Система управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:47, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы состоит в изучении системы управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово, а также в проведении социально-психологической диагностики коллектива МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить систему менеджмента, маркетинга, экономику, организацию деятельности МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
изучить существующую систему управления персоналом, систему мотивации, эффективность работы персонала;
рассмотреть основные моменты психологии личности и стиль руководства МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
изучить применяемые подходы в разрешении конфликтных ситуации в коллективе МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
провести анализ социально-психологического климата в коллективе;
разработать программу оптимизации бесконфликтного управления в МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.

Содержание

Введение
Раздел 1. Анализ системы менеджмента в МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 2. Экономическая система МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 3. Анализ системы маркетинга МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 4. Программа социально-психологической диагностики персонала.
Раздел 5. Мотивация и эффективность работы персонала.
Раздел 6. Психология личности и стиль управления.
Раздел 7. Психология управленческого общения и разрешения конфликтов в коллективе
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 8. Организационное поведение типовых групп в
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 9. Анализ социально-психологического климата в коллективе.
Раздел 10. Психология развития человеческих ресурсов.
Раздел 11. Математические методы в обработке результатов исследования
Раздел 12. Программа оптимизации СИК и уровня конфликтов в образовательном учреждении.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

Диплом Ирина_последний вариант.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

         Показателем ценностно-ориентационного единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания (В. В. Шпалинский). Высокая степень ценностно-ориентационного единства выступает важным источником интенсификации внутригруппового общения и повышения эффективности совместной деятельности.

         Удовлетворенность. Это ограниченный критерий в определении состояния социально-психологического климата. Установлено, что чувство удовлетворенности человека своим статусом или отношениями с окружающими людьми в коллективе может вовсе не соответствовать его реальному положению в группе. Так, в исследованиях, проведенных в школе, было обнаружено, что иногда в классах, где плохо поставлена воспитательная работа, ученики, явно нарушающие дисциплину и имеющие низкую успеваемость, могут иметь высокий коэффициент удовлетворенности своим статусом в коллективе.

          Б. Д. Парыгин в качестве критерия в диагностике социально-психологического климата предложил соответствие его требованиям социального развития, акцентируя внимание на потребностях и ориентации личности в коллективе. Наибольшее соответствие социально-психологического климата требованиям социального развития обеспечивает максимальную включенность человека в деятельность. А это, в свою очередь, оказывается условием социальной и экономической эффективности самой деятельности.

         В связи с этим Парыгиным было выдвинуто понятие потенциала социально-психологического климата коллектива. Потенциал социально-психологического климата характеризует не столько ту или иную направленность развертывания процессов, сколько состояние и уровень реализации имеющихся возможностей деятельности.

         Существует шесть потенциалов, которые характеризуют уровень социально-психологических возможностей и притязаний членов коллектива:

1. Потенциал  выбора. Зависит от диапазона  как объективных возможностей, так  и субъективных притязаний членов  коллектива применительно к выбору способа выполняемой ими деятельности. Выбор альтернатив зависит от личности, ее самосознания и самоотношения.

         Возможен двоякий эффект потенциала выбора в качестве показателя социально-психологического климата:

а) чем выше уровень и шире диапазон внутри-коллективных возможностей и субъективной предрасположенности к выбору, тем выше уровень творческой активности личности и коллектива в целом, психологической включенности в деятельность, а, следовательно, и ее эффективности;

б) принципиально возможен конфликт между предрасположенностью личности к выбору и отсутствием условий для ее реализации в данном коллективе;

в) не исключен и конфликт между объективными возможностями  выбора, с одной стороны, и нерасположенностью личности к принятию решений.

           В последних двух случаях фактор потенциала выбора может отрицательно сказаться на социально-психологическом климате и уровне эффективности деятельности коллектива.

2. Потенциал  обновления.Характеризует диапазон  как объективных возможностей, так и субъективных притязаний членов коллектива применительно к темпам и масштабам перемен, которые могут быть в рамках как предметной, так и коммуникативной деятельности.

