Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Методология".
1.Проблема предмета псих-ии как методологич. проблема.
Одной из гл-х проблем метод-ии псих-ии явл-ся проблема познаваемости психич-го. Ответ на этот вопрос зависит от понимания предмета псих-ии.
1.Интроспективн.псих-ия:
предмет-мысли,чувства,
2.Бихев-зм. Бих-ты
в кач-ве предета псих-ии
3. Психоанализ(Фрейд).Предметом изуч-ия псих-ии должны быть бессозн.процессы в ч-ке,а методом его изуч-ия явл-ся психоаналитич.беседа, анализ ошибок, оговорок, сновидений, ассоциатив.эксперимент.
4.материалистич.подход
в псих-ии. Психика трактуеся как св-во
особым образом организованной материи-мозга.
Осн.функц психики- отражение мира с целью
адекватного взаимодействия с ним. Осн.метод
изуч-ия психики-эксперимент,набл.,
Трудностей в изуч-ии
псих-ии оч много. Ломов Б.Ф. осн.трудности:1.психика-
Единицей анализа
психич-го явл-ся поведения чка, к-ое
зависит от особенностей личности и ситуации.
2. Проблема классиф-ии методов психологич-го исслед-ия.
Метод-способ изуч-ия предмета науки. В метод-ии опис-ся осн.хар-ки науч.метода: 1.ясность 2.направленность методики-соответствие строго опред-ым познават.м задачам. 3.результативность-способн-ть методики давать намечен.рез-ты 4.результ.ть связана с такими хар-ми как над-ть и валидн-ть 5.экономность 6.плодотворность-возможность методики давать значимые побочные результаты.
В наст.время в псих-ии сущ-ет неск.классиф.методов психол-го исслед-ия:
1.классиф.Рубинштейна.в кач-ве главных психол-х методов он выделил набл. и эксперимент. Кроме того выделил приемы,к к-ым он отнес: изуч-ие продуктов деят-ти, беседу, анкетиров-ие
2.подход Ананьева.
Выделяет 4группы методов:1.
3. подход Дружинина.
В кач-ве исходной модели
3.Организация психологич. исслед-ия.Краткая хар-ка этапов иссслед-ия.
В организации псих.исслед-ия выделяют 4этапа: 1.подготовительный 2.этап исполнения 3.этап количествен.обработки данных 4.интерпретация получ-х данных и формулировка вывода.
1.подгот.этап.а) формулировка
осн-х категорий псих.исслед-ия:проблема
исслед-ия, цель исслед,задачи,определение
объекта и предмета исслед-ия,формулир-ка
гипотезы исслед-ия б) выбор методик исслед-ия
в) подбор эксперим-х групп г)прогноз условий,влияющих
на рез-т полученных данных. Проблема понимается
как противоречие между например: теор.разработанностью
и ее слабой практич.реализацией,
Под предметом поним-ся часть объекта,к-ую мы исследуем. Напр:1)объект-память предмет-логич.память подростков 2) объект-самосознание предмет-особ-ти самосооценки младшего шк-ка.
Гипотеза исслед-ия-научн.
Все это составляет содержание введения.
Подбор методик.для того,чтобы подобрать методики изучения проблемы,необходимо описать показатели. Пример:изучение самооценки детей мл. шк-го возраста. Показателями изучения могут выступать адекватность самооценки,ее устойчивость.
Подбор испытуемых-минимум 25чел-к.
2.этап исполнения.
Проведение эксперимента яв-ся наиболее ответственной частью исслед-ия, требующей от ч-ка не только знаний и навыков, но и способностей к экспериментированию. Любой самый лучший замысел можно испортить небрежным проведением эксперимента. В ходе эксперимента исслед-ль организует процесс взаимод-ия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), проводит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испытуемого. Наконец, экспериментатор опрашивает испытуемого по окончании эксперимента.
3.этап колич-ой обработки данных.
4. Выводы и интерпр-ия результатов завершают исследовательский цикл. Итогом эксперимент-го исслед-ия яв-ся подтверждение или опровержение гипотезы.
Исслед-ль сопоставляет
свои выводы с выводами др авторов, высказывает
гипотезы о причинах сходства или различия
между данными, полученными им самим, и
результатами предшественников. И наконец,
он интерпретирует свои выводы в терминах
теор гипотезы.
4. Содержание подготовит-го этапа исслед-ия ( определение объекта, предмета, гипотезы, цели, задачи исслед-ия)
подгот.этап.а) формулировка
осн-х категорий псих.исслед-ия:проблема
исслед-ия, цель исслед,задачи,определение
объекта и предмета исслед-ия,формулир-ка
гипотезы исслед-ия б) выбор методик исслед-ия
в) подбор эксперим-х групп г)прогноз условий,влияющих
на рез-т полученных данных. Проблема понимается
как противоречие между например: теор.разработанностью
и ее слабой практич.реализацией,
Под предметом поним-ся часть объекта,к-ую мы исследуем. Напр:1)объект-память предмет-логич.память подростков 2) объект-самосознание предмет-особ-ти самосооценки младшего шк-ка.
