Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
Одно из главных достижений современной дифференциальной психологии – разработка системного подхода по отношению к понятию индивидуальность. Системный подход был введен Ломовым, Системный подход позволил рассмотреть индивидуальность как сложное образование, в котором объединяются организм и личность. Таким образом, была решена проблема биологического и социального в человеке. Индивидуальность стала рассматриваться как интегральная характеристика этого взаимодействия (организма и личности). Организм и личность сливаются в единую целостность. (Ломов, Ананьев, Брушлинский, Платонов, Мерлин, Голубева, Русалов – разрабатывали системный подход в психологии).
Свойства организма
Свойства личности – это свойства «гибкой системы», которая дает возможность приспособиться человеку к внешнему миру, она обеспечивает связь с внешним миром (особенности темперамента, характера, способности, мотивация и др.).
Свойства организма: возрастные особенности; половые свойства, конституция – морфология, телосложение, биохимические особенности, особенности ВНД мозга (свойства НС, задатки).
Индивид (жесткая система)
Морфологические
Особенности ВНД
75. Психологическая структура личности.
(По Крупнову) Системная структура
образований и свойств
Данная структура дает возможность выделить центральную системообразующую подсистему личности. Таковой является социально-нравственный уровень, который проявляется в соответствующих свойствах личности. Этот уровень обладает высокими возможностями интеграции различных психологических феноменов. В нем представлены и мотивы и отношения, и эмоциональные характеристики, ценностно-смысловые переменные и результативно-деятельностные. Иными словами, системно изучая этот уровень мы можем осветить целостную личность и ее многообразие. По существу этот уровень определяет линию поступков личности. Именно поступки и могут быть единицей анализа личности.
(по Маклакову)
При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.
Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека.
Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация – это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки - это убеждения людей.
Кроме этого, некоторые авторы включают
в структуру личности такие понятия,
как воля и эмоции. Мы эти понятия
рассматривали в разделе «
чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.
Однако у авторов, рассматривающих данные явления в рамках структуры личности, также есть для этого основания. Например, чувства - один из видов эмоций, - чаще всего имеют социальную направленность, а волевые качества присутствуют в регуляции поведения человека как члена общества. Все это, с одной стороны, еще раз говорит о сложности рассматриваемой нами проблемы, а с другой: об определенных разногласиях в отношении некоторых аспектов проблемы личности. Причем наибольшие разногласия вызывают проблемы иерархии структуры человеческой организации, а также соотношение биологического и социального в личности.
76. Отечественные и
зарубежные подходы к
Психоанализ (Структура личности по Фрейду). Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии. Зигмунд Фрейд на основе многолетних клинических наблюдений сформулировал психологическую концепцию, согласно к-рой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я». «ОНО» – бессознательная часть, насыщено сексуальной энергией – «либидо», иррационально, подчиняется принципу удовольствия. Уровень «Я» сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» - носитель моральных стандартов, выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда. «СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества. Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление; проекция; рационализация. Становление психики у ребенка происходит через преодоление эдипова комплекса (греч. миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери): мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, Эдипов комплекс (к 5-6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.
Особенности развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека. Фрейд сформулировал теорию сексуального развития: оральная фаза (период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной); анальная фаза (приучение к туалету); фаллическая фаза (в 4 года начинает преобладать интерес к половым органам, к пенису). Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. Чрезмерное увлечение эротической активностью или, наоборот, мешающие ей конфликты, запреты или травмы могут вызвать задержку развития либидо на какой-то стадии.
Задача психоанализа: 1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное поведение; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целей (сублимация). Цель психоаналитической терапии, по словам Фрейда, «превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности». Недостаток - преувеличение роли сексуальной сферы, человек понимается как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной борьбы с обществом. Поэтому его последователи пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Заслуга Фрейда - привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности.
Бихевиоризм (Уотсон) «Предметом психологии является поведение». Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек выступает как «чёрный ящик». И личность человека не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию (S – R). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание, прежде всего, избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр. Таким образом, личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Человек понимается как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Толмен ввел переменную – психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула. В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении – в теории социального научения. По мнению Бандуры, одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем самостоятельной оценки.
«Когнитивная психология»: что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысль, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными. Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, поскольку сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов, отношений человека. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.
Гуманистическая психология изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие «самоактуализирующие» личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития. А. Маслоу разработал «иерархию потребностей»: 1 – физиологические потребности; 2 – потребность в надежности; 3 – социальные потребности; 4 – потребность в уважении; 5 – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
«Самоактуализирующейся личности» присущи следующие особенности: - полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее); - принятие других и себя; - профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело; - независимость от социальной среды, самостоятельность суждений; - способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям; - постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту; - различение цели и средств, зла и добра; - спонтанность, естественность поведения; - юмор; - саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни; - готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей.