Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Методология".
Ее средствами достигается
эффективное использование
Основные
требования к организации
исследования:
- следование общим принципам психологии;
- планомерность хода исследования;
- соответствие уровня квалификации исполнителей
видам работ;
- обеспечение заинтересованности всех
участников в надежных, достоверных, конструктивных
результатах;
- эффективность применения методов психологического
исследования, систематичность контроля
за качеством и сроками выполнения работ.
Типичные ошибки и трудности организации психологического исследования:
1) программа составлена
без предварительного
2) на подготовительном этапе не составлен
рабочий план выполнения работ;
3) план научно-исследовательских работ
не согласован с заказчиком;
4) стремясь быстрее развернуть работы
по сбору массовой первичной информации,
группа исследователей, не располагая
программой, приступила к разработке инструментария;
5) подготовленный инструментарий не согласован
с программой последующей обработки и
анализа данных;
6) психологи не стали проводить пилотаж
инструментария, мотивируя свое решение
тем, что он уже был использован в другом
исследовании;
7) перед началом научно-исследовательской
работы не была проведена подготовка исполнителей.
Руководители сочли, что методика проста
и для ее использования не нужна специальная
подготовка;
8) до начала сбора психологических данных
не была проведена разъяснительная работа
среди обследуемых;
9) психологам были резко ограничены сроки
проведения исследования.
10) в плане научно-
38.
Эксперимент. Сущ-сть
эксперимента. Достоинства
и недостатки.
Экспериментум с лат. «опыт,право». Эспер-т отличается от наблюдения активным вмешатель-вом в ситуацию со стороны исслед-теля, осущ-щего планомерное манипклир-ние одной или неск.переменными.
Специфика психол.экспер-та сост.в том, что в нем целенаправленно создается искусств.ситуация, в кот-й изучаемые св-ва проявляются лучше всего и его можно точнее/легче оценить (активн.вмешат-во)
Хар-рной особ-стью
экпер-та явл-ся: 1)его тесная связь
с теорией –иначе экпер-тор не сможет
создать экспер.ситуацию. 2) проведение
экспер-та требует исслед-ских умений
и навыков.
Достоин-ва: 1) Экперим.ситуацию создает сам исслед-ль ( в нужное для него время и пр) 2) С помощью экпер-ти можно получить большой статистич.мат-л,который м/б подвержен математич.обработке. 3)исслед-ль в эспер-те им.возмож-сть варьировать и качеств.сторону действующ.фактора, и коллич-ную.
Недостатки:
1) Искусственость эксперим.ситуации 2)
аналитичность связана с тем,что в экспер-те
изучаются отдельные стороны психич.деят-сти
субьекта в отрыве от др.сторон. 3)сумма
1 и 2х пунктов. Как след-вие этой суммы
– абстрактность полученных рез-тов.
39.
Сравнительная хар-ка
методов психологич.
Беседа-метод получения инф-ции на основе словесной коммуникации или свободного диалога.
Беседа ведется без записи ответов собеседника, целесообразно использовать магнитофон (диктофон). Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, поэтому благоприятной обстановкой является привычная среда: спортзал стадион, бассейн, место прогулки и т.п.
Таким образом, эффективность
беседы во многом зависит от опыта
исследователя, степени его педагогической
и, особенно, психологической
Интервью- 1)формализованная беседа 2) метод получения инф-ции на основе жестко разработанной сис-мы вопросов.
В отличие от беседы,
в которой респонденты и
Анкетир-ние-метод
сбора инф-ции на основе опосредованного
общения испытуемого и исслед-
Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимущество анкетирования перед вышеперечисленными методами опроса в том, что этот метод очень удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.
Тесты. Проективные
методики ( Нарисуй несуществующее
животное , А что, если ), тест-задание, тест-опросник.
Последний основывается на тщательно
подобранных вопросах, чтобы максимально
снизить недостоверность ответов. При
выполнении теста-задания, испытуемый
должен совершить определенные действия
(нарисовать, вычислить, отметить, подчеркнуть),
которые выявляют степень сформированности
изучаемого качества. Проективные тесты
в основном используются для изучения
особенностей людей. С помощью этой методики
психолог вводит испытуемого в ситуацию,
подлежащую произвольной интерпретации.
40.
Виды эксперимента
1.По целям экперим.исслед-ния: А) Ориентирующий (пилотажный) эксперимент – без гипотезы: поскольку экпер-т носил ориентирующий х-р, гипотеза не была выдвинута. Б) критический экпер-т – экпер-т по проверке гипотезы.
2. по условиям проведения: лабораторный и естественный
3. по хар-ру эксперим.
4. по этапам проведения эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.
Эгр. R O1 Ф О3 О3 – О1 = А
Кгр. R О2 - О4 О2 – О4 = Б
4. По области приложения:
1.психолого-педагогич.экпер-т 2.соц-психол.
3. Патопсихологич-кий 4. Психоизиологич-кий
и пр.
41.
Логические схемы
(планы) эксперимента
План экперим.исслед-ния состоит из 3х составляющих:
1.Эксперим.планы. Сюда входят: планы одной независ.переменной; планы одной незав.переменной и неск-ких групп; планы для одного испытуемого.
2.Неэкмперим.планы: доэксперимент.планы и квазиэксперимент.планы.
3.корреляционные планы
Особ-сти экперим.планов: 1. Обязат.наличие экперимент.и контрольных групп. 2. Завершение экспер-та связано со сравнением рез-тов тестир-я в контрол.и эксперимент. группах.
Эгр. R Ф О1 t кр. Стьюдента
Кгр. R - О2 > F – критерий,
Ф – фактор (продуктив-сть логичюзнания), О –оценка, Эгр.-эксперим.группа, Кгр.-контрольная группа, кр.-критерий, R-рондомизация (уравнивание)
Эгр. R O1 Ф О3 О3 – О1 = А
Кгр. R О2 - О4 О4 – О2 = Б -> А>Б – гипотеза доказана, а если А<Б, А=Б – не доказана.
Неэксперимент.план – план,кот-й не учитывает требований, предъявляемых к плану классич-кого экспер-та (так же определяются доэксперим.планы)
Квазиэксперим.планы-планы, кот-ые явл-ся компромиссом м/д строгостью классич.экспер-та и реальностью.
(схема как предыдущая,
только нет фактора R)
42.
Общие требования
к проведению опросных
методов
1.Постановка цели и задач исслед-ния;
2.Ориентация исслед-ля в осн.понятиях,касающихся изучаемой проблемы.
3.Разработка и
прогнозир-ние ситуации
Больш.значение в получении обьектив-х данных имеет дружеская атмосфера. Чтоб установить контакт,необходимо:
1.оформление своей
внешности. 2. Надо назвать свое
имя (ФИО-по ситуации). 3. Необх.сообщить
цели исслед-я (завуалир-ть,чтоб не активир-ть
защитный мех-зм). 4.назвать заказчика исслед-я.
5. Начало опроса стоить на нейтральных
темах (погода, телепередача) 6.в процессе
этого разговора вводите в свою речь обороты,
подчеркивающие значимость ответов опрашиваемого
( не так ли, а верно ли) Разговор не должен
длиться более 2-3 мин. 7.предусмотреть вар-ты
отказа от опроса.8. не спорить об установлении
первого контакта ( уходить от спора). 9.
Непосредственно опрос, кот-му предшествует
формулировка вопроса