Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа
Известно, что в качестве эмоционального фактора тревожность играет существенную роль в процессе адаптации. Психологическая толерантность детей к неблагоприятным условиям микросоциума снижается, фрустрационные ситуации становятся непереносимы для них, что отражается на нарушении функциональной активности, индивидуального барьера психологической и психической адаптации. Одним из последствий может быть формирование тревожных расстройств по невротическим механизмам
Введение 3
Глава 1. Исследование тревожности и методов ее коррекции у детей старшего дошкольного возраста в научной литературе 5
1.1. Сказки как своеобразный фольклорный жанр 5
1.2. Феномен тревожности и страхов в детском возрасте 7
Глава 2. Использование сказкотерапии для коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте 22
2.1. Описание методов исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Коррекционная программа (на основе ознакомления со сказками) 25
2.3. Описание результатов проведенного исследования 41
Рекомендации педагогам и психологам по использованию сказкотерапии 43
Список литературы: 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 52
– Итак, чем же Вина бывает полезна, а когда и в чем может навредить? Зачем слуге Короля по имени Вина, и нужна ли ему Обида? И можно ли здесь говорить о Мере? Почему у Вины и Обиды должна быть Мера?
- Дорогие друзья, сегодня мы с вами познакомились со слугами Короля по имени Обида и Вина. А к вашему внутреннему Королю часто приходят эти слуги, и что вы чувствуете в это время?
Занятие восьмое. Заговор Обиды.
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну.
Ведущий: «Дорогие путешественники! Мы с вами познакомились со слугами Короля, именуемыми чувствами. И вы, наверное, заметили, что есть слуги, с которыми встречаться приятно, а есть и такие, с которыми хотелось бы видеться пореже. С кем вам приятно встречаться, ас кем не очень?
Конечно, приятнее видеть слуг по имени Радость, Интерес, а Обиду, Страх встречать пореже. Но ведь мы с вами знаем, что они тоже верные слуги Короля. Однако не все подданные Короля так считали. Некоторые стали говорить: «Зачем нам эти противные Страх и Обида? Когда они приходят, мы ссоримся, деремся, нам очень неприятно. Давайте подговорим Короля, чтобы он выгнал этих слуг из страны!»
Но Король был мудр и останавливал своих подданных. Скажите мне, дорогие путешественники, если о вас за глаза говорят плохо, перешептываются и перемигиваются за вашей спиной, вы это почувствуете? Конечно! Вам будет приятно или неприятно? Конечно, неприятно! А когда вам неприятно, вы какие дела будете делать: хорошие и плохие? Многие люди, когда о них плохо говорят, обижаются и совершают не очень хорошие поступки. Так случилось и в нашей Сказочной стране...
(Далее рассказ ведущего может быть разыгран в песочнице.) Так вот, темной ночью на краю леса собрались слуги по имени Обида и Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказывала о том, что их хотят выгнать из страны. «Им, видите ли, без нас лучше живется! Мы им, видите ли, совсем не нужны!» – фыркала Обида, а слуга по имени Страх сжимал кулаки: «Мы им покажем, что мы можем! Вот посадим Короля в Темницу да будем править страной, вот они у нас попляшут!»
И вот заговорщики пробрались во дворец, схватили спящего Короля и бросили его в Темницу (фигурка Короля может быть в этом эпизоде зарыта в песок). Когда на следующее утро придворные, по своему обыкновению, собрались в Тронном зале, они замерли в ужасе и изумлении. На троне сидел слуга по имени Страх Он пытался надеть на свою голову корону, но она была волшебной и сползала. Тогда слуга по имени Обида ее под трон.
Как выдумаете, каков был первый указ нового правителя. Да, было решено объявить войну соседнему государству. Кроме того, отныне каждому жителю королевства надлежало доносить на своих соседей, решать все споры с помощью кулаков, пугать друг друга всевозможными неприятностями. Представляете, какая жизнь настала в стране, тем более что слуги по имени Радость и Интерес были из нее изгнаны?
Конечно, страна разрушалась (ребята в песочнице разрушают постройки, деревья и прочее). Видите, что может произойти со страной, если у власти оказался незаконный Король, а слуга по имени Страх или Обида, забывшие о Мере?.. Приятно ли на это смотреть?
Наверное, то же самое происходит и у человека внутри, если он постоянно со всеми ссорится, дерется, обижается...
Давайте попробуем честно ответить себе на вопрос: бывает ли в нашей жизни так, что власть во внутреннем королевстве захватывает слуга по имени Обида или Страх? Что вы чувствуете и что, как выдумаете, чувствуют окружающие вас люди? В каких ситуациях это происходит?
(После обсуждения можно предложить ребятам восстановить Сказочную страну.)
Ну что, дорогие путешественники, на какую страну вам приятнее смотреть; на разрушенную или цветущую, восстановленную? Конечно, гораздо приятнее жить в стране процветающей, с сильным правителем.
Сегодня мы с вами увидели, что может произойти, если власть в государстве перейдет к слугам, забывшим о Мере. В наших силах не допускать такой ситуации. Как это сделать? Подумайте сами.
О том, что случилось в Сказочной стране дальше, мы с вами узнаем в следующем путешествии. А теперь нам пора возвращаться.
Занятие девятое. Возвращение Короля.
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну.
Ведущий: «Наверное, вам интересно, что же было дальше? Итак, слуги по имени Радость и Интерес добрались до Темницы и освободили Короля. Они принесли ему сосуд с живительной силой – Любовью. Как только Король пригубил из сосуда с Любовью, к нему вернулись силы, уверенность, мужество и мудрость. Царственной поступью он отправился в Тронный зал.
Едва слуги по имени Обида и Страх увидели Короля, они затрепетали и бросились на колени. А придворные зашипели: «Вот, Ваше Величество, мы же говорили Вам, надо было избавиться от этих слуг, и ничего бы не было!»
Но Король остановил их: «Дело не в моих слугах, дело в дурных мыслях и разговорах! Я даю им три дня сроку, пусть они сами решат: покинут ли они нашу страну или найдут в ней себе достойное применение».
Так сказал великодушный Король. Как вы думаете, правильно ли он поступил? (Обсуждение.)
Через три дня слуги по имени Обида и Страх пришли к Королю и сказали: «Ваше Величество! Простите нас и Вы, и вы, жители королевства! Мы вспомнили о своем качестве Меры и поняли свое назначение в стране. Позволь нам построить свои дома НА ГРАНИЦЕ государства».
«Почему на границе?» – удивился Король. А вы как думаете? (Обсуждение.)
Вот что сказали слуги: «Слуга по имени Страх – самый чуткий, самый осторожный, он хорошо чувствует опасность и сможет во время предупредить Ваше Величество. Вы будете иметь время на то, чтобы достойно встретить опасность или предотвратить ее. Слуга по имени Обида очень чуток к дурным мыслям и разговорам, он будет охранять Ваше достоинство и предотвращать недостойные разговоры и действия». (В песочнице страна перестраивается, Страха и Обиды переносятся на границы страны.)
Вот как закончилась эта история. Сосуд с Любовью установили на самом Красивом месте. (В песочнице ребята совещаются, выбирая место для сосуда с Любовью.) К этому месту может легко подойти каждый. Давайте и мы с вами возьмем фигурки, которые будут нами, войдем в страну и встанем вокруг сосуда с Любовью. (Ребята выбирают из миниатюрные фигурки, символизирующие их и расставляют их вокруг сосуда с Любовью.)
Дорогие путешественники! Вы многое узнали и увидели, расскажите, что для вас оказалось самым важным? (Обсуждение.)
Мы берем из Сказочной страны все то, что было для нас важным и полезным, все то, что будет помогать нам становиться мудрыми, терпеливыми, прощающими и любящими, и потихоньку возвращаемся в наш мир [5; 6; 8; 19].
Для определения влияния сказкотерапии на тревожность детей старшего дошкольного возраста мы использовали параметрический метод Стьюдента для зависимых выборок, который рассчитывается по формуле:
п – число элементов каждой пары;
d – разность между результатами в каждой паре; – сумма этих разностей с учетом знака;
2 – сумма квадратов частных разностей.
Метод Стьюдента позволяет проверить гипотезу о достоверности разницы между фоновым уровнем и уровнем после воздействия [10, с. 39].
Для этого мы повторно исследовали тревожность детей, отобранных для коррекционной работы, после проведения сказкотерапевтического воздействия. Все результаты исследования (до и после воздействия) нами были скомпонованы в расчетные таблицы:
Таблица 1
Значение индекса тревожности до и после проведения сказкотерапевтических занятий
№ п/п | ФИО | ИТ | d | d2 | |
| До | После |
|
| |
1 | Юлия Т. | 71,4 | 42,9 | 28,5 | 812,25 |
2 | Алина К. | 78,6 | 42,9 | 35,7 | 1274,49 |
3 | Влад Б. | 64,3 | 35,7 | 28,6 | 817,96 |
4 | Паша К. | 64,3 | 28,6 | 35,7 | 1274,49 |
5 | Алина Р. | 71,4 | 42,9 | 28,5 | 812,25 |
6 | Саша В. | 64,3 | 35,7 | 28,6 | 817,96 |
7 | Вика Г. | 64,3 | 42,9 | 21,4 | 457,96 |
8 | Лера Г. | 71,4 | 42,9 | 28,5 | 812,25 |
9 | Дима С. | 64,3 | 35,7 | 28,6 | 817,96 |
Сумма: | 264,1 | 7897,57 |
Величина t = 2,38, которая необходима для уровня значимости 0,05 при 8 степенях свободы выше, чем значение, соответствующая величина в таблице критических значений (2,31).
Таблица 2
Оценка уровня тревожности родителями до и после проведения сказкотерапевтических занятий
№ п/п | ФИО | Оценка родителей | d | d2 | |
|
| До | После |
|
|
1 | Юлия Т. | 17 | 9 | 8 | 64 |
2 | Алина К. | 18 | 11 | 7 | 49 |
3 | Влад Б. | 16 | 12 | 4 | 16 |
4 | Паша К. | 17 | 15 | 2 | 4 |
5 | Алина Р. | 18 | 11 | 7 | 49 |
6 | Саша В. | 17 | 12 | 5 | 25 |
7 | Вика Г. | 19 | 11 | 8 | 64 |
8 | Лера Г. | 18 | 9 | 9 | 81 |
9 | Дима С. | 19 | 12 | 7 | 49 |
Сумма: | >57 | >2401 |
Величина t = 2,56, которая необходима для уровня значимости 0,05 при 8 степенях свободы выше, чем значение, соответствующая величина в таблице критических значений (2,31).
Это значит, что с достоверной точностью можно говорить, что сказкотерапия снижает уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.
В сокращенном виде это записывается следующим образом: t = 2,31; r = 8; р > 0,05; достоверно. t = 2,56; r – 8; р > 0,05; достоверно. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, т.е. мы видим, специально организованная работа со сказками снижает уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.
1. Психолог или педагог принимает активное участие в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений.
2. Используемые психотерапевтические метафоры необходимо подбирать и создавать индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его проблемами и целями работы.
3. Необходимо владеть техникой рассказывания сказок и специфическим язык их рассказывания. Один из способов облегчить ребенку восприятие сказки и идентификацию с ее персонажем – это использование неопределенных, неконкретизированных слов и выражений. Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости, введение собственного имени ребенка, особенно перед тем, как будут сказаны важная фраза, информация, которую бы хотелось запечатлеть на подсознательном уровне.
4. Необходимо создать особую атмосферу эмоционального принятия ребенка, где поддерживается все позитивное, доброе, что у него есть; признается право ребенка на любые чувства, однако, предъявляются социальные требования к проявлению этих чувств (например, вводится правило: «Не драться, не кусаться, не обзываться»). Чтобы правила работы в группе соблюдались, число их должно быть минимальным.
5. В силу того, что очень часто сказкотерапия осуществляется с группой, то стоит проблема отбора детей в такие группы. Поэтому необходима предварительная психологическая диагностика и специальный подбор детей в группу.
6. В процессе сказкотерапии необходимо использовать различные игры, такие как ролевые, связанные с сюжетом сказки, психотерапевтические, направленные на разрешение трудностей и проблем детей, сплочение группы и осознание групповой поддержки и т.д.
7. Сказки должны носить проблемный характер и касаться либо таких общечеловеческих тем, как выбор и ответственность за свое поведение, любовь и уважение к другим людям, взаимопомощь, либо более конкретных проблем, например, связанных с неуверенностью, агрессивностью, детско-родительскими отношениями, нерешительностью, неумением общаться со сверстниками и т.д.
Информация о работе Сказкотерапия как средство коррекции тревожности