Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Методология".
Добиться объектив-ти психол-го теста можно при выполнении след условий:
1.единообразие процедуры проведения теста(1.условия тестир-ия (помещение, освещение и др. внеш факторы). 2.Содержание инструкции и особ-ти ее предъявл-ия (тон голоса, паузы и т.д.). 3.Наличие стандарт. стимульного материала. 4.Временные ограничения выполнения теста. 5.Учет влияния ситуационных переменных (усталость, перенапряжение и т.д.), на процесс и результат тестир-ия. 6.Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. 7.Учет влияния опыта респондента в тестировании;
2.опред-ие нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, получ-х в рез-те обработки данных тестир-ия
Вал-ть - это пригодность теста для измерения именно того качества, на оценку к-го он направлен. Вал-ть теста дает ответ на вопрос «Что измеряет тест, соответствует ли он той цели, для к-ой применяется?». Вал-ть конкретных тестов может проверяться с помощью использования др-х, доказавших свою добротность методик.
Над-ть отражает степень точности и постоянства, с к-ой измеряется качество л-ти, и ха-ет свободу от погрешностей процедуры тестир-ия. Точность проявл-ся в уровне совпадения рез-тов дан-го теста с показателями др-х тестов, используемых для этой же цели, в устойчив-ти, стабильн-ти рез-ов при повторной оценке той же группы тестируемых. При коэфф-те корреляции свыше 0,75 над-ть теста считается вполне приемлемой.
Над-ть и вал-ть теста
взаимосвязаны. Над-ть лишь тогда имеет
смысл, если тест обладает достаточной
вал-тью – в противном случае будет измеряться
какое-то другое, не соответствующее целям
тестирования свойство личности. В то
же время если тест не обладает над-тью,
неточно и нестабильно измеряет выясняемое
качество, то его вал-ть ставится под сомнение.
В целом она может быть либо равна (в идеальном
случае), либо меньше надежности.
7. Виды представления экспер-х данных: табулир-ие
Табулир-ие данных предполагает представление их в виде таблиц. Таблица в тексте обязат-но должна иметь назв-ие и идти под соответствующим номером.
Таб-ие кач-х данных:
Прим.1. Цель исслед-ия – изуч-ие особ-ти эмоц-х переживаний мл.школьниками.
Были выделены категории учеников со стенич. и астенич. эмоциями. Данные исслед-ия представлены в таблице.
1.- Распределение
стенич-хи аст-х эмоций у учащ-
Кач-во эмоций | Кол-во лиц | % |
Стенич | 25 | 62,5 |
Астенич | 15 | 37,5 |
∑ | 40 | 100 |
Таб-ие колич.данных на небольш.выборке:
Прим2. Был проведен опрос 1000 подростководного возраста с целью определения предпочит-го жанра читаемой ими лит-ры. Для этого каждому опрашиваемому было предложено выбрать один единств.жанр из предъявляемого списка. Рез-ты опроса были подсчитаны и представлены в виде таблицы.
2.- Частота выбора
подростками разных жанров лит-
Жанр | юнош | Дев. | ∑ | ранг |
А | 104 | 59 | 163 | 3 |
Б | 37 | 50 | 87 | 4 |
В | 87 | 179 | 266 | 1 |
Г | 19 | 27 | 46 | 6 |
Д | 41 | 3 | 44 | 7 |
Е | 8 | 29 | 37 | 8 |
Ж | 20 | 11 | 31 | 9 |
З | 145 | 82 | 227 | 2 |
И | 12 | 16 | 28 | 10 |
К | 27 | 44 | 71 | 5 |
Согласно данным табл.2 можно видеть,что наиб.читаемый жанр по всей выборке-жанр Б. однако,с учетом гендерной роли можно видеть,что этот жанр в больш степени предпочитаем дев-ми,чем юношами..
Таб-ие колич.данных на больш.выборке:
Пр.3. допустим,что была проведена диагностика интеллект-го развития старшекл-ов. В рез-те работы с тестом были получены след.данные.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
25 | 33 | 35 | 37 | 55 | 27 | 40 | 33 | 39 | 28 |
34 | 29 | 44 | 36 | 22 | 51 | 29 | 21 | 28 | 29 |
33 | 42 | 15 | 36 | 41 | 20 | 25 | 38 | 47 | 32 |
15 | 27 | 27 | 33 | 46 | 10 | 16 | 34 | 18 | 14 |
46 | 21 | 19 | 26 | 19 | 17 | 24 | 21 | 27 | 16 |
Для группировки в этом массиве данных: 1.необходимо макс.и миним.числа-55и10; 2.на основе их разн-ти опред-ть размах распеределения 55-10=45; 3.исходя из эмпирич-х указаний делим весь массив данных на 10классов; 4.определяем,что в кажд. классе д.б. не менее 5вариантов 45:10=5; 5.необходимо установить границы классов так.обр,чтобы миним.вариант(10) попал в нижн.класс,а наиб.в верхний.
