Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.
Приведем краткую
80. Задатки и способности. Диагностика и развитие способностей.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Теплов писал, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Деятельность – обязательное условие формирования способностей, как процесс их формирования.
Способности можно классифицировать на:
• природные (или
естественные) способности, в основе
своей биологически обусловленн
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: • общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), • и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.); • теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям, сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; • учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом; • способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.
Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
Выделяют следующие уровни способностей: • репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и • творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
Индивидуальные (индивидуально-
Б. М. Теплов включил в число определяющих
способности характеристик
Н. С. Лейтес пишет, что способности формируются из обобщенных умений, способности только зависят от знаний и умений, но не сводятся к ним. Способности формируются и развиваются медленнее, чем приобретаются знания и умения.
Хотя способности развиваются на основе задатков, они не являются их функцией; задатки- предпосылки в развитии способностей. Но они не являются неразвитыми, потенциальными возможностями. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом; следовательно, отрицается существование для каждой способности своего специального предуготовленного задатка. На базе разных задатков могут развиваться у разных людей способности, одинаково проявляющиеся в результатах деятельности. Возможна компенсация одних индивидуальных особенностей, в том числе и природных, за счет других. Теплов показал на конкретных примерах, что музыкальные способности могут сформироваться на разной природной основе, как при наличии, так и при отсутствии абсолютного слуха. На основе разных задатков у разных людей могут сформироваться одинаковые способности. Рубинштейн: «Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях».
Между способностями и задатками нет взаимооднозначного соответствия, соотношение между ними сложно опосредованно.
Диагностика и развитие способностей
Ряд методик психол. диагностики носит название тестов способностей. К ним относятся тесты интеллекта и креативности, объединенные термином «тесты общих способностей», а также «тесты специальных способностей».
Таким образом, тесты способностей оценивают достижения людей при выполнении ими некоторых достаточно ограниченных по числу типов заданий. Психометрический подход к оценке способностей изначально базировался на Ложной посылке - отождествлении способности и достижений при выполнении определенного типа деятельности, требующего проявления этой способности.
Между тем, уровень достижений в любой деятельности нельзя отождествлять с уровнем развития его способности к ней. Ранее также отмечалось, что различные достижения зависят не только от способностей. Они обусловлены многими факторами, относящимися как к особенностям среды, так и к качествам самого человека. Интерпретируя достижения в тестовой деятельности, нельзя упускать из виду тренированность индивидов в кого рода деятельности, мотивацию, уровень тревожности и многое другое.
Еще одно заблуждение психометрического подхода, относящее к оценке способностей, заключалось в том, что бездоказательно понималось, что каждый тест (или субтест) измеряет одну и ту же способность у разных индивидов. Способности однозначно соотносились с тестами и признавались инвариантными для индивидов. Удачное выполнение теста интерпретировалось как наличие у индивида соответствующей способности, а плохой показатель по тесту рассматривался как свидетельство низкого уровня способности.
Между тем одно и то же задание можно выполнить разными способами, опираясь на разные способности. Как отечественные, так западные психологи признают, что высокие достижения в одной и той же деятельности могут быть обусловлены различными типами способностей. Возможна в широких пределах компенсация одних способностей другими.
Рассматривая показатель теста способностей, диагност имеет дело с достижением, результатом, но не знает того пути, который привел испытуемого к нему. Между тем психологи, анализируя способности, видели одну из причин индивидуальных различий в них в активности, специфичной для разных индивидов. Индивидуализация активности проявляется, прежде всего, в неодинаковых способах ее осуществления.
При решении заданий, предлагаемых в тестах способностей, испытуемые используют разные способы и приемы их решения, и показатель теста не раскрывает этих способов и приемов. Более того, в основе психометрического подхода к диагностике способностей лежит представление о том, что каждый выполняющий тест решает его одним и тем же способом, предусмотренным психологом. На самом же деле факты говорят о следующем:
• неверно, что как более, так и менее способные люди используют одни и те же приемы, но вторые хуже их применяют; • способов, приемов, стратегий выполнения деятельности по решению тестовых задач может быть несколько, а диагносты рассматривают только конечный результат.
Возникновение тестов специальных
способностей связано с практикой
профессионального консультирования
и профессионального отбора, требовавшей
давать прогноз в выполнении отдельных
видов профессиональной деятельности.
За рубежом тестирование специальных
способностей все время интенсивно развивалось
и в настоящее время очень распространено.
Для практических целей там выделяют следующие
группы индивидуальных особенностей,
называемых специальными способностями:
• сенсорные; • моторные; • технические;
Первые три группы не соотнесены с определенными профессиями, хотя некоторые из них чаще обнаруживают себя в одних видах деятельности, нежели в других. Последняя группа прямо связана с конкретными профессиями, что отражено в их названиях.
Тесты сенсорных способностей в основном применяются в промышленности и военном ведомстве для отбора и рационального распределения по рабочим постам. Поскольку от состояния сенсорики зависят многие трудовые показатели (количество и качество продукции, производственный травматизм, количество брака) в ряде профессий, разработанные тесты применяются как составные части многих батарей, ориентированных на разные виды трудовой деятельности. Наиболее распространены тесты, диагностирующие зрительные и слуховые функции.
Тесты на особенность зрительного восприятия (острота зрения, мышечный баланс глаз, цветоразличие, восприятие глубины – в США Шкала Снеллена, тест Орто-Рейтера, Зрительный тест, Проверка зрения).
Тесты на слуховое восприятие (острота слуха, дифференциация тембра, высоты звука, выделение сигнала из фона – тест меры музыкальной одаренности К.Сишора).
Моторные тесты (измерение точности и скорости движений, ловкости движений пальцев рук, координации и темпа двигательных реакций, точности распределения мышечного усилия при решении двигательных задач – тест Кроуфорда на манипулирование небольшими предметами, Доска Пурдье (диагностирует два типа движений:1)грубые движения кистей рук, пальцев и рук в целом; 2)точные движения кончиков пальцев), также Тест ловкости пальцев О’Коннора, Миннесотский тест скорости манипулирования).
Тесты технических способностей (измеряют те психологические особенности, которые проявляются в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами; - Тест технического понимания Пурдье, Миннесотский сборный технический тест, Тест технического понимания Беннета).