Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Классификация  эмоций. Свойства эмоций.

Вопрос о количестве и видах  эмоциональных реакций обсуждается  давно. Например, Аристотель выделял 11 видов эмоций: Любовь и ненависть, желание и отвращение, надежду и отчаяние, робость и смелость, радость и печаль, гнев. А  представители древнегреческой философской школы стоицизма утверждали, что эмоции  должны подразделяться на четыре основные страсти. Это желание и радость, печаль и страх.  Далее они подразделяли их на 32 второстепенные страсти.  Р. Декарт признавал 6 главных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль.  А основоположник научной психологии В. Вундт, вообще, считал, что число эмоций настолько велико (значительно больше 50 000), что язык не располагает количеством слов для их обозначения.  Противоположную позицию занимал американский психолог Э. Титченер. Он полагал, что существует только два вида эмоционального тона: удовольствие и неудовольствие.

Сложность классификации эмоций состоит  и в том, что, с одной стороны, трудно определить, является ли выделяемая эмоция самостоятельным видом или  ж это обозначение одной и той же эмоции разными словами, а с другой стороны, не является ли новое словесное обозначение эмоции отражением степени ее выраженности (например, тревога – страх – ужас).

Как отмечает П. В. Симонов, ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и не стала эффективным инструментом дальнейших поисков и уточнений.

4  подхода классификаций эмоций  в психологии.

1. Классификация эмоций в связи с потребностями. Б. И. Додонов предложил классификацию эмоций, притом только для тех из них, в которых человек чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество интересной работы или учебы. Основой этой классификации являются потребности и цели, т.е. мотивы, которым служат те или иные эмоции.  Он выделил 10 эмоций.  Альтруистические эмоции возникают на основе потребности в помощи, покровительстве другим людям, а коммуникативные – на основе потребности в общении. Связанные эмоции с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание называются глорическиею.  Праксические эмоции, это такие эмоции, которые возникают в связи с деятельностью, ее успешностью или не успешностью, наличием трудностей. На основе интереса к борьбе возникают пугнические эмоции. Стремление ко всему необычному, таинственному и неизведанному – это романтические эмоции, а стремление к получению любой новой информации – гностические эмоции, из обычно называют интеллектуальными чувствами. Проявляются эстетические эмоции в наслаждении красотой. В чувстве изящного, грациозного, возвышенного. Гедонистические эмоции, это эмоции, связанные с удовольствием потребности в телесном и душевном комфорте, и акизитивные эмоции возникают с интересом к накоплению, коллекционированию и приобретению вещей.  

2. Деление эмоций на первичные и вторичные.    Этот подход характерен для сторонников дискретной модели эмоциональной сферы человека. К. Изард выделил 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе, страдание), страх, вина,  интерес, радость, стыд, удивление.  По его мнению, базовые  эмоции проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица и возникают в результате эволюционно-биологических процессов. Они имеют отчетливые и специфические нервные субстраты и влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком. А также базовые эмоции оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.   Изард признается в том, что некоторые  базовые эмоции не обладают всеми характеристиками, относящиеся к ним.  Вероятней всего, первичными можно назвать те эмоции. Которые имеют глубокие филогенетические корни, т.е. имеются и у человека. И у животных.

3. Деление эмоций на ведущие и ситуативные. В. К. Вилюнас делит эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные. 

Ведущие эмоции – это эмоции переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и окрашивающие непосредственно относящиеся к ним предметы. Эти переживания возникают обычно при обострении некоторой потребности и отражении отвечающего ей предмета. Они предшествую соответствующей деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность. Они в значительной степени определяют направленность других эмоций, поэтому они и названы автором ведущими.

К ситуативным эмоциям относят такие явления. Которые порождают универсальные механизмы мотивации и направленные на обстоятельства, опосредующие удовлетворение потребностей. Они возникают уже при наличии ведущей эмоции. Ведущие переживания открывают субъекту значимость самого предмета потребности, то производными эмоциями эта же функция выполняется по отношению к ситуации, условиям удовлетворения потребности. В производных эмоциях потребность как бы объективируется вторично и уже более широко – по отношению к условиям, окружающим ее предмет.

