Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Методология".
наблюд и Неформализ-ые,
3)По регулярности
наблюдаемого:Системная,
В естесвеных условиях (полевое) и В эксперемн-ых ситуации (лаболаторное наблюд). В)1)Фиксация данных. По мнению исслед-ей самый оптим-ый вариант фиксации-разработка
карты-наблюд.Основ
цель-знать время фиксации данных. 2)Использование
технических средств(камеры).
15.Сравнительная характеристика эмпирических методов.
Эмпирические методы:1)
3)Анализ процессов
и продуктов деятельности (детские
рисунки, школьный дневник,
5)Биографический
метод (изучается
Набл-ие – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.
Измерение – сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.Эксперимент - набл-ние в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления
при повторении условий.Наблюдение
характеризуется:
Включенное и невключенное,
1) лабораторный экспер,обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых,кот-е сознательно участвуют в экспер, хотя могут и не знать о его истинном назначении;
2) естественный экспер,
участники которого не знают о том,
что выступают в роли испытуемых.
16.Методы беседы и интервью.Их сущность.Достоинства и недостатки.
Беседа-метод получения информации на основе словесной коммуникации.Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках
коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исслед-ль собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует ,
и на последнем этапе
— в форме
Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исслед-ель стремится
получить максимально полную информацию о его индив-но-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания .Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном
помещении.Нередко она включается психологическую консультации или психологический тренинга.Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, а лучше — ассистент или
исслед-ель, который записывает информацию после беседы по памяти. И тому и другому способу фиксации информации присущи свои недостатки. Если запись ведется в ходе беседы, может нарушиться доверительный
контакт с собеседником.В этих случаях помогает скрытая аудио- и видеозапись, но это порождает этические проблемы. Запись по памяти приводит к потере части и-формации из-за неполноты и ошибок запоминания,
вызванных колебаниями внимания,и др причинами.Часть информации теряется или искажается из-за того, что исследователь может оценить некоторые сообщения испытуемого как более значимые, а другими пренебречь.
Интервью-формализованная
беседа,метод получения
не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.Решающее значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым.
Но ни в коем случае нельзя допускать панибратства и утраты психологической дистанции. Следует сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию
ответов и вопросов, ни к собеседнику. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами).
Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов; уровень получаемой
информации — богатством и сложностью ответов.Для повышения надежности результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма должны использоваться специальные меры. К ним относятся:
наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности учащегося и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы; обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях шк-ой
жизни; варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме; умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.Основные трудности связаны во1ых с теми требованиями,кот-ые
предъявляет метод к коммуникативным способностя чел-ка.Во 2ых,связанные с самой процедурой опросов.Преимущества метода:Во1ых,позволяет быстро
собрать информацию.Во2ых
метод позволяет с помощьюобратной связи
оценить искренность ответов испытуемого.
17.Ошибки исследоваля.
Возможные ошибки при наблюдениях: Гала-эффект - обобщенное впечатление от объекта, игнорирование деталей; Эффект снисходительности - тенденция давать положительную оценку том,
что наблюдается; Ошибка центральной тенденции - набл-ль стремится давать усредненную оценку поведения, за которой наблюдает; Ошибка корреляции - один признак поведения оценивается
на основе иного признака(на-р, интеллект оценивается на основе темпа речи); Ошибка контраста - стремление набл-ля выделять у объектов набл-ия черты, противоположные собственным;
Ошибка первые впечатления - первое впечатление от объекта набл-ния предопределяет дальнейшую оценку его поведения.Ошибки по вине интервьюера.1)Ошибка задавания вопроса.
Эта ошибка проявляется, когда интервьюер, задавая вопрос респонденту, использует формулировку, отличающуюся от записанной в анкете.На то, как интервьюер задает вопрос и расспрашивает о подробностях,
оказывают влияние следующие факторы: собственное мнение интервьюера относительно того, какой ответ является "правильным" и ожидание ответов,которые будут "соответствовать" респонденту.
Например, при беседе
с человеком без высшего
Это очевидная
ошибка задавания вопроса. 2)Ошибка
навязывания впечатления. В
в рез-те интервьюер становится для него основным источником подсказокотносительно того, как следует себя вести. Интервьюер должен производить впечатление человека,
кот-ый в состоянии понять его точку зрения участника, и сделать это, не отвергая его мнения. Соответственно, неспособность интервьюера быть "на одной волне" с респондентом провоцирует ошибку
навязывания впечатления.
3)Ошибка вмешательства,
недостаточный контроль и низкий культурный и дисциплинарный уровень. Подлог может оказаться очень серьезным, когда сфабрикованным окажется все интервью целиком, или касаться отдельных вопросов,
ответы на которые
не были получены в ходе беседы с респондентом.
18.Анкетирование.Сущность метода.Организация и процедура проведения.
Анкетирование-метод
сбора информации на основе опосредованного
общения испытуемого и
а социологические
и демографические данные играют
лишь вспомогательную роль. Здесь
контакт психолога с
намеченному плану исследования, т.к. процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.Виды анкетирования:По числу респондентов:1)Индивидуальное анкетирование (один респондент)
2)Групповое анкетирование
(несколько респондентов),3)
анкет группой людей,
собранных в одном помещении.4)
2)Выборочное (опрос части выборки).По типу контактов с респондентом:1)Очное (в присутствии исслед-ля)2)Заочное (анкетёр отсутствует) :Рассылка анкет по почте,Публикация анкет в прессе,
Публикация анкет в Интернете.Сущ-ют общие рекомендации к проведению анкетирования :1)Постановка цели и задач исследования.2)Ориентация исследователя в основных понятиях,касающихся
изучаемой проблемы3)
контакт необходимо:а)оформление своей внешности б)необходимо предстваиться в)необходимо сообщить цель исследования г)назвать закасчика исследования д)начало опроса должно стоиться
на нейтральных темах е)В процессераз-равводить в свою речь обороты,подчёркивающие значимость ответов. ж)предусмотреть вариант отказа от опроса з)не спорить в процессе установления контакта,
уходить от споров. Контроль за результатами исследвания.Цель :выяснить на ск-ко вопросы позволяют получить необходимую информацию.1)Выдержены ли требования к языку опрашиваемого.
2)Все ли вопросы
и варианты ответов понятны
испытуемому 3)Понятны ли
5)Нет ли опасности
вызвать недоверие или отриц эмоции
у испытуемого. 6)Нет ли вопросов,кот-ые
могут задеть самомнение испытуемого.
19.Основные принципы построения анкеты.
Чтобы анкета могла успешно выполнить своё предназначение необходимо соблюдать ряд правил и принципов её построения : 1)Чёткое соблюдение общих требований к опросным методам
2)требования к
формулированию вопросов:а)
а м.б. в табличной форме. в)список предложенных ответов не должен быть столь обширным,чтобы не утомить опрашиваемого. г)не желательно комбинировать неск идей в одном и том же вопросе.
д)необходимо в вопросе предусмотреть варианты предпологающие опрашиваемому уклониться от ответа(трудно сказаь,не могу ответить).3)Требования построения и оформления анкеты:а)оформление
анкеты требует:чёткого шрифта,места для ответов,для свобод записей.б)анкетадолжна начинаться с инструктивного указания: обращение,объяснение к тому как заполнять анкеты,