Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

Этические принципы работы психолога: 1. Психолог занимается проф.деят. только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующих проф. Опытом; 2. При установлении проф. Отношений между психологом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить во время сессии, как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы; 3. Психолог должен получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языком. Согласие подразумевает, что клиент обращается за помощью к психологу по собственной воле и без нажима со стороны, понимает суть происходящего и осведомлен о возможных последствиях предстоящей работы; 4. В своей проф. деят. психолог всячески избегает какой либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо – экономического статуса или иного признака; 5. Психолог охраняет права на конфиденциальность всех клиентов, с которым ему пришлось работать. Обсуждение вопросов конфиденциально должно происходить на самых ранних этапах психологической и психотерапевтической работы; 6. Психолог должен внепрофессиональных контактов с клиентами, в ситуациях, способных нанести им вред. Так же психолог не берет к себе в качестве клиентов тех, с кемнаходится или находился в сексуальных, родственных или иных отношениях; 7. Стоимость консультации психолог устанавливает самостоятельно и информирует о ней во время первого контакта с клиентом; 8. Психолог прекращает свое вмешательство, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах. И (или) дальнейшая работа не приносит результата. Перед прекращением терапии психолог выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку, по прекращению работы или предпринимает усилия по передачи клиента другим специалистам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные виды  деятельности практического психолога  образования. Психологическое просвещение  и профилактика в работе педагога-психолога.  Психолого-медико-педагогический консилиум.

Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция. В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — воспитателей, учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям.

Основная цель – это разъяснять и популязировать психологическую информацию, которая была бы полезна самим детям, и тем кто с ними работает, родителям.

Задачи психологического просвещения: 1. знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2. популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3. формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4. знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; 5. достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

Формы просвятительской работы: лекции, семинары, круглый стол, дискуссия, деловые игры.

Виды просвещения: 1. Индивидуальное; 2. Групповое; 3. Очное; 4. Заочное.

Психологическая профилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психологическая профилактика предполагает: 1. Ответственность за соблюдение в ОУ психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе; 2. Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях; 3. Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень; 4. Создание благоприятного уровня социально-психологического климата (СПК) в пед. коллективе.

Основные направления  работы: адаптация, социально-психологический климат в группе детей и в пед. коллективе, детско-родительское направление, дети группы риска (тревожные, аутичные, застенчивые, агрессивные).

Психолого-медико-педагогический консилиум призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, соц. ситуаций, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий. ПМПК является объединением специалистов конкретного ОУ составляющие ядро ПМП службы ОУ, организуемое при необходимости, всестороннего, динамического, диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данного ОУ различной этнологии в связи с отклонениями в развитии, окончание сужает спектр проблем. ПМПК – организационная форма, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов и др. субъектов учебно-воспитательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей и подростков. Целью ПМПК является обеспечение диагностико-коррекционного, ПМП сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и (или) состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей ОУ. И в соответствии со специальным образоват. потребн. состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

 

 

 

 

 

3. Психологическая  консультация. Индивидуальное и  групповое консультирование. Особенности  индивидуального консультирования  родителей, детей, педагогов.

Прежде всего необходимо развести понятия «психолог-консультант» и «психолог, занимающийся консультированием как одним из видов своей практической работы». В настоящее время наблюдается тенденция заимствования основных принципов, подходов, положений деят. психолога образования из близких, родственных областей практической психологии, прежде всего из консультаций для родителей по проблемам семьи. Между тем каждая из этих областей имеет свою специфику, игнорировать которую без ущерба для дела нельзя.

Консультативная работа в детском  саду, школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях  по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования  находится непосредственно внутри того соц. организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны  взаимоотношений педагогов и  детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи. Он видит каждого ребенка  или взрослого ни самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляется консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в  целом. Консультации проводятся для  воспитателей, учителей, администрации  ОУ, учащихся, родителей: они могут  быть индивидуальными или групповыми. Обобщение опыта психологов образования показало, что воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: 1. Причины трудностей в усвоении детьми программ обучения, материала по отдельным учебным предметам; 2. Нежелание и неумение детей учиться; 3. Эмоциональные личностные нарушения; 4. Конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми; 5. Неэффективность собственных педагогических воздействий; 6. Общение детей разного возраста со сверстниками и формирования детского коллектива; 7. Пути расширения собственных профессиональных умений, возможностей, выявление и развитие интересов, способностей и склонностей учащихся; 8. Методы профориентационной работы со школьниками.

Основные проблемы по которым  обращаются к психологу родители: 1. Как подготовить детей к школе; 2. Отсутствие интересов у детей, нежелание учится; 3. Плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость.

К школьному психологу  обращаются и сами учащиеся по следующим  вопросам: взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, профессиональное и личностное самоопределение. В непосредственном контакте с детьми, психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем. Это так называемое прямое консультирование. Иногда он консультирует воспитателей, учителей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, т.е. прибегает к непрямому опосредованному консультированию, требующему соблюдения определенных условий. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему.

Только таким образом психолог может накапливать опыт решения  подобных проблем в будущем. Очень  часто, как показывает практика, неопытный  психолог пытается засыпать советами консультируемого – в результате оба оказываются неудовлетворенными консультацией. И это несмотря на то, что пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят  чтобы психолог обеспечил им быстрое  решение проблемы, дал ответ, совет  и главное подтвердил их собственное  восприятие и к учителям, с этим постоянно сталкиваются психологи. Педагоги часто испытывают чувство  бессилия, сталкиваясь с особенностями  тех или иных детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Психологическая  диагностика. Особенности диагностической  работы на каждой ступени возрастного  развития детей.

Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических осо­бенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. Можно выделить две функции психологической диагностики — на­учную и практическую. Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность но конструированию психодиагно­стических методик. Поскольку их используют в практических целях,к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по оп­ределенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практичес­кую полезность, пригодность для решения прикладных задач. Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности чел. или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деят. практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач. Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает распознавание, обнаружение. В отечественной детской психологии установлено, что каждый возрастной период характеризуется опред. социальной ситуацией развития, то есть специфичным отнош. ребенка к действительности, прежде всего к социальной действительности, активным взаимоотношением с опред. ее сторонами; ведущим типом деят., в котором осуществляется интенсивное овладение ребенком этими сторонами действительности; основными новообразованиями, возникающими на данной основе и характеризующими общую организацию сознания к концу каждого периода, приводящую к распаду социальной ситуации развития и возникновению нового типа деят. При таком понимании процесса психического развития его диагностика должна строиться на совершенно иных принципах. Прежде всего, содержание диагностируемых сторон психического развития в каждом отдельном возрастном периоде должно отражать уровень сформированности и прогноз дальнейшего развития ведущего типа деятельности, ее основных структурных компонентов и уровень сформированности и прогноз развития основных новообразований в умственном и мотивационном развитии. Таким образом, для каждого возрастного периода должна существовать особая по содержанию система диагностируемых сторон психического развития: одна — для дошкольного периода развития, другая — для младшего школьного возраста и, наконец, третья — для подросткового периода развития. Так, для диагностики развития дошкольного возраста должен быть установлен уровень сформированности игровой деят. — ее основных структурных компонентов (использование переноса значений с одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения открытому правилу игры) и некоторых сторон психического развития (наглядно-образное мышление, общие познавательные мотивы, соотношение зрительного и смыслового поля, использование символических средств, развитие общих представлений). Для младшего школьного возраста содержание диагностируемых сторон развития должно быть другим. В него следует включить диагностику уровней сформированности: учебной деят. — ее основных структурных компонентов (выделенность учебных действий и степень их сформированности, — уровень развития действий контроля и оценки) и основных новообразований (выделенность способов, общих для решения опред. типа задач, и их осознание, уровень развития умственного или внутреннего плана действий, непосредственно не накладываемых на внешние действия, уровень развития обобщений и понятий). Для диагностики психического развития в переходные периоды (от дошкольного к школьному возрасту) в схему нужно включать данные как по новообразованию дошкольного возраста, так и по начальным формам деят. след. периода, а также о проявлении и уровня развития симптомов, характеризующих наступление переходного периода. Для данного переходного периода это потеря непосредственности в социальных отнош., обобщений переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. Содержание диагностики в отдельные возрастные периоды опирается как на свое основание на фундаментальные теоретические и экспериментальные исследования по возрастной детской психологии. Например, учебная деят. и ее ведущие компоненты были выделены в фундаментальных исследованиях, посвященных ее формированию в специально созданных экспериментальных условиях (В. В. Давыдов, В. В. Репкин и сотрудники). Очевидно, это содержание диагностики определяется степенью проникновения в процессы психического развития, характерной для настоящего момента развития детской психологии.

5. Психологическая  коррекция. Содержание работы. Психологическая  коррекция личностных нарушений  в дошкольном возрасте. Коррекция  нарушений в школьном возрасте.

Ведущим методм коррекции эмоциональных  нарушений в дошкольном возрасте является имитация детьми различных  эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом  особенностей:1)Активные мимические и  понтомические проявления помогают предотвратить перерастание некоторых  эмоций в патологию. 2)Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. 3)У детей при  произвольном воспроизведении выразительных  движений происходит оживление соответствующих  эмоций и могут возникать яркие  воспоминания неотреагированных ранее  переживаниях, что позволяет, в ряде случаев найти первопричину нервного напряжения ребенка и невелировать его реальные страхи.4)Имитация осуществляет функцию «начальной»исходной ориентировки развивающуюся субъекта в проблемных облостях, наиболее значимых на данной конкретной ступени онтогенеза.

Основной формой коррекционной  работы с дошкольниками является курс спец.,занятий, целью которых  является эмоциональное воплощение ребенка в заданный образ, отождествление с ним, то то есть имитация различ эмоциональных  состояний.В качестве основных типов  педагогического регулирования  эмоционального развития детей на коррекционных  занятиях можно выделить обучающее-корректирующий, направляющее-корректирующий и направляющий тип. 1. Обучающее- коррктирующий тип регулирования характеризуется след.,чертами: 1)ориентацией на развитие у дошкольников выразительной моторики-умение активно передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, пантомимики,2)стремление педагога помочь детям в овладении умений понимать собственные эмоциональное состояние, определить различие эмоции взрослых и детей, выраженные в мимике, пантомимике, интонации речи,3)использование педагогом групповых и индивидуальных бессед о средствах эмоциональной выразительности образа в музыке, литературе, фотографии,книжной иллюстрации,4)выбор доступных для детей видов деятельности:игры, имитации, рисование,5) демонстрацией мимических, пантомимических,интонационных средств воплощения образа,6) влияние поправок в процесс выполнения реб действий. 2.направляющее-корректирующий тип отличается: 1)ориентацией педагога на развитие у детей осознанного включения в процесс имитации, выбора средствдостижения выразительности образа,2) стимулирование самостоятельного поиска выразительных средств передачи образа,3)направленностью участия взрослого на развитие умений анализировать невербальные средства эмоционального воплощения, использованные самим ребенком и другими детьми.3.Для направляющего типа педагогич регулирования характерны: 1)ориентация на развитие у каждого ребенка индивидуальных способов эмоционального самовыражения в игровой деятельности,2)стимулирование творчества и инициативе ребенка.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"