Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Основная характеристика эмоций и чувств в юношеском возрасте – будущее.

Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется: 1) многообразием переживаемых чувств – особенно нравственных и общественно-политических; 2)бОльшей устойчивостью эмоций и чувств; 3) способность к сопереживанию; 4)развитием эстетических чувств; 5) бОльшей устойчивостью и глубиной дружбы; 6)появлением чувства любви.

Особенности эмоциональной сферы  лиц пожилого возраста. Изменение динамических состояний выражается либо в инертности, либо в лабильности эмоций; возрастает роль и место отрицательных эмоций; высокая устойчивость высших эмоций, в т.ч. связанных с творчеством. Значительно уменьшается контроль за проявлением эмоций, хотя часто наблюдается и противоположное явление – эмоциональная черствость, снижение эмпатии.

Многие изменения эмоциональной  сферы лиц пожилого возраста обусловлены  изменением их социальной роли в обществе. Многое зависит от оценки человеком своего жизненного пути (если считает, что жизнь его состоялась – то спокоен и уравновешен; если оценивает жизнь, как прожитую зря, то человека постигает чувство бессилья, отчаянья и страха.

Часто возникают любящие, дружеские  отношения с внуками. Для лиц  пожилого возраста характерна хроническая  озабоченность, которая может рассматриваться как слабо выраженная тревога. Возникает чувство одиночества. Пожилые, в отличие от более молодых, испытывают меньшую тревогу при мыслях о смерти. Многие думают о ней часто, но со спокойствием.

Половые различие в эмоциональной  сфере. В первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности эмоциональных реакций у девочек и мальчиков, но с возрастом частота и интенсивность отрицательных эмоциональных реакций  у мальчиков возрастают, а у девочек убывает.  Хорни: в соответствии с разделением социальных ролей, сформировался взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. Куликов отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированней и сложней, чем у мужчин.

• Различия в эмоциональной сфере  мужчин и женщин многие психологи  связывают с воспитанием. Согласно Юнгу, у мужчин в процессе воспитания чувствования подавляются, а у женщин они доминируют.

• Различия по тревожности: у женщин больше выражена т.

• Различия в склонности переживания  базовых эмоций: у девочек склонность к страху больше в любом возрасте; к переживанию гнева и печали – меньше; к радости – одинаково; мужчины чаще сдержанны в проявлении эмоций, и больше нуждаются в эмоциональном участии. У мужчин эмоциональные проблемы маскируются и даже отрицаются на уровне самооценки.

• Различия в эмоциональном отношении к другим: женщины во всех возрастах явно превосходят мужчин по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени – по интенсивности, еще в меньшей – по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

• Различия в свойствах и типах личности: считается, что женщины более эмпатичны, женщины больше внимания уделяют эмоциональным аспектам межличностных отношений и своим переживаниям. У мужчин и женщин распространен эмоциональный тип, при котором доминирует радость при равенстве страха и гнева.

• Вина у семейных работающих женщин: является следствием внутриличностного  конфликта, когда женщина стремится  соответствовать и роли хранительницы  очага и роли хорошего профессионала.

•В отношениях с супругом чувство  вины может проявляться в отказе от мощи мужа в домашних делах –чтобы «не разочаровывать» его как хозяйка. «конфликт боязни успеха» - женщина боится подняться по карьерной лестнице выше мужа.

• Страх женщин перед успехом: Хорнер считает, что успех у женщин ассоциируется  с потерей женственности, значимых отношений. Успех в профессиональной сфере и значимой сфере (друзья, семья) – представляется взаимоисключающим.

Страх успех возможен и у мужчин, когда род их деятельности не соответствует  гендерной роли.

 

 

87. Причины эмоциональных расстройств. Эмоциональная сфера при различных патологиях.

Во многих случаях причиной эмоциональных  расстройств являются различные  органически и психические заболевания. Но есть и причины, касающиеся целых слоев обществ или даже наций – причиной становятся факторы и установки, поощряемые в семьях. Например, в США – депрессия – бич общества, пропагандирующего культ успеха и благополучия. Хорни обратила внимание на социальную почву, которая способствует росту тревожных расстройств. Подавление собственной враждебности ведет к резкому росту тревоги из-за восприятия  окружающего мира как опасного и себя как неспособного защититься от этой опасности, в силу запрета на агрессию, то есть на активное противодействие опасности.

Исследования, проведенные Холмогоровой и Гаранян, на предмет 4 базовых эмоций у здоровых и больных мужчин и женщин.

Установки на запрет эмоций в норме  и патологии, %

эмоция

Группа

 

Здоровые

Больные

 

женщины

мужчины

женщины

Мужчины

Печаль

54

62

67

87.5

Гнев

74

57

88

75

Страх

40

60

82

71

Радость

44

48

71

37,5


 

 Больные отличаются по уровню  запрета на различные эмоции. У первых запрет на отрицательные  эмоции выражен больше. Видны  культуральные различия у мужчин  и женщин. У мужчин выше запрет  на страх (образ мужественного  человека), а у женщин – на гнев (образ мягкой женщины).

 

Культ рационального отношения  к жизни, негативная установка по отношению к эмоциям как явлению внутренней жизни человека находят выражение в современном эталоне супермена – непрошибаемого и как бы лишенного эмоций человека. В лучше случае эмоций сбрасываются как в помойку яму на концертах панкрока или дискотеках. Запрет на эмоции ведёт  к вытеснению их сознания, а расплата за это – невозможность их психологической  переработки и разрастание физиологического компонента  в виде болей и неприятных ощущений разной локализации (Холмоговорова, Гаранян).

 

Эмоциональная сфера  при различных патологиях.

Эмоциональные нарушения у детей  с ЗПР при ранних расстройствах шизофренического характера наблюдается эмоциональная незрелость. Она характеризуется отсутствием или незрелостью эмоциональных реакций на окружающее, в раннем возрасте отсутствует «комплекс оживления». В дошкольном возрасте отсутствует или снижен интерес к окружающим, к играм. В старшем возрасте – отсутствует сострадание, сочувствие, чувство привязанности.

При психическом инфантилизме эмоциональная сфера детей находится на более ранней ступени развития, эмоции яркие и живые. Преобладает мотив получения )  удовольствия.

Эмоциональные особенности детей  с невротическими проявлениями: характерна тревожность. Напряженность, эмоциональная неустойчивость. Ведущие эмоциональные характеристики – обидчивость. Подозрительность и чувство вины.

Эмоциональные нарушения при различных  поражениях мозга: при локальных поражениях мозга возможны как постоянные эмоциональные расстройства, так и пароксизмальные (временные) аффективные нарушения. Для гипофизно-гипоталамической локализации характерно постепенное обеднения эмоций, исчезновение экспрессивных средств  их выражения на фоне изменения психики в целом. При поражении лобных отделов – характерно обеднение эмоций, наличие «эмоциональных параличей» или же эйфории в сочетании с грубыми изменениями личности больного. В первую очередь страдают социальные эмоции. Лурия рассматривал эмоционально-личностные изменения (эмоциональное безразличие, тупость, эйфорию, благодушие) как важнейшие симптомы поражения лобных долей мозга.

Эмоциональные нарушения при поражении  правого и левого полушарий головного  мозга: правополушарные повреждения мозга вызывают у больных эмоциональные сдвиги в сторону эйфории. Если в левом полушарии – депрессия. В эксперименте на больных с узнаванием эмоций по выражению лица – при правополушарном повреждении узнавание происходит хуже, чем при левополушарном. Больные правополушарные обнаруживают более грубые нарушения эмоциональной сферы. Патологические случаи смеха связаны с правосторонними очагами поражения, а плача – с левосторонними. При поражении правого полушария чаще возникают пароксизмальные эмоциональные изменения, а при поражении левого – стабильные эмоциональные нарушения.

Эмоциональные нарушения у душевнобольных: При изучении опознания эмоций по выражению лица у душевнобольных было выявлено, что больные параноидной формой шизофрении дают более высокий процент адекватного определения эмоций, чем другие шизофрении.

Эмоциональные особенности больных  алкоголизмом: на фоне алкогольной деградации возникают характерные изменения в эмоциональной сфере больных. Эмоциональные переживания становятся неглубокими, поверхностными, проявляется эйфоричность. При изучении изменения базовых эмоций было выявлено, что у больных, по сравнению со здоровыми лицами, были достоверно более выражены стыд, вина, радость. Остальные эмоции (удивление, гнев, печаль, отвращение, презрение, страх) тоже больше выражены у больных, но различия – не достоверны.

 

 

 

88.Воля как произвольное  управление поведением и деятельностью  человека.

Воля – способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. (Петровский, Ярошевский)

Понимание воли как самостоятельного и реального психического явления, существующего наряду с разумом и эмоциями, встречается уже у древнегреческих философов. (Платон: жизнь – колесница,  два бешеных коня – чувство и воля, возница – разум.) отсюда проистекает выделение трех сфер личности и трех типов психических процессов: интеллектуальных, эмоциональных и волевых.  Исходя из этой триадической модели, нам привычен взгляд на волю как на самостоятельное психическое явление. Чудновский:  исследователь, исходя из трехчленной формулы (разум, чувства, воля), хотя и признает, что компоненты данной формулы в той или иной степени связаны между собой и с психическими свойствами личности, но эта связь в достаточной мере не прослеживается. В традиционной трактовке воля характеризуется как свойство, в большей или меньшей степени эмансипированное от личности в целом, как некий инструмент, при помощи которого личность реализует определенное поведение.

Существуют различия в понимании  воли, а главное – трудность объективного изучения этого явления (поскольку вне активности человека воля не проявляется и ее также не возможно выделить в чистом виде из комплекса прочих психологических феноменов, как и внимание) привели к тому,  что многие авторы сомневаются в реальном существовании воли и полагают, что за этим термином скрываются различные психологические феномены, по мере изучения которых, они будут всё больше выпадать из «волевой обоймы».

 Например, Иванников утверждает, «что многие исследователи забыли, что некоторые понятия вводились в психологию не как обозначения каких-то психических реальностей, а как теоретические конструкты, призванные объяснить психические явления или поведение живых существ». Воля, с его точки зрения, является теоретическим допущением – не более.

Ильин: «воля» - не столько объяснительное, сколько классификационное понятие. Воля, как и другие психологические термины (восприятие, мышление, память), - это обобщенное понятие, обозначающее определенный класс психических процессов, действий, объединенных единой функциональной задачей – сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека.

Сопоставляя оба  подходы (отделение  воли от разума и чувств и отрицание  воли) – первый подход (Чудновский, Сеченов, Пуни, Рубинштейн) необоснованно противопоставляет волю и разум как механизмы управления поведением и деятельностью. Второй подход (Иванников), также необоснованно, отрицает наличие воли как реального психологического феномена. В действительности же воля – это, во-первых, реальное психологическое явление, представляющее собой произвольное управление, и, во-вторых, она неразрывно связана с разумом, поскольку произвольное управление – всегда сознательное и преднамеренное, т.е. разумное. (Иванников).

 

В психологии утвердилось понятие «психическая регуляция», а не «психическое управление». Поэтому в большинстве случаев психологи говорят о произвольной или волевой регуляции. Хомская: под произвольностью высших психических функций понимается возможность сознательного управления психическими функциями, Зейгарник упоминает о «развитии саморегуляции как  осознанного управления своим поведением».

С т.з. Иванникова волевая регуляция  не тождественна произвольному управлению. Произвольное управление, являясь более  общим феноменом, организует произвольное поведение (включая и волевое), реализуемое через произвольные, то есть мотивированные (сознательные, преднамеренные) действия. Волевая регуляция, являясь разновидностью волевого управления, реализуется через разновидность произвольных действий – волевые действия,  для которых более существенным становится проявление волевых усилий и которые соотносятся с волевым поведением.

Воля (или произвольность) - это самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения (пресловутая «свобода воли»!), но и в инициации действий, их осуществлении и контроле. Главной сущностью воли является самость (направленность на себя). Именно она отличает произвольное управление от непроизвольного.

Надо отметить, что различные  психологи вкладывают в понятие  «самость» разный смысл. В понимании  Ильина самость означает не то, например, что я сам отдернул руку,

уколовшись обо что-то острое, т. е. проявил защитный рефлекс. Самость -  это сознательное преднамеренное планирование человеком своих действий в соответствии с собственными желаниями, с переживаемым им самим чувством долга (мотивация), это отдача самому себе команды для начала действия, стимуляция самого себя, осуществление самоконтроля за своими действиями, состояниями.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"