Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
Произвольное управление (Ильин)
включает в себя
Произвольное управление является интегральным психофизиологическим процессом, поскольку оно, с одной стороны, помимо волевого усилия ряд других психологических феноменов: мотивы (желания, долженствования), интеллектуальную активность, нравственную сферу личности, но, с другой стороны, базируется на физиологических процессах и особенностях их протекания (свойствах нервной системы). Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что проявление воли – волевые качества – имеют генетическую основу, а не только социальную. Неслучайно зачатки воли наблюдаются у животных.
Действие как произвольное и преднамеренное проявление человеческой активности, направленной на достижение ближайшей цели, чаще всего рассматривается как специфическая единица человеческой деятельности (Рубинштейн, Леонтьев).
Волевое действие – это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели, и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями. Таким образом, волевое действие характеризуется не только наличием определенного мотива, цели, формированием образа ожидаемого результата, но и значительным волевым усилием.
Волевые действия – это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Это действия, связанные с преодолением затруднений, требующих больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения.
Стадии (этапы) произвольного (волевого) действия. Н. Н. Ланге в волевом,
(произвольном) действии выделял четыре части: 1) чувство, потребность, т. е. стремление; 2) предсказание о цели; 3) представление о движении; 4) само движение. Рубинштейн в произвольном действии тоже выделил четыре стадии: 1) актуализация побуждения и постановка цели; 2) обсуждение и борьба мотивов; 3) решение о действии; 4) исполнение действия. В. И. Селиванов выделяет три стадии: 1) постановку цели действия; 2) мысленное планирование исполнения и 3) само исполнение, Поскольку эта структура соответствует структуре любой деятельности. И Селиванов поясняет, что название «волевая деятельность», «волевое действие», используются им лишь для того, чтобы показать наличие в этих действиях и деятельности волевого компонента.
Из зарубежных психологов, рассматривающих стадии волевого действия, нужно назвать. Ассаджиоли. Он выделяет шесть стадий: 1) осознанная цель, ее оценка, возникновение мотивации на основании оценки; 2) размышление; З) выбор одной цели из нескольких; 4) подтверждение выбора; 5) составление программы действий с учетом имеющихся средств; 6) исполнение действия.
Если произвольное действие включает только две стадии - первую и последнюю, то говорят о простых произвольных действиях, если все - о сложных произвольных действиях (В. В. Богословский, 1973). Надо сказать, что названные стадии далеко не исчерпывают состав и динамику произвольного действия. Так, и у Рубинштейна, и у Селиванова отсутствуют стадии контроля за исполнением действия и оценки его результата. Да и постановка цели, о которой говорят упомянутые авторы, т. е. процесс мотивации, сам состоит из нескольких стадий.
К. Н. Корнилов произвольные действия разделяет на внешние и внутренние. Последние связаны с задержкой внешнего действия. Важно его замечание, что хотя произвольные действия осознанны, но включают, при их автоматизации, и такие движения, операции, которые потеряли свой первоначальный сознательный характер. Однако и эти операции подчинены общей конечной цели произвольного действия.
89. Развитие силы воли. Волевое усилие (самомобилизация). Волевая регуляция.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Развитие силы воли. Воля - это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления (волевые качества). Надо развивать конкретные компоненты воли и конкретные проявления «силы воли». Многие авторы считают, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности. Говоря о развитии «св» и волевых качеств, следует учитывать их многокомпонентную структуру., т.е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки, - формируется в процессе воспитания. Развитие того или иного волевого качества зависит от того, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты. Большое значение для формирования волевой сферы личности ребенка имеет не только предъявление к нему требований, но и контроль за выполнением этих требований. Если взрослый говорит нельзя. А ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие и невыполнение требований остается для него без последствий, нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается. С возрастом трудность предъявляемых к ребенку требований должны возрастать. В этом случае он сам убеждается в том, что его считают с его возросшими возможностями (признают большим). В развитии воли есть две опасности: 1. ребенка изнеживают и волю его расслабляют, избавляя его от необходимости делать какое-либо усилие; между тем готовность употребить усилие, чтобы чего-нибудь достигнуть, - совершенная необходимая в жизни, не дается сама собой, к ней нужно приучать; лишь сила привычки может облегчит трудность усилия. 