Шпаргалка по "Методологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:28, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Методология".

Работа состоит из  1 файл

любка2.docx

— 103.80 Кб (Скачать документ)

вопросы дол быть объединены в блоки по тематич  или иному принципу. в) требования к оформлению вопросов в анкете:вопросы  и варианты ответов на него нач-ся на одной странице.Если вопрос предусматривает

+ и - суждения,товарианты  дихотомически одинаковонегативные  параллельно на строке,а не  последние в столбике.В анкете возможны иллюстрации вопросов рисунками. 4)по продолжительности анкета не должнабыть

больше 45 мин для  взрослых.10-15 мин для детей.Анкета заканчивается благодарностью.5)После того как анкета разработана она подвергается исследованию. 6)После того как анкета проведана необходимо получить

сведения о достоверности  данных,контроль за ответами:1)Включение шкал лжи в вопросники,2)приём провокационных вопросов,3)Повторение вопросов в 2-3 формах. 4)Контроль через некот промежуток времени

5)Наблюдение за  невербал-ми сигналами испытуемого(ухмылка).6)выявление отношения испытуемого к исследованию. 

20.Анкетирование.Виды вопросов.

Все вопросы кот-ые используются в анкетировании  можно  классифицировать по след основаниям :1)по форме :открыте-сформулирован только вопрос без вариантов ответов;закрытые-сформулир вопрос и варианты ответов;

прямые-в прямом варианте вопроса предусмотрен ответ,кот-ый следует понимать в том же смысле,как его понимает опрашиваемый;косвенные-ответ на косвен вопрос предпологает расшифровку в ином скрытом смысле

(нап-р:удовлетворяют  ли вас условия труда?да,нет,не  могу сказать.Если вас не удовлет услов труда,то куда вы хотели бы перейти.)2)По функциям:Основные(вопросы подчинёные цели исследования,с помощью их

понимается инф-ия о содержании ислед явления) Не основные(воп-сы на уточнение основных); Контрольные(на проверку искринности ответов). 3)По содержанию. Логический контроль вопросов:1)анализ вопросов

другими иссле-ми 2)опробазия  вопросов в ходе пробного исследования.Обращаем внимание на :А)выдержаны ли требования к языку опрашиваемого (слишком простой или сложный) Б)Все ли вопросы и ответы понятны

опрашиваемому В)Понятны ли респоденту единицы измерения Г)нет ли опасности получить угодные или стереотипные ответы Д)Нет ли таких вопросов которые могут вызватьнедоварие испытуемого или отриц эмоции.

В зависимости от  рез-ов анализа все вопросы делаятся на 3 группы:1)Вопросы не содержащие замечания 2)воп-сы,содержащие методич просчёты,но  подающиеся исправлению.3)воп-сы,требующие выбраковки. 
 

21.Влияние  механизмов социальной  перцепции на результаты  наблюдения.

Социальная перцепция  — достаточно разработанная область  социально-психологического знания, особенно в вопросах, связанных с формированием  первого впечатления о человеке.

Если в процессе длительного общения отношения  людей становятся близкими, с трудом поддающимися какой-то схематизации, то на первых этапах основная роль отводится  различным 

устойчивым схемам восприятия поступков и чувств другого  человека.Понятие «социальная перцепция» включает в себя: — собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;

 — интерпретацию  воспринимаемых в терминах причин  поведения и ожидаемых последствий;  — эмоциональную оценку;— построение стратегии собственного поведения.

Остановимся на анализе  типовых схем социального восприятия. В их основе лежит хорошо известный  «эффект ореола»: если первое впечатление  о человеке в общем позитивно,

наблюдатель склонен  его переоценивать, если негативно  — недооценивать. Действие первого  впечатления, создавшего «ореол», может быть весьма продолжительным: год-полтора

 при достаточно  интенсивном общении. Выделяют  три основных фактора, ответственных  за возникновение оценочной ошибки при формировании первого впечатления: превосходство,

привлекательность, сходство.Соответственно они выделяют и три схемы формирования первого впечатления.Первая схема социального восприятия начинает работать в ситуации

неравенства партнеров (когда набл-ль ощущает превосходство  партнера по важному для него параметру  — уму, росту, материальному положению).Набл-ль оценивает наблюдаемого

значительно выше и  по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит общая личностная переоценка.Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно

привлекательного  внешне. Ошибка привлекательности состоит  в том, что внешне приятного человека люди склонны переоценивать по другим важным для них психологическим  и 

социальным параметрам.(более красивых по фотографиям людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних).Третья схема восприятия партнера запускается

его сходством с  набл-мым. Ошибка восприятия состоит  в данном случае в том, что людей, которые хорошо относятся к человеку или разделяют какие-то важные его идеи,

он склонен оценивать  выше и по прочим психологическим  показателям. Иначе говоря, люди, близкие  мне по убеждениям, в целом лучше  людей, исповедующих другие, противоположные 

взгляды.Стереотипизация.Стереотип — это устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

 Стереотипизация  — процесс формирования впечатления  о воспринимаемом человеке на  основе выработанных группой  стереотипов. В межличностной  перцепции стереотипизация выполняет

 две основные  функции:1) поддержание идентификации;2) оправдание возможных негативных  установок по отношению к другим группам.Идентификация — это один из механизмов познания

и понимания другого  человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного

субъекта общения  и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях  взаимодействия индивид делает попытки  поставить себя на место партнера по общению.

