Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
Управление эмоциями
Эмоции не всегда желательны, таким образом ими необходимо управлять. Желательно научиться управлять эмоциями и конкретно – их внешними проявлениями. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит о том, что человек их не испытывает. Контроль экспрессии проявляется в трех фазах: - «подавлении» (сокрытие выражения переживания эмоциональных состояний), - «маскировка» (замена выражения переживаемого эмоционального состояния выражением других эмоций), - «симуляции» (выражение непереживаемых эмоций).
С возрастом увеличивается подавление эмоций.
Вызов желательных эмоций: - актуализация эмоциональной памяти и воображения как способ вызова определенного эмоционального состояния; - гелотология (новое направление управления эмоциями) (gelos – смех). Смех оказывает положительное влияние на психические и физиологические процессы; - использование музыки для вызова эмоций (музыкотерапия).
Устранение
нежелательных эмоциональных
Саморегуляция: релаксационная тренировка. Аутогенная тренировка, медитация.
Психическая регуляция: - аутогенная тренировка; - прогрессивная релаксация (мышечное расслабление); - психорегулирующая тренировка (от аутогенной отличается тем, что в ней не используется «внутреннее ощущение тяжести» в различных частях тела, содержит не только успокаивающую, но и возбуждающую часть).
Изменение направленности сознания: • отключение (отвлечение) – умение думать о чем угодно, кроме эмоциональных обстоятельств; • переключение – связано с направленностью на какое-нибудь интересное дело (чтение, просмотр фильма и т.д.); • снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата – осуществляется путем придания событию меньшей ценности; • использование контрафактного мышления – мышление в сослагательном наклонении «если бы…, то…».
Снять эмоциональное напряжение – получить дополнительную информацию, снимающую неопределенность ситуации; - разработка запасной отступной стратегии; - откладывание на время достижения цели; - физическая активность; - музыка; - письмо, запись в дневник, - дыхательные упражнения.
Проблема стресса.
I. Лазарус. Включает в анализ психического стресса переменную угрозы (предвосхищение человеком будущего столкновения с опасной ситуацией) с помощью оценки (умственная деятельность, прошлый опыт) + субъективный момент, т.е. интеллектуальный фактор. Стресс возникает в условиях, которые нарушают нормальное существование организма. И при психологическом, и при физиологическим стрессе стимулы активируют автономную НС, надпочечники, что приводит к неприятным субъективным ощущениям.
Разные опосредующие процессы: 1). автоматический гомеостативный механизм 2). психологический процесс оценки возможных процессов и поиск возможности избежать угрозу Стрессогенные факторы не обязательно должны существовать "здесь и сейчас", их можно предвидеть. Бессознательное состояние устраняет адренальные эффекты физиологического стресса (упал в обморок). Интеллектуальный процесс оценки угрозы - решающий фактор образования психологической реакции на стрессовую ситуацию.
II. Селье. Стадии стресса:
а.) Реакция тревоги (общая устойчивость к стрессу оказывается ниже нормы). б.) Стадия резистентности (сопротивляемость организма заметно повышается). в.) Стадия истощения (устойчивость резко понижается).
Два факта: - качественно разные агенты одинаковой токсичности вызывают неодинаковые реакции.- одна и та же степень стресса, вызванного одними и теми же агентами, может иметь разные проявления у разных людей. Стресс ведет к болезни и наоборот. Причина заболевания - избыточная или неадекватная адаптивная реакция. Продолжительный стресс - патогенный фактор. Гуморальное обуславливание - индукция особой предрасположенности к заболеванию при помощи химических агентов, через кровь. В случае стресса поражаются в первую очередь "слабые места" организма.
III. Наенко.
Психическая напряженность: - до 60х г-г стресс связывали с особенностями ситуации.
Физиологические индикаторы: 1) Кеннон - сверхобычная величина физиологических изменений -> отождествление разных по природе состояний. 2) Лейси - неоднозначность физиологических изменений, зависимость оных от психологического состояния, ситуативная стереотипия физиологических реакций.
Нарищук (классификация напряженности): - по характеру нарушений деятельности: • тормозная, • импульсивная, • генерализованная; - по силе стойкости нагрузки: • незначительная, быстро исчезает, • длительная, заметно сказывающаяся на деятельности, • длительная, практически не исчезающая.
Кибернетическая интерпретация: если человек - это сложная система ввода-вывода, потребления энергии и информации, то стресс – это основательная перегрузка на входе или на выходе.
85. Чувства. Классификация чувств. Соотношение чувств и эмоций.
Существуют разные подходы к соотношению эмоций и чувств: • отождествление эмоций и чувств; • чувства – как вид эмоций; • чувства – как родовое понятие, объединяющие различные виды эмоций – как формы переживаемых чувств; • разделение эмоций и чувств.
Чувства как эмоция – для многих психологов (Иванов, Шварц) эмоции и чувства – синонимы. Чувства – это одна из основных форм переживаний человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности отличается относительной устойчивостью. То есть чувство – как устойчивая эмоция. Ильин: чувства возникают «здесь и сейчас».
Чувства как вид эмоций – Леонтьев: чувства – это особый подкласс эмоций. Смирнов: эмоции и чувства соотносятся как частное к общему.
Разведение эмоций и чувств – Леонтьев: эмоции имеют ситуативный характер, а чувства – отчетливо выраженный «предметный» характер.
Эмоции
Возникли в процессе эволюции раньше
Присущи животным и человеку
Привязаны к ситуации и событиям
Ситуативны и кратковременны
Выделяют явления, имеющие
Одна и та же эмоция проявляется одно и тоже чувство проявляется в различных эмоциях
в различных чувствах
Классификация чувств:
1) нравственные чувства – чувства, которые возникают в связи с осознаванием соответствия или несоответствия своего поведения и моральных требований;
2)интеллектуальные чувства – связаны с познавательной деятельностью человека (любознательность, удивление, недоумение);
3) эстетические чувства – связаны с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием – понимание красоты, гармонии.
Платонов добавил еще Практические чувства – интерес, радость, азарт, увлечение делом, приятная усталость.
Рассмотрим, что понимают разные авторы под одним и тем же термином - "чувство".
I. Вильгельм Вундт как и всякий структуралист, искал инварианты психического, его извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых "психических элементов", сочетающихся в более сложные образования - это ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы, все, что человек отражает, сопровождается определенным чувством (субъективные впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек диспаратными и был этим очень горд. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм, который был представлен трехмерным пространством (удовольствие-неудовольствие, напряжение- разрядка и возбуждение-успокоение). Любое чувство может быть представлено точкой в этом пространстве. Аффект - форма течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика - в каждый момент времени у человека имеется множество чувств - точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие чувства объединяются в более сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако профессионал может их распознать. Принципы слияния чувств: 1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих. 2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими. 3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.
II. Эрнст Клапаред.
Чувства - полезные "аффективные нюансы", позволяющие определить ценность вещей. Это установки, полезно ориентирующие поведение. Он говорит, что для каждой эмоции существует свое чувство. Интеллектуальные чувства - элементы мышления, не репрезентирующие
предметного содержания. Всякое такое чувство соответствует адаптивным реакциям и установкам. Чувства выражают отношение ситуации к нашему благосостоянию (установку
к ситуации). Таким образом чувство - осознание установки.
III. С.Л.Рубинштейн.
У Рубинштейна чувство равно эмоции. Чувство рождается в деятельности и обуславливает ее Положительным или отрицательным будет чувство - зависит от отношения результата деятельности к цели оной. Динамика чувств зависит от динамики деятельности. Эмоция - единство аффективного и интеллектуального начал, которая может как организовывать деятельность, так и дезорганизовывать ее. Рубинштейн выделяет три
уровня чувств: 1) органические (физические) чувства связаны прежде всего с органическими потребностями. 2) предметные чувства - осознанное переживание отношения человека к миру, включающие эстетические, моральные и интеллектуальные чувства. 3) мировоззренческие чувства - выражают стойкие мировоззренческие установки личности. Аффекты - бурные эмоциональные процессы взрывного характера. Страсти - стойкие длительные чувства с явно выраженным волевым моментом.
