Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа
Известно, что в качестве эмоционального фактора тревожность играет существенную роль в процессе адаптации. Психологическая толерантность детей к неблагоприятным условиям микросоциума снижается, фрустрационные ситуации становятся непереносимы для них, что отражается на нарушении функциональной активности, индивидуального барьера психологической и психической адаптации. Одним из последствий может быть формирование тревожных расстройств по невротическим механизмам
Введение 3
Глава 1. Исследование тревожности и методов ее коррекции у детей старшего дошкольного возраста в научной литературе 5
1.1. Сказки как своеобразный фольклорный жанр 5
1.2. Феномен тревожности и страхов в детском возрасте 7
Глава 2. Использование сказкотерапии для коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте 22
2.1. Описание методов исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Коррекционная программа (на основе ознакомления со сказками) 25
2.3. Описание результатов проведенного исследования 41
Рекомендации педагогам и психологам по использованию сказкотерапии 43
Список литературы: 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 52
СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО, СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Этап | Назначение | Содержание этапа |
1. Ритуал «входа» | Создать настрой | Коллективное упражнение. Например, |
в сказку | на совместную | взявшись за руки, в кругу все смотрят на |
| работу. Войти в | свечу, или передают друг другу мячик; или |
| сказку. | совершается иное «сплачивающее» действие. |
2. Повторение | Вспомнить то, что | Ведущий задает детям вопросы о том, что |
| делали в прошлый | было в прошлый раз; что они помнят; |
| раз и какие | использовали ли они новый опыт в течении тех |
| выводы для себя | дней, пока не было занятий; как им помогло в |
| сделали, какой | жизни то, чему они научились в прошлый раз и |
| опыт приобрели, | пр. |
| чему научились. |
|
3. Расширение | Расширить | Ведущий рассказывает или показывает детям |
| представления | новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому |
| ребенка о чем- | научиться, попробовать, помочь какому-либо |
| либо. | существу из сказки и пр. |
4.Закрепление | Приобретение | Ведущий проводит игры, позволяющие детям |
| нового опыта, | приобрести новый опыт, совершаются |
| проявление новых | символические путешествия, превращения и |
| качеств личности | пр. |
| ребенка. |
|
5 Интеграция | Связать новый | Ведущий обсуждает и анализирует вместе с |
| опыт с реальной | детьми в каких ситуациях их жизни они могут |
| жизнью. | использовать тот опыт, что приобрели сегодня. |
б.Резюмирование | Обобщить | Ведущий подводит итоги занятия. Четко |
| приобретенный | проговаривает последовательность |
| опыт, связать его с | происходившего на занятии, отмечает |
| уже имеющимся. | отдельных детей за их заслуги, подчеркивает |
|
| значимость приобретенного опыта, |
|
| проговаривает конкретные ситуации реальной |
|
| жизни, в которых дети могут использовать |
|
| новый опыт. |
7. Ритуал | Закрепить новый | Повторение ритуала «входа» в занятие с |
«выхода» из | опыт, подготовить | дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с |
сказки | ребенка к | собой все важное, что было сегодня с нами, |
| взаимодействию в | все. чему мы научились». Ребята протягивают |
| привычной | эуки в круг, совершают действие как будто |
| социальной среде. | что-то берут из круга, и прикладывают руки к |
|
| груди. |
51
Информация о работе Сказкотерапия как средство коррекции тревожности