Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)
Акцентуации характера

Как считает известный  немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей  некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера  проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера  часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости  от типов акцентуации: Гипертимические (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность; дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной; циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности); эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение; демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках; возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует; застревающий – «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной; педантичный – выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью; тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях; экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость; интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким; экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

 

80. Задатки и способности.  Диагностика и развитие способностей.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Теплов писал, что способность  не может возникнуть вне соответствующей  конкретной деятельности. Деятельность – обязательное условие формирования способностей, как процесс их формирования.

Способности можно классифицировать на:

 • природные (или  естественные) способности, в основе  своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);                          • специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: • общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), • и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.); • теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям, сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; • учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;  • способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Важным моментом у  детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие  уровни способностей: • репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и • творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

Б. М. Теплов включил в число определяющих способности характеристик типологические особенности проявления свойств  нервной системы (силу-слабость, подвижность-инертность, уравновешеннocть-неуравновешенность). К. К. Платонов относит к задаткам и психические процессы, А. А. Бодалев - психические функции, что, в принципе, одно и то же. Врожденными могут быть лишь задатки, т. е. анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося главным образом в процессе воспитания и обучения. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность.

Н. С. Лейтес пишет, что способности  формируются из обобщенных умений, способности  только зависят от знаний и умений, но не сводятся к ним. Способности формируются и развиваются медленнее, чем приобретаются знания и умения.

Хотя способности развиваются  на основе задатков, они не являются их функцией; задатки- предпосылки в развитии способностей. Но они не являются неразвитыми, потенциальными возможностями. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом; следовательно, отрицается существование для каждой способности своего специального предуготовленного задатка.  На базе разных задатков могут развиваться у разных людей способности, одинаково проявляющиеся в  результатах деятельности. Возможна компенсация одних индивидуальных особенностей, в том числе и природных, за счет других. Теплов показал на конкретных примерах, что музыкальные способности могут сформироваться на разной природной основе, как при наличии, так и при отсутствии абсолютного слуха. На основе разных задатков у разных людей могут сформироваться одинаковые способности. Рубинштейн: «Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях».

Между способностями и задатками  нет взаимооднозначного соответствия, соотношение между ними сложно опосредованно.

Диагностика и развитие способностей

Ряд методик психол. диагностики носит название тестов способностей. К ним относятся тесты интеллекта и креативности, объединенные термином «тесты общих способностей», а также «тесты специальных способностей».  

Таким образом, тесты способностей оценивают достижения людей при выполнении ими некоторых достаточно ограниченных по числу типов заданий. Психометрический подход к оценке способностей изначально базировался на Ложной посылке - отождествлении способности и достижений при выполнении определенного типа деятельности, требующего проявления этой способности.

Между тем, уровень достижений в любой деятельности нельзя отождествлять с уровнем развития его способности к ней. Ранее также отмечалось, что различные достижения зависят не только от способностей. Они обусловлены многими  факторами, относящимися как к особенностям среды, так и к качествам самого человека. Интерпретируя достижения в тестовой деятельности, нельзя упускать из виду тренированность индивидов в кого рода деятельности, мотивацию, уровень тревожности и многое другое.

Еще одно заблуждение психометрического подхода, относящее к оценке способностей, заключалось в том, что бездоказательно понималось, что каждый тест (или субтест) измеряет одну и ту же способность у разных индивидов. Способности однозначно соотносились с тестами и признавались инвариантными для индивидов. Удачное выполнение теста интерпретировалось как наличие у индивида соответствующей способности, а плохой показатель по тесту рассматривался как свидетельство низкого уровня способности.

Между тем одно и то же задание можно выполнить разными способами, опираясь на разные способности. Как отечественные, так западные психологи признают, что высокие достижения в одной и той же деятельности могут быть обусловлены различными типами способностей. Возможна в широких пределах компенсация одних способностей другими.

Рассматривая показатель теста  способностей, диагност имеет дело с достижением, результатом, но не знает того пути, который привел испытуемого к нему. Между тем психологи, анализируя способности, видели  одну из причин индивидуальных различий в них в активности, специфичной для разных индивидов. Индивидуализация активности проявляется, прежде всего, в неодинаковых способах ее осуществления.

При решении заданий, предлагаемых в тестах способностей, испытуемые используют разные способы и приемы их решения, и показатель теста не раскрывает этих способов и приемов. Более того, в основе психометрического подхода к диагностике способностей лежит представление о том, что каждый выполняющий тест решает его одним и тем же способом, предусмотренным психологом. На самом же деле  факты говорят о следующем:

• неверно, что как более, так  и менее способные люди используют одни и те же приемы, но вторые хуже их применяют; • способов, приемов, стратегий выполнения деятельности по решению тестовых задач может быть несколько, а диагносты рассматривают только конечный результат.

Возникновение тестов специальных  способностей связано с практикой  профессионального консультирования и профессионального отбора, требовавшей давать прогноз в выполнении отдельных видов профессиональной деятельности. За рубежом тестирование специальных способностей все время интенсивно развивалось и в настоящее время очень распространено. Для практических целей там выделяют следующие группы индивидуальных особенностей, называемых специальными способностями: • сенсорные; • моторные; • технические;                          • профессионализированные.

Первые три группы не соотнесены с определенными профессиями, хотя некоторые из них чаще обнаруживают себя в одних видах деятельности, нежели в других. Последняя группа прямо связана с конкретными профессиями, что отражено в их названиях.

Тесты сенсорных способностей в  основном применяются в промышленности и военном ведомстве для отбора и рационального распределения по рабочим постам. Поскольку от состояния сенсорики зависят многие трудовые показатели (количество и качество продукции, производственный травматизм, количество брака) в ряде профессий, разработанные тесты применяются как составные части многих батарей, ориентированных на разные виды трудовой деятельности. Наиболее распространены тесты, диагностирующие зрительные и слуховые функции.

Тесты на особенность зрительного  восприятия (острота зрения, мышечный баланс глаз, цветоразличие, восприятие глубины – в США Шкала Снеллена, тест Орто-Рейтера, Зрительный тест, Проверка зрения).

Тесты на слуховое восприятие (острота  слуха, дифференциация тембра, высоты звука, выделение сигнала из фона – тест меры музыкальной одаренности К.Сишора).

Моторные тесты (измерение точности и скорости движений, ловкости движений пальцев рук, координации и темпа двигательных реакций, точности распределения мышечного усилия при решении двигательных задач – тест Кроуфорда на манипулирование небольшими предметами, Доска Пурдье (диагностирует два типа движений:1)грубые движения кистей рук, пальцев и рук в целом; 2)точные движения кончиков пальцев), также Тест ловкости пальцев О’Коннора, Миннесотский тест скорости манипулирования).

Тесты технических способностей (измеряют те психологические особенности, которые проявляются в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами; - Тест технического понимания Пурдье, Миннесотский сборный технический тест, Тест технического понимания Беннета).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"