Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Одно из главных достижений современной  дифференциальной психологии – разработка системного подхода по отношению к понятию индивидуальность. Системный подход был введен Ломовым,  Системный подход позволил рассмотреть индивидуальность как сложное образование, в котором объединяются организм и личность. Таким образом, была решена проблема биологического и социального в человеке. Индивидуальность стала рассматриваться как интегральная характеристика этого взаимодействия (организма и личности). Организм и личность сливаются в единую целостность. (Ломов, Ананьев, Брушлинский, Платонов, Мерлин, Голубева, Русалов – разрабатывали системный подход в психологии).

 

 

Свойства организма определяются наследственными факторами; они  являются «жесткими системами» (она пытается сохранить эти свойства, делает систему устойчивой к внешним воздействием).

Свойства личности – это свойства «гибкой системы», которая дает возможность приспособиться человеку к внешнему миру, она обеспечивает связь с внешним миром (особенности темперамента, характера, способности, мотивация и др.).

Свойства организма: возрастные особенности; половые свойства, конституция – морфология, телосложение, биохимические особенности, особенности ВНД мозга (свойства НС, задатки).

                                                                         Индивидуальность

                         Индивид (жесткая система)                                личность (гибкая система)

                                    Возрастные                                                               темперамент

                                        Половые                                                                   характер

                                Биохимические                                                            способности

                             Морфологические                                                      эмоциональность

                             Особенности ВНД                                                           мотивация

                                                                                                                     Направленность

 

 

75. Психологическая  структура личности.

(По Крупнову) Системная структура  образований и свойств личности  может быть представлена только в системе социальных отношений и других личностных свойств. В этой системе существуют уровни:

  1. мотивационно-потребностный (этот уровень обеспечивает активность субъекта в качестве источников этой активности выступают социально-культурные потребности, влечения, установки, а также мотивы и притязания личности);
  2. 2) инструментальные черты личности (они обеспечивают приемы, способы выполнения различных видов деятельности, а также их эффективность. Сюда входят: склонности, способности, призвание, а также черты характера);
  3. 3) социально-нравственный (это социально-психологические роли, в которых человек выражает отношение к власти, политическому строю, войне, миру, экологии; и нравственно-эстетические свойства. Которые выражают отношения к другим людям, к себе, к труду, к результатам и т.д.);
  4. Ценностно-смысловые образования (цели, ценности, идеалы, жизненные планы, а также взгляды, убеждения, мировоззрения, смыслы. Этот уровень выражает мировоззренческие позиции субъекта.);
  5. Деятельностный (интерактивный уровень (свидетельствует о том, что личность с необходимостью проявляется в деятельности, общении, а также поступках и позициях).

Данная структура дает возможность  выделить центральную системообразующую  подсистему личности. Таковой является социально-нравственный уровень, который проявляется в соответствующих свойствах личности. Этот уровень обладает высокими возможностями интеграции различных психологических феноменов. В нем представлены и мотивы и отношения, и эмоциональные характеристики, ценностно-смысловые переменные и результативно-деятельностные. Иными словами, системно изучая этот уровень мы можем осветить целостную личность и ее многообразие. По существу этот уровень определяет линию поступков личности. Именно поступки и могут быть единицей анализа личности.

(по Маклакову)

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности  темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.  

Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека.

Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация – это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки - это убеждения людей.

Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Мы эти понятия  рассматривали в разделе «Психические процессы». Дело в том, что в структуре  психических явлений принято  выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства. В свою очередь психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того,

чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.

Однако у авторов, рассматривающих  данные явления в рамках структуры  личности, также есть для этого  основания. Например, чувства - один из видов эмоций, - чаще всего имеют  социальную направленность, а волевые  качества присутствуют в регуляции поведения человека как члена общества. Все это, с одной стороны, еще раз говорит о сложности рассматриваемой нами проблемы, а с другой: об определенных разногласиях в отношении некоторых аспектов проблемы личности. Причем наибольшие разногласия вызывают проблемы иерархии структуры человеческой организации, а также соотношение биологического и социального в личности.

 

76. Отечественные и  зарубежные подходы к исследованию  личности.

Психоанализ (Структура личности по Фрейду). Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии. Зигмунд Фрейд на основе многолетних клинических наблюдений сформулировал психологическую концепцию, согласно к-рой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я». «ОНО» – бессознательная часть, насыщено сексуальной энергией – «либидо», иррационально, подчиняется принципу удовольствия. Уровень «Я» сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» - носитель моральных стандартов, выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда. «СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества. Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление; проекция; рационализация. Становление психики у ребенка происходит через преодоление эдипова комплекса (греч. миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери): мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, Эдипов комплекс (к 5-6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.

Особенности развития в  детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека. Фрейд сформулировал теорию сексуального развития: оральная фаза (период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной); анальная фаза (приучение к туалету); фаллическая фаза (в 4 года начинает преобладать интерес к половым органам, к пенису). Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. Чрезмерное увлечение эротической активностью или, наоборот, мешающие ей конфликты, запреты или травмы могут вызвать задержку развития либидо на какой-то стадии.

Задача психоанализа: 1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные  патологические симптомы, нежелательное поведение; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целей (сублимация). Цель психоаналитической терапии, по словам Фрейда, «превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности».  Недостаток - преувеличение роли сексуальной сферы, человек понимается как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной борьбы с обществом. Поэтому его последователи пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Заслуга Фрейда - привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности.

Бихевиоризм (Уотсон) «Предметом психологии является поведение». Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек выступает как «чёрный ящик». И личность человека не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию  (S – R). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание, прежде всего, избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр. Таким образом, личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Человек понимается как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Толмен ввел переменную – психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула. В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении – в теории социального научения. По мнению Бандуры, одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем самостоятельной оценки.

«Когнитивная психология»: что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысль, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными. Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, поскольку сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов,  отношений человека. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Гуманистическая психология изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие «самоактуализирующие» личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития. А. Маслоу разработал «иерархию потребностей»: 1 – физиологические потребности; 2 – потребность в надежности; 3 – социальные потребности; 4 – потребность в уважении; 5 – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

«Самоактуализирующейся  личности» присущи следующие особенности:  - полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);  - принятие других и себя; - профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;         - независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;  - способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;  - постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;  - различение цели и средств, зла и добра;  - спонтанность, естественность поведения;  - юмор;        -  саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни; - готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"