Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка
Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"
Теоретический анализ пед-их идей позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания и находить закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.
20. Обучение как
дидактический процесс.
Предмет дидактики. Теория
обучения и образования (
21. Анализ современных
дидактических концепций.
Анализ современных дидактических концепций:
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, кот часто называют также дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Можно выделить три дидактические концепции: традиционную, педоцентричекую и современную систему дидактики. Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деят учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Каменский, И. Песталоцци, И. Гербарт. Структура обучения традиционно состоит из четырех ступеней: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний. К началу XX века эта система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает реб готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самост ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.
Среди новых подходов выделяют педоцентрическую концепцию, в которой главная роль отводится учению - деят реб. В основе этого подхода лежит система амер педагога Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейна, В. Лая. Название «педоцентрическая» концепция носит потому, что Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей реб, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самост, естественный, спонтанный хар-р, а получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деят, т.е. «обучение через делание».
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (Роджерс), когнитивная психология (Брунер), пед-ая технология, педагогика сотрудничества. Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Учитель руководит учебно-познавательной деят учеников, одновременно стимулируя их самост работу, активность и творческий поиск.
Пед-ое сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деят детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деят. Уроки сотрудничества, сотворчества - это длительный процесс перестройки мышления обучаемых от схемы «услышал - запомнил - пересказал» к схеме «познал (путем поиска вместе с учителем и одноклассниками) - осмыслил - сказал - запомнил».
Единство образоват, воспитательной и развивающей функций обучения:
Для понимания роли обучения как
средства образования, воспитания и
развития чел важнейшее значение
имеет то, что этот процесс не
сводится только к овладению обучающимися
знаниями, выработке практических навыков
и умений творческой деят. Обучение
оказывает более широкое
Образоват, воспитат и развивающая функции
обучения реализуются в единстве, что
позволяет говорить о них как о принципе
пед-ой деят, который требует спец усилий
педагогов, чтобы его обеспечить. В этом
случае обучающая деят педагога должна
быть спроектирована и осуществлена так,
чтобы ее содержательная и процессуальная
стороны, реализуемые в преподавании и
учении, выполняли функции, определяемые
потребностями личности, общества и государства.
Как известно, в состав содержания образования
кроме традиционно предусмотренных ЗУНов
включаются также и элементы, отражающие
опыт творческой деят и опыт личностного
отнош к системе общ ценностей. Все эти
элементы передаются учащимся именно
в процессе обучения.
Передавая опыт эмоционально-ценностного
отнош, педагог реализует воспитывающую
функцию обучения. Именно в ходе обучения
можно целенаправленно формировать опред
качества личности ученика. Это может
осуществляться, например, путем включения
в учебный материал проблем, вызывающих
у учащихся затруднения, преодоление которых
способствует становлению и развитию
соответствующих черт их характера.
Реализация воспитат функции в обучении
придает ему своеобразное качество, обозначаемое
в пед-ой литературе понятием «воспитывающее
обучение». При этом под ним понимается
такое обучение, при кот достигается органичная
связь между приобретением учащимися
ЗУНов, усвоением опыта творческой деят
и формированием эмоционально-ценностного
отнош к миру, друг к другу, к усваиваемому
учебному материалу.
Взаимосвязь обучения и воспитания с точки
зрения организации пед-ой деят определяется
тем, что в воспитании главное приобретение
воспитанниками личного жизненного опыта.
В связи с этим существуют разные трактовки
различий между обучением и воспитанием,
предполагающие и разные пути объединения
их в единый процесс.
Согласно одной точке зрения, обучение
обслуживает познавательную деят и играет
ведущую роль в формировании мировоззрения,
а воспитание (в узком смысле) направлено
главным образом на организацию трудовой,
общественной и другой деят и формирует
нормы нравственности и права.
Другая позиция исходит из определения
воспитания (в широком смысле) как целенаправленной,
специально проектируемой и организуемой
деят по приобщению чел к жизни общества.
Двумя составляющими этой деят являются
обучение как деят по передаче соц опыта
обучающими посредством преподавания
и его усвоение обучающимися в ходе учения,
и воспитание (в узком смысле) как деят
по непосредственному включению обучаемых
и воспитуемых в жизнь.
В пед-ой действительности эти виды деят
сливаются. Однако обеспечить такое единство
можно только путем специально организованного
учебного процесса.
Это же касается и реализации развивающей
функции, придающей учебному процессу
специфическое качество «развивающего
обучения», кот ориентирует пед-ую теорию
и практику на совершенствование физических,
познавательных и нравственных способностей
учащихся путем использования их потенциальных
возможностей.
Проблемы целостности
учебно-воспитательного
Процесс обучения – это не просто механическая совокупность основных элементов, а качественно новое, целостное явление. Целостный пед-ий процесс: 1) отражает целенаправленные усилия людей по реализации пед-ой деят; 2) систематизирует разрозненные факты, ЗУНы, нормы повед, необходимые для гармоничного развития личности в единый процесс.
Критериями эффективности целос
Обучение и воспитание
в целостном пед-ом процессе выступают
интегрированно, дополняя друг друга,
составляют единое целое и способствуют
гармоничному развитию личности. Ю.К. Бабанский
в структуре процесса обучения выделяет
следующие компоненты, кот отражают весь
процесс взаимодействия педагога и обучаемых
от постановки цели обучения до анализа
его результатов:.1. Целевой компонент процесса
обучения представляет собой постановку
педагогом и принятие обучаемыми целей
и задач изучения темы (раздела, курса,
учебного предмета).2. Стимулирующе-
22. Двухсторонний
и личностный характер
Двухсторонний и личностный характер обучения:
Образовательный процесс представляет
собой многоплановое и
Личностно-ориентированное
Личностно-ориентированное
Личностно-ориентированное
Личностно-ориентированное
Личностный подход является ведущим
в организации учебно-
Единство преподавания и обучения: обучение как сотворчество учителя и ученика: Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья, представленные во взаимодействии учителя и учащихся (обучаемых): Деятельность педагога: 1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения 2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) 3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений 4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов 5. Управление процессом перехода от теории к практике 6. Организация эвристической и исследовательской деят 7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся.
Деятельность обучаемых: 1. Собственная деят по созданию положительной
мотивации учения 2. Восприятие новых знаний, умений 3.
Анализ, синтез, сравнение, сопоставление,
систематизация 4. Познание закономерностей и законов,
понимание причинно-следственных связей 5. Приобретение умений и навыков, их
систематизация 6. Практическая деят по самостоят решению
возникающих проблем 7. Самоконтроль, самодиагностика достижений
Обучение – совместная целенаправленная
деят учителя и учащихся, в ходе которой
осуществляется развитие личности и образование
и воспитание. Процесс обучения учащихся
в школе проходит под руководством учителя.
Назначение его деят состоит в управлении
активной и сознательной познавательной
деят учащихся. Учитель ставит перед учащимися
задачи, постепенно усложняя их, и тем
самым, обеспечивая поступательное движение
мысли ребёнка по пути познания. Учитель
же и создает необходимые условия для
успешного протекания учения: отбирает
содержание в соответствии с поставленными
целями; продумывает и применяет разнообразные
формы организации обучения; использует
многообразие методов, при помощи которых
содержание становится достоянием учащихся.
Управление процессом предполагает прохождение
определённых этапов в соответствии с
заданной структурой педагогического
процесса и самой педагогической деят:
планирование, организацию, регулирование
(стимулирование), контроль, оценку и анализ
результата. 1) Этап планирования завершается
составлением календарно-тематического
или поурочного планов в зависимости от
того, какие задачи предстоит решать: стратегические,
тактические или оперативные. Организация
деятельности учащихся включает в себя
постановку учебной задачи перед учащимися
и создание благоприятных условий для
её выполнения. При этом используются
такие приёмы, как инструктаж, распределение
функций, предъявление алгоритма и др.
2) Преподавание предполагает регулирование
и коррегирование процесса обучения на
основе непрерывного текущего контроля.
Результаты контроля учитываются учителем
как в процессе изучения темы на уроке,
так и в последующей работе, которая может
быть замедлена для более качественного
изучения, облегчена или усложнена. Регулирование
и коррегирование процесса с использованием
средств стимулирования обеспечивают
выработку внутренних потребностей к
процессу познания и активизируют деятельность
учащихся. 3) Этап анализа осуществляется
с позиции достижения в единстве образовательных,
воспитательных и развивающих целей, а
также способов и условий их достижения.
Анализ должен выявить причины недостатков
в обучении и основания успехов, наметить
пути дальнейшего педагогического взаимодействия
в рамках процесса обучения.
Деятельность учащихся в процессе обучения.
Имеет свою структуру, закономерности
развития и функционирования. Возможность
её осуществления обусловлена способностью
человека регулировать свои действия
в соответствии с поставленной целью.
Важнейшим компонентом учения являются
мотивы, то есть те побуждения, которыми
ученик руководствуется, осуществляя
те или иные учебные действия, либо учебную
деятельность в целом. К учению школьника
побуждает не один, а ряд мотивов различного
свойства, каждый из которых выступает
не изолированно, а во взаимодействии
с другими. Учение имеет полимотивированный
характер.
Всё многообразие мотивов учебной деятельности
школьников можно представить тремя взаимосвязанными
группами: 1. Непосредственно-побеждающие
мотивы – основаны на эмоциональных проявлениях
личности (яркость, новизна, занимательность
и т.д.). 2. Перспективно-побуждающие мотивы
– основаны на понимании значимости учения
и знания вообще, связывание учебного
предмета с будущей профессией, ожидание
в перспективе получения награды и т.д.
3. Интеллектуально-побуждающие мотивы
– основаны на получении удовлетворения
от самого процесса познания (интерес
к знаниям, любознательность и т.д.).
Среди интеллектуально-побуждающих мотивов
особое место занимают познавательные
интересы и потребности, которые имеют
большое значение для эффективности учения.
Следующий компонент учения – учебные
действия (операции), совершаемые в соответствии
с осознанной целью. Они проявляются на
всех этапах решения учебной задачи и
могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними
(ненаблюдаемыми). К внешним относятся
все виды предметных действий (письмо,
рисование, постановка опытов и др.), перцептивные
действия (слушание, наблюдение, осязание
и др.), символические действия, связанные
с использованием речи. К внутренним –
мнемические действия (запоминание материала,
его упорядочивание и организация), действия
воображения (имерджентные) и действия
мышления (интеллектуальные).
Неотъемлемыми структурными компонентами
учения являются действия контроля, оценки
и анализа результатов. Самоконтроль,
самооценка и самоанализ, которые осуществляют
школьники в процессе обучения, формируются
на основе наблюдения аналогичных обучающих
действий учителя. Формированию этих действий
способствуют приёмы привлечения учащихся
к наблюдению деятельности своих сверстников,
организация взаимоконтроля, взаимооценки
и взаимоанализа результатов деятельности
на основе установленных критериев.