Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка
Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"
23. Содержание
образования как фундамент
Определение содержания образования – непростая задача. История формирования и развития педагогической науки знает немало ошибок, отрицательно сказывающихся на становлении личности человека из-за неполного или избыточного, отстающего от современного состояния науки или несоответствующее возрастным особенностям учеников содержания образования. Существует несколько факторов, оказывающих влияние на постоянно изменяющееся содержание образования. Важнейшим фактором являются потребности общества. Другим фактором, повлиявшим на содержание школьного образования, послужило изменение в социальной сфере общества, обусловленное изменением политической идеологии общества. Еще одним значительным фактором является субъективное влияние самого педагога на содержание образования посредством методов, приверженцем которых он является. Содержание образования должно строиться с учетом взаимосвязей между отдельными предметами, а внутренняя структура содержания каждой дисциплины должна представлять собой систему знаний, основанной на логике, присущей той или иной науке. Значительное влияние на весь образовательный процесс оказало развитие в области информационных технологий. Большие темпы этого развития и широта применения его результатов, привели к созданию во многих учебных заведениях не только новых дисциплин, но и новых организационных подразделений: кафедр, вычислительных центров, компьютерных курсов и т. д. Использование современных информационных технологий, главным образом посредством компьютеров, значительно ускорило и упростило процесс образования и самообразования личности, сделало его более доступным (дистанционное образование). Государственный образовательный стандарт В нашей стране система образования управляется, регулируется и контролируется государством, которое предъявляет требования к содержанию образования, руководствуясь целью формирования человека, способного к полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Осуществляя свои функции, государство создает и внедряет Государственный стандарт образования, регламентирующий устройство системы образования в целом. Именно государственный стандарт определяет уровень образованности выпускников всех видов учебных заведений, имеющихся в стране, независимо от их правовой основы. Образовательный стандарт состоит из двух основных компонентов: инвариантное и вариативное. Инвариантная составляющая образования является практически постоянной, она составляет базовую основу всей системы в целом и подвергается пересмотру и корректировке крайне редко. Вариативный компонент образовательного стандарта имеет гибкую структуру, способную видоизменяться в соответствии с потребностями общества и развитием педагогической науки, следствием которой являются новые прогрессивные методики образования.Требования государства к уровню образованности выпускников общеобразовательных школ по всей стране одинаковы. Для осуществления контроля достижения этого уровня государственным стандартом предусмотрены тестовые и экзаменационные вопросы и задания по основным предметам, соответствующие некоторым контрольным этапам школьного образования. Государством так же устанавливаются общие правила ведения документации образовательных учреждений.Основной целью государственного образовательного стандарта является поддержание и создание условий для повышения уровня образования. Вариативный компонент образования позволяет внедрять в конкретных учебных заведениях новые методики обучения, дополнять основной курс дополнительными дисциплинами, расширяя таким образом кругозор учеников и открывая перед ними больше возможностей, связанных с повседневной жизнедеятельностью и будущей профессиональной деятельностью. Общеобразовательные учреждения с наиболее высоким уровнем подготовки (гимназии, лицеи) постоянно соревнуются друг с другом за право считаться лучшим в своем городе или области, что способствует повышению уровня образования в целом. Государство же обязано не допустить понижение этого уровня. Образование должно иметь сертификат качества.
Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
Школьный учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют школьникам усвоить основные исходные положения науки. В уставе средней общеобразовательной школы говорится, что средняя общеобразовательная школа является единой трудовой политехнической школой. Учебный план – это государственный документ, утвержденный министерствами просвещения, обязательный для выполнения учителями и администрацией школ, органами народного образования. Основой составления учебного плана являются цели и задачи воспитания, идея всестороннего развития личности, современный уровень педагогической науки.
Вариативный эксперимент – варьируются новые экспериментально проверяемые условия или методики. В структуре учебного плана выделяют:1) инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;2) вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности. В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.
24. Методы обучения.
Классификация средств
Метод обучения – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
В отечественной педагогике методы обучения подразделяются на три группы: 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: а) Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). б) Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). в) Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала); 2. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками; 3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Классификация средств:
Исходные положения, которое являются
основаниями при классификации
средств обучения были предложены В.
В. Краевским. Основным звеном в системе
образования он считал содержание.
Именно оно является тем ядром
над которым строятся методы и
формы организации учебной
Содержание образования формируется на 3 уровнях: 1 уровень – урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок, он пытается наиболее полно отразить то содержание образования, которое входит в тему данного урока; 2 уровень – учебный предмет. Содержание учебного предмета формируется исходя из объема часов выделенных на предмет и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве изучения; 3 уровень – весь процесс обучения. На протяжении всех методов обучения в общеобразовательных учреждениях, охватывающие все содержание, т.е. учебные предметы, их количество, количество часов выделенных на каждый из них.
Современные модели организации обучения можно разделить на две группы: к первой относятся те, в основе которых лежат педагогические конструкции (цели - идеалы), ко второй – те, которые построены на новых возможностях дидактических средств обучения. Поворот российского образования к человеку, его обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызвало повышенный интерес педагогов к построению различных моделей обучения, направленных на развитие сущностных сил человека. Современная модель обучения отражает психологические закономерности организации и осуществления процесса образования, обучающихся разного возраста и в разных условиях. Классификация современных моделей обучения свидетельствуют о вариативности организации и осуществления процесса образования, о возможности учета особенностей развития индивидуальности обучающегося, условий, в которых протекает процесс образования; модель образования как государственно-ведомственной организации, модель развивающего образования, традиционная модель образования, рационалистическая, феноменологическая, неинституциональная. Известно, что система изменяет свои свойства, если изменяются её элементы. Системообразующим фактором педагогического процесса являются его цели. От того, какие ставятся цели, зависит сущность самого процесса обучения. Если целью является формирование знаний, то процесс обучения приобретает объяснительно – иллюстративный характер, если – формирование познавательной самостоятельности, то процесс приобретает черты частично, проблемного обучения, если ставит цель развития индивидуальности школьника и его личностных качеств, то процесс является подлинно развивающим, то есть целостным процессом проблемно – развивающего обучения.
25. Коррекционная педагогика: предмет, задачи, методы, категории детей.
Коррекционная педагогика составная часть педагогики, это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в психическом и физическом развитии, для кот образование в обычных пед условиях затруднено или не возможно.
Предметом специальной (коррекционной) педагогики является исследование закономерностей обучения, воспитания и развития детей со специальными образовательными потребностями.
Объектом выступают
Основными задачами коррекционной педагогики как науки являются:
1.Психолого-педагогическое
2.Изучение и обобщение
3.Разработка педагогических
Различают следующие категории
лиц с ограниченными
Психологическая служба в образовании
1. Цели и задачи
психологической службы
Основной целью ПсО является: обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровую психическую основу, которое составляет психическое развитие на всех этапах детства.
Основные задачи ПсО: 1. реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста; 2. развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3. создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой; 4. оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Права психолога образования: 1. Самостоятельная выработка собственной концепции, выполнение проф. обязанностей, свое видение; 2. Психолог имеет право принимать участие во всех сторонах деят. организации; 3. Вырабатывать рекомендации психологического характера, администрации и другим структурам обратившимся за помощью; 4. Поддерживать все связи с разными структурами, лицами, которые способствуют выполнению ваших проф. Задач.
Обязанности психолога образования: 1. Руководствоваться законом РФ об образовании, законодательством РФ, нормативными документами, положением о ПсО; 2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей проф. компетентности; 3. Знать новейшие достижения психологической науке; 4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ, не компетентными лицами, не обладающими соответствующей проф. подготовки; 5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития; 6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации; 7. Хранить проф. тайну, не распространять сведения полученные в результате диагностич. консультир. работы; 8. Вести запись и регистрацию всех видов и форм работ по установленной форме.
Учетная и отчетная документация общего характера педагога-психолога ОУ включает в себя: 1. Перспективный план работы (на учебный год) и периоды, принятые, как отчетные в данном ОУ (Ф-1); 2. График работы (Ф-2); 3. Журнал учета видов работы (Ф-3); 4. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Ф-4); 5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) и периоды, принятые, как отчетные в данном ОУ (Ф-5); 6. Статистическая справка за отчетный период, установленный в ОУ (Ф-6).
Кроме общих форм документации, которые являются открытыми для различных представителей контролирующих инстанций, у каждого психолога имеются формы документации для служебного пользования в виде протоколов, заключений, сводных таблиц по скринингу и пр. Эта документация хранится а месте, недоступном для общего обозрения ( закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. На основании этих документов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.
Организация рабочего времени
психолога в ОУ: Нагрузка педагога-психолога составляет
36 часов в неделю, из них: 1. – 18 часов в
неделю – на индивидуальную и групповую
профилактическую, диагностическую, консультативную,
коррекционную, развивающую, учебную,
просветительскую работу с обучающимися,
воспитанниками; на экспертную, консультационную
работу с педагогическими работниками
и родителями по вопросам развития, обучения
и воспитания детей в ОУ ; на участие в
психолого-медико-