Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
Внимание как отдельный, конкретный акт образуется лишь тогда, когда действие контроля становится не только умственным, но и сокращенным. Процесс контроля, выполняемый как развернутая предметная деятельность, требует внимания, сложившегося к этому времени. Контроль лишь оценивает деятельность или ее результаты, а внимание их улучшает. контроль осуществляется с помощью критерия, меры, образца. О природе произвольного внимания.: внимание произвольное есть внимание планомерное. Это-контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов их применения. Непроизвольное внимание тоже есть контроль, но контроль, идущий за тем, что в предмете или обстановке «само бросается в глаза».
С точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания - произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий. И произвольное, и непроизвольное внимание должны быть созданы, воспитаны в индивидуальном опыте; у человека - всегда по общественно данным образцам.
47. Развитие
внимания в филогенезе и
Внимание имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т. п.
Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито.
Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого - началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.
Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами - все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.
Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, - он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.
Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа, где ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках, преобладает непроизвольное внимание (учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими). В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития.
Л. С. Выготский пытался в рамках своей культурно-исторической концепции проследить закономерности возрастного развития внимания. Он писал, что с первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают его внимание. С другой стороны - это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием. А это начинает происходить в процессе овладения ребенком речью.
Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый - этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне
опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй - этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.
Развитие внимания в филогенезе, также как и в онтогенезе, идёт по мере появления произвольности. Однако филогенезу посвящено очень мало работ. Поэтому рассмотрим филогенез по Рибо. Первая есть форма внимания настоящая, первоначальная, основная. Вторая же представляет собой лишь подражание, результат воспитания, дрессировки, увлечения чем-либо. Будучи подвержено колебаниям и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно на внимание непроизвольное, из которого оно вырабатывается. Это только усовершенствованный аппарат, продукт цивилизации.
Происхождение внимания весьма скромно, т.к. простые формы его связаны с наиболее настоятельными условиями животной жизни и вначале внимание имело значение только биологическое. Можно сказать а priori, что если внимание вызывается аффективными состояниями, причина которых лежит в стремлениях, потребностях, вожделениях, то оно связано с самой глубокой сутью каждого индивидуума - инстинктом самосохранения. Чтобы возникло внимание, необходимо по крайней мере развитие некоторых из пяти чувств, несколько определенных восприятий и в достаточной степени развитый двигательный аппарат. Животное, устроенное таким образом, чтобы все, впечатления внешнего мира были равносильны для него и располагались бы все на одном и том же плане в сознании, оказалось бы весьма плохо вооруженным для самосохранения. Внимание составляет условие жизни и сохраняет тот же характер и в высших формах, где, переставая служить фактором приспособления к физической среде, становится фактором приспособления к среде социальной.
Впрочем, даже у высших животных внимание теряет свой ограниченный и материальный характер. Питание, самозащита, размножение, сон - этим тесным кругом исчерпывается все поведение животных. Наиболее смышленые из них имеют еще одну форму деятельности, проявляющуюся в способности играть. Этой потребности, являющейся уже роскошью, соответствует и род внимания, также составляющий роскошь. Собака, с которой хозяин ее имеет привычку играть известным образом, становится внимательной, как только замечает, что он приготовляется к игре.
Внимание произвольное, или искусственное, есть продукт искусства воспитания, дрессировки, увлечения чем-либо. Оно возникло в силу необходимости, под давлением потребности и рядом с успехами умственного развития. Это усовершенствованный аппарат, продукт цивилизации. Тот же прогресс, который заставил человека в нравственном строе своем заменить господство инстинктов господством интереса или долга; в строе социальном перейти от первобытной дикости в состояние организованного общества; тот же прогресс в области умственного развития заставил человека перейти от господства непроизвольного внимания к господству внимания произвольного. Последнее служит одновременно следствием и причиною цивилизации.
