Шпаргалка по "Методологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:28, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Методология".

Работа состоит из  1 файл

любка2.docx

— 103.80 Кб (Скачать документ)

32. Сравненительная  характеристика самонаблюдения  и интроспекции. 

Метод интроспекции - букв."смотрение внутрь"(Дж.Локк,17-18в.). Считал, что сущ-ет возмож-сть раздвоения психики: процессы 1го ур-ня - восприятие, желания; 2го ур-ня - наблюдение этих восприятий, желаний.

Преимущества  метода интроспекции:

1.считалось, что  в сознании непосредственно отражается  причинна психич.явлений.

2.интроспекция поставляет  психолог. факты в чистом виде, без искажений.

проблемы  и трудности.

1.становилась все  более очевидной бессмысленность  такой "экспериментальной психологии".

2.накапливались противоречия  в результатах. Результаты не  совпадали даже иногда у одного  и того же автора при работе  с разными испытуемыми. 

3.психологи стали  находить такие содержания сознания, которые никак не могли быть  разложены на отдельные ощущения  или представлены в виде их  сумм. Н-р, мелодия. 

4.стали выявляться  неосознаваемые причины некоторых  явлений сознания.

Сравнение современного самонаблюдения и интроспекции:

есть существенные отличия.

Во-1х, берется не изощренный в самонаблюдении профессор-психолог, а "наивный" наблюдатель, и чем  меньше он знает психологию, тем  лучше.

Во-2х, от испытуемого  требуется не аналитический, а самый  обычный отчет о воспринятом, т. е. отчет в тех терминах, которыми он пользуется в повседневной жизни.

В экспериментах  интроспекционистов предъявлялся обычный  объект в обычных условиях; а от испытуемого требовался изощренный анализ "внутреннего опыта", избегание "ошибки стимула" и т. п.

В современных исследованиях  наоборот. Главная нагрузка ложится  на экспериментатора, который должен проявить изобретательность. Он организует подбор спец.объектов или спец.условий их предъявлений; использует спец.устройства, подбирает спец.испытуемых и т. п. От испытуемого же требуется обычный ответ в обычных терминах.

Каждую из позиций  можно охарактеризовать по двум следующим  пунктам:

во-1х, по тому, что  и как наблюдается;

во-2х, по тому, как  полученные данные используются в научных  целях.

позиция интроспекционистов предполагает раздвоение сознания на основную деятельность и деятельность самонаблюдения, а также непосредственное получение с помощью последней знаний о законах душевной жизни.

В нашей позиции "данные самонаблюдения" означают факты  сознания, о которых субъект знает  в силу их свойства быть открытыми ему. Сознавать что-то - значит непосредственно знать это.

Итак, вместо рефлексии - эффект прямого знания.

И 2й пункт позиции: в отличие от метода интроспекции использование данных самонаблюдения предполагает обращение к фактам сознания как к «сырому материалу». Регистрация фактов сознания - не метод  научного исследования, а лишь один из способов получения исходных данных.  

33. Принципы психол.исследования: личностного подхода и развития 

Принцип-сис-ма требований к процессу изучения предмета науки, позволяющ.получить наиб.точные данные.

К осн.принципам псих.исслед-ния относят: систем.подхода, детерминизма, личностн.подхода, генетический (развития), объективности.

Принцип личн.подхода

Исходя из того,что л-сть можно рассм-вать как сис-му, то к ней применим принцип систем.подхода. В кач-ве примера можно привести 3 осн.подсистемы,выделенные по специфике их ф-ций:

1. когнитивная (обеспеч.ф-цию познания). 2.регулятивная (обеспеч.ф-цию регуляции пов-ния и деят-сти). 3. коммуникативная (регулирует процесс общения с др.людьми)

Др.аспект рассмотрения этого принципа рекомендует изучать индивид.проявлени каких-л. св-в л-сти (схема про сангвин,холер,меланх)

Принцип развития (генетический)

1.Он рекомендует  интерпетир-ть получ.данные в рамках возрастных норм.

2.требует рассм-вать  явление в их развитии

3. может использ-ться  как пр-цип детерминизма.В этом случае возраст рассм-ваем как причину. (н-р,кризис 3х лет хар-зуется упрямством,негативизмом и т.д.) 

34.Интерпритация  полученных данных 

Интерпритация(толкование,раскрытие смысла,)- системная процедура объяснения исследуемых феноменов на основе теоретич.модели и сисематизации рез-тов кач. и колич.анализа исследуемого мат-ла.

В совр.псих-гии выделяют 2 метода И.: генетич-кий(толкование получ.мат-ла в рамках возр.псих-гии) и структурный(толкование в рамках структуры лич-сти и ее связей с окруж-ми).

Особую трудность  представляет И.рез-тов, не соответствующих ожиданиям, принятой концепции. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра оснований концепции.

Несет в себе опасность  и полное совпадение полученных рез-тов  с ожидаемыми, т.к это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазн пойти по привычному пути.

Процедура: 1.Зависит от вида исслед-я. Так, в ориентировоч/констатирующ.исслед-нии И.носит описат. х-р.: данные соотносят с имеющимися закономер-стями,аналогич.исслед-ями или сравнивают др.с др.

В контрольных  исслед-ях(где проверяется выдвинутая гипотеза) И.носит аналитич. х-р. Здесь цель И.-установление связей м/д хар-ками св-в,состояний,их взаимовлияний и тд.

2.Ориентация на  цели исслед-я. Н-р, цель –  изучить особ-сти операцион.стороны мыш-я. Это направляет И. в отношении того, в какой степени какие хар-ки имеют анализ,синтез,обобщение и тд. И как они прояв-ся в разных видах деят-сти ребенка.

3.Чтобы интепр-вать  данные, исслед-ль должен обладать  соответ-щим ЗУМ.

Знания. По Штейнмецу выделяют 4 ур.успеш-сти применения знаний при И.

0й ур.-отсут-вие факта использ-я теоретич.знаний (н-р,Света на уроке говорит тихо,робко,но хорошо пишет,если не торопят)

1й ур.-формализм в применении знаний (Н-р,самооц-ка у Тани сформиров-сь под влиянием взрослых)

2й ур.-применение знаний с ошибками,обуслов-ными некачест.усвоением соотвеств-щих понятий.(н-р,Васе присущи широкие познав.мотивы учеб.д-сти. емуинтересно учиться,он хочет больше знать)

3й ур.-успешное применение знаний. Здесь знания становятся эффектив.ср-вом описания к-либо особ-сти л-сти,группы, ситуации.

УН. Можно выделить исслед-ские УН:1.умение к быстрому упорядочиванию рез-тов исслед-я (табулир-ние). 2.ум-е  качетсвенно анализир-ть рез-ты исслед-я. 3.ум-е выбрать наибвероятный способ обьяснения к-либо рез-та. 4.ум-е адекватно  «превести» рез-ты иссл-я с науч.языка на доступный пользователю. 5. ум-е прогнозир-ть и тд.

 

35. Основные требования  к отчету по  рез-там психол.исследования 

Завершением любой  исслед-ской работы явл-ся предоставление отчета.

Отчет включает в себя цель исслед-я, хар-ку выборки, методы сбора инфы, краткую интерпр-цию осн.понятий , интерпр-цию рез-тов, направление коррекц-развивающ.работы.возможны приложения к отчету.

Вербальная  форма предоставления отчета может быть:

1.Смешанным текстом(науч.язык + житейский)

2.Текст должен  быть последователен и логичен.  Автор должен,по взмож-сти,не загружать текст избыточной инфой. Можно использ-ть лирич.отступления,иллюстрацию текста рисунком,чтоб вним-е привлечь.

3.можно использ-ть  след.формы высказ-ния:

-индуктивные(сначала описываем факты,а потом их обобщаем)

-дедуктивные(сначала обозначим выводы,а потом иллюстрируем фактами)

-аналогия(ссылаемся на подобное исслед-е,проведенное др.авторами)

-раскрытие содержания  одного текста посред-вом создания  другого (комменты/толкование) 

Различают 2осн.формы предоставления: 1) квалификационная, 2)научно-исследоват-ская.

К 1ой относят курсач,диплом,диссертацию и тд. Научные же рез-ты делят еще на 3 подвида: 1)устные изложения, 2)публикации, 3)компьют.версии. Но они-просто варианты прелоставления инф-ции (текстовая-слова,символическая-цифры,графическая-графики).

Здесь делаем акцент именно на научно-исслет-скую форму  предоставления. Любое научное сообщение  есть текст, организованный по определен.правилам. Различают 2 вида текста- на обыденном языке и на научном. Любое представление рез-тов исслед-ния явл-ся "смешанным" текстом (в повсед.речь добавляется научная)

Главное треб-ние  к науч.тексту - последоват-сть и логичность изложения.

Еще одна форма описания рез-тов-геометрич-кая.Геометрич.описание дополняет текст и поясняет его. Один из традицион.способов предоставления инф-ции- графы(вершины,соединенные ребрами). В психол.исслед-ниях они используются очень часто при описании рез-тов (н-р, иерархич.модель интеллекста Векслера)

Наряду с графами  в психологии применяются и пространственно-графич.описания, в кот-х учитываются отношения м/д элементами (н-р, куб Гилфорда)

Для первич.представления данных использ-ся другие графич.формы: диаграммы,гистограммы,полигоны распределения.

Наиболее важный способ предоставления рез-тов работы - числовые значения величины: 1)мода,медиана; 2)абсолют.и относит.частоты; 3) дисперсия,стандарт.отклонения и тд.

Рез-ты математич. обработки сводятся в таблицы.

Итогом обработки  данных "точного" эксперимента явл-ся аналитическое описание получ.зависимостей м/д зависим. и независим.переменными. Аналитич.описания обычно есть итоговое обобщение не одного, а серии исслед-ний разных авторов. 

36. Предоставление эксперимент.данных на конкрет.примере 

1.Табулирование.  Н-р, цель исслед-ния –изучение особ-стей эмоцион.переживаиния младш.школьниками

При изучении эмоц.переживаний  были выделены категории уч-ков со стенич. и астенич.эмоциями.Данные исслед-я представлены в таблице.

1.- Распределение  стен.и астен.эмоций у уч-хся нач.школы (заголовок, далее таблица)

Графа:Качествен.эмоции (под ней в колонку – стен и астен), кол-во лиц (под  ней 25 и 15, в сумме -40), % ( под ней 12,5 и 37,5, в сумме 10,2).

Далее, соглсно табл.можно видеть,что: и тп..

Табулир-ние коллич.данных по небольшим выборкам:

пр-р: Был проведен опрос 100 подростков (50 ж и 50 м) с целью определения предпочитаемого жанра просматриваемых ими кинофильмов. Для этого каждому опрашиваемому было предложено выбрать один жанр из списка 10 жанров. Рез-ты опроса были подсчитаны и представлены в виде таблицы.

2.-Частота выбора  подростками разных жанров кинофильмов.

Графа:Жанр (под ней буквы А,Б,В,Г…),Ж, М ( в них проставить цифры выбравших к-либо жанр),сумма (построчно считать), ранг(1-мах смотрящих к-либо жанр,считать как в мат-ке)

Согласно данным таблицы 2 можно увидеть,что наиб.просматриваемый  жанр по всей выборке подростков-жанр Д (н-р, комедия). Однако, с учетом гендерной роли,можно видеть,что этот жанр предпочитаем Ж,чем М.

Эти пр-ры можно применить  для гисто-,диограмм. Н-р,

Рис.1 Диограмма рез-тов  диагностики предпочитаемых жанров кинофильмов.

Табулир-ние по большим  выборкам:

Пр-р: Была проведена  диагностика интеллект.развития старшеклассников. В рез-те работы с тестом были получены след данные.

В таблице в шапке  числа от 1 до 10, а под ними много  цифр в 5 строк.

Для группировкив этой массе данных : 1)Необх-мо найти мах  и мин.числа ( 55 и 10). 2)на основе их разности определить размах рапределения (55-10=45) 3)делим массив на данных 10 классов(45:10=4,5=5) 4)определим,что в кажд.классе не менее 5 вар-тов 5) установи границы классов, т.е мин вар-ты(10) попали в нижний класс, а наиб-ший – верхний.

Таблица 3.- Группировка  певич-х рез-тов в классы. Графы: Классы(под ней 10,9…2,1), границы классов (55-59, 50-54..10-14), частота встречаемости (считаем по таблице)

Согласно данным табл.можно видеть,что 12 чел справились с заданиями 4го класса, т.е решили от 25 до 29 задач. Это сост-ет менее 50% тест.задач и тд. 

37. Проблема контроля  за ходом психол.исследования на конкретном примере 

Организация психологического исследования - единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых позволяет обеспечить эффективное и качественное выполнение поставленных задач.

Информация о работе Шпаргалка по "Методологии"