Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Методология".
32.
Сравненительная
характеристика самонаблюдения
и интроспекции.
Метод интроспекции
- букв."смотрение внутрь"(Дж.
Преимущества метода интроспекции:
1.считалось, что
в сознании непосредственно
2.интроспекция поставляет психолог. факты в чистом виде, без искажений.
проблемы и трудности.
1.становилась все
более очевидной
2.накапливались противоречия
в результатах. Результаты не
совпадали даже иногда у
3.психологи стали
находить такие содержания
4.стали выявляться
неосознаваемые причины
Сравнение современного самонаблюдения и интроспекции:
есть существенные отличия.
Во-1х, берется не изощренный в самонаблюдении профессор-психолог, а "наивный" наблюдатель, и чем меньше он знает психологию, тем лучше.
Во-2х, от испытуемого требуется не аналитический, а самый обычный отчет о воспринятом, т. е. отчет в тех терминах, которыми он пользуется в повседневной жизни.
В экспериментах интроспекционистов предъявлялся обычный объект в обычных условиях; а от испытуемого требовался изощренный анализ "внутреннего опыта", избегание "ошибки стимула" и т. п.
В современных исследованиях наоборот. Главная нагрузка ложится на экспериментатора, который должен проявить изобретательность. Он организует подбор спец.объектов или спец.условий их предъявлений; использует спец.устройства, подбирает спец.испытуемых и т. п. От испытуемого же требуется обычный ответ в обычных терминах.
Каждую из позиций можно охарактеризовать по двум следующим пунктам:
во-1х, по тому, что и как наблюдается;
во-2х, по тому, как полученные данные используются в научных целях.
позиция интроспекционистов предполагает раздвоение сознания на основную деятельность и деятельность самонаблюдения, а также непосредственное получение с помощью последней знаний о законах душевной жизни.
В нашей позиции "данные самонаблюдения" означают факты сознания, о которых субъект знает в силу их свойства быть открытыми ему. Сознавать что-то - значит непосредственно знать это.
Итак, вместо рефлексии - эффект прямого знания.
И 2й пункт позиции:
в отличие от метода интроспекции
использование данных самонаблюдения
предполагает обращение к фактам
сознания как к «сырому материалу».
Регистрация фактов сознания - не метод
научного исследования, а лишь один из
способов получения исходных данных.
33.
Принципы психол.исследования:
личностного подхода
и развития
Принцип-сис-ма требований к процессу изучения предмета науки, позволяющ.получить наиб.точные данные.
К осн.принципам псих.исслед-ния относят: систем.подхода, детерминизма, личностн.подхода, генетический (развития), объективности.
Принцип личн.подхода
Исходя из того,что л-сть можно рассм-вать как сис-му, то к ней применим принцип систем.подхода. В кач-ве примера можно привести 3 осн.подсистемы,выделенные по специфике их ф-ций:
1. когнитивная (обеспеч.ф-цию познания). 2.регулятивная (обеспеч.ф-цию регуляции пов-ния и деят-сти). 3. коммуникативная (регулирует процесс общения с др.людьми)
Др.аспект рассмотрения этого принципа рекомендует изучать индивид.проявлени каких-л. св-в л-сти (схема про сангвин,холер,меланх)
Принцип развития (генетический)
1.Он рекомендует интерпетир-ть получ.данные в рамках возрастных норм.
2.требует рассм-вать явление в их развитии
3. может использ-ться
как пр-цип детерминизма.В этом случае
возраст рассм-ваем как причину. (н-р,кризис
3х лет хар-зуется упрямством,негативизмом
и т.д.)
34.Интерпритация
полученных данных
Интерпритация(толкование,
В совр.псих-гии выделяют 2 метода И.: генетич-кий(толкование получ.мат-ла в рамках возр.псих-гии) и структурный(толкование в рамках структуры лич-сти и ее связей с окруж-ми).
Особую трудность представляет И.рез-тов, не соответствующих ожиданиям, принятой концепции. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра оснований концепции.
Несет в себе опасность и полное совпадение полученных рез-тов с ожидаемыми, т.к это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазн пойти по привычному пути.
Процедура:
1.Зависит от вида исслед-я. Так, в ориентировоч/констатирующ.
В контрольных исслед-ях(где проверяется выдвинутая гипотеза) И.носит аналитич. х-р. Здесь цель И.-установление связей м/д хар-ками св-в,состояний,их взаимовлияний и тд.
2.Ориентация на
цели исслед-я. Н-р, цель –
изучить особ-сти операцион.
3.Чтобы интепр-вать данные, исслед-ль должен обладать соответ-щим ЗУМ.
Знания. По Штейнмецу выделяют 4 ур.успеш-сти применения знаний при И.
0й ур.-отсут-вие факта использ-я теоретич.знаний (н-р,Света на уроке говорит тихо,робко,но хорошо пишет,если не торопят)
1й ур.-формализм в применении знаний (Н-р,самооц-ка у Тани сформиров-сь под влиянием взрослых)
2й ур.-применение знаний с ошибками,обуслов-ными некачест.усвоением соотвеств-щих понятий.(н-р,Васе присущи широкие познав.мотивы учеб.д-сти. емуинтересно учиться,он хочет больше знать)
3й ур.-успешное применение знаний. Здесь знания становятся эффектив.ср-вом описания к-либо особ-сти л-сти,группы, ситуации.
УН. Можно выделить
исслед-ские УН:1.умение к быстрому упорядочиванию
рез-тов исслед-я (табулир-ние). 2.ум-е
качетсвенно анализир-ть рез-ты исслед-я.
3.ум-е выбрать наибвероятный
35.
Основные требования
к отчету по
рез-там психол.исследования
Завершением любой исслед-ской работы явл-ся предоставление отчета.
Отчет включает
в себя цель исслед-я, хар-ку выборки,
методы сбора инфы, краткую интерпр-цию
осн.понятий , интерпр-цию рез-тов, направление
коррекц-развивающ.работы.
Вербальная форма предоставления отчета может быть:
1.Смешанным текстом(науч.язык + житейский)
2.Текст должен
быть последователен и логичен.
3.можно использ-ть след.формы высказ-ния:
-индуктивные(сначала описываем факты,а потом их обобщаем)
-дедуктивные(сначала обозначим выводы,а потом иллюстрируем фактами)
-аналогия(ссылаемся на подобное исслед-е,проведенное др.авторами)
-раскрытие содержания
одного текста посред-вом
Различают 2осн.формы предоставления: 1) квалификационная, 2)научно-исследоват-ская.
К 1ой относят курсач,диплом,
Здесь делаем акцент именно на научно-исслет-скую форму предоставления. Любое научное сообщение есть текст, организованный по определен.правилам. Различают 2 вида текста- на обыденном языке и на научном. Любое представление рез-тов исслед-ния явл-ся "смешанным" текстом (в повсед.речь добавляется научная)
Главное треб-ние к науч.тексту - последоват-сть и логичность изложения.
Еще одна форма описания
рез-тов-геометрич-кая.
Наряду с графами
в психологии применяются и пространственно-
Для первич.представления данных использ-ся другие графич.формы: диаграммы,гистограммы,полигоны распределения.
Наиболее важный способ предоставления рез-тов работы - числовые значения величины: 1)мода,медиана; 2)абсолют.и относит.частоты; 3) дисперсия,стандарт.отклонения и тд.
Рез-ты математич. обработки сводятся в таблицы.
Итогом обработки
данных "точного" эксперимента явл-ся
аналитическое описание получ.зависимостей
м/д зависим. и независим.переменными.
Аналитич.описания обычно есть итоговое
обобщение не одного, а серии исслед-ний
разных авторов.
36.
Предоставление эксперимент.
1.Табулирование. Н-р, цель исслед-ния –изучение особ-стей эмоцион.переживаиния младш.школьниками
При изучении эмоц.переживаний были выделены категории уч-ков со стенич. и астенич.эмоциями.Данные исслед-я представлены в таблице.
1.- Распределение стен.и астен.эмоций у уч-хся нач.школы (заголовок, далее таблица)
Графа:Качествен.эмоции (под ней в колонку – стен и астен), кол-во лиц (под ней 25 и 15, в сумме -40), % ( под ней 12,5 и 37,5, в сумме 10,2).
Далее, соглсно табл.можно видеть,что: и тп..
Табулир-ние коллич.данных по небольшим выборкам:
пр-р: Был проведен опрос 100 подростков (50 ж и 50 м) с целью определения предпочитаемого жанра просматриваемых ими кинофильмов. Для этого каждому опрашиваемому было предложено выбрать один жанр из списка 10 жанров. Рез-ты опроса были подсчитаны и представлены в виде таблицы.
2.-Частота выбора
подростками разных жанров
Графа:Жанр (под ней буквы А,Б,В,Г…),Ж, М ( в них проставить цифры выбравших к-либо жанр),сумма (построчно считать), ранг(1-мах смотрящих к-либо жанр,считать как в мат-ке)
Согласно данным
таблицы 2 можно увидеть,что наиб.
Эти пр-ры можно применить для гисто-,диограмм. Н-р,
Рис.1 Диограмма рез-тов диагностики предпочитаемых жанров кинофильмов.
Табулир-ние по большим выборкам:
Пр-р: Была проведена диагностика интеллект.развития старшеклассников. В рез-те работы с тестом были получены след данные.
В таблице в шапке числа от 1 до 10, а под ними много цифр в 5 строк.
Для группировкив этой массе данных : 1)Необх-мо найти мах и мин.числа ( 55 и 10). 2)на основе их разности определить размах рапределения (55-10=45) 3)делим массив на данных 10 классов(45:10=4,5=5) 4)определим,что в кажд.классе не менее 5 вар-тов 5) установи границы классов, т.е мин вар-ты(10) попали в нижний класс, а наиб-ший – верхний.
Таблица 3.- Группировка певич-х рез-тов в классы. Графы: Классы(под ней 10,9…2,1), границы классов (55-59, 50-54..10-14), частота встречаемости (считаем по таблице)
Согласно данным
табл.можно видеть,что 12 чел справились
с заданиями 4го класса, т.е решили от 25
до 29 задач. Это сост-ет менее 50% тест.задач
и тд.
37.
Проблема контроля
за ходом психол.исследования
на конкретном примере
Организация психологического исследования - единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых позволяет обеспечить эффективное и качественное выполнение поставленных задач.