2 перегрузка детей непосильными заданиями. В результате создается привычка бросить сильной воли первое и основное правило – доводить раз начатое дело до конца, не создавать привычки бросать начатое дело незавершенными, а для развитие воли нет ничего хуже. Для выработки силы воли первое и основное правило – достичь раз начатое дело до конца. Чем меньше возраст ребенка, тем больше требуется ему помощь в преодолении трудностей для того, чтобы он увидел конечный результат своего усилия. Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и прежде всего – с разработкой программы самовоспитания «силы воли». Проявление силы воли в значительной степени обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека прочных убеждений, целостного мировоззрения и стойких убеждений Божович связывает не просто с волевой регуляцией, а с волевой организацией личности человека. Отсюда одним из путей формирования волевой сферы личности человека считается его нравственное воспитание. Мотивами проявления воли могут быть не коллективистские, а индивидуалистическими, эгоистические и даже антисоциальные устремления школьников. При воспитании человека и его морально – волевой подготовке в первую очередь необходимо заботиться о формировании целостной личности, у которой хорошо развиты те мотивы, которые имеют общественную направленность. При этом необходимо формировать волевые умения: приемы самоубеждения, самоободрения, самоприказа. Первые попытки осуществления нравственных принципов требуют проявления силы воли. То есть дети становятся нравственными через использования волевого усилия, а не волевыми через использование нравственных принципов. Когда нравственное поведение для них станет нормой, привычкой, оно само будет облегчать совершения волевых поступков. На основании исследования Н.Д. Скрябина: способности лиц с низким уровнем смелости адаптироваться к конкретной опасности ситуации, однако переноса этой адаптированности на другие опасные ситуации не происходит. Настойчивость развивается на основе воспитания у ребенка, начиная с дошкольного возраста, умение доводить до конца выполнение посильных заданий. Положительную роль в воспитании настойчивости и целеустремленности играют значимые цели и осознание долга и ответственности за порученное дело. Самое главное – научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Основные пути поддержания целеустремленности: конкретизация цели и перспектив деятельности, разнообразие средств, форм и методов проведение учебных занятий, соблюдение принципа доступности, использование эффекта соперничества, осознание человеком своего долга и ответственности. Формирование самостоятельности требует создание определенных условий: 1.Развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений, необходимых в данном виде. 2. Развитие самостоятельности должно проходить под контролем наставника, но без опеки, без сковывания инициативы человека. 3. необходим интерес обучаемого к данному виду деятельности. Основным путем развития решительности является тренировок развития решительности являет тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, т.е. таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации. Развитие решительности способствует создание соревновательной обстановки занятиях. Повышению решительности способствует возникающая по мере овладения разучиваемым материалом уверенность в своих силах.
Волевое усилие (самомобилизация). Природа волевого усилия еще не раскрыта. Каковы физиологические механизмы возникновения волевого усилия, каким путем человек регулирует его интенсивность, т.е. энергию – остается пока до конца не выясненным. Что касается объективная критериев приложения человеком волевых усилий – это мышечное напряжение человека, находящее отражение в его мимике, во вздутых кровеносных сосудах, и увеличение суммарной электромиограммы в случае преодоления человеком физической усталости, это и увеличение частоты сердечных сокращений.
Поскольку волевое усилие отражает произвольную мобилизацию человека( и не только на усиление побуждения, но на его торможение), последняя (мобилизация) и приводит к изменению психического состояния и физиологических функций. Волевые усилия наиболее отчетливо ощущаются человеком при физическом напряжении. Н.Н. Ланге указал на три момента, с которыми связано ощущение волевого усилия.1 – это ощущение изменения дыхания; 2 – идеомоторною напряжение скелетных мышц; 3 – внутренняя речь, т.е. сокращение, преимущественно, мышц гортани. Волевое усилие выражается и в изменение дыхания, которое зависит от натуживания человека. Последнее приводит либо к задержке дыхания, либо к резкому выдоху, сопровождаемому криком (Кряхтением). Ряд признаков, характеризующих волевое усилие: ощущение внутреннего напряжения; направленность внимания на выполнимое действие; напряжение мышц, не участвующих выполняемом действии; вегетативные проявления, в том числе и видимые. Волевое усилие – это концентрация энергии по месту и времени приложения. Волевое усилие возникает не спонтанно, непроизвольно, а под влиянием самостимуляции, которая является психологическим механизмом волевой активности. Одним из первых на сознательную самостимуляцию волевых усилий обратил внимание В.И. Селиванов. Он выделил «субъективные» средства стимуляции волевых усилий (самоободрение, самоодобрение, самоприказ) Через самостимуляцию сознание человека вызывает волевое усилие и дает команду, где и как человеку действовать. Высоцкий выявил 4 формы самостимуляции: прямую (в виде фраз, слов, междометий), косвенную (в виде образов, представлений), абстрактную ( в виде различных мыслей, выраженных во внутренней речи), комбинированную (одновременное или поочередное применение указанных выше форм). Конкретными приемами самостимуляции могут являться самоприказы, самоубуждения, самоодобрения, представление эмоционально положительно переживаемых ситуаций, воспоминание о своих прошлых успехах. Формирование самостимуляции определяется условиями, в которых формируется личность в целом. Высоцкий показал, что более успешно мобилизуются те школьники, которые испытывали значимые для развития личности внешние воздействия, побуждавшие к активной деятельности. Самостимуляция всегда связана со второй сигнальной системой…
Волевое усилие может иметь различную степень выраженности как по интенсивности, так и по длительности. Свойства волевого усилия: лабильность, направленность. Виды волевых усилий: физические, интеллектуальные (вчитывание). Рудик выделил виды: волевое усилия при мышечных напряжениях; волевое усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости; волевое усилия при напряжении внимания; волевое усилия, связанные с преодолением чувства страха; волевое усилия, связанные с соблюдением режима и т.д. Б.Н. Смирнов выделяет мобилизующие и организующие волевые усилия.
Волевая регуляция. Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации. В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» (воля) отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных. Конкретное содержание волевой регуляции (силы воли) понимается психологами по-разному. «Сила воли» как сила мотива, сила «воли как» борьба мотивов, «сила воли» как самостоятельное волевое качество.
В каждом конкретном
случае волевая регуляция
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Развитие воли, начинаясь в раннем возрасте, проходят длительный путь. На каждой ступени этого развития воля имеет свои качественные особенности. Раннее детство. Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым. Манипуляции с вещами приводят к установлению ребенком важного для него факта: после определенных действий могут происходить определенные события. Теперь он осуществляет эти действия ради того, чтобы произошли эти события, т.е. намеренно, целесообразно. Существенным шагом в развитии произвольности является формирование способности к представлению отсутствующих предметов, благодаря чему поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой. Вследствие этого растет время удержания заданной ребенку цели действия, что создает предпосылки для самостоятельной постановки цели в более старшем возрасте. В период от 2 до 3 лет закладывается основы регулирующей функции речи. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной и действенной реакции на два главных словесных сигнала взрослых: на слово «надо» и «нельзя». К 3 годам проявляется выраженное стремление к самостоятельности. Маленькому ребенку гораздо труднее подчиниться требованию не делать что-то, чем приказу делать что-то другое. Поэтому взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме. Истинная настойчивость проявляется у детей значительно позже (доказательством служат целеустремленные занятия детей 6-8 лет спортом, музыкой. Преддошкольный возраст. Поскольку игровая активность является основной у дошкольников, исполнение ребенком какой-нибудь игровой роли является сильным стимулирующим волевое усилие фактором. Чем старше становятся дошкольники, тем меньше разница между проявлением волевого усилия в ролевой и безролевой ситуации. С 4 лет развивается контроль за своими действиями. На 4-5 м году у детей обнаруживается послушание, обусловлено пробуждающим у детей чувством обязанности и, в случае невыполнения – чувством вины перед взрослыми. У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносят самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком воли. Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающее в упрямстве, негативизме и капризах. Младший школьный возраст. Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований, начинается усиленное развитие выдержки и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка. У младших школьников в определенной мере развита и самостоятельность. Однако их самостоятельность проистекает чаще всего от импульсивности вследствие возникающих у них эмоций и желаний, а не в результате критического осмысления ситуации и своей роли в ней. Проявляется в 3 классе высокий уровень такого качества как решительность, которая в определенной мере может быть связана со все еще достаточно высокой в этом возрасте импульсивности. У них возрастает выдержка, умение сдерживать свои чувства. Их волевой мобилизации способствует ряд обстоятельств: связь задания с потребностями и интересами школьников, обозримость школьником цели, оптимальная сложность задания, наличие инструкции о способах выполнения задания, демонстрация учащимся их продвижения к цели. Подростковый возраст. В этом возрасте происходит коренная перестройка структуры волевой активности. Волевая сфера подростков весьма противоречива. При значительно возросшей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы в силу критичности подростков, их стремления к независимость воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства; отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения. Настойчивость проявляется только в интересной работе.