         Значимость данного потенциала определяется присущей человеческому мозгу потребностью в обновлении информации, без удовлетворения которой невозможна длительная включенность индивида в деятельность. Здесь, как и в предыдущем случае, есть основания различать два аспекта: объективный и субъективный. Объективна характерная для коллектива степень, глубина, масштабность и количество объективных перемен в единицу времени. Субъективен уровень предрасположенности к ним членов коллектива: их потребность, стремление к переменам и обновлению основных условий деятельности (предметных и коммуникативных).

        Существуют две модели действия данного потенциала:

а) объективные  характеристики потенциала обновления находятся в полном соответствии с субъективными, что возможно как  при его достаточно низком, так  и при высоком уровне развернутости;

б) объективные  и субъективные характеристики потенциала обновления находятся в конфликтном  состоянии.

          Иногда совмещаются оба варианта, когда объективные или субъективные характеристики этого потенциала одной части коллектива, будучи достаточно динамичными, сталкиваются с нединамичностью, консервативностью других членов этой же рабочей группы.

3. Потенциал  признания характеризует как  объективные условия внутриколлективной  деятельности, направленные на поощрение  индивида, так и его субъективные притязания на тот или иной уровень положительной оценки своей деятельности коллективом.

        Важность потенциала признания в структуре показателей СПК определяется принципиальной значимостью для человека механизма обратной связи с окружающей его социальной средой. Подчеркивая огромную роль поощрения и одобрения человеческой деятельности окружающими как важнейшего фактора благоприятного психического состояния индивида, известный канадский биолог Г. Селье отмечал, в частности, что для него лично «жажда одобрения и признания была одной из главных движущих сил на протяжении всей жизни». Лев Толстой в юности мечтал, как его окружает толпа людей, которые его за что-то очень благодарят.

         Структура потенциала признания включает в себя объективные по отношению к личности условия внутриколлективной деятельности, в той или иной мере удовлетворяющие потребность последней в признании, и субъективные стремления личности к признанию ее коллективом, уровень притязаний личности на ее оценку коллективом в соответствии с ее собственной самооценкой.

Как и в предыдущих случаях, возможны варианты ситуаций:

а) соответствие на почве низкого потенциала;

б) несоответствие на почве высокого уровня притязаний;

в) соответствие субъективных притязаний иобъективных условий их удовлетворения привысоком уровне самого потенциала;

г) несоответствие на почве системы поощрения, превосходящей  реальный потенциал притязаний.

4. Потенциал  самовыражения. Характеризуется  стремлением к самовыражению,  то есть к проявлению всех  тех особенностей, склонностей и дарований, которые сформировались у него в течение жизни.

         Стремление к самовыражению является одним из важнейших проявлений личности. Человек стремится утвердиться в, своей неповторимости. Объективные, условия самовыражения личности в коллективе целесообразно стимулировать прежде всего применительно к его функционально-ролевой деятельности.

           Важно учитывать, насколько условия труда соответствуют психическому состоянию, профессиональному опыту, творческой направленности личности, насколько они совпадают или расходятся с тем, в чем человек видит свое признание, свой способ творческого самовыражения. Потребности самовыражения и признания органически взаимосвязаны. Это две важнейшие стороны целого комплекса духовных потребностей человека, играющих роль мощных стимуляторов его активности.

5. Потенциал  психической напряженности.Характеризуется  уровнем и диапазоном психического  напряжения, которого требует от  работника его повседневная деятельность.

       Критериями для определения уровня оптимальности психического напряжения является соответствие объективных и прожективных характеристик напряженности, что дает наибольший рост производительности труда, с одной стороны, и простор для развития личности — с другой. Последнее может быть определено через реализацию потенциала выбора, обновления и самовыражения. Специфическая задача измерения данного потенциала состоит в том, чтобы найти оптимальную меру психической напряженности в ситуации соответствия объективных условий и предпочтений личностью и коллективом достаточно напряженной деятельности. Г. Селье отмечал в связи с этим, что большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он не избрал.

6. Потенциал  определенности. Это степень четкости, фиксированности, определенности  тех требований, которые предъявляются  характером работы и руководством  к члену коллектива.

        Значение фактора определенности в работе трудно переоценить. От степени определенности, четкости и ясности тех обязанностей, которые должен выполнять тот или иной член коллектива, самым прямым образом зависит успех общего дела. Естественно, что без четкости в работе не может быть и требовательности.

         Потенциал определенности также проявляется в психическом состоянии, деятельности, потребностях и притязаниях отдельного индивида. Применительно к личности это прожективная характеристика ее предпочтительной ориентации на большую или меньшую степень определенности заданной извне деятельности. Потенциал неопределенности играет разную роль в зависимости от характера труда коллектива. В условиях творческой деятельности степень неопределенности должна быть значительно более высокой, чем в условиях нетворческой работы.

    Выводы:    оптимальным в качестве фактора СПК коллектива должно быть такое соотношение степени объективной определенности с соответствующим уровнем притязаний личности, которое бы коррелировало с наибольшей производительностью коллектива и развернутостью духовного потенциала личности.

 

 

Раздел 10. Психология развития человеческих ресурсов.

 

Трудовые ресурсы - это люди в трудоспособного возраста, как занятые, так и не занятые в хозяйственной деятельности. В России это мужчины от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет.

Концепция развития человеческих ресурсов фокусируется на саморазвитии, которое в идеале осуществляется на трех уровнях:

1.  Индивидуальный уровень – работники всех уровней развиваются с тем, чтобы стать внутри организации партнерами, которые ведет себя так, словно эта организация является их собственность.

2.  Групповой уровень – вместо «команды звезд» во всех сферах организации развиваются «звездные команды», основанные на принципах гуманизма.

3.  Организационный уровень – организация развивается, чтобы превратиться в организацию, которая постоянно учиться и умеет вырабатывать свое видение нового состояния и окружающей среды.[28]

Основным средством  формирования человеческих ресурсов организации является отбор кадров. Отбор является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование ресурсов, находящихся в распоряжении организации. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг.

Отбор кадров –  выявление различий между кандидатами  и выбор кандидатов, в наибольшей степени соответствующих требованиям должности и организации.

Комплексный подход к поиску и отбору персонала предполагает решение следующих задач:

1.  Определение потребности в персонале с учетом основных целей организации.

2.  Получение точной информации о том, какие требования к работнику предъявляет вакантная должность.

3.  Установление квалификационных требований, необходимых для успешного выполнения работы.

4.  Определение личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения данной работы, которые могут рассматриваться в качестве критериев при оценке кандидатов.

5.  Поиск возможных источников кадрового пополнения и выбора адекватных методов привлечения подходящих кандидатов.

6.  Определение того, какие методы отбора кадров позволяют лучше всего оценить пригодность кандидатов к работе в данной должности.

7.  Обеспечение оптимальных условий для адаптации новых работников в организации.

Для успешного  отбора первостепенное значение имеет  определение критериев, на основании  которых будет приниматься решение о преимуществах тех или иных соискателей.

В поисках эффективных  форм руководства персоналом, в организации  и стимулировании труда, в правилах производственной дисциплины, в энтузиазме новаторов и предпринимателей, инициирующих нововведения и преодолевающих бюрократические препятствия, есть много общего. Но из опыта ведущих корпораций можно почерпнуть немало полезного и необычного для нашей традиционной практики. Прежде всего, можно извлечь следующее: эффективное управление персоналом признается сегодня важнейшим фактором конкурентоспособности компаний и достижения ими экономического успеха; в основе эффективного управления персоналом лежит продуманная стратегия использования “человеческих ресурсов”, основанная на рыночных принципах хозяйствования; кадровые службы в фирме обладают высоким статусом и широкими полномочиями для комплексного системного управления трудовыми ресурсами.

На основе изученного теоретического материала можно  сделать следующие выводы:

1.  Категория «человеческие ресурсы» позволяет отразить реальное представление о том, что профессиональные знания, опыт, творческие и предпринимательские способности работников обеспечивают экономическую эффективность и конкурентоспособность организации в рыночной среде.

2.  Развитие человеческих ресурсов, повышение их качества, приводит к большей отдаче материальных ресурсов через их более эффективное использование, а это, в свою очередь, обеспечивает организациям дополнительный стимул для инвестирования в человеческие ресурсы.

Информация о работе Система управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово