Система управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:47, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы состоит в изучении системы управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово, а также в проведении социально-психологической диагностики коллектива МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить систему менеджмента, маркетинга, экономику, организацию деятельности МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
изучить существующую систему управления персоналом, систему мотивации, эффективность работы персонала;
рассмотреть основные моменты психологии личности и стиль руководства МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
изучить применяемые подходы в разрешении конфликтных ситуации в коллективе МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
провести анализ социально-психологического климата в коллективе;
разработать программу оптимизации бесконфликтного управления в МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.

Содержание

Введение
Раздел 1. Анализ системы менеджмента в МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 2. Экономическая система МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 3. Анализ системы маркетинга МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 4. Программа социально-психологической диагностики персонала.
Раздел 5. Мотивация и эффективность работы персонала.
Раздел 6. Психология личности и стиль управления.
Раздел 7. Психология управленческого общения и разрешения конфликтов в коллективе
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 8. Организационное поведение типовых групп в
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 9. Анализ социально-психологического климата в коллективе.
Раздел 10. Психология развития человеческих ресурсов.
Раздел 11. Математические методы в обработке результатов исследования
Раздел 12. Программа оптимизации СИК и уровня конфликтов в образовательном учреждении.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

Диплом Ирина_последний вариант.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

       Диагностика социальных проблем

       Проблема – это осознание субъектом  невозможности разрешить противоречие, возникающее в данной ситуации, средствами имеющихся знаний  и опыта психолога. Диагностика  социальных проблем представляет собой прикладное социологическое и психологическое исследование состояния социального организма с целью выявления отклонений и нарушений его нормального функционирования.

       Необходимость применения диагностики  заключается в том, что она позволяет:

1)  научно  обосновать социальные проблемы, ранжировать их по степени  значимости, определять последовательность  их решения;

2)  дает возможность  эффективно использовать ресурсы,  предназначенные для поддержания  и развития сферы;

3)  служит  маниторингом, свидетельствующим о том, как органы власти и управления решают социальные проблемы.

       Социально-диагностические методы  в социальной работе

       Среди общих требований, которым  должны отвечать методы социальной  диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе.

        Во-первых, предпочтителен метод  наиболее простой из всех возможных  и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый результат. Простая опросная методика иногда может быть результативнее сложного теста.

         Во-вторых, метод должен быть доступным  не только для социального  работника, но и для клиента  при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения.

         В-третьих, технология применения  методов (инструкция) должна быть  ясной и понятной. Она должна  настраивать клиента на доверительное  отношение к социальному работнику,  на сотрудничество, исключающее возникновение побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты.

         В-четвертых, обстановка и условия  проведения диагностики не должны  отвлекать клиента от соучастия  в диагностике.

         Существует множество методов диагностики, которые применяются в таких науках, как социология, психология, педагогика, экономика и т.д., и имеют социальную направленность. Социальный работник всегда стоит перед выбором: какому методу отдать предпочтение в конкретной ситуации? Выбор зависит от многих обстоятельств и от того, какие цели и задачи преследуются, какой контингент является объектом диагностики, каков характер клиента и т.д.

         Проблемы, которые необходимо решать  социальному работнику во взаимодействии  с клиентом или группой, бывают иногда тупиковыми; могут возникать неожиданные ситуации и обстоятельства, становящиеся преградой на пути достижения целей.

          Если социальный работник хочет  понять поступки клиента, он  начинает с выявления причин  соответствующих действий, т.е. мотивов поведения, в основе которых чаще всего лежат потребности.

 Как известно, среди потребностей можно выделить:

 • биологические  потребности - физиологические (голод,  жажда, сон), половые, или сексуальные,  ориентировочные;

 • материальные  — одежда, жилище, питание и т.д.;

 • социальные  потребности — трудовые, познавательные, коммуникативные;

 • духовные  потребности — нравственные, эстетические, религиозные.

         Неудовлетворенные потребности  порождают социальные проблемы. Это может выражаться в дефиците материальных средств, в отсутствии знаний и опыта, в деформации личности или психических заболеваниях, расхождениях между ожиданиями клиента и других людей, между личностными запросами и рамками социальной роли, в расхождениях, обусловленных изменением образа жизни или противоречивостью статусных ролей.

         Некоторые исследователи (К. Джерман,  А. Гиттерман) выделяют условия  и причины обострения взаимозависимости  потребностей и проблем: 1) переломные  моменты, обусловленные образом  жизни, статусными ролями и кризисными событиями; 2) отсутствие обратной связи с социальным и ближайшим окружением; 3) трудности в общении с членами семьи и представителями первичных групп и др.

          Социально-диагностическая технология  не только выявляет реальные проблемы, но и выполняет прогностическую функцию.

         Социальный прогноз — один  из видов оказания помощи клиенту.  Составление социально значимых  прогнозов невозможно без оценки  существующих ресурсов, разработки  диагностических технологий. Социальная работа не может обойтись без специалистов, способных не только диагностировать ситуацию, но и прогнозировать социальное развитие. Полноценная социальная работа включает разработку достоверного прогноза дальнейшего развития (в краткосрочном и долгосрочном планах) исследуемых социальных процессов, предвидит перспективы их будущего состояния.

       Социальный диагноз может осуществляться:

 • на уровне  общества в целом, для выявления  общих тенденций развития в  области экономики, социальной  политики, духовной жизни и т.д.;

 • на уровне  социальной группы или территориальной  общности, например, развитие классов,  народностей, территориальных групп,  трудовых коллективов и др.;

 • на личностном  уровне, помогая персонифицировать,  придать «адресность» при выявлении проблем жизнедеятельности.

В последнее  время в социальную диагностику  все чаще стали включать такие  методы, как:

 • зондажно-информационное  обследование конкретного социума,  сбор сведений о состоянии  домовладения и инфраструктуры, численности, составе и динамике местного населения и т. д.;

 • социально-исторические  обследования, в том числе изучение  истории заселения и освоения  данной территории, процессов складывания  и изменения состава местного  населения и его занятий, религиозных  и бытовых традиций местных жителей, причин смены населения и т.д.

 • информативно-целевой  анализ различных документов, статей  из местной и центральной прессы, материалов электронных средств  информации, писем и жалоб граждан  в СМИ, органы власти и т.  д.;

 • социальное  картографирование, т.е. показатели, характеризующие социально-пространственное распределение и динамику населения, зависимость качества жизни от факторов, дифференцирующих состояние среды обитания, ее символическую и реальную ценность. Социальная карта является эффективным инструментом для выявления пространственной картины размещения участков, территорий, интенсивно посещаемых гражданами, загрязненных участков города, районов социальной напряженности и т.п.

Мы хорошо знаем, что успешное усвоение учебной программы  возможно только при усилении индивидуального подхода в обучении, создании положительного социально-психологического климата в педагогических коллективах, создании атмосферы понимания между учителями, школьниками и их родителями. Это требует пересмотра ряда подходов в управлении учебным процессом.

Одним из недостатков  современных подходов к управлению является свойственное, по-видимому, русской  ментальности всякое пренебрежение  к ответственности за принятое решение. И формой проявления этого является неумение рассчитывать "риски" предпринимаемых действий и нести за это ответственность. Только осознание целей, к которым надо стремиться, как следствие - ответственность за управленческие модели в школе, позволят выстроить благоприятные отношения между администрацией школы, учителями, учениками и их родителями, сделать сохранной для развития каждого ученика среду его обитания - семью и школу.

Именно такие  хорошие отношения, складывающиеся в благоприятный социально-психологический  климат в школе, дают как детям, так и взрослым, самое дорогое - положительное психологическое самочувствие. Грамотно выстроенные взаимоотношения в школе по вертикали (подчиненных с руководителями), по горизонтали (между коллегами или партнерами по работе) и различные составляющие производственной обстановки помогут наладить контакт со школьниками и их семьями, предупредить правонарушения несовершеннолетних. Известно, что правонарушения, совершенные несовершеннолетними школьниками, - это результат экстремальных ситуаций, в том числе семейных. Уклонение школьников от посещения школы, их самовольный уход из семьи и многое другое можно предотвратить, воспользовавшись тестовыми методиками измерения проективных ожиданий развития школы.

Предлагаемые авторами тестовые методики - прелюдия к разработке методик и технологий, в которых сейчас остро нуждаются российские управленческие структуры. Прежде всего они позволят уменьшить риск при принятии управленческих решений, что в свою очередь поможет предотвратить экстремальные ситуации (большие и малые) в стенах школы и за ее пределами. Эти тестовые методики ожидания развития школы были разработаны и апробированы в 1995-97 годах в образовательных учреждениях Московской области и города Москвы на основе концепции модели управления развитием школы по конечному результату и критериев оценки эффективности работы школы по данной модели. При этом предполагается различать две формы эффективности работы школы:

    1. внутреннюю, определяющую, в какой степени школа достигла поставленных конкретных целей обучения;
    2. внешнюю, под которой понимается степень удовлетворения требований семьи к школе или степень соответствия "продукции" школы структуре спроса на нее со стороны потенциального потребителя (семьи) образовательных услуг.

В этом случае квалиметрическая оценка деятельности учебного заведения может строиться на объективном измерении способности школы удовлетворять новые требования семьи, выполнение которых должно, по мнению родителей, помочь детям найти свое место в жизни.

Именно поэтому  впервые была предпринята попытка разработать экспертную систему проективных ожиданий развития школы, содержащую, в том числе, три тестовые методики проективных ожиданий (и технологии их обработки):

    1. "Дифференциальный тест вариантов развития системы школьного образования" Н.А. Аминова - Н.А. Янковской - Тест 1;
    2. "Тест планирования развития среднего и высшего образования" Н.А. Аминова - Н.А. Янковской - Тест 2;
    3. "Тест планирования профессиональной карьеры" Н.А. Аминова - Н.А. Янковской - Тест 3.

Данные тесты  созданы кандидатом психологических наук Николаем Александровичем Аминовым и кандидатом педагогических наук Наталией Анатольевной Янковской.

Тест 1 представляет собой методику определения логики (последовательности) развития системы школьного образования; Тест 2 - методика установления приоритетных целей развития в рамках выбранной логики (последовательности); Тест 3 - методика определения конечных результатов развития.

Проективные способности  людей определяются через умение человека экстраполировать (Тест 1), способности  к моделированию (Тест 2) и способности к экспертному заключению (Тест 3), но школа является динамической организацией, и у всех людей, причастных к образовательному процессу, разное видение школы. Оно зависит от внутренней позиции каждого участника и его роли в образовательном процессе.

Все методики могут  быть использованы для индивидуального  определения способности обследуемого к экстраполяции (Тест 1), установлению иерархии определяемых результатов (Тест 2) и ориентации на конечный результат (Тест 3).

Используемые  в системе, они фактически позволяют выявлять способности обследуемого к стратегическому (Тест 1), тактическому (Тест 2) и оперативному (Тест 3) планированию, для оценки стратегии развития и учета условий (текущих), благоприятствующих или не благоприятствующих в реализации задуманных планов, то есть проективных способностей человека.

Определение целей  школы выступает как композиция отдельных перспектив и диктуется  пониманием слабых и сильных ее сторон. При этом в результате работы с  экспертной системой определяемые цели рассматриваются каждым участником со следующих позиций:

    1. насколько сопрягаются аргументы, исходящие от школы, и ожидания, имеющиеся у окружения;
    2. насколько потребности школы в целом будут удовлетворены;
    3. насколько они сочетаются с целями и потребностями персонала;
    4. насколько сбалансированы индивидуальные и групповые цели.

Видение будущего каждой группой участников (администрацией, учителями, школьниками и их родителями) выступает как композиция отдельных  перспектив каждой группы и оформляется  в виде протокола о намерениях этой группы.

Таким образом, в результате взаимодействия двух сил, определяющих развитие школы, происходит взаимный адаптационный процесс:

    • мотивации, побуждения к изменениям, возникающие в самой школе как самостоятельном социальном организме;
    • давлении сил окружения.

Результатом этого  процесса является согласованное, учитывающее  специфику взаимодействия между  мотивацией, исходящей от самой школой, и давлением окружения, видение  развития школы, учитывающее местные  требования и запросы общества к конкретной школе.

Проведение  работы с экспертной системой проективных  ожиданий со всеми группами людей, принимающих  прямое и косвенное участие в  образовательном процессе школы, позволяет  определить основные цели данной школы.

Прикладное  использование

Была показана возможность применения этих методик  для решения различных прикладных задач:

    • для аттестации образовательных учреждений и аттестации управленческого персонала разных звеньев, в том числе для измерения ожиданий развития школы разных групп участников образовательного процесса;
    • для проведения мониторинга или контроля за последствиями перехода образовательного учреждения на новую модель управления;
    • при аттестации авторских школ;
    • для выявления проективных способностей и умений школьников при планировании своей карьеры;
    • для оценки школьной администрацией образовательных потребностей родителей, позволяющих определять:

Информация о работе Система управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово