Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Методология".
вопросы дол быть объединены в блоки по тематич или иному принципу. в) требования к оформлению вопросов в анкете:вопросы и варианты ответов на него нач-ся на одной странице.Если вопрос предусматривает
+ и - суждения,товарианты
дихотомически
больше 45 мин для взрослых.10-15 мин для детей.Анкета заканчивается благодарностью.5)После того как анкета разработана она подвергается исследованию. 6)После того как анкета проведана необходимо получить
сведения о достоверности данных,контроль за ответами:1)Включение шкал лжи в вопросники,2)приём провокационных вопросов,3)Повторение вопросов в 2-3 формах. 4)Контроль через некот промежуток времени
5)Наблюдение за
невербал-ми сигналами
20.Анкетирование.Виды вопросов.
Все вопросы кот-ые используются в анкетировании можно классифицировать по след основаниям :1)по форме :открыте-сформулирован только вопрос без вариантов ответов;закрытые-сформулир вопрос и варианты ответов;
прямые-в прямом варианте вопроса предусмотрен ответ,кот-ый следует понимать в том же смысле,как его понимает опрашиваемый;косвенные-ответ на косвен вопрос предпологает расшифровку в ином скрытом смысле
(нап-р:удовлетворяют
ли вас условия труда?да,нет,
понимается инф-ия о содержании ислед явления) Не основные(воп-сы на уточнение основных); Контрольные(на проверку искринности ответов). 3)По содержанию. Логический контроль вопросов:1)анализ вопросов
другими иссле-ми 2)опробазия вопросов в ходе пробного исследования.Обращаем внимание на :А)выдержаны ли требования к языку опрашиваемого (слишком простой или сложный) Б)Все ли вопросы и ответы понятны
опрашиваемому В)Понятны ли респоденту единицы измерения Г)нет ли опасности получить угодные или стереотипные ответы Д)Нет ли таких вопросов которые могут вызватьнедоварие испытуемого или отриц эмоции.
В зависимости от
рез-ов анализа все вопросы делаятся
на 3 группы:1)Вопросы не содержащие
замечания 2)воп-сы,содержащие методич
просчёты,но подающиеся исправлению.3)воп-сы,требующие
выбраковки.
21.Влияние механизмов социальной перцепции на результаты наблюдения.
Социальная перцепция
— достаточно разработанная область
социально-психологического знания, особенно
в вопросах, связанных с формированием
первого впечатления о
Если в процессе длительного общения отношения людей становятся близкими, с трудом поддающимися какой-то схематизации, то на первых этапах основная роль отводится различным
устойчивым схемам восприятия поступков и чувств другого человека.Понятие «социальная перцепция» включает в себя: — собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;
— интерпретацию
воспринимаемых в терминах
Остановимся на анализе типовых схем социального восприятия. В их основе лежит хорошо известный «эффект ореола»: если первое впечатление о человеке в общем позитивно,
наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно — недооценивать. Действие первого впечатления, создавшего «ореол», может быть весьма продолжительным: год-полтора
при достаточно
интенсивном общении. Выделяют
три основных фактора,
привлекательность, сходство.Соответственно они выделяют и три схемы формирования первого впечатления.Первая схема социального восприятия начинает работать в ситуации
неравенства партнеров
(когда набл-ль ощущает превосходство
партнера по важному для него параметру
— уму, росту, материальному положению).Набл-
значительно выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит общая личностная переоценка.Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно
привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне приятного человека люди склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и
социальным параметрам.(более красивых по фотографиям людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних).Третья схема восприятия партнера запускается
его сходством с набл-мым. Ошибка восприятия состоит в данном случае в том, что людей, которые хорошо относятся к человеку или разделяют какие-то важные его идеи,
он склонен оценивать выше и по прочим психологическим показателям. Иначе говоря, люди, близкие мне по убеждениям, в целом лучше людей, исповедующих другие, противоположные
взгляды.Стереотипизация.
Стереотипизация
— процесс формирования
две основные
функции:1) поддержание идентификации;2)
оправдание возможных
и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного
субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению.
При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания.
Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения.
При эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.
Каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный».
Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.Эффекты новизны и первичности. Эти эффекты проявляются через значимость
определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее
значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается
первая информация.Социальная аттракция — это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты.
Выделяют три
основных уровня аттракции:
22.
Графические методы
в психологии.
Рисуночные м-ды в психологич. исследованиях стали широко применяться с середины 20 века.
Смысл применения этих
м-дов зак-ся в том, что графич.
Изображение можно
Трудности приминения рис. м-дов:
- каждое изображение несет на себе как отпечаток личночти, т.е. авторскую сторону и влияние культуры на рисунок, т.е. не авторскую сторону. Задача исследователя отделить одну от другой.
Неавторская сторона: особенности культуры, структура графического задания (что нарисовано), материал к-рый использует ребенок для рисунка, возраст ребенка.
- отсутствие единых
взглядов на интерпретацию
Эти трудности преодаливаются с помощью: дублирующих методик и через внешнюю валидность методики
Пример обработки рез-тов рисуночных методов, используя след. Критерии:
- цветовая гамма:
«+» отношение, хорошее
- сюжет: предпочитаемый
сюжет, характер сюжет в
- характер выполненного
рисунка: аккуратность, обшая длина
линий, штриховка.
23. психологический анализ урока.
Психологический анализ урока проводится согласно программе семинарского занятия по педагогической психологии.
Цель: овладеть навыками психологического анализа деятельности учителя и учащихся на уроке.
Для психологического анализа должны быть выбраны уроки (не менее трёх), на материале которых возможно проследить как деятельность учителя, так и деятельность учащихся.
Уроки необходимо подробно законспектировать.
Психологический
анализ урока предполагает не просто
констатацию психологических
Психологический анализ урока должен основываться на следующих принципах:
1. Урок
должен проводиться не только
ради прохождения программы по
тому или иному предмету, а
в целях формирования
2. Необходимо, чтобы цели урока стали целями самих учащихся. Учащиеся должны работать на уроке не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
3. Все элементы урока должны быть воспитывающими.
4. Центральным
компонентом урока является
5. Успех урока
определяется не только
24. Контент-анализ(К-А)
К-А: формализованный метод изучения текстовой и графической информации, зак-ся в переводе ее в количественные пок-ли и ее статистической обработке.
Суть метода перевод в колич. пок-ли текстовой информации.
Объектом К-А могут выступать:
- содержание различ. Печатных изданий (газеты, журналы)
- анализ устной речи (высказывания, записанная речь выступающего)
- анализ сообщений через какие-либо технич. средства (телевидение, радио, реклама)
В психологии К-А может применяться :
- как самостоятельный исследовательский мет-д
- как вспомогательный м-д обработки массивов данных полученных др. методами (обработка анкет, личностных опросников)
- в комплексе с др. методиками
Процедура проведения К-А
- понятия, выраженные в опред. терминах;
- темы, выраженные в частях текста
- имена, фамилии людей
- события, факты
- и др. варианты
Единица К-А выд-ся в зависимости от целей, задач, гипотез конкретного анализа