В естественном состоянии как для животного, так и для человека возможность непроизвольного внимания служит фактором первой важности в борьбе за жизнь. Как только под влиянием тех или других причин, выступивших вперед, человек вышел из дикого состояния, и явилась необходимость приспособиться к более сложным условиям жизни, т. е. работать, внимание произвольное стало в свою очередь фактором первой важности в этой новой форме борьбы за жизнь. Как только у человека явилась способность отдаться труду, по существу своему непривлекательному, но необходимому, как средство к жизни, явилось на свет и внимание произвольное. Следовательно, оно возникло под давлением необходимости и воспитания, даваемого внешними предметами.
Легко доказать, что до возникновения цивилизации произвольное внимание не существовало или появлялось на мгновение. Итак, произвольное внимание-явление социологическое, это приспособление к условиям высшей социальной жизни, это дисциплина, привычка, подражание естественному вниманию, служащему ему одновременно точкой опоры и точкой отправления. Оно возникает у человека в процессе труда, оно – продукт исторического развития.
48. Способы и приёмы развития внимания.
К.С. Станиславский (при открытом занавесе с актёрами происходит превращение, они не могут нормально играть, их пугает «чёрная дыра портала», их пугает зрительный зал, а при закрытом занавесе им мешает партнёр, наедине с собой – актёр сам собственный зритель мешает себе, т.е. всегда помехой является зритель, следовательно надо заняться объектами внимания). Для того, чтобы отвлечься от зрительного зала, надо увлекаться тем, что на сцене. Надо с помощью систематических упражнений научиться удерживать внимание на сцене. Надо развивать особую технику, помогающую вцепляться в объект таким образом, чтоб затем уже сам объект, находящийся на сцене, отвлекал нас от того, что вне её.
Упражнения:
1. Светлая точка в темноте –
Помимо сценической работы, можно тренировать внимание и в частной жизни. Для этого ложась спать и потушив свет, приучите себя ежедневно мысленно просматривать всю жизнь каждого прошедшего дня как можно детализированнее.
М.А. Чехов (даёт советы актёрам по улучшению их мастерства; упражнения на внимание). Упражнения: 1. Выберите простой предмет и рассмотрите его, опишите его внешний вид. Проделайте внутренне все четыре действия, составляющие процесс внимания: держите предмет, притягивайте его к себе, устремляйтесь к нему, проникайте в него, как бы стараясь слиться с ним. Меняйте объекты вашего внимания (простой предмет, звук, речь, образ человека…). Сосредоточив внимание на объекте, начните одновременно выполнять простые действия, не имеющие к объекту внимания прямого отношения. Процесс внимания протекает в душевной сфере и не может быть нарушен внешними действиями, одновременно с ним совершаемыми. 2. Начните упражнение с простых воспоминаний (предметы, люди, события). Старайтесь восстановить возможно больше деталей. Проделайте это же на следующий день. Переходите к упражнениям, развивающим гибкость вашего воображения.
В ходе занятий ведущему важно не только оценить эффективность работы участников, но и понять, каким образом им удалось решить поставленную задачу. Во время обсуждений становится ясно, что многие нашли свою собственную технику сосредоточения или переключения внимания. При повторном исполнении упражнений следует поощрять обмен техниками.
Прежде чем приступить к отработке навыков борьбы с отвлечениями внимания, необходимо развить способность к их наблюдению. Сначала нужно замечать отвлечения, а потом избавляться от них. Следующие упражнения специально посвященные «психологии невнимательности», позволят спортсмену проникнуть во внутреннюю механику отклонений внимания. Упражнения: 1. «Хромая обезьяна». 2. «3аблудившийся рассказчик». Это упражнения является одним из способов выработки внутреннего контроля. В ходе тренировок функции отслеживания ассоциативной цепочки и у держания в памяти всех ее звеньев разом становится все более естественной и привычной.
На тренировках недостаток внимания можно компенсировать увеличением числа повторений. Но на соревнованиях невнимательность исправить невозможно. Поэтому одна из задач психотехнической подготовки - воспитание способности поддерживать сосредоточение достаточной интенсивности нужное время. Упражнения: «Палач». «Лентяй и труженик». «Дыхание». «Сверхвнимание». «Карусель». «Полевые тренировки».
49. Классификация видов памяти. Новые образования в памяти человека.
Существует несколько основных
подходов в классификации