотношений на структурах вербальной паутины. Выявлен принципиальный характер нейродинамики некоторых сложных в психофизиологическом плане вербальных актов, черты их сходства с актами наглядных умственных операций. Показана правомерность использования понятия вербальной сети как операционального пространства этого рода актов. В методическом плане получены свидетельства возможности исследовать нейродинамику вербальных процессов с использованием метода тестирования при непременном учете длительности протекания основной исследуемой операции и соответственных расчетов интервалов тестирования.
В контексте разработок «Научной
школы Е.И. Бойко» не меньшее значение,
чем выявление конкретных мозговых
структур, включенных в осуществление
психического процесса, имеет вопрос
о том, какие психические функции
присущи речеязыковому
Рис.3.2.1.Обобщающая модель функционирования целостного речеязыкового механизма.
Модель-схема обозначает основные компоненты (блоки) речеязыкового механизма. Представлены периферические блоки Восприятия речи и Произнесения речи. Оба эти блока понятным образом необходимы для осуществления нормальной речеязыковой деятельности. Описание принципов их работы представляет отдельную задачу, требующую вхождения в психолингвистическую и психофизиологическую проблематику, что осуществлено Ушаковой (Т.Н. Ушакова, 1999, 2000, 2003) и здесь воcпроизводиться не будет. Названные блоки по отношению к содержанию речи и ее языковому выражению могут рассматриваться как периферические, выполняющие функции перекодирования поступающих извне физических сигналов во внутренний мозговой код при восприятии и перекодирования внутренних сигналов в команды артикуляторным органам при говорении.
Средняя часть схемы соответствует
элементам языкового опыта. В
структуру этой части включены основные
описанные в лингвистике
Правая часть схемы отражает участие в порождении и восприятии речи тех выходящих за пределы собственно речеязыкового механизма структур, которые оказываются, тем не менее, непосредственными участниками производства осмысленной человеческой речи, выражающей смысл, базирующейся на приобретенном опыте и связанной с личностной и эмоциональной организацией говорящего. Это: личностные образования, интеллектуальные операции, структуры репрезентации действительности.
Весьма любопытным и непрогнозируемым
без наличия соответствующих
эмпирических данных оказывается звено,
обозначенное исследователями как
инициирующий, побудительный источник
речи, кумулятивно-побудительный
Учениками и последователями
Е.И. Бойко сделаны некоторые
комментарии к представленной модели
речеязыкового механизма. В силу
сложности, многосторонности и многофункциональности
обсуждаемого объекта обращение
к этой форме отражения научных
представлений обнаруживает свою необходимость.
Такая форма ценна в том
отношении, что в отдельных случаях
дает возможность перейти к
Информация о работе Роль и место иноязычного фильма в процессе обучения иностранным языкам