Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

1) по характеру психической активности (по содержанию заучиваемого материала – моторика, образы, эмоции и слова), преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую (впервые предложена П. П. Блонским). Справедливость этой классификации иллюстрируется Блонским на материале развития П-и как в филогенезе, так и в онтогенеза. Эта классификация имеет внешние стороны (по содержанию материала) и внутреннюю - по уровням: эти виды отличаются по происхождению и уровневой организации (участие сознания  - в том же порядке). Все четыре выделенные им вида П-и  не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии.

Двигательная (или моторная) П. - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память  - основа для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без П-и на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей. Двигательная П. у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. К концу первого года жизни двигательная П. достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи. Развитие двигательной памяти происходит и в более позднее время.

Эмоционалъная П. - это П. на чувства, заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоциональная П. имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Первые проявления П-и у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной П-и существенно отличаются  от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная П. носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная П. - это П. на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной П-и заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную П., следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида П-и, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться. Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления. Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений. Образная П. начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года. Если зрительная и слуховая П. обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую П. в известном смысле можно назвать профессиональными видами П-и.

Словесно-логическая П. выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание про читанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида П-и является то, что мысли не существуют без языка, поэтому П. на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая П. проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.Оба этих вида П-и могут не совпадать друг с другом. Развитие обоих видов словесно-логической П-и также происходит не параллельно друг другу.

В словесно-логической П-и  главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая П. - специфически человеческая П., в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов П-и, словесно-логическая П. становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов П-и. Все виды П-и тесно связаны друг с другом и не суще-

ствуют независимо друг от друга. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды П. взаимосвязаны.

В целом, П. делится на наглядно-образную(зрительная, слуховая, двигательная, смешанная и т.д.), и словесно-логическую (связана с опред. складом ума у человека, склонным к обобщениям и рассуждениям).

2) по характеру целей деятельности (по наличию или отсутствию мнемической цели)- на непроизвольную и произвольную;

Непроизвольная П. - запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. При непроизвольном запоминании мнемическая цель стоит в отношении чего-то другого, тем не менее что-то запоминается.

Произвольная П. - присутствует мнемическая задача, а сам процесс требует волевого усилия. Смирнов: «Наличие мнемической направленности имеет решающее значение для продуктивного, эффективного запоминания. Мнемическую направленность характеризуют:  требования к запоминанию, установки (полнота - выборочность, точность - приблизительность, последовательность - свободность, прочность - кратковременность, своевременность воспроизведения)»

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался.

С исследований произвольной памяти началось исследование памяти вообще. Закономерности, обнаруженные Эббингаузом - общие законы произвольной, но непосредственной памяти (не в понимании Выготского, так как произвольная память всегда опосредствована, а только в логике условий эксперимента и бессмысленного материала).

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную (ультракратковременная или сенсорная: иконическая для зрения, эхоическая для слуха)

Кратковременная (рабочая, оперативная, первичная) П. - это вид П-и, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации (15-30сек.). С одной точки зрения кратковременная П. чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной П-ю, при кратковременной П-и не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной П-и для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия. Люди  обладают различным объемом кратковременной памяти. Он характеризует природную П. человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной П-и характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. Кратковременная П. играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной П-и. В целом же кратковременная П. имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную П. Понятием оперативная П. (2-4 сек.) обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной    П-и. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной П-и, поэтому кратковременная П. выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную П. связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную П. в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной П-и в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную П. можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной П-и. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала. ДП - основа индивидуального опыта (знаний, навыков, закономерностей, автобиографическая память). ДП может делиться на эпизодическую (то, что связано с нашими прошлым, эпизодами жизни) и семантическую (знания общих закономерностей).

(Джеймс: первичная и вторичная  память)

Опосредстванное - Неопосредствованное запоминание -- по наличию средства, приема с помощью которого я запоминаю.