При идентификации  устанавливается определенная эмоциональная  связь с объектом.Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания.

Механизм эмпатии  в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит  в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения.

При эмпатии принимается  во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с  сочувствием, но межличностные отношения  с ним строятся, исходя из стратегии  своей линии поведения.

Каузальная атрибуция  — это интерпретация субъектом  межличностного восприятия причин и  мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный».

Атрибуция — это  приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.Эффекты новизны и первичности.  Эти эффекты проявляются через значимость

определенного порядка  предъявления информации о человеке для составления представления  о нем.Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее

 значимой оказывается  последняя, т. е. более новая  информация о нем.Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается

 первая информация.Социальная аттракция — это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты.

 Выделяют три  основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется  в эмоциональной привлекательности,  влечении одного человека к  другому. 

22.  Графические методы  в психологии.    

Рисуночные м-ды в  психологич. исследованиях  стали  широко применяться с середины 20 века.

Смысл применения этих м-дов зак-ся в том, что графич. Изображение можно рассматривать  как невербальное сообщение другому (передает настроение, оценку, отношение к изображаемому).

Трудности приминения рис. м-дов:

- каждое изображение  несет на себе как отпечаток  личночти, т.е. авторскую сторону  и влияние культуры на рисунок, т.е. не авторскую сторону. Задача исследователя отделить одну от другой.

Неавторская сторона: особенности культуры, структура  графического задания (что нарисовано), материал к-рый использует ребенок  для рисунка, возраст ребенка.

- отсутствие единых  взглядов на интерпретацию резул-та

Эти трудности преодаливаются с помощью: дублирующих методик  и через внешнюю валидность методики

Пример обработки  рез-тов рисуночных методов, используя  след. Критерии:

- цветовая гамма:  «+» отношение, хорошее настроение  или наоборот;

- сюжет: предпочитаемый  сюжет, характер сюжет в динамике, наличие декоративных элементов,  время года и погода;

- характер выполненного  рисунка: аккуратность, обшая длина  линий, штриховка. 

23. психологический  анализ урока.

Психологический анализ урока проводится согласно программе  семинарского занятия по педагогической психологии.

Цель: овладеть навыками психологического анализа деятельности учителя и учащихся на уроке.

Для психологического анализа должны быть выбраны уроки (не менее трёх), на материале которых  возможно проследить как деятельность учителя, так и деятельность учащихся.

Уроки необходимо подробно законспектировать.

Психологический анализ урока предполагает не просто констатацию психологических моментов (позитивных или негативных), но и  установление причин, приведших к  успеху или неудачам.

Психологический анализ урока должен основываться на следующих  принципах:

1. Урок  должен проводиться не только  ради прохождения программы по  тому или иному предмету, а  в целях формирования интеллектуальной, моральной, волевой и других  сторон личности школьников.

2. Необходимо, чтобы цели урока стали целями  самих учащихся. Учащиеся должны  работать на уроке не по  принуждению, а по внутреннему побуждению.

3. Все  элементы урока должны быть  воспитывающими.

4. Центральным  компонентом урока является организация  познавательной деятельности учащихся (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания).

5. Успех урока  определяется не только внешними  факторами (качество программ, методы обучения, мастерство учителя), но и внутренними условиями — индивидуально-психологическими особенностями

24. Контент-анализ(К-А)

К-А: формализованный  метод изучения текстовой и графической  информации, зак-ся в переводе ее в  количественные пок-ли и ее статистической обработке.

Суть метода перевод  в колич. пок-ли текстовой информации.

Объектом К-А могут выступать:

- содержание различ. Печатных изданий (газеты, журналы)

- анализ устной  речи (высказывания, записанная речь  выступающего)

- анализ сообщений  через какие-либо технич. средства (телевидение, радио, реклама)

В психологии К-А  может применяться :

- как самостоятельный  исследовательский мет-д

- как вспомогательный м-д обработки массивов данных полученных др. методами (обработка анкет, личностных опросников)

- в комплексе с  др. методиками

Процедура проведения К-А

  1. Постановка цели и задачи исследования;
  2. Выделение качественных единиц анализа текста(смысловые единицы)

    -  понятия, выраженные  в опред. терминах;

    - темы, выраженные  в частях текста

    - имена, фамилии  людей

    - события, факты

    - и др. варианты

    Единица К-А выд-ся в зависимости от целей, задач, гипотез конкретного анализа

  1. Выделение единиц счета:

Информация о работе Шпаргалка по "Методологии"