Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа
Известно, что в качестве эмоционального фактора тревожность играет существенную роль в процессе адаптации. Психологическая толерантность детей к неблагоприятным условиям микросоциума снижается, фрустрационные ситуации становятся непереносимы для них, что отражается на нарушении функциональной активности, индивидуального барьера психологической и психической адаптации. Одним из последствий может быть формирование тревожных расстройств по невротическим механизмам
Введение 3
Глава 1. Исследование тревожности и методов ее коррекции у детей старшего дошкольного возраста в научной литературе 5
1.1. Сказки как своеобразный фольклорный жанр 5
1.2. Феномен тревожности и страхов в детском возрасте 7
Глава 2. Использование сказкотерапии для коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте 22
2.1. Описание методов исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Коррекционная программа (на основе ознакомления со сказками) 25
2.3. Описание результатов проведенного исследования 41
Рекомендации педагогам и психологам по использованию сказкотерапии 43
Список литературы: 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 52
Для определения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие диагностические методы.
Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребенка к неврозу (тест предложен известным детским психиатром А.И. Захаровым).
Родителям предлагают ответить на вопросы теста-опросника, касающиеся особенностей поведения их ребенка. Каждый пункт оценивается в 2 балла, если отмеченная в нем особенность поведения выражена и тем более возрастает в своей интенсивности в последние годы. Если указанные проявления встречаются периодически, то соответствующий пункт оценивается в 1 балл. При отсутствии названных в пункте особенностей поведения выставляется 0 баллов.
1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.
2. Чуть что – в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.
3. Капризничает, ни с того ни с сего раздражается но пустякам, не может ждать, терпеть.
4. Очень часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний.
5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.
6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.
7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.
8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких; беспокойно спит, часто просыпается ночью; не может сразу прийти в себя утром.
9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.
10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.
11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.
12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.
13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.
14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.
15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет, повышается без причин температура, часто пропускает детский сад или школу.
Баллы, выставленные по каждому пункту опросника, нужно сложить.
Оценка результатов
30-20 баллов – невроз у ребенка несомненен;
19-15 баллов – невроз был или будет в ближайшее время;
14-10 баллов – есть признаки нервного расстройства, но не обязательно достигающего стадии заболевания;
9-5 баллов – есть предрасположенность к возникновению нервного расстройства, необходимо быть более внимательными к состоянию нервной системы ребенка;
4-0 балла – отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей ребенка [13, с. 47].
Методика «Выбери нужное лицо»
(Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки)
Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. Указанная методика предназначена для диагностики детей 4-7 лет.
Психодиагностический изобразительный материал представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см, каждая из который демонстрирует типичные для ребенка жизненные ситуации. Все рисунки выполнены в двух вариантах – для мальчиков и для девочек. В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребенком того же пола, что и он сам. Рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы. На одном изображении представлено улыбающееся лицо, на другом – печальное. Двусмысленность рисунков в методике имеет основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл предает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобной жизненной ситуации.
В процессе психодиагностики рисунки предъявляют ребенку в определенной последовательности и дают инструкцию:
1) Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2) Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3) Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое?».
4) Одевание: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) одевается».
5) Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) играет со старшими детьми».
6) Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
7) Умывание: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) в ванной».
8) Выговор: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое?».
9) Игнорирование: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое?»
10) Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое?»
11) Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) убирает игрушки».
12) Изоляция: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое?»
13) Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) со своими папой и мамой».
14) Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) ест».
Тест проводится индивидуально с каждым ребенком, результаты заносятся в протокол. Образец протокола к методике «Выбери нужное лицо» представлен в приложении (см Приложение 1).
На основе полученных данных проводится количественный и качественный анализ. В ходе количественного анализа вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков: количество эмоционально-негативных выборов 100% = ИТ 14
Результаты: Высокий уровень тревожности – ИТ больше 50%
Средний уровень тревожности – ИТ находится в пределах от 20 до 50% [12, с. 17-19].
В нашем исследовании принимали участие дети старших дошкольных групп ДДУ № 56 г. Барановичи. Результаты проведенной диагностической программы представлены в приложении (см. Приложение 2).
После проведения исследования нами было выявлено, что 21,95 % детей в нашей выборке (9 человек) имеют повышенный уровень тревожности. Диагностические результаты в отношении этих детей подтвердило анкетирование родителей, которые выделяли неустойчивость в настроении, повышенную раздражительность, переживания по пустякам и неуверенность в себе. Средний уровень тревожности был выявлен у 23 человек, что составляет 56 %. Низкий уровень определился у 2 детей (4,9 %).
Таким образом, 9 детей мы отобрали для проведения корреционно-развивающей сказкотерапевтической работы.
На каждом коррекционно-развивающем сказкотерапевтическом занятии необходимо соблюдать определенную структуру, которую мы приводим в приложении (см. Приложение 3) [7].
При создании психокоррекционной программы мы опирались на исследования Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Вачкова, А.В. Гнездилова и др. авторов.
Занятие первое.
Знакомство со сказочной страной и ее Королем.
Ведущий совместно с ребятами совершает ритуал входа в Сказочную страну. Ребята и ведущий садятся на ковер, вокруг песочницы. Ведущий начинает рассказывать сказку:
«Где-то далеко-далеко, а может быть, и совсем рядом, например, в этой песочнице, есть удивительная страна. Давайте создадим ее вместе. Есть там река (дети в песочнице создают реку), есть и горы (дети создают горы), есть темные дремучие леса (дети в песочнице сажают леса) и залитые солнцем луга (дети разравнивают площадку для луга и сажают цветы), есть топкие коварные болота (ребята создают болота). Посмотрите, как быстро у нас появилась Сказочная страна на месте пустыни! Мы создали ее своими руками, мы – творцы этой страны, ведь подобная страна есть в душе каждого из нас.
Правит этой страной Король (ведущий достает фигурку Короля и показывает ребятам, пуская ее по кругу). У него есть множество слуг и придворных. Король мудр и добр. Он умеет увидеть в каждом самое лучшее. Он дает слугам ту работу, которая у них получается лучше всего, и оценивает ее по достоинству.
- Как вы думаете, где живет Король? Конечно же – во дворце!
Чтобы создать дворец, мы станем архитекторами. Господа Архитекторы, возьмите картонные карточки (6x6 см), цветные карандаши, фломастеры и нарисуйте дворец Короля.
- Какие у вас получились чудесные дворцы, и посмотрите, какие они разные! Как выдумаете, почему?
В жизни мы все очень разные, и каждый архитектор предлагает что-то свое, особенное. Но для сегодняшней истории вам предстоит создать Архитекторский Совет и выбрать для Короля один из дворцов.
- В какой из дворцов вы поселите Короля и почему?
Итак, дворец для Короля выбран. Пожалуйста, господин Дворцовый Архитектор, возьмите ножницы и вырежьте его. А теперь Совету Архитекторов предстоит выбрать месторасположение дворца Короля. Где вы предлагаете поставить дворец и почему? Каждый член Совета имеет право высказаться и отстоять свою позицию. Однако вам нужно будет принять общее решение. А теперь введите Короля во дворец, оказывая ему соответствующие почести.
Информация для ведущего: Рекомендуется обыграть это действие следующим образом. Одному из участников группы достается почетная роль Короля. Признак исполняемой роли – фигурка Короля, которую он держит в руках. Участники группы, включая ведущего, выстраиваются в две шеренги перпендикулярно песочнице, образуя символический «королевский путь». По нему величественно, держа на вытянутой руке фигурку, шествует исполняющий роль Короля. Все участники группы с поклоном отдают ему почести, сопровождая их приветственными словами. Способы приветствия короля могут быть подсказаны ведущим или придуманы самими участниками группы. Исполняющий роль Короля помещает фигурку в песочницу, и вся группа размещается вокруг.
Кто может играть роль Короля:
а) участник, вытянувший соответствующий жребий;
б) участник, коллегиально выбранный группой;
в) участник, назначенный ведущим. В этом случае Королем может быть выбран альтернативный лидер, изгой группы или не включающийся в работу группы участник.
- Итак, создана Сказочная страна, мы познакомились с ее Королем, Совет Архитекторов выбрал для него дворец, Король был торжественно введен во дворец. Мы же с вами получили бесценный опыт радости от совместной работы, принятия важных решений, поддержки другого. Все это нам пригодится в нашей жизни. Давайте возьмем с собой этот опыт из нашей Сказочной страны. Для этого протяните руки над страной. Почувствуйте тепло, которое идет к нам из Сказочной страны. Возьмите это тепло в свои ладошки (кисти рук описывают полукруг, как будто в ладонях появился шар). В ваших руках золотистый шар, в котором находится ваш бесценный опыт. Поднесите шар к своему сердцу. Так он останется с нами (все действия производятся детьми совместно с ведущим). А теперь пришло время возвращаться назад.
Выполняется ритуал «выхода» из Сказочной страны. После занятия ребята могут сами разобрать песочную страну, поставить использованные фигурки на место.
Занятие второе. Знакомство со слугами-чувствами Короля.
Информация для ведущего: с третьего по девятое занятия начинается цикл «Знакомство со слугами-чувствами». Важно донести до детей, что чувства являются именно СЛУГАМИ Короля, который символизирует наше «Я». Алгоритм знакомства со слугой-чувством может быть следующим:
Имя (например, знакомимся со слугой по имени Радость).
Выбор фигурки или рисование образа слуги-чувства (Как же выглядит этот слуга?)
Обсуждение фигурок или рисунков. Акцент делается на том, что все образы – разные и мы все – разные, в этом наша исключительность и непохожесть друг на друга. Именно поэтому людям, которые сознают свою непохожесть и принимают исключительность другого, никогда не бывает скучно вместе.
Знакомство со слугой-чувством с опорой на все модальности. Зрительный образ слуги-чувства уже есть (в виде фигурки или рисунка). Поэтому необходимо подключить к знакомству остальные модальности:
S слуховой анализатор (какие звуки сопровождают появление этого
слуги, когда он приходит; какая музыка звучит, когда появляется этот
слуга; как он говорит, какой у него голос: высокий? низкий? тихий?
громкий?);
S обонятельный анализатор (чем пахнет слуга: приятный запах или нет,
Информация о работе Сказкотерапия как средство коррекции тревожности