Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:47, дипломная работа
Цель данной дипломной работы состоит в изучении системы управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово, а также в проведении социально-психологической диагностики коллектива МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить систему менеджмента, маркетинга, экономику, организацию деятельности МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
изучить существующую систему управления персоналом, систему мотивации, эффективность работы персонала;
рассмотреть основные моменты психологии личности и стиль руководства МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
изучить применяемые подходы в разрешении конфликтных ситуации в коллективе МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
провести анализ социально-психологического климата в коллективе;
разработать программу оптимизации бесконфликтного управления в МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.
Введение
Раздел 1. Анализ системы менеджмента в МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 2. Экономическая система МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 3. Анализ системы маркетинга МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 4. Программа социально-психологической диагностики персонала.
Раздел 5. Мотивация и эффективность работы персонала.
Раздел 6. Психология личности и стиль управления.
Раздел 7. Психология управленческого общения и разрешения конфликтов в коллективе
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 8. Организационное поведение типовых групп в
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 9. Анализ социально-психологического климата в коллективе.
Раздел 10. Психология развития человеческих ресурсов.
Раздел 11. Математические методы в обработке результатов исследования
Раздел 12. Программа оптимизации СИК и уровня конфликтов в образовательном учреждении.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Команды характеризуются ясными вдохновляющими целями, эффективной структурой, особо высокой компетентностью работников, климатом сотрудничества, стремлением к хорошей работе, становящимся нормой, внешней поддержкой, всеобщим признанием и опекой руководства.
Об эффективности «команды» говорит ее способность добиваться полезных результатов. Создать команду нелегко. Это требует времени, методичности и упорства: нужно построить личные отношения, определить методы работы и создать положительный воодушевляющий климат. «Команда» живет собственной деловой и эмоциональной жизнью. Одна из отличительных черт «команды» – это сильное чувство общности.
Групповая структура представляет собой своеобразную иерархию престижа и статуса членов группы. Вершину этой иерархической лестницы занимает лидер группы – человек, обладающий влиянием на членов коллектива в силу своего личного авторитета и приобретающий право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всех членов группы. Лидером может быть официальный руководитель; если этого нет, то эффективность деятельности группы зависит от того, как сложатся отношения между официальным руководителем и неофициальным лидером.
На результат работы трудового коллектива в большой степени оказывают влияние его размеры. Размеры коллективов каждого из трех уровней определяются в зависимости от характера, объема и условий выполнения работ, от степени технической и энергетической вооруженности предприятия, от подготовленности и квалификации работников.
Как показывает практика, увеличение коллектива приводит к усилению взаимодействия между людьми, интенсивность же общения в целом падает. Чем больше численность коллектива, тем меньше вероятность возникновения близких, дружеских контактов между всеми его членами, ниже уровень сплоченности, что не позволяет использовать межличностные отношения между людьми в качестве дополнительных источников повышения производительности труда. Особенно заметно влияние численности работников на результаты труда первичных коллективов, на их социально-психологический климат.
Общая структура социальной организации (СО) трудового коллектива возникает и развивается как в рабочее, так и в свободное от работы время. Эти социальные образования взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга (рис. 3).
В социальную структуру трудового коллектива входят социальные процессы и явления, знание которых крайне необходимо руководителям всех уровней управления для более эффективного воздействия на них.
А – производственный тип структуры СО
В – непроизводственный тип структуры СО
С – зона пересечения структур СО
Рис. 6. Структура социальной организации трудового коллектива
В трудовом коллективе
как целостной системе
Под социальным процессом в трудовом коллективе понимается последовательная смена социальной организации в целом или отдельных ее структурных моментов.
«СПСК» —
социально-психологическая
Инструкция. Ознакомившись со списком
суждений, оцените, какое количество
ваших коллег проявляет отношен
Варианты ответов:
«все» — 6 баллов;
«почти все» — 5 баллов;
«большинство» — 4 балла;
«половина» — 3 балла;
«меньшинство» — 2 балла;
«почти никто» — 1 балл;
«никто» — 0 баллов.
Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.
Обработка результатов.
Шкала достоверности — вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.
Таблица №7.
Результаты обработки данных по методике «Социально-психологическая самооценка коллектива», чел.
1 |
Стремление к сохранению целостности группы |
2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69 |
2 |
Сплоченность (единство отношений) |
3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70 |
3 |
Контактность (личные взаимоотношения) |
4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71 |
4 |
Открытость |
4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72 |
5 |
Организованность |
4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73 |
6 |
Информированность |
4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74 |
7 |
Ответственность |
4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68 |
По результатам теста было выявлено, что преобладают в коллективе ответственность, организованность, стремление к сохранению целостности группы, информированность. Это опять же говорит, что проходит процесс умелого управления и менеджмента, грамотной кадровой политики, хотя и имеются недостатки: недостаточная открытость и контактность коллектива, что не всегда благоприятно сказывается на взаимоотношениях в коллективе.
Выводы: рассмотренные группы процессов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Выделение их в группы является чисто условным, но такое абстрагирование предоставляет возможность операционализировать и измерить каждый процесс в отдельности с помощью социологических методов исследования и использовать их результаты для повышения эффективности функционирования трудового коллектива.
Раздел 9. Анализ социально-психологического климата в коллективе.
Социально-психологические процессы пронизывают всю общественную жизнь коллектива. Например, в коллективе могут быть самые предпочтительные материально-экономические и другие условия, но если в нем явно заметна психологическая несовместимость работников, не отрегулирован коммуникативный процесс, не срабатывают механизмы идентификации и т.п., то он не станет социально активным до тех пор, пока не будут приняты соответствующие меры по оздоровлению межличностных отношений, которые выступают как важнейший фактор социально-психологических отношений в любом коллективе. Здоровые межличностные отношения исключают психологическую несовместимость
Рассмотрим содержание основных социально-психологических законов образования и функционирования межличностных отношений.
Закон психического заражения регулирует отношения людей в процессе их взаимодействия. Его проявление обусловлено эффективностью воздействия какого-то раздражителя (музыка, речь, действие лица и т.п.) на эмоции и чувства людей, что вызывает у них ответную эмоционально-поведенческую реакцию. В условиях трудовой деятельности психическое заражение вызывает новую жизненную силу, способствующую сплочению людей на основе подражания и внушения.
Суть закона социального восприятия состоит в том, что в большинстве случаев взаимодействие людей вызывает наибольшее восприятие прежде всего их внешних характеристик. На основе визуального восприятия как бы «читается» другой человек, оцениваются его внешние данные, формируется содержательная характеристика личности. В итоге по отношению к этому человеку у воспринимающего складываются определенные чувства, оценки, стереотипы. Наше обыденное сознание консервативно удерживает человека «в плену» его первых впечатлений и представлений. Более того, они оказывают значительное воздействие на формирование отношений между людьми не только на уровне их коллективного общения. Закон социального восприятия лежит в основе социально-психологических процессов, протекающих в коллективе. Он активно проявляется в характере межличностных отношений. Выбор партнеров по работе, товарищей, авторитет наставника и руководителя, удовлетворенность проводимыми в коллективе мероприятиями – все это во многом определяется действием закона социального восприятия (перцепции).
Другим социально-
Важнейшими факторами проявления социально-психологической общности выступают такие ее конкретные состояния, как настроение, мнение, традиции, морально-психологический климат в коллективе.
Морально-психологический климат – это устойчивая система внутренних связей, которая проявляется в эмоциональном настрое коллектива, его общественном мнении, результатах деятельности.
Морально-психологический климат в трудовом коллективе зависит от следующих факторов:
Таким образом, психологический климат выступает в качестве фактора, через который преломляется, опосредуется любая деятельность коллектива. При этом преобладающий настрой людей определяет не только меру включенности каждого в деятельность, но и характер ее направленности, эффективности. Следовательно, формирование здорового психологического климата первичного коллектива – одна из важнейших задач управления и руководства. Совершенствование психологического климата коллектива – это, в конечном итоге, эффективное развертывание творческого потенциала личности, задействование человеческого фактора, создание полнокровного и достойного образа жизни человека.
Для диагностики социально-психологического климата конкретного коллектива необходимо описать и сравнить с определенными эталонами проявление преобладающего настроя коллектива и одновременно оценить качество его функционирования.
Б. Д. Парыгин различает два основных варианта диагностики социально-психологического климата коллектива:
1) в рамках фундаментального исследования;
2) в режиме оперативного обследования.
В первом случае диагностика социально-психологического климата того или иного коллектива является частью более широкой программы, предусматривающей исследование всей совокупности социально-психологических условий жизнедеятельности коллектива (руководство и лидерство, уровень социально-психологической культуры общения и т. д.). Во втором случае речь идет не о развитии научных представлений о социально-психологическом климате, а о применении имеющихся знаний и методов к конкретной практической задаче — улучшению социально-психологического климата данного коллектива.
При диагностике анализируются такие показатели как групповая сплоченность, удовлетворенность трудом, соответствие требованиям социального развития, потенциал социально-психологического климата.
Показателями групповой сплоченности являются индекс групповой сплоченности, частота и прочность коммуникативных связей, согласие и ценностно-ориентационное единство.
Индекс групповой сплоченности определяется в социометрическом исследовании и высчитывается как отношение общего числа взаимных положительных выборов к числу возможных выборов. Содержательная характеристика этих взаимных положительных выборов при применении социометрической методики опущена. Индекс групповой сплоченности — это строго формальная характеристика группы.
Частота и прочность коммуникативных связей положена в основу исследования сплоченности Л. Фестингером. Он определял сплоченность как сумму всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней. Силы эти интерпретировались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в ней.
Согласие как критерий сплоченности предлагает Т. Ньюком, который указывает на необходимость возникновения сходных ориентации членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям, регулируемое эмоциональными реакциями отдельных индивидов и всей группы в целом.
Ценностно-ориентационное единство — один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.
Информация о работе Система управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово