Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности: • профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности. • индивидуализация предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход). • преодоление отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов. • основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники. В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая», и социально-ничтожная личность!
78. В.М. Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил свою трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К.Анохина, включающей четыре блока – хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, - выделил четыре связанных с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.
В соответствии с этим были выделены четыре компонента темперамента:
- эргичность (выносливость)
Все эти компоненты темперамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, должны пониматься как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.
С точки зрения данной концепции темперамент – это психобиологическая категория в том смысле, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора данной концепции, представляют собой «системное обобщение» генетически заданных индивидуальных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».
В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности – предметной деятельности и общением – каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в этих видах деятельности они проявляются по-разному. Так, по мнению Русалова, психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетания, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.[6] Например, активность, как свойство темперамента, в познавательных психических процессах проявляются в том, насколько человек в состоянии сосредоточиться на определенном объекте или на его аспекте. В свою очередь, темп проявляется в том, насколько быстро протекают соответствующие психические процессы.
Опросник формально-
79. Характер, его строение и формирование. Акцентуации характера.
Характер - это система доминирующих отношений субъекта, которая обеспечивает уровень активности и саморегуляции по реализации предметных отношений человека. В отличии от личности, где реализуются обобщенные мировоззренческие и нравственные отношения.
Х.– это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.
Левитов: «Х. это содержательный и общезначимый компонент личности и проявление направленности, мировоззрения и поведения». Ковалев: «Х. это доминирующее отношение человека к обществу, труду, и другим людям, проявляющееся в привычных манерах поведения».
Х. является одним из центральных образований в индивидуальности субъекта. Все черты х-ра – это черты личности, но не все черты личности – черты х-ра. Х. – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Х. является прижизненным образованием (формируется после рождения). Основную роль в формировании и развитии характера играет его общение с окружающими. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражания и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети активно и открыто общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками.
Раньше других у человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том. Что начало формирования этих черт уходит глубоко в дошкольный возраст, к первым месяцам жизни и определяется тем. Как мать обращается с ребенком.
Свойства х-ра, которые
проявляются в труде –
В начальных классах оформляются те черты характера, которые проявляются в отношении с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет школьных друзей и учителей. Чаще всего, имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома и тем, что от него требует школа.
В подростковом возрасте
активно развиваются и
Х. формируется и трансформируется на протяжении всей жизни человека. После окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться и видоизменяться, но на этом этапе человек сам становится творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений. Привычек, нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек. Этот процесс называется самовоспитанием. Самовоспитание характера предполагает, предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя. Увидеть свои недостатки.
Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Характер, как и другие черты личности, формируются в деятельности.
Классификация черт характера. Большинство черт характера можно определить в 5 основных групп:
1) познавательные черты характера, они выражают отношение субъекта к познанию и приобретению жизненного опыта (любознательность, сообразительность, наблюдательность, рассудительность, вдумчивость, критичность и т.д.). 2) эмоциональные черты характера – характеризуют степень принятия или непринятия человеком тех или иных обстоятельств (тревога. Страх, гнев, мнительность, жизнерадостность, восторженность и т.д.). 3) волевые ч.х. – характеризуют отношение к трудностям и препятствиям (настойчивость, решительность, усидчивость, упорство, мужество и т.д.). 4) коммуникативные ч.х. – характеризуют отношение к процессу общения с другими людьми (общительность, доверчивость, открытость, аутизм, и т.д.). 5) психомоторные ч.х. – характеризуют отношение к физическим качествам и динамике моторного поведения (энергичный, сильный, юркий. Вялый и т.д.).
Во всех чертах характера главным является выражение конкретных, предметных отношений. Все черты характера формируются в процессе жизни и вырабатываются в ходе жизнедеятельности и общения. Каждая черта характера составляет устойчивый принцип поведения, который является основой ориентации человека в жизни и деятельности.
Какова связь темперамента с характером? Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.