Шпаргалка по "Методологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:28, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Методология".

Работа состоит из  1 файл

любка2.docx

— 103.80 Кб (Скачать документ)

    - частота упоминания  качественных единиц;

    - частота «+»   или «-» оценки качественной единицы

    - число строк  в тексте по интересующей теме

    - длительность  трансляции по радио или телевидению  передачи интересующей нас темы

  1. Процедура подсчета в общем виде, классификация по выделенным параметрам (например ранжирование полученных результатов)

    При этом типе анализа  весь текст или его часть рассматривается как описание конкретной проблемной ситуации в к-рой есть свои действующие лица и рассказано об их отношениях.

    При таком подходе  анализируются субъекты деятельности (герои ситуации)

    - хар-р отношений  между ними

    - мотивы этих  отношений

    - обстоятельства, причины продвигающие эту сит-цию

При таком подходе  акцент делается на качественном анализе  текстовой информации.

Ошибк при приминении этого метода:

  1. характер информации во многом определяется замыслом ее автора и спецификой форм его предъявления, поэтому вполне возможно принятие исследователем определенных качественных показателей за за упущение могут быть приняты несколько ином смысле чем это предполагалось автором.
  2. Далеко не всякий материал поддается необходимой формализации (нап-р лирический текст, поэтический текст)
  3. Искажение смысловых единиц по вине исследователя могут связаны с тем что у исследователя по сравнению с автором намного больше единиц анализа текста по данной проблеме (можно упустить что-то существенное в тексте)

    25. правила подбора  компетентных судей

Подбор компетентных судей строится на основе наличия  у претендентов след. Необходимых  качеств:

- компетентность;

- креативность;

- положительное отношение  к экспертизе;

- отсутствии склонности к конформизму (подчинение др. мнению)

- аналитичность и  широта мышления

- самокритичность

Метод коллективной оценки. Предполагает наличие списка, включающего 10 экспертов, затем их просят выделить 5 наиболее компетентных коллег, на основании ответов подсчитывается кто получил наивысшее кол-во баллов

Самооценка будущих  экспертов. Для оценок самими экспертами своих знаний, опыта, способностей, используется шкала с 3-мя основным позициями: высокий уровень, средний ур-нь и низкий

Затем подсчитывается коэфицент ур-ня компетентности. 

26. метод экспертных  оценок. Виды рейтинговых  процедур. Достоинства  и недостатки

МЕТОД ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТНОЙ (метод экспертной оценки, метод  внешней экспертной оценки) — метод  психодиагностики, опирающийся на мнение экспертов, хорошо знающих оцениваемое явление и способных дать ему достоверную оценку. Предполагает изучение и обобщение мнений всех участвующих экспертов. Широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, руководители коллективов и пр. Оценки экспертные целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств — это лучше сделать в последующей беседе с экспертами, а в виде количественной оценки выраженности этих свойств иди элементов поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных, частных элементов поведения, однозначно понятных. Обобщение этих элементов — дело самого исследователя.

Достоинствами этих методов являются:

1) простота организации;

2) использование  статистической обработки;

3) возможность охвата  больших групп.

Недостатки:

1)неполнота ответов;

2) субъективный фактор  опрашиваемых;

3) возможность неправильного  понимания вопросов.

Особенность метода экспертных оценок заключается в  научном понимании организации  проведения всех этапов экспертизы, а  также в применении количественных методов на каждом этапе. 

27.основные  методы математической  обработки данных (меры  центральной тенденции,  меры рассеивания,  корреляционный анализ

Меры  центральной тенденции- это число характеризующее выборку по уровню выраженности измеренного признака.

Сущ-ют 3 способа определения  центральной тенденции, каждому  из которых соответствует своя мера

- мода (Мо)

- медиана (Ме)

- среднее арифметическое (М)

Мода – такое  значение из множества измерений, к-рое встречается наиболее часто. Моде или модальному интервалу признака соответствует наибольший подъем графика распределения частот. Если график имеет одну вершину, то такое распределение наз-ся унимодальным.

Когда 2 соседних значения встречаются одинаково часто  и чаще чем др. значение, мода есть среднее этих 2-х значений.

Распределение может  иметь и не одну вершину моды, к-да все значения встречаются одинаково  часто принято считать, что такое  распределение не имеет моды.

Бимодальное распределение- имеет на графике, даже если частоты для двух вершин не строго равны. Тогда выделяют большую или меньшую моду.

Мода – это  значение признака, а не его частота

Медиана – это  такое значение признака, к-рое делит  упорядоченное (ранжированное множество, данных пополам так, что 1 половина значений оказывается меньшей медианой, а  другая большей) т. Об. 1-м шагом при  определении медианы являются упорядочивание(ранжирование) всех значений по возрастанию или убыванию

Выборочное среднее- определяется как сумма всех значений, измеренного признака, деленная на кол-во суммируемых значений

Меры  рассеивания(распределения).

Нормальный закон  распределения играет важную роль в  применение численных методов. Он лежит  в основе измерений, разработки тестовых шкал, методах  проверки гипотез.

Впервые о законе нормального распределения говорится  в работе бельгийского ученого Альфреда Кетля. В ней он док-ет, что такие  явления как продолжительность  жизни, возраст вступления в брак и появление 1-го ребенка подчиняются строгой закономерности. Она проявляется в том, что чаще всего встречается среднее значение соответствующих пок-лей. И чем больше отклонения от этой средней величины, тем реже встречаемость таких отклонений.

Корреляционный  анализ..

Психолога не редко  интересует как связаны между  собой 2 или более кол-во переменных в 1 или нескольких измеряемых группах.(н-р с чем больше связан уровень умственного развития учащихся с их успеваемостью по математике или литературе)

В мат-ке для описания связей между переменными величинами используют понятие функции, которая ставит в соответствие каждому определенному значению независимой переменной x определенное значение зависимой переменной y. Y=F(x)  x- аргумент; y- соответствующее ему значение функции.

Корреляционная связь  это согласованное изменение 2-х  признаков, отражающее тот факт, что  изменчивость 1-го признака находится  в соответствии с изменчивостью  другого. Корреляционную связь можно  измерить только на представительных выборках методами математической статистики.

Корреляционная  связь- это вероятностные изменения.  

28. апробирование анкет(пилотажное исследование)

Надежная апробация  исследования одно из условий его  корректности, самостоятельности, истинности результатов, один из самых реальных способов избежать серьезных ошибок, перекосов, преодолеть личностные пристрастия исследователя, вовремя скорректировать и исправить допущенные промахи и недочеты.

Апробация от латинского «одобрение, утверждение, установление качеств» в роли ценителей, судей, критиков выступают отдельные в области  исследования ученые и практики, а  также научные и педагогические коллективы и аудитории.

Апробация может  проходить в форме научных  докладов, обсуждений, дискуссий.

Апробация включает осмысление и учет возникающих вопросов, позитивных и негативных оценок, возражений и советов. Она стимулирует доработку, более глубокое аргументированное обоснование или пересмотр ряда положений исследования и способов доказательства, помогает либо утвердиться в признании истинности защищаемых положений, либо скорректировать или пересмотреть их.  

29. основные признаки  научного наблюдения

Наблюдение рассматривают  в 2-х аспектах:

-наблюдение-как целенаправленное восприятие и наблюдение как метод в психологии.

Наб-е (ядов)- прямая фиксация фактов

Наб-е(кузьмин)- научное целенаправленно организованные и определенным образом фиксируемое изучение объекта.

По мнению Роговина признаками науч. Наб-я яв-ся:

- наб-е должно  быть подчинено ясной цели  и задачам исследования

- оно должно быть  объективным

- четко должны  быть определены единицы или  критерии наб-я.

- должны быть установлена  градация этих единиц по величине  интенсивности, продолжительности

- науч. Наб-е должно  предполагать определеннуб технику  фиксации результатом наб-я 

30. виды тиготез

Различают гипотезы по:

1. по содержанию  гипотезы можно разделить :

- по наличию явления  (п-р в нашем исследовании мы  предполагаем существование сдвига  к риску пр  групповом принятии решения)

-  о наличии  связи между явлениями (п-р:  мы предполагаем что экстраверты больше склонны к риску, а интроверты меньше)

- о причинно-следственных  связях (п-р: мы предполагаем, что организация оценочной деят-ти учителя будет способствовать более успешной адаптации ребенка к школе)

2. по объему гипотезы  могут быть:

- рабочей, которая уточняется  в ходе исследования

- частная, т.е. уже уточненная в ходже исследований

3. по способу выдвижения:

- индуктивный путь , т.е на основе наблюдения за фактами

- дедуктивный путь, т.е на основе теоретических рассуждений 

31. тестирование как  метод психологического  исследования

Тесты являются специализированными  методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых [

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам, выполнения которых судят о наличии  или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание  применимы к людям разного  возраста, принадлежащим к различным  культурам, имеющим разный уровень  образования, разные профессии и  неодинаковый жизненный опыт. Это - их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. Третий тип тестов - проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает. 

Информация о работе Шпаргалка по "Методологии"