 Б. Д. Додонов заметил, что  универсальную классификацию эмоций  создать невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной при решении другого круга задач. 

 

 

 

 

83. Основные эмоциональные состояния, их характеристика.

Стресс – состояние эмоциональной напряженности.

Эмоциональная напряженность может  оказывать на эффективность деятельности как положительное, та и отрицательное  действие. Особенности речи в состоянии  эмоциональной напряженности: средняя длина отрезка речи, произносимого без пауз нерешительности; тем артикулирования; латентный период речевой реакции; диапазон колебаний темпа речи в процессе устного высказывания; количество явлений нерешительности, коэффициент словарного разнообразия речи, характеризующий отношение разных слов в высказывании к общему количеству слов, среднее количество жестов, среднее количество ошибок.

В настоящее время стало модным вместо термина «эмоциональное напряжение»  употреблять термин «стресс». В результате этого понятия постепенно теряет свое первоначальное предназначение, отведенное ему Г. Селье в его работах. Впервые термин «стресс», означающий не что иное, как напряжение, упоминается в 1303году.  Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма на действие отрицательных факторов, представляющих угрозу для организма.  Стресс выражается общим адаптационным синдромом, проявляющимся независимо от качества патогенного фактора. Стадии: реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается (фаза шока), а затем включаются защитные механизмы (фаза сопротивления); стадия устойчивости, когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям; стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.     Г. Селье говорил о двух видах стресса – дистрессе ( отриц. Эмоцион. Реакции) и – эустрессе   (полож. эмоционал. реакции).  В стрессовом состоянии в организме вырабатывается гормон кортизол, который способствует появлению дополнительной энергии и поддерживает уровень артериального давления. Однако он ослабляет иммунитет. Следовательно в состоянии стресса люди часто болеют простудой, гриппом. Причина стресса является несоответствие возможностей организма предъявляемым к нему требования, например высокой эмоциональной насыщенности деятельности. Т.е. больше количестве эмоциогенных ситуаций стресс также могут вызывать личные и социальные конфликты.

Отвращение. Монотонная обстановка также приводит к появлению состояния психического пресыщения, связанного с возникновением отвращения к выполняемой работе. Отвращение связывают с эмоциональным тоном ощущений, т.е. биологическим эмоциональным реагированием. Психологическое отвращение возникает не раньше семи лет ( касается только отвращения к пище). Психологическое отвращение как условнорефлекторная эмоциональная реакция на то. Что человеку противно, может сопровождаться легким ощущением тошноты и выражает реакцию отторжения неприятного ощущения или воспринимаемого объекта. «психическое насыщение» - состоит в том, то в результате длительного выполнения какой-либо однообразной деятельности у человека наступает сначала просто нежелание ее выполнять, а затем при ее дальнейшем выполнении резко отрицательное отношении к ней и настойчивое стремление ее прекратить. В обозначении этого состояния существует неопределенность.

Феномен « эмоционального выгорания» Этот термин ввел американский психиатр для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Затем феномен «э.в.» был детализирован, в результате чего выделился его синдром. Выделили три главных компонента: эмоциональное  и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.  Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошонности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевление, как раньше. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям. Контакты с ними становятся формальными. Подобные состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности, недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.  К организационному фактору, способствующему развитию «выгорания» относят: многочасовой характер работы,  не оцениваемой должным образом, имеющий трудноизмеримое содержание, требующий исключительной продуктивности. Показано наличие синдрома «э.в» у учителей, врачей и медсестрах, ученых, управленцев. Таким образом, этот синдром довольно распространен среди многих профессий, в том числе и не исследованных психологами.

Скука (Состояние монотоннии). Скука и связанное с ней состояние монотонии является по своим характеристикам противоположным состоянию эмоционального напряжения. В психологической литературе одно из первых упоминаний о состоянии монотонности встречается в работе Г. Мюнстерберга. Изучением этого состояния интересуются физиологи, психологи, социологи. Монотонность влияет на эффективность деятельности, настроение человека, на его развитие личности. Канадский ученый В. Герон пришел к выводу о необходимости постоянного изменения сенсорного окружения человека для его нормального существования. Даже животные инстинктивно избегают монотонной обстановки. Все авторы, занимающиеся этой проблемой, согласны в том, что это состояние является следствием однообразной деятельности.  Объективная однообразие связано  бедностью сенсорного воздействия на человека, с малой загруженностью его интеллектуальной сферы. Субъективная монотонность может сопутствовать объективной монотонности, являясь ее отражением в сознании человека. При этом необходимо наличие двух условий: чтобы выполняемая деятельность не давала умственной свободы от деятельности, привлекала к себе внимания и в то же время не представляла достаточных условий для размышления над этим заданием.  Именно однообразие впечатлений и служит той побудительной причинной, которая вызывает состояние монотонии.  Действенными средствами уменьшения фактора монотонности являются: усложнение рабочих операций, выполняемых действий, объединение их в комплексы, увеличение темпа работы или подачи информации, расчленение общего задания на отдельные части для того, чтобы  появились промежуточные цели, организация пауз в работе с заполнением их физическими нагрузками, прослушиванием музыки, усиление мотивации через объяснение значимости деятельности, смена деятельности, рабочих мест.

 

 

 

 

 

84. Стресс в жизни и профессиональной деятельности. Управление эмоциями.

Ганс Селье  полагает, что слово «стресс» произошло  в английском языке от старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс».

В законченном  виде учение о стрессе было сформулировано Селье, хотя до него сходные явления наблюдали некоторые физиологи и клиницисты. Селье трактует понятие стресс по разному. В его ранних работах под стрессом понималась совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождавшихся перестройкой защитных систем организма, а в более поздних под стрессом стала пониматься неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, т.е. произошло упрощение этого феномена и соответствующего ему понятия.

Первоначально Селье уделял внимание лишь биологическим  и физиологическим аспектам проблемы стресса. Поэтому традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма на действие отрицательных факторов, представляющих угрозу для организма. Стресс выражается общим адаптационным синдромом, проявляющимся независимо от качества патогенного фактора (химический, термический, физический) и имеющим определенные стадии:   - реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противошока»); - стадия устойчивости (резистентности), когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям; - Стадия  истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.

Ведущую роль в  развитии общего адаптационного синдрома, по мнению Селье, играет эндокринная  система, в частности гипофиз.

На первых этапах  создания учения о стрессе, Селье  отмечал, что возникают не только функциональные изменения во внутренних органа, являющиеся обратимыми, но и  морфологические необратимые изменения, т.е. серьезные заболевания. Существует множество подтверждений того, что в результате психической травмы у человека возникают серьезные патологии внутренних органов, вплоть до онкологических заболеваний.

Первым попытался  разграничить физиологическое и  психологическое понимание стресса  Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничиваются физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей и трудной. Однако данное разделение дольно условно, так как так как в физиологическом стрессе всегда есть элементы эмоционального, а в психическом стрессе не может не быть физиологических изменений. Речь, следовательно, должна идти скорее о причинах, вызывающих стресс (физических и психических), чем о различиях в наблюдающихся изменениях в организме. В этом отношении более правомерна  позиция Марищука В.Л., считающего, что любой стресс является и физиологическим, и психическим (эмоциональным).

На финальной  стадии разработке своего учения Селье стал говорить о двух видах стресса – •дистрессе, связанным с отрицательными эмоциональными реакциями, и • эустрессе, связанном с положительными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в сферу этих понятий вошли все физиологические явления, включая сон. Так, Селье пишет, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс и что полная свобода от стресса означает смерть.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"