Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:47, дипломная работа
Цель данной дипломной работы состоит в изучении системы управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово, а также в проведении социально-психологической диагностики коллектива МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить систему менеджмента, маркетинга, экономику, организацию деятельности МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
изучить существующую систему управления персоналом, систему мотивации, эффективность работы персонала;
рассмотреть основные моменты психологии личности и стиль руководства МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
изучить применяемые подходы в разрешении конфликтных ситуации в коллективе МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
провести анализ социально-психологического климата в коллективе;
разработать программу оптимизации бесконфликтного управления в МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.
Введение
Раздел 1. Анализ системы менеджмента в МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 2. Экономическая система МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 3. Анализ системы маркетинга МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 4. Программа социально-психологической диагностики персонала.
Раздел 5. Мотивация и эффективность работы персонала.
Раздел 6. Психология личности и стиль управления.
Раздел 7. Психология управленческого общения и разрешения конфликтов в коллективе
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 8. Организационное поведение типовых групп в
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 9. Анализ социально-психологического климата в коллективе.
Раздел 10. Психология развития человеческих ресурсов.
Раздел 11. Математические методы в обработке результатов исследования
Раздел 12. Программа оптимизации СИК и уровня конфликтов в образовательном учреждении.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Значительное количество конфликтных ситуаций наносит существенный вред организации, разлагая ее изнутри, но некоторые конфликты способствуют выработке наиболее эффективной стратегии организации, помогают ей завоевать господствующее положение на рынке продукции и услуг.
Во многих случаях конфликт помогает выявить многообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, проектов, достижению целей, поскольку обсуждение различных точек зрения происходит до фактического их исполнения.
Конфликт – это столкновение несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида или в межличностных отношениях индивидов и групп людей, проявляющихся в форме отрицательных эмоциональных переживаний.
Организационный конфликт – одно из типичных проявлений конфликта как социологического феномена, существующего на разных уровнях общественной жизни – в отношениях между отдельными людьми в первичных коллективах, внутри больших и малых организаций, между организациями, между государствами и их объединениями и т.п.
Конфликтная ситуация включает в себя наличие участников конфликта, объект конфликта и мотив конфликта.
Участники конфликта называются оппонентами (от лат. opponens - возражающий), они обладают в конфликте определенной силой, рангом. Ранг оппонента зависит от тех позиций, которые он защищает в конфликте.
Объект конфликта – внешняя причина, приведшая к возникновению конфликтной ситуации. Основная характеристика объекта – неделимость, без которой конфликтной ситуации не возникает. Конфликтная ситуация создается тогда, когда оппонент пытается «завладеть» объектом и самостоятельно им манипулировать.
Мотив конфликта – внутренняя психологическая причина вступления людей в конфликт.
Действия оппонентов под влиянием мотива, направленные на овладение объектом, называются инцидентом, под влиянием которого конфликтная ситуация перерастает в конфликт. Вместе с тем конфликт может и не иметь под собой объекта, а держаться только на мотиве. Конфликт, развивающийся из-за объекта, называется деловым, и из-за мотива – эмоциональным.
Разрешение конфликтов начинается с установления его причин. Сложность здесь в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны.
С другой стороны, затянувшийся конфликт втягивает в свою орбиту все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение его основных причин.
Специалистами
разработано немало рекомендаций, касающихся
различных аспектов поведения людей
в конфликтных ситуациях, выбора
соответствующих стратегий
Признаки зарождения конфликта часто сразу не видны. Противоречия могут длительное время находиться «под пеплом», как тлеющие угольки в догорающем костре. Но стоит только подбросить новую охапку дров и немного подождать, как тут же вспыхнет пламя. В коллективе вдруг меняется атмосфера, появляется ощущение дискомфорта, напряженности, возникают неожиданные недоразумения и т.д. и т.п. Словом, процесс пошел. Его развитие и результаты зависят от того, как будет действовать менеджер-руководитель.
Поведение руководителя в конфликте включает в себя следующие элементы:
Руководитель любого уровня должен быть психологически готов к управлению конфликтными ситуациями, то есть иметь навыки:
На рис.46 изображена модель конфликта как процесса, возникающего в различных управленческих ситуациях. Из схемы видно, что развитие конфликта зависит в основном от реакции на ситуацию конфликтующих сторон. По мнению Джона В. Ньюстрома и Кейта Дэвиса (37, с.276-277), в зависимости от подходов, которых придерживаются вовлеченные в конфликт стороны, принято выделять четыре основных его результата (рис.3).
Рис.4. Модель конфликта как социального процесса
На практике иногда применяется еще один вариант, комбинированный. В основе его лежит тактика компромисса, поиск золотой середины или желание отказаться от ряда требований в обмен на уступки другой стороны.
Результаты такой стратегии неочевидны.
Специалистами в области социальной психологии разработаны и предложены к использованию в практике управления наиболее приемлемые стратегии поведения в конкретной ситуации (38, с.92-95). Они указывают, что существует пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса – Килменна (табл.13), позволяющую проанализировать конфликт и выбрать оптимальную стратегию поведения. Она в свою очередь позволяет для каждого человека создать свой собственный стиль разрешения конфликта.
Рис. №5 Сетка Томаса – Килменна
В практике управления выработаны рекомендации по наиболее целесообразному использованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.
В заключение данного
раздела можно сделать
Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться активно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Вывод: управленческие отношения, имеющие самостоятельный характер и сложную структуру, выступают в качестве интегрирующего фактора многообразных социальных, экономических, психологических и других интересов, взаимодействующих в процессе управленческой деятельности отдельных личностей, коллективов, организаций. Характер их делового поведения отражает конкретный стиль отношении.
Раздел
8. Организационное поведение
Для эффективного общения в коллективе крайне важным является выбор его коммуникационной структуры в зависимости от типа решаемых задач, определение и закрепление за отдельными членами коллектива узловых коммуникационных ролей.
Централизованные структуры каналов коммуникаций характеризуются тем, что в них один из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения, в центре внимания и играет основную роль в организации групповой деятельности.
Через такого человека в группе осуществляется обмен информацией между другими членами группы. На рисунке показаны три варианта централизованной структуры: фронтальная, радиальная и иерархическая. Фронтальная структура каналов коммуникаций характеризуется тем, что ее участники непосредственно находятся рядом и, вступая в прямые контакты, могут видеть друг друга. Это позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности.
Важным признаком, в соответствии с которым могут классифицироваться коллективы, является степень свободы, предоставляемая их участникам. При этом она рассматривается в двух аспектах: во-первых, как свобода вхождения в коллектив, которая варьируется в довольно значительном диапазоне – от безусловной обязательности для призывников служить в армии до полной добровольности при вступлении в клуб собаководов.
Можно говорить
также о свободе активного учас
В соответствии с исполняемыми функциями выделяют коллективы, ориентированные на достижение определенной цели – как официальной, так и неофициальной; на реализацию совместных интересов и общение. В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классификацией по видам деятельности.
Реализация тех или иных функций предполагает определенную степень внутриколлективного разделения труда, которое на деле может быть самым разнообразным. В одних коллективах оно существует только как количественное, создающее возможность полной взаимозаменяемости работников. В других имеет место специфика отдельных видов труда, что делает взаимозаменяемость ограниченной. В третьих – имеется глубокое качественное разделение труда, делающее какую бы то ни было взаимозаменяемость работников в принципе невозможной, так что нормальное функционирование коллектива в случаях болезни или ухода одного из его членов может быть затруднено, и это нужно учитывать руководителю.
По размерам коллективы подразделяются на малые и большие, причем исходя не из числа участников, а из возможности или невозможности непосредственно поддерживать постоянные связи между членами, хотя потенциальный их круг невелик. В больших коллективах это практически невозможно, и люди мало знают друг о друге, а в малых, где число участников не превышает 20, вполне реально (даже без объединяющего лидера). Это придает им дополнительную гибкость, в целом обеспечивает более высокую результативность работы и удовлетворение от нее.
В большом коллективе каждый выполняет широкий круг обязанностей, понятнее связь индивидуальных и общих задач, легче удовлетворить свою потребность в аудитории, получить необходимый совет, но больше отдаленность исполнителя от руководства и коллег. Большие группы экономичнее, особенно при выполнении простых повторяющихся операций, легче могут найти выход из тупика, и в них легче решаются вопросы о преемственности.
Малые коллективы, члены которых поддерживают между собой не просто непосредственные, но еще и эмоционально окрашенные дружеские контакты, получили название первичных. Обычно они включают в себя от двух до пяти человек, объединенных общностью целей и норм поведения, личными интересами, неформальным контролем. В первичной группе людей нельзя заменять без ее разрушения.
Наиболее близкие и равноправные отношения между участниками складываются в диадах и триадах, т.е. группах, состоящих из двух-трех человек. Диады легче всего разрушаются, но отношения приносят наибольшее удовлетворение их членам. В триаде рано или поздно происходит сближение между двумя и исключение третьего, который может играть роль посредника, оппортуниста или властителя.
В рамках квартетов
и квинтетов могут
Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов. Более крупные группы продуктивнее, но в них меньше согласия между участниками и меньше конформизма. В таких группах чаще наблюдается социальное неравенство и трудности в налаживании контактов, причем в большей мере это относится к группам с четным составом участников, чем с нечетным. Членов таких групп характеризует низкий моральный дух, безразличное отношение к делу, ослабленные связи, нежелание сотрудничать друг с другом. Поэтому для управления ими нужны специальные менеджеры.
Особой разновидностью коллектива, характеризующейся повышенным единством, особо тесным сотрудничеством и координацией, частой совместной работой, является команда. Она создается для решения конкретных задач или выполнения отдельных функций, проектов и объединяет лиц с разнообразными знаниями и навыками, дает им возможность учиться друг у друга, обеспечивает взаимную поддержку. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономна. Осуществляет давление на участников и часто конфликтна.
Информация о работе Система управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово