Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа
Известно, что в качестве эмоционального фактора тревожность играет существенную роль в процессе адаптации. Психологическая толерантность детей к неблагоприятным условиям микросоциума снижается, фрустрационные ситуации становятся непереносимы для них, что отражается на нарушении функциональной активности, индивидуального барьера психологической и психической адаптации. Одним из последствий может быть формирование тревожных расстройств по невротическим механизмам
Введение 3
Глава 1. Исследование тревожности и методов ее коррекции у детей старшего дошкольного возраста в научной литературе 5
1.1. Сказки как своеобразный фольклорный жанр 5
1.2. Феномен тревожности и страхов в детском возрасте 7
Глава 2. Использование сказкотерапии для коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте 22
2.1. Описание методов исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Коррекционная программа (на основе ознакомления со сказками) 25
2.3. Описание результатов проведенного исследования 41
Рекомендации педагогам и психологам по использованию сказкотерапии 43
Список литературы: 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 52
Содержание
Введение
Глава 1. Исследование тревожности и методов ее коррекции у детей старшего дошкольного возраста в научной литературе
1.1. Сказки как своеобразный фольклорный жанр
1.2. Феномен тревожности и страхов в детском возрасте
Глава 2. Использование сказкотерапии для коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте
2.1. Описание методов исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста
2.2. Коррекционная программа (на основе ознакомления со сказками)
2.3. Описание результатов проведенного исследования
Рекомендации педагогам и психологам по использованию сказкотерапии
Список литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность темы исследования.
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. [9]
Нарастание тревожности у детей дошкольного возраста всегда сопровождается социальной дезадаптацией и нарушением адекватного психического и психологического развития ребенка, что неблагоприятно сказывается не только на школьном этапе, но и отражается на становлении личности. Именно этими обстоятельствами обусловлен факт увеличения количества тревожных детей, отличающихся беспокойством, неуверенностью, робостью, эмоциональной неустойчивостью. В связи с этим своевременная психодиагностика и психокоррекция проявлений тревожности в дошкольном возрасте является прерогативой специализированной психологической службы, которая формирует банк психологической паспортизации и в зависимости от ее результатов определяется необходимость в проведении психологического консультирования, психокоррекции детей и родителей (ОБ. Куликовская. И.А. Левочкина, Е.И Рогов. А.С. Спиваковская и др.) или семейной психотерапии (Н.Н. Лебедева. Г. Л. Лэндтрет и др.) [1, с. 5-8].
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Сказкотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования – тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние сказкотерапевтического воздействия на тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Цель настоящего исследования – изучить специфику переживания тревоги в детском возрасте, выделить методы коррекции тревожности и особенности коррекционного влияния сказкотерапии.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу, посвященную вопросам детской тревожности.
2. Провести психологическую диагностику детей старшего дошкольного возраста с целью выявления разного уровня тревожности.
3. Разработать психокоррекционную программу в структуре специализированной психологической помощи для детей с высоким уровнем тревожности.
4. Изучить влияние специально организованной сказкотерапии на коррекцию тревожности детей старшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвинули предположение о том, что специально организованная работа со сказками снижает уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Методы:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Разработка коррекционной программы.
3. Метод тестов.
4. Статистический анализ данных.
На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные. В настоящее время в фольклористике многое сделано в области изучения жанра сказки, ее генезиса, истории, поэтики, стиля, особенностей бытования и т.д. Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел.
Фольклорная сказка – это один из самых любимых в народе жанров. Многие сказки родились из мифов, многие возникли на основе легенд, а часть сказок появилась на основе наблюдений за реальной жизнью. Фольклорная сказка – это фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек. Широта и разнообразие этого жанра проявляются в том, что сказки отражают самые разные стороны жизни и рассказывают о самых разных людях: о царях и крестьянах, об умных и глупых. Нет, наверное, в мире такого вопроса, на который не попыталась бы ответить сказка. Но отвечает на эти вопросы сказка очень необычно. Сказочники не стремятся рассказать об обычной жизни, известной каждому человеку. Они придумывают фантастический мир, какое-нибудь тридевятое царство или рассказывают историю какого-нибудь солдата или крестьянского сына, идущего куда-то по дорогам жизни, фантастическая условность сказочного художественного мира позволяет рассказчику выразить свое отношение и к государственной власти (царям и боярам, например), воплотить свой идеал счастливой жизни. Наиболее древние из сказок – сказки о животных. В них сохранились отголоски тех времен, когда племена людей считали своими предками и покровителями различных животных.
Из далекого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. В них тоже нередко сохраняются отзвуки древних мифов, в которых с помощью магии прекрасную девушку можно было превратить в лягушку, а герою, чтобы найти свое счастье, приходилось проходить через загробный мир, вход в который пролегал через избушку на курьих ножках. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались различные людские пороки и описывались занятные жизненные ситуации. За время своего существования, переходя от рассказчика к рассказчику, сказки освобождались от лишнего, случайного и приобретали законченность и художественное совершенство [15; 17].
Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу.
Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Эффект достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей – персонажей и через построение сюжета.
Важнейшее место в организации совместно – разделенной деятельности ребенка и взрослого по сочинению сказки должно отводиться собственно коммуникативной, диалогической составляющей (вопросам слушателя – взрослого). Взрослый ведет сказку, задает интонацию. ( выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя истории, но при этом, внешне, порой каверзного или простоватого персонажа). Подхватывает, воспроизводит интонацию сказителя ребенок -рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребенка в мир многовековой национальной культуры. Взрослый вводит ребенка в поток художественно – коммуникативной деятельности, приобщая его к канонам не только через структуру художественного текста, но и с помощью особой интонации. В диалоге с взрослым ребенок должен ощущать себя в равноправной партнерской позиции -не декларируемой, а психологически реальной.
Сказка может быть полностью построена на фантазии, быть вариацией телепрограммы или другой темы, близкой ребенку. Педагог может сочинить сказку от начала до конца или расспросить ребенка об « основных сюжетных линиях», которые, будучи расширены педагогом, лягут в основу сказки. Метод базируется на вовлечении ребенка в мир веселой, шутливой фантазии – прекрасного антипода состояний страха и тревоги. Например, педагог может начать рассказывать ребенку знакомую сказку и затем заменить ее персонажи членами семьи ребенка, педагогами, товарищами по классу.
Педагоги все чаще используют в своей работе с детьми сказку. Значение сказки в практической психокоррекции детей с задержкой психофизического развития обусловлено ее важной ролью в психическом развитии ребенка.
Тревожность, с одной стороны, – это «центральная проблема современной цивилизации», важнейшая характеристика нашего времени: «XX век – век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности». С другой – это психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность), «осевая симптома» невроза и т.п. Неудивительно поэтому, что этой проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии. По некоторым источникам, количество публикаций по данной проблеме с каждым годом увеличивается в геометрической профессии [14, с. 8].
Необходимо, правда, отметить, что все это в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности довольно мало, и они носят достаточно фрагментарный характер. Можно думать, что это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ (известно, что именно 3. Фрейду мы обязаны введением проблемы тревожности в обиход психологии), экзистенциальная философия, психология и психиатрия.
И все же, несмотря на значительное количество работ, указания на неразработанность и неопределенность проблемы, многозначность и неясность самого термина «тревожность» занимают значительное место при ее обсуждении. Неоднократно ставился и вопрос о том, действительно ли тревожность представляет собой нечто единое или этим термином обозначается совокупность внешне сходных, но по сути совершенно разнородных явлений. Вместе с тем нельзя не отметить, что на практическом уровне (когда речь идет о влиянии тревожности на поведение и развитие личности, о саморегуляции состояния тревоги, о тревожном типе личности, о «работе с тревогой», способах преодоления устойчивой тревожности и т. п.) сравнительно легко достигается взаимопонимание, причем даже между специалистами, придерживающимися диаметрально противоположных теоретических взглядов. Это свидетельствует о том, что в представлении о феноменологии и функции этого явления существует достаточное согласие, а расхождения касаются, прежде всего, понимания его психологической природы.
Как уже отмечалось, в самом общем виде тревожность понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. То, что тревога наряду со страхом и надеждой – особая,
предвосхищающая эмоция, объясняет ее особое положение среди других эмоциональных явлений [14, с. 9].
Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. В русском языке это обычно фиксируется соответственно в терминах «тревога» и «тревожность», причем последний используется и для обозначения явления в целом. Кроме того, состояние тревоги изучается как процесс, т. е. анализируются этапы его возникновения, возбуждения соответствующих проявлений вегетативной нервной системы, развития, закономерной смены состояний по мере нарастания тревоги и ее разрядки. На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.
Выделяется устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др. – ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную) и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях частная тревожность является лишь формой выражения общей.
Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога). Чрезмерно высокий уровень рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности. В русле изучения проблем тревожности рассматривается и полное отсутствие тревоги как явление, препятствующее нормальной адаптации и так же, как и устойчивая тревожность, мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности [14, с. 11-13].
Информация о работе Сказкотерапия как средство коррекции тревожности