3.-Группировка первичных рез-ов в классы
классы | Границ кл-ов | Центры кл-ов | f-частота встреч-ти |
10 | 55-59 | 57 | 1 |
9 | 50-54 | 52 | 1 |
8 | 45-49 | 47 | 3 |
7 | 40-44 | 42 | 4 |
6 | 35-39 | 37 | 5 |
5 | 30-34 | 32 | 7 |
4 | 25-29 | 27 | 12 |
3 | 20-24 | 22 | 6 |
2 | 15-19 | 17 | 8 |
1 | 10-14 | 12 | 2 |
Согласно данным
табл. можно видеть,что 12ч-к справились
с заданиями 4 класса, т.е. решили от 25 до
29 задач. В отнош-ии к общему колич-ву предложенных
это составляет менее 50% тестовых задач…
8. Выбор предоставления экспер-х данных: графич.представление данных, вариацион.кривая.
Существует три основных метода графического представления данных – гистограмма (столбиковая диаграмма), полигон частот и сглаженная кривая (огива).
Гистограмма представляет последовательность столбцов, каждый из которых опирается на один интервал группирования данных, а высота столбца соответствует количеству элементов выборки, попавших в этот интервал группирования. Для построения гистограммы по горизонтальной оси откладываются границы интервалов группирования данных, а по вертикальной оси частоты попадания наблюдений в интервалах.
Границы интервалов | Частоты |
40-50
50-60 60-70 70-80 80-90 90-100 100-110 110-120 |
2
4 5 8 7 7 4 1 |
Частоты
8
7
6
5
4
3
2
1
40 50 60 70 80 90 100 110 120 Границы
интервалов
Полигон частот – построение полигона частот во многом напоминает построение гистограммы, только в этом случае по горизонтальной оси откладываются значения середин интервалов группирования данных (по вертикальной то же самое). После этого на координатной плоскости наносятся точки. Первая координата, которая соответствует середине интервала группирования и вторая – частоте. Для окончательного построения полигона частот точки соединяются отрезками прямых.
Частоты
7
6
5
4
3
2
1
45 55 65 75 85
95 105 115 Границы интервалов
Иногда вместо гистограммы или полигона частот строят сглаженную кривую. Основное отличие в том, что она проводится по точкам таким образом, чтобы график не имел острых углов или зубцов. Для ее построения по горизонтальной оси всегда откладываются значения от 0 до 100 (они соответствуют процентам). По вертикальной оси откладываются границы интервалов группирования данных. После этого на координатной плоскости наносятся точки, вторая координата которой соответствует границе интервала, а первая координата накопленной частоте попадания, выраженной в процентах. Для окончательного построения нанесенные точки соединяются гладкой кривой.
В качестве исходных
данных для построения огивы используется
таблица, полученная после табулирования
данных, но при этом второй столбец этой
таблицы (частоты) мы должны преобразовать
в накопленные частоты, а затем в проценты.
9.
Принципы психологич.исслед-ия:
Принцип- система требований к процессу изуч-ия предмета науки, позволяющая получить наиб.точные данные.
1.Пр.системного подхода.
Система-совок-ть частей или подсистем
и их взаимодействий, целью к-ых явл-ся
общий результат. Пр.системности-методологич.
2.Пр.детерминизма. это пр-п причинной обусловлен-ти психич.явл-ий. В псих-ии выделяют 3вида детерминизма.
1.линейный дет-м рассматр-ет одну единствен. Причину какого-либо явл-ия.
2.вероятностный д-м. согласно ему,связь между прич. и следств.не имеет жесткого хар-ра,а носит веоятностный смысл.
3. системный д-м.
сущность закл-ся в том,что в основе
поведения ч-ка лежит не одна причина,а
их система. Причем в кач-ве причины могут
выступать не только явл-ия прошл. жизни,
но и цели, планы, намерения. По мн. Ломова,применить
этот принцип в совр.псих-ии бывает оч
трудно: психика выполняет и функц. отражения
и фун.регуляции,т.е. напрвлена на оценку
будущего; на ч-ка действуют не отдельн.
стимул,а ситуация, причем эта ситуация
не остается в неизменном виде,а постоянно
изменяется. Связь между прич.и следств.
В поведении ч-ка явл-ся деалетич-ой- то,что
в одних обстоят-ахвыступает как причина,в
др-х м.б. следствием.
10.Шкалир-ие в психологии.Виды шкал(номинальная, порядковая, интервальная, отношения)
1.Номинальная шкала представл. собой наиб.общую форму шкал, суть к-ой сводится к наличию или отсутствию опред. Признака. Прим:а)решил задачу-не рещил задачу в тестах интеллекта б)нормальное развитие – анормальн.развитие
Несмотря на простоту этой шкалы, при ее использ-ии исслед-ль может столкнуться со след.трудностями: в установлении границ класса; эта ошибка связана с влиянием прошлого опыта на на рез-ты эксперим-ой деят-ти ипытуемого.напр при изуч-ии интеллекта возможны ситуации,когда испыт-ый уже сталкивался с подобным классом задач.
Несмотря на то,чо шк.наим.наиб.общая шк, ее нельзя рассм-ть как шк. Более низкого порядка. В кач-ве статистич.приемов рез-тов,получ-х с помощью шк.наим.,можно использ-ть относит-ый частоты,моду, коэфф-т корреляции,Х-квадрат(хи)