Также выделяют генетическую П. – в ней сохранены свойства вида (информация храниться в генотипе, передаётся по наследству). Генотипическая П. (индивидуальная П. передаётся по наследству от родителей, также есть у животных – вся рефлекторная основа деятельности). Биологическая П.: 1-имунологическая, 2-неврологическая (условно-рефлекторная, не передаётся по наследству).

Эйдетическая память.

Новые виды памяти – произвольная (связана с волевым усилием, с контролем, противопоставляется непроизвольной памяти), логическая (противопоставляется с механической), опосредованная (связана с использованием приёмов смыслового запоминания, сравнивается с неопосредствованным запоминанием)

 

 

 

50. Теории  памяти. Изменение научных представлений  о природе и сущности памяти.

Первые научные представления  о П-и основывались на том, что  она понималась как своеобразный отпечаток (след) предметов (или иных раздражителей), ранее воспринимаемых человеком (Платон – «П.– восковая дощечка»). И хотя сама трактовка физиологической основы следов у различных исследователей была различной, идея о П-и как элементарном процессе запечатления (некой "чистой" мнеме), имевшем преимущественно биологическую природу, в течение долгого времени разделялась большинством ученых. Само понятие "мнема" (от имени греч. богини памяти Мнемозины) до сих пор служит для объяснения органических явлений П-и. Такие взгляды на П. развивались в русле трех направлений: ассоцианизма, функционализма и бихевиоризма. Они способствовали созданию классической экспериментальной базы психологии П-и; выявлению многих ее важных закономерностей (зависимости количественных показателей запоминания от различных характеристик предъявляемых стимулов -Эббингауз, Вудвортс и др.).

По мере накопления экспериментальных  фактов стало очевидно, что П. нельзя рассматривать как единую способность к запечатлению. Это представление идет, как известно, от английского исследователя С. Спирмена (1927), выдвинувшего в свое время гипотезу о том, что как в основе интеллектуальных способностей должен лежать общий фактор, так в основе П. - унитарная способность к запечатлению. Эта гипотеза, стимулировавшая в середине 30-х гг. большое количество исследований, не была подтверждена (при предъявлении большого набора тестов не удавалось выделить только один фактор памяти).  Оказалось, что П. зависит от многих составляющих, т.е. имеет многофакторную основу - Терстоун, Гилфорд, Петров, Игнатенко… При этом одни авторы считали, что отдельные факторы памяти относительно самостоятельны, другие - что различные виды П-и связаны между собой сложной зависимостью.

Дальнейший ход развития исследований П-и связан с изменением представления об ее изолированном характере. Основанием для этого послужили экспериментальные материалы, свидетельствующие о связи П-и с другими психическими процессами: мышлением, восприятием, вниманием. Большое значение в этом отношении имело рассмотрение проблемы П-и в рамках деятельностного подхода в отечественной психологии. В становлении данного подхода немалую роль сыграли идеи французской социологической школы, развивавшей "теорию действий" (П. Жане) и исследовавшей механизмы социальной опосредованности П-и. Произвольная П. (а только она считалась основной формой человеческой П-и) трактовалась как интериоризованные действия (приемы), выработанные людьми, выполняемые вначале во внешней форме.

В соответствии с основным принципом, положенным в основу концепции деятельности, - принципом единства сознания и деятельности (в котором утверждалась ведущая роль деятельности в формировании психических процессов) проблему П-и стали исследовать в тесной связи с активной деятельностью человека, с ее целями, мотивами, способами выполнения [Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия]. Это дало возможность изучать роль и функционирование П-и в реальной человеческой жизни.

Данный подход позволил сформулировать три важных положения: - отказ от представления о П-и как элементарном пассивном следе, утверждением активного начала в процессах П-и; - признание союза П-и и мышления, важной роли процессов смысловой переработки при запоминании (это означало, что памятью можно управлять, ее можно развивать); - развитие П-и рассматривается как проблема качественной перестройки мнемической деятельности. Это дало возможность проводить практические формирующие эксперименты по обучению различным приемам смыслового запоминания.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"