Система управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:47, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы состоит в изучении системы управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово, а также в проведении социально-психологической диагностики коллектива МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить систему менеджмента, маркетинга, экономику, организацию деятельности МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
изучить существующую систему управления персоналом, систему мотивации, эффективность работы персонала;
рассмотреть основные моменты психологии личности и стиль руководства МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
изучить применяемые подходы в разрешении конфликтных ситуации в коллективе МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
провести анализ социально-психологического климата в коллективе;
разработать программу оптимизации бесконфликтного управления в МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.

Содержание

Введение
Раздел 1. Анализ системы менеджмента в МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 2. Экономическая система МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 3. Анализ системы маркетинга МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 4. Программа социально-психологической диагностики персонала.
Раздел 5. Мотивация и эффективность работы персонала.
Раздел 6. Психология личности и стиль управления.
Раздел 7. Психология управленческого общения и разрешения конфликтов в коллективе
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 8. Организационное поведение типовых групп в
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 9. Анализ социально-психологического климата в коллективе.
Раздел 10. Психология развития человеческих ресурсов.
Раздел 11. Математические методы в обработке результатов исследования
Раздел 12. Программа оптимизации СИК и уровня конфликтов в образовательном учреждении.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

Диплом Ирина_последний вариант.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

            а) меру вклада "инвестиций" в образование своих детей;

            б) семьи (группы "риска"), нуждающиеся в социальной защите и в повышении их воспитательного потенциала со стороны школы.

Аналогов данных методик в России и за рубежом  нет.

Инструкция к "Дифференциальному тесту вариантов развития системы среднего школьного образования" Н.А. АМИНОВА - Н.А. ЯНКОВСКОЙ.

Рассматривая  перспективы дальнейшего развития школьной системы к началу XXI века, прогнозисты составили пять вариантов (сценариев) развития средней школы. Приведем пример первого сценария развития средней школы.

Школа вновь  станет таким учреждением, главная задача которого вести как можно большее число учащихся к прочному овладению базовыми знаниями. Важнейшим условием реализации этой цели явится преодоление крайнего традиционализма и модернизма: в школе будут использоваться как оправдавшие себя традиционные методы обучения, так и новейшие педагогические технологии, доказавшие на практике свою эффективность. Такая школа станет уделять основное внимание именно обучению. Что же касается проблем социализации детей и развития их эмоциональной сферы, то эти функции останутся за семьей, церковью, учреждениями культуры и здравоохранения, с которыми школа будет развивать тесные партнерские отношения.

Составьте два  варианта своего прогноза развития первого  сценария: желаемого (левая колонка) и вероятного (правая колонка) развития этого сценария. Для этого обведите кружком одну из девяти оценок степени  желательности и степени вероятности - реалистичности развития данного сценария.

Степень желательности варианта развития:

1 - мало  желательно,

5 - и  да, и нет,

9 - крайне  желательно

 

Сценарии  развития средней школы

Степень вероятности развития:

1 - мало  желательно,

5 - и  да, и нет,

9 - крайне  вероятно

987654321

1. Школа станет  вновь таким учреждением ...

123456789


Здесь приводится пять основных сценариев - колонка в  центре, каждый из которых представлен  по предложенной схеме. Составьте два  варианта своего прогноза по каждому  сценарию: желаемого (левая колонка) варианта его развития и вероятной (правая колонка) структуры развития. Рассматривая перспективы дальнейшего развития школьной системы к началу XXI века, выступите в роли эксперта - предложите свой сценарий развития системы среднего школьного образования, напишите шестой сценарий, если считаете его оригинальным.

"ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ  ТЕСТ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ"

Н.А. Аминова - Н.А. Янковской

Степень желательности варианта развития:

1 - мало  желательно,

5 - и  да, и нет,

9 - крайне  желательно

 

Сценарии  развития средней школы

Степень вероятности развития:

1 - мало  желательно,

5 - и  да, и нет,

9 - крайне  вероятно

 

9 8 7 6 5 4 3 2 1

 
1. Школа станет вновь таким  учреждением, главная задача которого - вести как можно большее число учеников к овладению базовыми знаниями. Важнейшим условием реализации этой цели явится преодоление крайностей традиционализма и модернизма: в школе будут использоваться как оправдавшие себя традиционные методы обучения, так и новейшие педагогические технологии, показавшие на практике свою эффективность. Такая школа станет уделять основное внимание именно обучению. Что же касается проблем социализации детей и развития их эмоциональной сферы, то эти функции остаются за семьей, церковью, учреждениями культуры и здравоохранения, с которыми школа будет развивать тесные партнерские отношения.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9

9 8 7 6 5 4 3 2 1

2. В соответствии  с организацией управления народным  хозяйством и, отвечая потребности  общества в хорошо подготовленной  элите, в руках которой должны  находиться основные нити управления  в экономике, политике, культуре, данная школа будет построена на принципе жесткой дифференциации. Главное внимание она станет уделять тем учащимся, которые способны усваивать наиболее сложный учебный материал. Такая модель школы в определенной мере напоминает частное предприятие, главная цель которого - выпуск конкурентноспособной продукции. Этот тип сценария направлен против уравнительных тенденций в организации и деятельности школы, при определенных социально-политических условиях может оказаться реализованным и удовлетворять наиболее ревностных сторонников "индивидуального продвижения" в контексте общества, основанного на жесткой конкуренции.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

9 8 7 6 5 4 3 2 1

3. Школа, построенная  по данному сценарию, будет стремиться  установить оптимальное диалектическое  соотношение между обучением и воспитанием в наиболее широком смысле этого слова. Она должна обеспечить индивидуальное развитие учащегося и формировать сознательных и ответственных граждан будущего общества. Называя такую модель весьма привлекательной, прогнозисты полагают, что ее было бы крайне трудно воплотить в жизнь, поскольку это требовало бы значительного изменения статуса школы в обществе и установления принципиально иных отношений школы с другими социальными институтами.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

9 8 7 6 5 4 3 2 1

4. Школа ориентирована на широкое и повсеместное использование не только новейших, но и будущих технических средств обучения. В результате коренным образом изменится учебный процесс. Он будет протекать не столько в школе, сколько у домашнего телеэкрана и в учебных центрах, обладающих огромными банками данных. Кардинально изменится роль учителя, да и само понятие" школа" станет очень условным. Реализация этого сценария столкнулась бы с огромными трудностями. С одной стороны, потребуются колоссальные финансовые средства на дорогостоящее оборудование и переподготовку педагогического персонала. С другой стороны, очень сложная задача глубокого изменения менталитета педагогов и общественности. Впрочем, здесь прогнозисты довольно оптимистичны: они считают, что в XXI веке будет новое поколение учителей, которые с раннего детства получали бы навыки разнообразного использования сложнейшей техники.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

9 8 7 6 5 4 3 2 1

5. Поскольку  в каждой учебной группе обнаруживается  разнообразие способностей, склонностей  и интересов учащихся, то крайне важно создать как можно более гибкую систему школьного обучения на всех его этапах. В течение всего периода обучения ведется систематическое наблюдение за каждым учеником, функционирует эффективная система организации, и, таким образом, открываются широкие возможности выбора различных направлений учебы, что не исключает как жесткую принудительную селекцию, так и нездоровую конкуренцию между учащимися. Каждый из них с помощью компьютера составляет свой индивидуальный план. Там предусмотрено обязательное приобретение необходимых базовых знаний, но учеба идет в индивидуальном темпе с использованием методов и процедур, наиболее соответствующих особенностям структуры личности. Возможна и более жесткая система дифференциации. Она предусматривает организацию большого количества профилей подготовки, которые будут исходить как из индивидуальных склонностей, так и из потребностей общества. Но это не должно означать ранней профессионализации. Будут созданы реальные возможности для профориентации и переориентации в связи с изменившимися интересами и склонностями, что должно уменьшить риск ошибочного выбора будущей профессии.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

9 8 7 6 5 4 3 2 1

6. Составьте  свой сценарий развития системы  школьного образования: 

________________________________

________________________________

1 2 3 4 5 6 7 8 9


Бланк к "Дифференциальному тесту развития системы среднего школьного образования" Н.А. Аминова- Н.А. Янковской

1. Ф.И.О. _______________________________________________________;

2. Возраст __________; 3. Специальность ____________________________;

4. Специализация  ______________________; 5. Стаж работы ___________;

6. Дата обследования _____________.

Степень желательности

варианта  развития

Сценарии  развития

средней школы

Степень вероятности

структуры развития

9 8 7 6 5 4 3 2 1

9 8 7 6 5 4 3 2 1

9 8 7 6 5 4 3 2 1

9 8 7 6 5 4 3 2 1

9 8 7 6 5 4 3 2 1

9 8 7 6 5 4 3 2 1

1

2

3

4

5

6

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 2 3 4 5 6 7 8 9


Инструкция  по пользованию "Дифференциального теста развития системы среднего школьного образования" Н.А. Аминова- Н.А. Янковской:

Внимательно прочитайте инструкцию и по девятибалльной шкале  оцените ВОЗМОЖНЫЙ (колонка справа) и ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ (колонка слева) сценарий развития Вашего учебного учреждения.

В случае несовпадения типовых сценариев с Вашей  моделью развития опишите коротко  Ваш шестой сценарий и оцените  его по той же девятибалльной системе.

Проранжируйте сценарии развития учебного заведения  по степени значимости для Вас.

 

Инструкция  по пользованию "Дифференциального теста развития системы среднего школьного образования" Н.А. Аминова- Н.А. Янковской:

Нахождение  рейтинга сценария у группы испытуемых определяется следующим образом:

а) преобразуйте шкалу желательности степени развития от "+4" до "-4"

шкала

+4

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

-4

степень желательности 

развития 

9

8

7

6

5

4

3

2

1


 

б) найдите произведение между результатами по шкале ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ  степени РАЗВИТИЯ и СТЕПЕНИ ВЕРОЯТНОСТИ  для каждого сценария

степень желательности

№ сценария

степень вероятности

9 8 7 6 5 4 3 2 1

4 3 2 1 0 -1 -2 -3 -4

4

1 2 3 4 5 6 7 8 9


4 х 3 = 12

в) вычислите  среднее арифметическое значение отдельно по каждому сценарию, исходя из числа  испытуемых.

Сценарий, получивший наивысший положительный результат, является приоритетным для данной группы испытуемых.

Образец бланка заключения для образовательного учреждения

Тест 1. "Дифференциальный тест развития системы среднего школьного

образования" Н.А. Аминова- Н.А. Янковской:

выбор сценария развития школы

1

2

3

4

5

6

сценарии

           

количество  участников


 

     Выводы:

Аналитический обзор различных направлений  в разработке специфических показателей  оценки эффективности работы школы  дает основание для оптимистического прогноза, что эта проблема будет решена в ближайшее время. И тем не менее существует ряд веских теоретических аргументов и эмпирических доказательств в пользу того, что наиболее валидным и надежным способом количественного измерения внешней и внутренней эффективности работы учебного заведения является количественное измерение социально-психологического климата школы и социальной атмосферы его окружения.

В рамках предложенной концепции  эффективности работы школы квалиметрические критерии оценки деятельности учебных заведений должны учитываться затраты не только на образование, но и на социально-педагогические аспекты (организация учебно-воспитательного процесса, его специфика и закономерности), не поддающиеся стоимостным оценкам, но в значительной мере определяющие эффективность затрат на образование. Для использования экспертной системы для оценки требований семьи к школе (родительских ожиданий) и выделения на их основе групп родителей по степени удовлетворенности успехами своих детей для оценки деятельности школы по внешнему критерию эффективности требуются дополнительные исследования динамики и структуры спроса и предложений на рынке образовательных услуг в различных регионах страны в целом.

 

 

Раздел. 5. Мотивация и эффективность работы персонала.

 

В настоящее  время в нашей стране наблюдается кризис труда. Труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. В таких условиях не может идти речи ни о высокопроизводительном и эффективном труде, ни о росте квалификации работников и развитии их инициативы, ни о формировании сильной трудовой мотивации.

Человек включается в общественное производство не только из-за материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов.

Реальная эффективность  любых экономических мероприятий  определяется их воздействием на отношение людей к труду. Изменить это отношение в законодательном порядке нельзя, так как это длительный эволюционный процесс, но его можно ускорить, если трезво оценивать конкретную ситуацию и учитывать причины, ее породившие.

К сожалению, руководители редко принимают в расчет социальные последствия принимаемых решений, а сами решения часто носят не комплексный, а сугубо экономический или технический характер.

Классическое  определение мотивации в менеджменте - это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Автор рассматривает  мотивацию трудовой деятельности как  процесс удовлетворения работниками  своих потребностей и ожиданий в  выбранной ими работе, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами предприятия, и одновременно с этим как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников[5, с.266].

В данном определении  сочетаются два основных направления, обычно принимаемые руководителями в качестве тождества: мотивация и стимулирование. Часто, ставя перед работником какую-либо задачу, руководитель говорит работнику: «Я тебя простимулирую» или «Я тебя промотивирую». При этом он думает об одном и том же, то есть о вознаграждении работника за хорошо выполненную работу. На самом деле мотивация и стимулирование - это разные вещи, хотя и служащие для достижения единой цели - повышения эффективности труда работника. Процесс удовлетворения, стоящий в определении на первом месте, - это мотивационная политика, выстраиваемая руководством организации на основании известных им потребностей и интересов работников. Комплекс мер - это стимулирование труда, всегда дополняющее мотивационную политику и являющееся средством удовлетворения конкретных потребностей работника, по большей части материальных.

Мотивация - одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия.

Функция мотивации  заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием, организацией.

Сущность мотивации  заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами  и обязанностями, сообразуясь с  принятыми управленческими решениями.

Информация о работе Система управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово