Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания.

Особенно значимым Рибо считал воспитание произвольного внимания. Развитие произвольности внимания, по его мнению, начинается с опоры на простейшие аффекты ребенка. То, что само по себе не вызывает естественного внимания,

ассоциативно связывается  с объектами, которые вызывают непроизвольный интерес. В дальнейшем произвольное внимание поддерживается привычкой.

 

Отечественный ученый Н.Н. Ланге выдвинул концепцию волевою внимания. Он определил внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия». Критерий моментальности был введен в определение для того, чтобы подчеркнуть отличие акта внимания от других приспособительных реакций организма (например, обучения или полезных мутаций). Н.Н. Ланге разбивает протекание акта внимания на три фазы: первичное восприятие; реакцию, улучшающую восприятие, и собственно улучшенное восприятие.

Классификация видов внимания Н.Н. Ланге совпадает с классификацией различных форм реагирования человека. Рефлексивное внимание лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически (например, расширение зрачка в темном помещении). В инстинктивном внимании приспособительная реакция опосредствуется эмоциональным состоянием (например, реакция удивления). И, наконец, волевое внимание (= произвольное) включает в себя сознательное предвосхищение того, что должно быть воспринято. Волевое внимание тесно связано с памятью, в которой хранятся образы ожидаемых событий.

Ланге задается вопросом об основном механизме волевого внимания. Чем достигается эффект волевого внимания – усилением интенсивности представления или увеличением ясности и отчетливости представления? Ланге приходит к выводу, что верна первая гипотеза: улучшение восприятия достигается за счет усиления интенсивности представления. Поясним мысль Ланге на примере. Допустим, вы назначили встречу с приятелем. Вы ждете его уже долгое время, а он все не появляется. Вы всматриваетесь в толпу, представляете себе, что ваш друг вот-вот подойдет. И, в конце концов, четко различаете его силуэт среди людского потока. Но несколько минут спустя выясняется, что вы обознались. Почему так произошло? Ланге полагал, что слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для того, чтобы произошло восприятие. Именно поэтому мы часто видим или слышим то, что хотим, а не то, что происходит на самом деле.

 

 

 

42. Модели внимания в когнитивной психологии 

Существует огромное количество теорий В. в когнитивной психологии, но их можно некоторым образом сгруппировать. Здесь необходимо выделить три класса теорий: 1. В. как фильтр (селекция) (идея У.Джемса) – модели ранней и поздней селекции. 2. В. как ресурсы. 3. В. как перцептивное действие (Найссер).

1. Внимание как фильтр. Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекции, выбора одно или другого объекта. Исследования начались с рассмотрения феномена вечеринки с коктейлем - ситуация совершения субъектом произвольного или непроизвольного перцептивного выбора. Была создана методика селективного слушания (повторения) Черри: ситуация выбора одного и игнорирования других одновременно подаваемых сообщений. Повторение состояло в задаче моментального воспроизведения релевантного сообщения, отстраиваясь от нерелевантного канала. Это позволило создать несколько моделей селективного внимания.

Модель  ранней селекции Бродбента. Функционирование В-я сравнивалось с работой электромеханического устройства - фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков. Перерабатывающая, перцептивная система представляет из себя канал с ограниченной пропускной способностью. Эту способность определяет нахождение определенного блока перед этим каналом, называемый фильтром. Информация попадает извне в сенсорный регистр, затем в КП (информация попадает и сохраняется полностью), после фильтра остается часть информации, так как фильтр связан с системой долговременной памяти (хранилище условных вероятностей прошлых событий), определяющей что надо извлекать из этого информационного потока (например инструкция, настраивающая фильтр на определенный аспект информации). Внимание - это фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью, настроенный на определенные аспекты стимуляции (физические признаки). Т.е. отбор релевантного сообщения происходит на основе физических признаков. Однако возникает проблема именно физических признаков настройки (собственное имя на «вечеринке с коктейлем» опознается сразу, хотя фильтр и не настроен).

Итак, В., по Д. Бродбенту, выполняет  функцию селекции и представляет собой специальный механизм (фильтр), расположенный на ранней стадии приема и переработки информации. Модель фильтра получила широкое признание среди психологов-практиков. Вместе с тем появился ряд фактов, не укладывающихся в эту модель. Отметим, что уже в работе К. Черри была показана возможность разделения двух сообщений, полностью уравненных по физическим признакам. В опытах с вторением релевантного канала, отобранного на основании физического (пространственного) признака в ситуации дихотического предъявления, иногда наблюдался прорыв информации с нерелевантного источника. Первые факты такого рода были получены в экспериментах Н. Морея (команды). В опытах на расщепленный объем памяти также были получены новые данные, труднообъяснимые с точки зрения теории ранней селекци (Дж. Грея и Э. Уэддерберн - мышь, пять, сыр + три, ест, четыре -  группировка  ответа по значению).

Указанные факты, хотя и с трудом, но все еще можно было объяснить, не прибегая к существенному пересмотру теории ранней селекции. Чем и занялась Трейсман.

Э. Трейсман приступила к пересмотру первой концепции ранней селекции Д. Бродбента. Модель аттенюатора: после анализа всей поступающей стимуляции на первой сенсорной стадии оба сообщения поступают на фильтр. Основываясь на определенном физическом признаке, фильтр ослабляет (аттенюирует) интенсивность нерелевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантного  канала. Серия экспериментов по методике вторения в ситуации бинаурального предъявления двух сообщений, уравненных по физическим признакам, это весьма затруднило повторение релевантного канала испытуемыми. Трейсман выдвинула гипотезу о стадиях, на которых возможны различение и селекция сообщений и об относительном весе разных признаков (физических, фонетических, грамматических, семантических) в процесс селекции. Существует фильтр настроенный на физические признаки и на более сложно организованные аспекты информации (фонетические, грамматические, семантические) и в зависимости от важности сигнала возможна переработка даже из нерелевантного канала. Это модель 'дерева' - существует несколько уровней фильтрации в зависимости от сложности задачи, смысла, ожиданий - на любом уровне информация, которая ранее задерживалось могла быть пропущена. Два главных отличия данной модели от модели фильтра Бродбента: 1- на ранней стадии анализа стимуляция нерелевантных каналов не блокируется полностью, а лишь ослабляется; 2 - вводится группа механизмов селекции в канале ограниченной емкости, то есть на стадии восприятия. Отсеивание происходит до момента полной идентификации, и для подавляющей части нерелевантного материала довольно рано. Нерелевантная стимуляция может быть переработана и в большей степени, а в исключительных случаях - и полностью, но только в той ее части, которая соответствует настройкам ряда механизмов опознания. Несмотря на это, модель Э. Трейсман сохраняет основные идеи  Бродбента относительно функции, места и механизма отбора: селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия, происходит главным образом на ранней стадии переработки стимуляции и осуществляется путем фильтрации.

Таким образом селективные теории внимания - это модели в которых важную роль играет механизм отсева одной информации и пропуска другой. Проблема состояла в месте фильтра или в уровневой организации фильтра.

Альтернативный взгляд на место  селекции предложили английские психологи Д.Дойч и А.Дойч выступили против теории ранней селекции – гипотеза позднего отбора информации. Они поставили под сомнение существование механизма ранней фильтрации. По их мнению, ограничения в системе переработки лежат гораздо ближе к выходу, а именно - на стадии осознания, принятия решения и ответа. Селекция происходит после семантического анализа всех знакомых стимулов. Дойчи считают, что каждый сигнал или канал перерабатываются полностью по всем признакам, независимо от того, было или не было на него направлено внимание. Комбинация определённых признаков активирует соответствующую единицу словаря. Решающее значение для последующего отбора имеет степень этой активации. Дойчи предполагают, что она пропорциональна важности данного стимула для организма. Оценка важности происходит автоматически на основе прошлого опыта. Кроме того, в

определенный момент времени степень  активации определяется инструкцией, контекстом и другими факторами, подобными тем, которые рассматривались в модели Э. Трейсман.

Проблема заключается не в восприятии стимуляции, а в оперативном и  быстром отборе наиболее значимых сигналов. Выбор единицы, самой важной среди множества других, может проводиться путем попарного сравнения по параметру важности – неэкономично; второй возможный способ отбора заключается (пример, если нужно выбрать самого высокого из класса) в измерении роста каждого ребенка при помощи вертикальной стойки с делениями – также трудоемко. Поэтому они предлагают третий способ ... поставить всех под одной горизонтальной планкой и, медленно опуская ее, сразу определить мальчика, голова которого соприкоснется с этой планкой и так далее. Подобный механизм селекции действует, по мнению авторов, на выходе системы опознания.

Гипотеза Дойчей легла в основу ряда исследований, направленных на проверку предположения о полной переработке нерелевантных сообщений. Основные идеи Дойчей использовал Д.Норман в своей теории внимания (также модель поздней селекции). Главной областью интересов Д. Нормана была память, и именно в ней он нашел основу объединения различных взглядов на природу селекции. Структура памяти занимает центральное положение в его модели селекции и В-я. Вся стимуляция, попадающая в органы чувств ("Сенсорные входы"), проходит стадию первичной автоматической переработки. Сначала физические сигналы перекодируются в физиологическую форму. На второй фазе путем различных операций и трансформаций извлекаются специальные, чисто сенсорные признаки всех сигналов. Это физиологическая часть первичного анализа, происходящая в блоке "Переработка". Выходы с этого блока представляют собой сырые сенсорные образы поступающих сигналов. Собственно психологические процессы их интерпретации начинаются на следующей фазе стадии автоматического анализа. Каждый из сенсорных выходов автоматически находит соответствующую ему репрезентацию в системе "Память". Определение нужного значения требует дополнительной информации. Этот дополнительный вход обеспечивается работой особого блока "Уместность". На следующем этапе ("Селекция") происходит отбор сигнала с максимальной активацией его репрезентации в системе памяти; из всех каналов остается один. Главное достоинство своей модели Д. Норман видел в гибкости настройки предполагаемого механизма селекции. По его мнению, модель уместности легко объясняет все, полученные к моменту ее создания данные лабораторных исследований селективного внимания.

(метафора бутылочного горлышка)

2. Внимание как ресурс. Наряду с аспектом избирательности переживание процесса В-я включает в себя аспект интенсивности. Выбрав какое-то направление деятельности или объект В-я, мы можем быть заняты этой деятельностью или быть внимательными к данному объекту в различной степени. (на примере вечеринки с коктейлем – аспект интенсивности внимания) Попытки схватить вниманием несколько объектов или действовать сразу в нескольких направлениях  можно описать при помощи метафоры умственной или психической энергии, расходуемой нами в различной степени. Одни задачи требуют значительного внимания или умственной энергии, другие же решаются легко, без усилия и не требуют ее затрат. При этом мы можем увеличивать свое внимание лишь до определенного предела. Особенно ярко эта ограниченность В-я проявляется в ситуациях одновременного выполнения нескольких действий. Поэтому В. представляет собой как бы личный капитал, который следует расходовать бережно и эффективно.

Если в моделях селекции главную  роль играли представления о структуре  и процессах этой системы, то здесь  принципиальное значение придают представлениям об энергетическом обеспечении ее работы. Понятие ресурсов и первая модель их распределения были представлены Д. Канеманом (теория внимания как умственного усилия). Свою концепцию В-я как усилия он задумывал как дополнение, а не альтернативу теориям фильтра. Структуры раннего сенсорного анализа стимуляции в усилии не нуждаются. Работа последующих структур перцептивной переработки уже требует определенного притока усилия. Источник усилия един для всех структур и ограничен. Следовательно, к системе переработки информации должен быть подключен какой-то механизм, функция которого заключается в целесообразном, эффективном и экономном использовании ограниченных ресурсов умственного усилия. Основные идеи механизма оптимального распределения усилия по различным компонентам и стадиям переработки информации Д. Канеман представил в виде модели (рисунок). Эмпирическое обоснование теории - исследование одновременного выполнения двух деятельностей. По отдельности задачи могут решаться легко и безошибочно, но когда они спарены, одна или обе деятельности, как правило, ухудшаются, несмотря на все старания испытуемых.

По Канеману, В. или усилие является входом к центральным структурам переработки информации, включающим эти структуры и поддерживающим их эффективное функционирование. Основные свойства В-я: 1. В. ограничено, но это ограничение может меняться в каждый момент времени. Физиологические показатели активации служат мерой, коррелирующей с этим текущим пределом; 2. Количество В-я или усилия зависит, главным образом, от требований текущих дея-ей. При росте требований вклад В-я увеличивается, но для полной компенсации эффектов повышения сложности задачи этого увеличения обычно недостаточно; З. В. может распределяться. Распределение В-я - вопрос его степени. При высоких уровнях нагрузки В. становится все более однонаправленным; 4. В. избирательно, иначе говоря, управляемо. Оно может быть распределено на выполнение отобранных единиц деятельности. Политика распределения отражает постоянные диспозиции и текущие намерения.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"