IV. А.Н.Леонтьев
Под чувствами понимает результат специфического обобщения эмоций. Чувства предметны, имеют социальное происхождения и образуют несколько уровней - от чувств к объекту до социальных чувств. Несовпадения эмоционального тона объекта и эмоциональной реакции на
ситуацию и несовпадение эмоций и чувств ведет к амбивалентности.
V. МакДауголл
Различает чувства и эмоции. Первоначально существовало два вида чувств - удовольствие/неудовольствие, но с развитием познания они усложнились. Чувства возникают в зависимости от успешности/неуспешности осуществления устремлений. Они возникают позже эмоций в процессе эволюции, не специфичны относительно установок организма (одно и то же чувство может быть при разных установках). Чувства не смешиваются, их сложность зависит от развития познания.
86. Общие тенденции
возрастных и гендерных
Эмоции появляются у человека еще до рождения (5-6 месяцев плод). Однако, меняются способы произвольного реагирования на те или иные эмоции. Уже в дошкольном возрасте врожденные эмоции приобретают социальную окраску. С возрастом меняются не только эмоциональные реакции, но и значение активаторов конкретной эмоции. В оногенезе развитие базальных эмоций и знаний о них формируется с опережением по сравнению со вторичными эмоциями. Даже 2-3 летние дети не только понимают состояние страха или радости, но могут произвольно воспринимать их на лице. Окончательное представление об эмоциях появляется не позже 9 лет. С возрастом развиваются положительные эмоции. В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения. С возрастом – увеличивается контроль отрицательных эмоций, но не изменяется в отношении положительных. С возрастом улучшается распознание эмоций по выражению лица.
Социализация сопровождается состоянием тревоги, так как ребенок пытается избежать неприятных переживаний вследствие родительского недовольства и наказания. С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях, увеличение количества понятий, в которых осмысливаются эмоции (расширяется «словарь эмоций»), что происходит за счет дифференцировки первоначально обобщенных понятий. Увеличивается число параметров. По которым характеризуются эмоции; вначале их два «возбуждение-успокоение» и «удовольствие-неудовольствие», затем появляются параметры «связь с другими», «соответствие миру» и т.п. Детская эмоциональность зависит от атмосферы в семье.
Эмоциональные особенности дошкольников. Дошкольники настолько овладевают выражением эмоций, что показываемая экспрессия определенных эмоций не означает ее переживание. Постепенно развивается умение определять эмоциональные состояния других людей. Эмпатия проявляется детьми в возрасте 4-7 лет, при восприятии эмоций гнева, грусти и страха. Для большей части детей в 5-6 лет становится доступным определение эмоций другого человека по его речи. В предшкольном возрасте 6-7 лет завязываются дружеские отношения между детьми.
Эмоциональная сфера школьников Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержательной деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Школьник может уже как не обнаруживать имеющуюся у него эмоцию, так и изображать эмоцию, которою не переживает. Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется: легкой отзывчивостью, откровенностью своих переживаний, готовностью к аффекту страха, большой эмоциональной неустойчивостью, свои и чужие чувства и эмоции слабо осознаются и понимаются.
4 фазы развития дружбы у детей
7-12 лет:1) дружба основана на
географическом факторе (
Наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное влияние одиночества и неприязни ос стороны других детей.
Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. У подростков сохраняется отрицательное отношение к себе. Для эмоциональной сферы подростков характерны: 1)очень большая эмоциональная возбудимость; 2) бОльшая устойчивость эмоциональных переживаний; 3) повышенная готовность к ожиданию страха, проявлению тревожности; 4) противоречивость чувств; 5)возникновение переживаний по поводу самооценки; 6) сильно развитое чувство принадлежности к группе; 7)в основе дружбы лежит общность интересов, нравственных чувств; 8)проявление гражданского чувства патриотизма.