Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Методология".
2.шк.порядка. эта шк. Имеет все признаки шк.наименований.при этом упорядочивает объекты в отношении изучаемого св-ва. Пр: бывают ли ситуации,в к-ых вы испытываете особ.глубокую удовл-ть своей учебно-проф-ой дуят-ью? 1-их оч мало 2-их достаточно мало 3-не мало,но и не много 4-достаточно много 5-оч много
Шк.порядка м.б. униполярными и бипол-ми. Унип-объекты или классы соотносят, использую в кач-ве индикатора степень выраж-ти одного св-ва,используя натуральные цифры(от 0 до 9) пр: оценка кач-ва знаний студента: 5-отл 4-хор 3-удовл 2-плохо 1-оч плохо
Бипол-исходят из
полярных проявл-ий какого-либо св-ва,при
этом как правило,использ-ся «+» и «-» числа
Напр:Методика САМ(самочувст.активн-ть.
Матем приемы обработки рез-тов-мода, медиана, коэфф.ранговой корреляц. Спирмена.
3.Шк.интервалов обладает
всеми св-ми порядковой шкалы и дополнит.
К этому определены расстояния между ее
единицами. С помощью этих шкал можно выяснить,на
ск.и во ск.раз один объект превосходит
другой. Пр:стандартизир-ые тестовые шкалы
для изуч-ия интеллекта. Матем методы обработки-среднеарифметич-ое,
4.Шк.отношений имеет
признаки шк.интервалов и нулевую точку
отсчета,в к-ой признак полностью отсутствует.
Чаще всего эти шкалы использ-ся в психофизиологии
для определения порогов чувствит-ти.
11.Шкалирование в Психологии.Классификация шкал по их структурной сложности.
Одномерное шкалирование:метод бальних оценок(рейтинговые методы):а)Графическое шкал-ие,б)Числовое шкалир-ие,в)
Шкалир-иепо стандарт-ой шкале.А)В общем случае шкала представляет собой прямую линию на кот-ой опред-ым образом размещены признаки характеризующие
исследуемый класс
объекта,линии могут
в школе. горизонт шкала 1)крайне медлено мыслит 2)инертное мышление(тугодум)3)мыслит с обычной скоростью 4)живой ум 5)черезвыйчайно быстрое мышление.
вертикальная шкала.цель
исслед-ия:изучение особен-ей контроля
родителей по критерию озобоченный-беспечный.1)
тревожности,готовность к панике ;2)Постоянно тревожное напряжение по поводу реб-ка,но скорее нервное чем паническое; 3)Проявляет значит беспокойство,когда
реб-ку что-то угрожает,редко теряет разум,контроль над собой;4)часто сверхвнимателен к реб-ку и ситуации,но оценивает правильно;5)редко обеспокоен или озобочен
поведением реб-ка,соц-ая
установка похожа на учителя или
няньку;6)беззаботный,оказ-тся
и использов шкал:1)Линии шаклы не должны быть оч длиными,т.к. это может изкожать оценки 2)хорошая оценка располог-ся должна в начале линии или сверху
3)Описательные признаки доджны быть сконцентрир-ны у точек на шкале.Б)В числовых шкалах испытуемому даёт-ся послед-ть определ-ых чисел,баллов и испыт-ый
приписывает стимулу соотевтест число из ряда.Пример:цель исследов-ие-оценка аффектив-ых цветов и знаков. 10-невообраз приятный 9-натболее приятный
8-оч приятный 7-умерен
притяный 6-чуть приятн 5-безразличный
4-чуть неприят 3-умерено
рекомен к построен числов шкал:1)прежде чем испол биополяр шк-лы с числами нужно определить умеет ли испыт оперировать ими.2)Нектр испыт трудно раб-ть с
крайними суждениями шкал "эффект сужение шкал".В)Шкалирование по стандарт шкале сущность этого метода состоит в том,что испыт-му предлог-ется некот набор
стандартов того же вида что и оценивание стимула.Пример,шкала для оценки черт характера.ШКАЛИРОВАНИЕ МНОГОМЕРНОЕ — вид шкалирования,
которое в большинстве случаев основано на неметрических методах оценки сходства и различия между сигналами . Ш. м. занимает особое место среди методов шкалирования
Особенность Ш. м. состоит в том, что с помощью единой процедурыьизмеряется сразу несколько параметров, по которым различаются сигналы. При этом на исходные оценки накладываются слабые ограничения.
чтобы они представляли собой величины на шкале порядка. Напр., испытуемые используют для оценки пар стимулов 10-балльную шкалу — от 0 (нет различия)
до 9 (максимальное различие). Каждый стимул представлен точкой или вектором в пространстве минимально возможной размерности так,
чтобы сохранялась монотонность соответствия межточечных расстояний (различий параметров векторов) исходным оценкам. Одним из преимуществ Ш. м. является то, что 2 неметрических по своему содержанию
условия (монотонности
и минимальной размерности)
многомерных шкал
но, несмотря на это, Ш. м.
вполне оправдало себя в
12.Метод наблюдения.Его сущность.Достоинства и недостатки.
В психологии понятие
наблюдение рассматривается в 2ух аспекатх:1)Наблюдение,как
целенаправленое восприятие.(Рогович)
связаный с предномереным
восприятием предметов и
Кузьмин- Набл-ие это научное,целенаправл организ-ое и опред образом фиксир-ое изучение объекта.Из психол словаря Набл-ие-это метод предусматр целенаправ
фиксирование тех феноменов,кот-ые интересуют исслед-ля с целью послед-его их анализа.
По мнению Роговин признаки научного наблюдения :1)Н.должно быть подчинено ясной цели и задачи исслед-ля 2)Н.дол быть объективным(контроль другими лицами
по рез-ам набл-ия) 3)Чётко должны быть определены единицы или критерии наблюдения. 4) Дол быть установлена градация единиц.напр,по величине,интенсивности.
Испол метод прямой оценки,предположений.5) Науч наблюд дол быть предпологающим опред технику фиксации рез-ов.
Если хоть 2 признака отсут-ет,то это расматр-ся с точки зрения житейской психологии.Трудности наблюдения:1)Объективные,т.е. независящ от наблюд.2)Субъективно-
объективн,зависящ
от особен-ей взаимод-ия испыт-его и
исследования.3)Субъективные,т.
с целью уточнения данных:-относит-ая ограничит ситуация -трудность процедуры наблюдения 2)Трудности подающиеся контролю :-влияние моц-ой перцепции на восприятия
др-го чел-ка,соц установки,эффект ореола,казуальная атрибуция.Эти мех-мы могут влиять на адекватность восприятия и оценки др чел-ка.-Возможность развития у наб-ля
психол-ого насыщения
или пресыщения,что снижает
наблюдатель даёт преувеличеную + оценку общему рез-ту. 3)Влияние испыт-го и испыт-ля друг н адруга.Особености эксперем-ого общения.
Достоинства наблюдения :Набл-ие позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;Набл-ние позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц
по отношению др к др или к определён задачам, предметам;Набл-ие позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. Набл-ние позволяет
достичь многомерности охвата, т.е. фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения. Недостатки набл-ия Многочисленность
мешающих факторов. На рез-ты набл могут повлиять настроение набл-ля;социальное положение набл-ля по отношению к наблюд-му, комплексность наблюдаемых ситуаций;
эффект первого впечатления, усталость набл-ля и набл-ого, ошибки в оценках, «эффект снисходительности»;ошибка усреднения (боязнь крайних суждений);
Однократность набл-ых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных набл-мых фактов. Необходимость классифицировать
результаты набл-ия.
13.Виды наблюдения.
Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Несистема-тическое набл-ие проводится в ходе полевого исследования и широко применя-ется в этнопсихологии,
псих-ии развития, социальной псих-ии. Для исслед-ля, проводящего несистем-ое набл-ие, важны не фиксация причин¬ных зависимостей и строгое описание явления,
а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.Систематическое набл-ие проводится по определенному плану.
Исслед-ль выделяет
регистрируемые особенности поведения
(переменные) и классиф-ет условия
внешней среды. План системат-го набл-ия
соответствует схеме
исслед-ия.Различают «сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исслед-ель фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного набл-ия
Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии
либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня.Непосредственным и опосредованным, Набл-ие может проводиться непосредственно либо с использованием наблюд-ных
приборов и средств фиксации результатов.К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения.Включенное и невключенное набл-ие.Включенное набл-ие
предполагает, что набл-тель сам является членом группы, поведение которой он исследует.Есть два варианта включенного набл-ия: 1) наблюдаемые знают о том, что их поведение
фиксируется исслед-лем (на-р, при изучении динамики поведения в группе альпинистов ); 2) набл-мые не знают, что их поведение фиксируется (на-р,дети, играющие в комнате,
одна стена которой — зеркало).Полевое набл-ие (в повседневной жизни) и лабораторное.Явное и скрытое набл-ие.Внешнее набл-ие наблюдение со стороны – наблюдатель фиксирует
активность изучаемой
группы со стороны, не
с помощью полупрозрачного
зеркала .
14.Процедура наблюдения.
Любая процедура исследования начинается с постановки цели и задачи исслед-ля.Особое вним при использов метода наблюд выделено индкаторы или единицы наблюд.Под индикат-ми
понимается проявление поведения,деят-ти,хар-ки интересующ нас явления.Процедура исследования методом наблюд состоит из след-их этапов:1) определяются предмет наблюд (поведение),
объект (отдельные индивиды или группа), ситуации;2) выбирается способ наблюд и регистрации данных; 3) строится план наблюд(ситуации — объект — время); 4) выбирается метод обработки
результатов; 5) проводится
обработка и интерпретация
набл-ать: 1) речевые акты (содер-жание, частоту, продолжительность, ); 2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела ; 3) движения (перемещения и неподвижные состояния людей,
скорость и
на-правление движений .); 4) физические
воздействия (касания, удары,
В кач-ве единиц наблюд в этом случае могут выступать:1)Эмоц-ые особ-ти членов группы: испыт + эмоции и Испыт - эмоци 2)Индикаторы в области решения груп-ой задачи. А)Ориентировка членов
группы в отношении
общей задачи :Ориентир-ся,информир-ет,
Высказ-ет мнение,оценивает,анализирует и спрашивает о групповом мнении,интерес-ся оценками. В)Контроль за ходом совместной работы :Советует,руководит,высказ-ет мнение и ориентир-ся
на выдвин-ом предположении др-ми,просит указать.Пример 2:Цель:изучение познов-ого интереса:А)Единицы наблюд-ия:эмоц-ый отклик,сосредоточ-сть и увлеч-сть процессовм деят-ти,вопросы учителю,
стремление принять участие в обсуждении вопросов,адекватность реакции на успех и на не удачу. Б)1)По степени формализации:Формулир-ые или структ-ые наблюд имеют место все признаки научного