Гипотеза исслед-ия-научн.
Все это составляет содержание введения.
Подбор методик.для того,чтобы подобрать методики изучения проблемы,необходимо описать показатели. Пример:изучение самооценки детей мл. шк-го возраста. Показателями изучения могут выступать адекватность самооценки,ее устойчивость.
Подбор испытуемых-минимум
25чел-к.
5. Условия, влияющие на результаты исслед-ия(объективные и субъективные)
Эксперимент-ый рез-т в псих-ии д.б. неизменен по отношению не только ко всем объектам дан типа, к пространственно-временным условиям проведения эксперимента, но и к особенностям взаимод-ия эксперимен-ра и испыт-го, а также к содержанию деят-ти испыт-го.
В психологич экспер-те важны не столько пространствен-врем факторы, сколько условия деят-ти испыт-го, а тем более — особенности заданий. В какой мере влияют на результат вариации инструкции, материала заданий, действий испытуемого, предусмотренных в ней, вид мотивации, присутствие или отсутствие «обратной связи»? На все эти вопросы нельзя ответить, ограничившись проведением одного эксперимента. Исслед-ль должен варьировать в последующих эксперимент-х сериях дополнительные переменные, относящиеся к ха-ам эксперимент-го задания, чтобы установить, явл-ся ли рез-ты инвариантными по отношению к задаче испыт-го.
Экспериментатор. Псих-ия не может полностью исключить влияние личностных черт, мотивации, компетентности исслед-ля в ходе эксперимента.
Инвариантность рез-ов по отношению к л-ти эксперим-ра особенно часто нарушается в псих-х исслед-ях.
факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:
1. Ошибки «отношения к наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.
2. Ошибки, связанные с мотивацией испыт-го. Испыт-ый мб мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями эксперимен-ра, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента.
3. Ошибки личн-го
влияния, связанные с
6. выбор методик исслед-ия. Валид-ть,над-ть,объективность.
Правильно выбрать метод исследования – один из наиболее сложных этапов.
Психологу оч важно владеть широким, разнообразным арсеналом методик и гибко их использ-ть. Абсолютизация процедуры и рез-ов применения тестов приводит к односторонней оценке л-ти, т.к. при этом не учитыв-ся многие др ее св-ва, не выявляющиеся с помощью дан. теста, но существенные для выяснения основного, решающего фактора психич-го развития дан-го ребенка.
Однако хороший тест аккумулирует в себе богатый опыт, накопленный в псих-ии и смежных дисциплинах, и дает четкий инструментарий в руки психолога.
Ананьев подчеркивал, что в диагностич методы должны переходить наиболее эффективные и пригодные к скоростному массовому применению модификации экспериментальные методы.
Личко подчеркивает, что при адаптации зарубежн методов исслед-ия л-ти нельзя огранич-ся только их переводом с др языка или заменой и исключением части текста, отражающей явно иные соц-но-культурн особен-ти популяции, для к-ой был разработан оригинальный тест. Необходима новая всесторонняя проверка теста на над-ть и вал-ть на той популяции, для к-ой он адаптир-ся.
Еще один существен недостаток использов-ия любых стандартных методик закл-ся в кажущейся легкости постановки точного и надежного диагноза на основе рез-ов тестир-ия. Неопытный психолог может думать, что сопоставление полученных им данных с «ключом» той или иной стандартизированной методики само по себе дает диагноз. Это неверно.
Психолог должен владеть самыми разнообразными методами – как высокоформализованными (техники типа теста Векслера, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (набл-ие, беседа, проективные методы и пр.).
Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологич. явл-ия, психологу нужно уметь соответствующим образом сочетать данные набл-ия с заключ-ми, полученными в рез-те применения тестов и др объективных методик. Психолог обязан быть чрезвычайно наблюдательным,должен постоянно выискивать связь между научно диагностируемым признаком состояния и наблюдаемым в поведении, мимике, жестикуляции, голосе, взгляде, в вегетативных реакциях.
Применяя различные методич средства, психолог получает все более и более точную картину индивид-ых особенностей ч-ка в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологич оценки решающего фактора. В ряде случаев психолог должен получить очень быструю и оперативную информацию о ребенке. Отсюда острая потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки.
Для того чтобы тесты соответств-ли своему назначению, адекватно выявляли и точно измеряли опред кач-ва, были применимы к различ людям и группам, они должны отвечать таким критериям, как объективн-ь, вал-ть, над-ть.
Объективность означает, что рез-ты д.б. субъективны, т.е. независимы от того, кто проводит тест. Если дан тест проводят др люди, то они должны получить такие же рез-ты.